Выступление на ШМО по теме:"Интерактивное обучение"
статья по теме
В настоящее время всё большую актуальность приобретает так называемое интерактивное обучение. Что это - новое наименование для хорошо забытого старого или нечто принципиально новое? В переводе с английского inter – взаимный, to act – действовать, т.е. действовать вместе, на равных, взаимно необходимо. Интерактивный – включенный в действие, взаимодействующий, находящийся в состоянии (режиме) беседы, диалога с чем-либо (компьютером) или кем-либо. Таким образом, интерактивное обучение – это диалоговое обучение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie.docx | 56.08 КБ |
prezentaciya.pptx | 1.25 МБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на ШМО учителей естественно - научного цикла
В настоящее время всё большую актуальность приобретает так называемое интерактивное обучение. Что это - новое наименование для хорошо забытого старого или нечто принципиально новое? В переводе с английского inter – взаимный, to act – действовать, т.е. действовать вместе, на равных, взаимно необходимо. Интерактивный – включенный в действие, взаимодействующий, находящийся в состоянии (режиме) беседы, диалога с чем-либо (компьютером) или кем-либо. Таким образом, интерактивное обучение – это диалоговое обучение.
В статье я предполагаю остановиться на вопросах:
- в чем сущность интерактивного обучения?
- какие интерактивные техники (упражнения) и формы учебных занятий предлагаются психологией и методикой?
- как – принципиально – строится интерактивный урок?
- с какими проблемами сталкивается учитель в интерактиве?
- в чем преимущества интерактивных методов перед пассивными и активными?
В литературе нет терминологического единства: интерактив называют и технологией, и методом, и формой. Ведущая роль отводится развивающим – частично-поисковым, поисковым и исследовательским. Ученик не потребитель, а искатель, чувствует свою интеллектуальную состоятельность и необходимость. Занятие организуется так, что практически все учащиеся вовлекаются в процесс познания, они имеют возможность думать, понимать и рефлектировать.
Совместная деятельность предполагает вклад каждого, обмен знаниями, идеями, способами действия. Каждый свободен высказывать свое, наработанное личным опытом, соотносить со знанием товарищей, происходит взаимообогащение и коррекция собственной позиции (ненавязчивая, без ссор, упреков и обид, т.к. надо из правд каждого найти общую – истину): от взаимопонимания - через взаимодействие – к взаимообогащению.
Интерактивые формы нацелены на:
- стимулирование учебно-познавательной мотивации;
- развитие самостоятельности и активности;
- воспитание аналитического и критического мышления;
- формирование коммуникативных навыков
- саморазвитие учащихся.
В интерактивном обучении учитываются потребности ученика, привлекается его личностный опыт, осуществляется адресная корректировка знаний, оптимальный результат достигается через сотрудничество, сотворчество, самостоятельность и свободу выбора, ученик анализирует собственную деятельность. Принципиально изменяется схема взаимосвязи между участниками образовательного процесса, в контакте с учителем и сверстником ученик чувствует себя комфортнее.
Взаимосвязь | Характеристика методов обучения |
Учитель Ученик Ученик | ПАССИВНЫЕ (Определенная познавательная активность ученика; низкий уровень активности ученика. При таком обучении преобладает внешняя мотивация, репродуктивный характер деятельности, отсутствует самостоятельность и творчество учащихся). |
Учитель Ученик Ученик | АКТИВНЫЕ (Обеспечивает высокую познавательную активность, самостоятельность и творчество ребенка, психосоциальный рост личности школьника). |
Учитель Ученик Ученик | ИНТЕРАКТИВНЫЕ (Постоянное активное взаимодействие педагога и учащихся; взаимообучение, взаимодействие и взаимопонимание; учитель и ученик |
Таким образом, налицо признаки личностно - ориентированного подхода.
Как же осуществляется обучение в режиме интерактива? В психологии и методике разработаны специальные технологии (техники, упражнения, приемы), в разных модификациях и вариантах, с разными названиями, для работы индивидуально, в парах, группами, коллективно:
«Мозговой штурм»,«Карусель»,«Два,четыре –вместе»«Мозаика»,«Междусобойчик»,«Совместный проект»Аквариум»,«Синтез идей»,«Микрофон»,«Метод ПРЕСС»,«Обучая – учусь»,«Выбери позицию»,«Живая линия»,«Большой круг» и многие другие. Но все они создают атмосферу повышенного интереса, ситуацию диалога, в них возможен неправильный ответ, ученик оценивается по процессу деятельности и т.п.
Вот некоторые интерактивные упражнения:
«Аквариум»
Учащиеся объединяются в группы по 5-6 человек. Одна из групп занимает место в центре класса, получает задание, зачитывает и обговаривает его. Остальные учащиеся не вмешиваются в обсуждение, а внимательно слушают и делают пометки. После публичного выполнения задания группа занимает свои рабочие места, а учащиеся класса обговаривают ход дискуссии, аргументы выступающих.
После этого место в «Аквариуме» занимает другая группа.
«Два, четыре – вместе»
Учащимся предлагается проблема или информация, которую они сначала отрабатывают самостоятельно, затем обговаривают в парах, далее объединяются в четверки. После принятия совместного решения в четверках происходит совместное обговаривание вопроса.
«Микрофон»
Учащимся предлагается высказать свою точку зрения по поставленному вопросу или проблеме. По классу пускают предмет, имитирующий микрофон. Каждый, получивший такой «микрофон» обязан четко и лаконично изложить свою мысль и сделать вывод.
«Синтез идей»
Данное упражнение предусматривает выполнение группами поэтапно всех видов заданий урока: на отдельных листах бумаги первая группа выполняет первое задание, вторая – второе и т.д. После выполнения первая группа отдает свой листок для доработки второй группе, вторая – третьей и т.д. Когда доработанный листочек возвращается к «хозяевам», каждая группа презентует свои исследования с учетом дополнений одноклассников.
Можно перед началом работы создать экспертную группу, которая будет оценивать продуктивность работы каждой группы.
Эти техники могут «работать » на разных этапах урока.
Этап урока | % врем. | Методическая цель | Примерные методики |
I. Мотивация | 5% | Сконцентрировать внимание и вызвать интерес к изучению данной темы. | «Мозговой штурм» «Блицопрос» «Микрофон» |
II. Оглашение темы задач | 5% | Обеспечить понимание учащимися их деятельности, чего они должны достигнуть в результате урока, что его ожидает. | Через эпиграф Через слово Через название |
III. Получение необходимой информации | 5% | Инструктаж учащихся для выполнения задания. | Мини-лекция Ознакомление с раздаточным материалом Презентация домашнего задания |
IV. Интерактивное задание | 60% | Практическое усвоение материала. | Стимуляция, Дебаты, Семинар, Работа в малых группах, «ПРЕСС», «Карусель», «Микрофон», «Снежный ком», «Защита проекта», «Аквариум» |
V. Подведение итогов | 25% | Обсуждение с целью закрепления материала. | «Большой круг», «ПРЕСС», «Неожиданное предложение», «Снежный ком», «Проект», «Творческое задание» |
Как строится интерактивный урок? Что является его принципиальными составляющими?
Примерная схема:
- Мотивация – 2 минуты (5%)
- Постановка задачи - 2 минуты (5%)
- Исходная информация и инструктаж - 2 минуты (5%)
- Практическое усвоение материала через интерактивное задание – 24 минуты (60%)
- Подведение итогов, рефлексия – 10 минут (15%).
При внешней легкости от учителя требуется большая подготовительная работа и «мокрая спина» во время урока. Темп урока высокий, следовательно, учитель должен максимально четко сформулировать вопрос-импульс, ясно и точно обрисовать условия и перспективы деятельности учащихся, без лишних слов инструктировать учащихся, организовать диалог в группе, помочь распределить роли, обеспечить дидактическим и наглядно-раздаточным материалом, видеть всех и каждого в деятельности, вовремя прийти на помощь, проконсультировать, подсказать не подсказывая, направить на поиск рациональных путей обработки информации, обеспечить активное слушание в процессе социализации и, наконец, грамотно и глубоко отрефлексировать происходящее.
Итак, принципиальные линии интерактива:
- линия переживания опыта в диалоге;
- линия рефлексии (осмысление как информации, так и самого себя).
Какое место занимает интерактивный урок в привычной типологии: ознакомление с новым, закрепление, обобщение, контроль?
На мой взгляд, любой урок можно проводить в интерактивных формах, заложив в него диалоговую основу (само- и взаимопроверку, помощь – один ум хорошо, а вместе – лучше). Каждый учитель идет своим путем.
Можно продуктивно и интересно проверять домашнюю работу в парах-четверках; например, предложить пересказать домашнее задание своему товарищу. Известно, что проговаривание помогает обнаружить собственные ошибки и переводит из позиции: «знаю, но сказать не могу» в позицию «знаю – понимаю – говорю». Так проверка домашнего задания приобретает иную окраску.
Как же быть с уроками тренировочными, уроками отработки навыков? Я понимаю, что для того, чтобы научиться писать, надо писать, чтобы научиться считать – надо считать. В основе механизма овладения речью лежит следование образцам, подражание, пересказ. Превращаем такой урок в практикум с парным (групповым) диалогом и обязательной рефлексией – повышается мотивация, и эффективность урока высока.
По сути в режиме интерактива идет обучение на так называемых нестандартных уроках: играх, семинарах, мастерских, конкурсах, дебатах, уроках защиты проектов, театрализации, конференциях, судах, дискуссиях, пресс-конференциях и т.п.
Здесь ученик активен, самостоятелен, инициативен, креативен. Он в контакте с другими, формулирует и аргументирует позицию (мнение), социализирует свой опыт и знание, рефлексирует. Неожиданная, свежая форма, роль повышают мотивацию. Заметим, что большинство учащихся (77%) предпочитают работать в парах и группах.
Существуют ли какие-либо ограничения в применении интерактивных технологий (например, в зависимости от общего интеллектуального уровня класса)? Закон «Об образовании» дает право учителю самому отбирать средства и способы обучения, которые не противоречат основным дидактико-педагогическим принципам. Интерактивные формы, повышающие мотивацию и способствующие развитию интеллектуального потенциала каждого, и здесь вполне уместны. Может быть, внешне менее эффектной, яркой будет дискуссия, слабее аргументы в дебатах, и потребуется много сил и времени на промежуточную рефлексию, например, на поиск одного основания для деления. Но я уверена, что КПД такого урока будет высоким, ведь у каждого своя начальная ступенька - и сегодня он научился тому, что не давалось. Он не готовое чужое должен переварить, а сам добывал знание, сам создал продукт. Точна китайская притча: «Скажи мне – и я забуду;// покажи мне – и я запомню;//дай сделать – и я пойму». Просто надо разумно и по-доброму организовать его деятельность. Кому? Учителю.
На мой взгляд, сложным для учителя является не столько овладение интерактивными приемами или отбор оптимальных путей, сколько организация диалога и рефлексии, а также оценивание ученика. Диалог. Полилог. Как следует из опроса, дети часто испытывают дискомфорт от «неуслышанности», да и сами умеют слушать скорее на «4», чем на «5».
Острый дефицит времени. Помимо вербальных (словесных) средств психология общения предлагает некоторые невербальные условные сигналы (Смит Роз, США).
«Передаю слово»: замедление темпа речи, обращение прямого взгляда на партнера, кивок или жест в его сторону.
«Сохраняю слово» («Еще говорю»): ускорение темпа, усиление голоса, интонация с нажимом.
«Хочу сказать» (запрос на высказывание): поднятая рука, указательный палец, выпрямленная спина.
«Лучше помолчу» (отказ от высказывания): расслабленная поза, заинтересованное выражение лица «пусть говорит».
Разучивание этих сигналов не составляет труда и сохраняет время для содержания.
Рефлексия в системе интерактива –тоже диалог с учеником о способах действия – приобретает чрезвычайно важное значение: из опроса – только 41% могут дать оценку своему ответу, 53% - объяснить ход выполнения задания.
В методике описаны организационные формы рефлексии:
«Хочу спросить»
«Для меня сегодняшний урок…»
Экспертно-наблюдательная комиссия
«Сообщи свое Я »
«Пантомима» (смайлики) самочувствия и пр.
Существуют типовые вопросы итоговой рефлексии:
Что понравилось /нет? Какие задания оказались трудными/легкими? Почему? Что тебе помешало справиться с заданием? Почему я предложила такую работу, а не иную - разгадай ход мысли? Почему работали в парах? Что тебе это дало? Чему ты научился? В чем разобрался? Чем бы хотели заниматься на следующем уроке? Какова, по логике, тема следующего урока? Что считаешь нужным сделать дома?
В результате школьники определяют следующие шаги в познании и ставят задачи перед собой для индивидуальной работы дома. Так учение органично становится неограниченным, а домашнее задание – способом самореализации и преодоления самого себя.
Но рефлексия ученика вытекает из непрерывного самоанализа учителя: что я делаю? Почему? Зачем? Каковы перспективы?
Чтобы действительно вести личность ребенка по траектории развития и справедливо оценивать достижения, надо детально диагностировать его познавательные процессы, его волевые качества, отслеживать движение, помогать – т.е. на учителе практически функция психолога. Насколько это реально? В технологии личностно-ориентированного образования разработаны разнообразные карты наблюдения, но вести их в одиночку учитель не в состоянии – трудоемко. Что же делать? Первое – активно слушать и слышать ученика, второе - беседовать с учеником (или учитель – ученик, или ученик – ученик) : как он организовал свою работу? Как решал задачу? С чего начал? Как строил рассуждение? Какие действия выполнял, как выходил из тупика? Почему выбрал тот или иной путь?
Задача учителя – выяснить природу ошибки и подсказать путь, а не ответ. «Горизонт открывается идущему». Учитель транслирует не только знания, но и методы их получения. Этот диалог не исключает, разумеется, диагностики (анкетирования, опроса и т.д.) ,мониторинга и прогнозирования. Достаточно ли у учителя знаний и умений для работы в интерактивном режиме? Средний стаж наших учителей –20 лет, рефлексии, диалога не было в вузовских методиках. Как быть?
Мне кажется, что, не страшась нового, во-первых, надо разобраться в возрастных особенностях и познавательных процессах; во-вторых, чувствовать детей, подходить к ним с положительной гипотезой, искренним желанием научить ребенка - и верой в него; в-третьих, осознавать, что 40 минут урока неповторимы и для ребенка, и для тебя; в-четвертых, понимать, что только возраст, знания и опыт отличают тебя от детей, в твоем предмете и в мире так много непознанного и интересного - и у тебя есть возможность посмотреть на привычное по-новому и совершить открытие вместе с учеником. Наша работа, творческая по природе своей, не позволяет учителю оставаться с дипломным багажом.
Без сомнения, чтобы освоить новое, надо самому «пережить», погрузиться в атмосферу интерактива.
При всех существующих трудностях, сложностях и проблемах, думается, перспективы образования связаны с интерактивными методами. В литературе описаны их преимущества:
Метод Критерий | Пассивный | Активный | Интерактивный |
1. Мотивация | Внешняя (оценки, влияние родителей) | Внешняя и внутренняя | Внутренняя (интерес самого учащегося) |
2. Роль учащегося | Пассивная, активность очень низкая | Высокая активность, отсутствие взаимодействия между членами ученического коллектива | Высокая активность, постоянное сотрудничество, развитие коммуникативности |
3. Роль личности учителя | Учитель – источник знаний, особенности которого не раскрываются | Учитель-собеседник, личные качества + профессиональное мастерство учителя | Учитель – равноправный партнер, организатор, консультант познавательной деятельности |
4. Степень усвоения материала | Невысокий 5-10% | Высокий 50% | Высокий 70-90% |
5. Уровни познания | Знание, понимание, воспроизведение | Широкий спектр, дифференциация обучения | Знания, анализ, синтез, творческое применение информации |
6. Контроль | Учитель контролирует объем информации, обратная связь, непостоянные результаты, результаты предсказуемы | Сотрудничество учителя с учеником, постоянная обратная связь, предусмотренные результаты | Контроль опосредованный, непрерывная рефлексия, понимание способов достижения цели, результаты работы менее предусмотрены |
Бесспорно, весомый аргумент – степень усвоения материала- до 90% информации. Это замечательно, но мы подчеркнем иное: если мы запустим механизм познания, если ребенок будет получать удовольствие и от нового знания, и от общения, то со временем механизм будет отлаживаться и совершенствоваться, и, став взрослым, человек вслед за Пушкиным скажет: «В начале жизни школу помню я…» Школу, где не предметы проходил, а был, жил, изучал и постигал…
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Интерактивный – включенный в действие, взаимодействующий, находящийся в состоянии (режиме) беседы, диалога с чем-либо (компьютером) или кем-либо. Таким образом, интерактивное обучение – это диалоговое обучение
Интерактивные формы нацелены на: стимулирование учебно-познавательной мотивации; развитие самостоятельности и активности; воспитание аналитического и критического мышления; формирование коммуникативных навыков и саморазвитие учащихся.
Взаимосвязь Характеристика методов обучения Учитель Ученик Ученик ПАССИВНЫЕ (Определенная познавательная активность ученика; низкий уровень активности ученика. При таком обучении преобладает внешняя мотивация, репродуктивный характер деятельности, отсутствует самостоятельность и творчество учащихся). Учитель Ученик Ученик АКТИВНЫЕ (Обеспечивает высокую познавательную активность, самостоятельность и творчество ребенка, психосоциальный рост личности школьника). Учитель Ученик Ученик ИНТЕРАКТИВНЫЕ (Постоянное активное взаимодействие педагога и учащихся; взаимообучение , взаимодействие и взаимопонимание; учитель и ученик
Интерактивные упражнения «Аквариум» «Два, четыре – вместе» «Микрофон» «Синтез идей» «Мозговой штурм» Метод « ПРЕСС» «Обучая – учусь» «Выбери позицию» «Карусель» «Совместный проект»
Этап урока % врем. Методическая цель Примерные методики I. Мотивация 5% Сконцентрировать внимание и вызвать интерес к изучению данной темы. «Мозговой штурм» «Блицопрос» «Микрофон» II. Оглашение темы задач 5% Обеспечить понимание учащимися их деятельности, чего они должны достигнуть в результате урока, что его ожидает. Через эпиграф Через слово Через название III. Получение необходимой информации 5% Инструктаж учащихся для выполнения задания. Мини-лекция Ознакомление с раздаточным мат-лом Презентация домашнего задания IV. Интерактивное задание 60% Практическое усвоение материала. Стимуляция, Дебаты, Семинар, Работа в малых группах, «ПРЕСС», «Карусель». V. Подведение итогов 25% Обсуждение с целью закрепления материала. «Большой круг», «ПРЕСС», «Неожиданное предложение», «Снежный ком».
Как строится интерактивный урок? Что является его принципиальными составляющими? Примерная схема: Мотивация – 2 минуты (5%) Постановка задачи - 2 минуты (5%) Исходная информация и инструктаж - 2 минуты (5%) Практическое усвоение материала через интерактивное задание – 24 минуты (60%) Подведение итогов, рефлексия – 10 минут (15%).
Диалог. «Передаю слово» «Сохраняю слово» «Хочу сказать» «Лучше помолчу»
Организационные формы рефлексии: «Хочу спросить» «Для меня сегодняшний урок…» Экспертно-наблюдательная комиссия «Сообщи свое Я » «Пантомима» (смайлики) самочувствия и пр.
Метод Критерий Пассивный Активный Интерактивный 1. Мотивация Внешняя (оценки, влияние родителей) Внешняя и внутренняя Внутренняя (интерес самого учащегося) 2. Роль учащегося Пассивная, активность очень низкая Высокая активность, отсутствие взаимодействия между членами ученического коллектива Высокая активность, постоянное сотрудничество, развитие коммуникативности 3 . Роль личности учителя Учитель – источник знаний, особенности которого не раскрываются Учитель-собеседник, личные качества + профессиональное мастерство учителя Учитель – равноправный партнер, организатор, консультант позн . деятельности 4. Степень усвоения Невысокий 5-10% Высокий 50% Высокий 70-90% 5. Уровни познания Знание, понимание, воспроизведение Широкий спектр, дифференциация обучения Знания, анализ, синтез, творческое применение информации 6. Контроль Учитель контролирует объем инф-ции , обратная связь, непостоянные результаты, результаты предсказуемы Сотрудничество учителя с учеником, постоянная обратная связь, предусмотренные результаты Контроль опосредованный, непрерывная рефлексия, понимание способов достижения цели, результаты работы менее предусмотрены
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение педагогического опыта учителя истории и обществознания Левашко Галины Анатольевны по теме: «Интерактивное обучение на уроках истории и обществознания»
Обобщение педагогического опытаучителя истории и обществознанияЛевашко Галины Анатольевныпо теме:«Интерактивное обучение на уроках истории и обществознания»...
Обобщение опыта работы по теме: « Интерактивное обучение как условие развития субъектности обучающихся в географическом образовании».
1. Актуальность опыта. Программа модернизации российского образования выдвигает задачу более широкого применения активных методов обучения и...
Выступление мастер-класса по теме: Метод озвучивания мультфильмов как средство интерактивного обучения татарскому языку
Идея о коммуникативной направленности обучения иностранным языкам не новая, однако, при воплощении ее в жизнь педагогам приходится сталкиваться с проблемой вариативности заданий. Действительно, ...
Обобщение опыта по теме «Интерактивное обучение на уроках истории и обществознания»
Обобщение опыта...
Выступление на педсовете по теме: «Индивидуализация обучения и развитие способностей учащихся на уроках».
Требования учитывать индивидуальные особенности ребёнка в процессе очень давняя традиция. Необходимость этого очевидна, ведь учащиеся по разным показателям в значительной мере отличаются друг от друга...
Выступление на педсовете на тему «Иммерсивное обучение: опыт и перспективы»
иммерсивное обучение – это метод, использующий искусственную или смоделированную среду, в том числе цифровую и виртуальную, благодаря которой учащиеся могут полностью погрузиться в процесс...