Работа с одаренными учениками в школе.
календарно-тематическое планирование по теме

Шустова Наталья Владимировна

Примерный план работы с одаренными детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_s_odarennymi.doc570 КБ

Предварительный просмотр:

План работы с одаренными и талантливыми детьми в ГБОУ СОШ

2011 – 2012 учебный год

уделять особое внимание психолого–педагогической поддержке одарённых (мотивированных) детей, ранней диагностики интеллектуальной одарённости;

усиление научно – методического сопровождения по данному направлению;

 исходить из принципа: каждый ребёнок от природы одарён по своему.

- предусматривать степень и метод самораскрытия одарённых обучающихся, умственное, эмоциональное, социальное развитие и индивидуальное различие обучающихся;

- удовлетворение потребности в новой информации (широкая информационно– коммуникативная адаптация);

- помощь одарённым детям в самораскрытии (их творческая направленность, самопрезентация в отношениях). 

Сроки

Мероприятия

Ответственные

Уровень

Август

Сбор предложений по расширению возможностей реализации умственного потенциала детей в урочной и внеурочной деятельности.

Разработка индивидуальных программ развития одарённых учащихся.

зав. МО, зав. по УВР, учителя-предметники


зав. МО, зав. по УВР, учителя-предметники, классные руководители одарённых детей

школа

Сентябрь

Разработка плана работы с одаренными детьми на 2011/2012 учебный год, составление базы одаренных детей.

Работа психолога с одарёнными детьми (выявление умственного потенциала, стимулирование творческой активности и т.д. (тестирование и помощь учащимся  по необходимости в течение года).

школьный психолог, классные руководители одарённых детей, зав. по УВР

школа

Октябрь

Организация НОУ, выбор тематики НОУ.

зав. по УВР, руководитель НОУ, учителя-предметники

школа

Планирование и подготовка проведения школьных туров предметных олимпиад.

Проведение школьного тура предметных олимпиад.

Неделя русского языка и литературы.

Конкурсы и олимпиады младших школьников.

руководитель НОУ, зав. МО, учителя-предметники, руководитель НОУ, зав. МО, учителя-предметники

школа

Конкурс  «Эрудиты нашей школы».

зав. по УВР,  учителя-предметники

школа

Ноябрь

Продолжение конкурсов по филологии (согласно внутришкольного плана).

Неделя математики и информатики.

руководители МО, учителя русского языка и литературы

руководители МО, учителя математики и информатики

школа

Проведение городских предметных школьных олимпиад.

руководители МО, учителя-предметники

город

Декабрь

Неделя химии и экологии с учётом внутришкольного и городского плана.

руководитель МО, учителя химии и экологии

школа

город

Продолжение участия в предметных городских олимпиадах.

руководители МО, учителя-предметники, зам. по УВР

город

Детский компьютерный фестиваль.

руководители МО, учителя информатики

школа

Январь

Декадник по истории и обществознанию.

Участие в конкурсе «Пушкинское слово».

руководитель МО, учителя истории и обществознания

школа

город

Школьная конференция НОУ.

руководитель НОУ, зам. по УВР, учителя - предметники

школа

Олимпиада по географии.

учителя географии

школа

город

Олимпиада по физике.

учителя физики

школа

город

Участие в конкурсах по русскому языку и литературе.

руководители МО, учителя русского языка и литературы, зам. по УВР

город

Февраль

Продолжение предметных городских олимпиад младших школьников.

руководители МО начальной школы, учителя начальной школы, зам. по УВР

город

Олимпиады по граждановедческим дисциплинам (6-7, 8-9, 10-11 классы)

 учителя истории и обществознания, граждановедения

школа

Олимпиады по иностранному языку (английский, немецкий).

учителя иностранного языка

школа

Март

Декадник по географии и экономике.

руководитель МО, учителя географии, экономики

школа

Выставка детского творчества.

учитель ИЗО, труда, руководитель МО, зам. по УВР

школа

город 

Участие в  научно–практических конференциях среди школьников 8-11 классов.

руководители МО, учителя -предметники, зам. по УВР

город

Подготовка и проведение фестивалей, посвящённых празднику русского языка.

руководители МО, учителя - предметники, зам. по УВР

школа

город

Защита школьных проектов, участие в городской конференции проектной деятельности учащихся 1-11 классов.

руководители МО, учителя - предметники, зам. по УВР

школа

город 

Май

Анализ результатов школьных и городских олимпиад.

 руководители МО, учителя - предметники, зам. по УВР

школа

Акция  « Дню Победы посвящается».

 Классные руководители, зам. по УВР

школа

город 

Анализ предоставляемых школой возможностей развития одарённых детей.

Директор, зам. по УВР, руководители МО, учителя - предметники

школа


Программа 

2011-2012 гг.

Пояснительная записка.

1. Выявление одаренных детей.

В ГБОУ СОШ № 339 выявление одаренных детей начинается с первого посещения психолога при поступлении в 1 класс и в дальнейшем в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными в разных областях и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие является одним из важнейших аспектов деятельности школы. Такие дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; доминирующую активную познавательную потребность; испытывают радость от добывания знаний.
Условно мы выделяем
три категории одаренных детей: 

  1. Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте).
  2. Дети с признаками специальной умственной одаренности – в определенной области науки, искусства, спорта и др. видах деятельности (подростковый образ).
  3. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте).

2. Принципы работы педагога с одаренными детьми: 

  1. принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
  2. принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
  3. принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
  4. принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
  5. принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

3. Цели работы с одаренными детьми

  1. выявление одаренных детей;
  2. создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачек в развитии из способностей;
  3. развитие и выработка социально ценных компетенций у учащихся;
  4. адаптация и предпрофильная подготовка выпускников.

Стратегия работы с одаренными детьми

I этап – аналитический – при выявлении одаренных детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности. Творческий потенциал ребенка может получить развитие в разных образовательных областях, но наиболее естественно, сообразно самой природе деятельности – в области художественного развития. В связи с этим целесообразно использовать часы вариативной части в обучении младших школьников на организацию творческих мастерских.

Творческие мастерские: 

  1. мастерская художественного слова;
  2. музейное дело (школьный военный музей );
  3. музыкальная мастерская (или музыкальный класс).
  4. «В мире прекрасного» (изобразительная деятельность);
  5. мастерская здорового образа жизни (программы «Разговор о правильном питании», « Час здоровья»и др.).

II этап – диагностический (5-9-е классы) – индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка.
На этом этапе проводятся групповые формы работы: конкурсы, «мозговые штурмы», ролевые тренинги, научно-практические работы, творческие зачеты, проектные задания, участие в интеллектуальных олимпиадах, марафонах, проектах, объединениях дополнительного образования и кружках по интересам.

III этап – этап формирования, углубления и развития способностей учащихся. С 2008 года в школе организован клуб одаренных детей «Премьер», куда вошли самые активные, самые творческие, самые любознательные, самые трудолюбивые и способные в разных областях знаний ребята, объединенные любовью к родной школе (8-11 классы). Необходимость в таком ребячьем сообществе назрела давно: в школе всегда велась большая внеклассная работа по предметам учебного цикла, а в объединениях дополнительного образования занимаются около 60 % учеников школы. Старшеклассники сами проявили инициативу собраться для решения вопросов самоуправления. Взрослые им просто помогли воплотить их задумку в жизнь, пообещав на общественных началах в свободное время курировать их работу. Девиз клуба «Премьер»:

ТАЛАНТ
ТРУДОЛЮБИЕ
ТЕРПЕНИЕ
ТВОРЧЕСТВО
ТРЕБОВАТЕЛЬНОСТЬ

Деятельность клуба разнообразна. Ребята занимаются в гуманитарной, естественно-научной, военно-патриотической, общественной и эстетической секциях, а также в школьной театральной студии «Премьера» и школьном самоуправлении. Координирует работу клуба президент и вице-президенты. Таким образом, можно отметить, что «Премьер» - это не только школьное научное общество, где занимаются «ботаники», а самый настоящий клуб по интересам. Здесь можно проявить себя в искусстве, журналистике, исследовательской деятельности, литературе, музейном деле, проектной деятельности, общественной работе, военном деле.
Самые талантливые ребята, участвовавшие и победившие в олимпиадах, конференциях, смотрах и конкурсах, отчитываются о своих победах в январе – на Рождественском бале, где подводятся итоги прошедшего года.

  1. Условия успешной работы с одаренными учащимися.

Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.
Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми. Признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы УО.

  1. Формы работы с одаренными учащимися.
  1. школьное научное общество «Премьер»;
  2. объединения дополнительного образования;
  3. групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися;
  4. факультативы;
  5. кружки по интересам;
  6. конкурсы и конференции;
  7. интеллектуальный марафон;
  8. участие в олимпиадах;
  9. работа по индивидуальным планам;


Программа работы с одарёнными и талантливыми детьми

Мероприятие

Сроки

Исполнители

1

Внедрение проблемно-исследовательских, проектных и модульных методов обучения, развивая непрерывно у учащихся творческое и исследовательское мышление.

2010-2013

методсовет, руководители ШНОУ «Премьер»

2

Развитие творческих способностей учащихся школы. Выявление одаренных детей.

Ежегодно

ШМО школы , психолог

3

Совершенствование деятельности клуба одаренных детей «Премьер».

Создание нормативной и методической базы.

Организация исследовательской деятельности в гуманитарной, эстетической, военно-спортивной, экологической, общественной секциях клуба одаренных детей «Премьер»

2010-2013


2012

ежегодно

руководители ШНОУ «Премьер»

4

Участие школьников во Всероссийских конкурсах-играх «Русский медвежонок», «Кенгуру»

ежегодно

учебная часть, учителя-предметники

5

Участие школьников в городских, Международных, Всероссийских предметных олимпиадах, конкурсах, смотрах, конференциях.

ежегодно

методсовет,

учебная часть

6

Организация психолого-педагогического просвещения родителей талантливых и одарённых школьников

ежегодно

психолог школы, методсовет

7

Подготовка психолого-педагогических характеристик на каждого одарённого школьника, для разработки индивидуальной программы обучения

  1. выявление учащихся в 1-4, 5-9,10-11 кл., составление диагностической карты;
  2. разработка программ и планов индивидуальной работы с детьми;
  3. проведения занятий с детьми;
  4. отработка форм, методов, приёмов работы;
  5. создание мониторинга результативности работы с одарёнными детьми

2011-2013

психолог школы

учителя –предметники


руководители ШНОУ «Премьер»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы с одаренным учеником

План работы имеет практическую направленность. Может использоваться учителем- предметником по любому предмету....

Русский язык. Работа с одаренными учениками. 6 класс

Русский язык. Работа с одаренными учениками. 6 класс...

План работы с одаренными учениками

Работа с одаренными учениками -это  стимул профессионального развития педагога....

План работы с "одаренными" учениками

План работы с "одаренными" учениками...

План мероприятий работы с одаренными учениками

Как строится работа с одаренными детьми в рамках предметов история и обществознание...

План работы с одаренными учениками

Данный план работы предназначен для учителей математики основной школы....