Методическое объединение и профессиональное развитие педагога
статья по теме

Из опыта работы РМО

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon iz_opyta_raboty.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Методическое объединение и профессиональное развитие педагога

Учителю современной школы необходимо постоянно повышать свой профессиональный уровень. У педагогов, работающих в муниципальных образовательных учреждениях, это чаще всего проходит тремя путями:

А) через посещение курсов повышения квалификации при ЗабКИПКРО, к которому в большинстве своем подталкивают внешние обстоятельства, в частности, необходимость прохождения очередной аттестации;

Б) через самообразование;

В) через участие в работе районных и школьных методических объединений.

 Основной целью деятельности РМО «Социальные науки», в работе которого принимают участие учителя истории, обществознания, экономики и права является непрерывное совершенствование уровня педагогического мастерства учителей, их компетентности в предметной области.

Работу методического объединения пытаемся строить в соответствии с учетом новых требований к содержанию образования, но при этом отчетливо проступает противоречие: с одной стороны, существует устойчивое стремление творческого поиска, необходимости овладевать новыми, современными знаниями, уделять внимание развитию личностных качеств учащегося, с другой стороны, ориентирование учителя на знания, так как перед ним стоит проблема качества образования (успешность прохождения итоговой аттестации напрямую зависит от конкретных знаний, которые, к сожалению, ученик, в большинстве своем, не желает приобретать самостоятельно)

На заседаниях методического объединения рассмотрение теоретических вопросов современного исторического и обществоведческого образования, дополняется обменом практическим опытом.

Открытый урок, как форма обмена опытом, по мнению учителей, имеет как плюсы, так и минусы. Как правило, такой урок является образцово-показательным и не похож на обычный,  рабочий урок: со стороны учителя он требует больших временных затрат при подготовке и психологического напряжения; учащиеся на таком уроке, особенно в среднем и старшем звене, ведут себя иначе, чем в режиме обычного урока и в итоге урок, тщательно продуманный и подготовленный, с учетом мельчайших нюансов, может  оказаться неудачным.  

Более приемлемым, по нашему мнению, является проведение мастер-классов. Когда учитель поставлен на место ученика и в процессе активной совместной деятельности вносит свой индивидуальный вклад в процесс образования с позиций ребенка, очень часто появляется удачное решение, идеи для реального урока. Учитель ощущает сам, насколько необходимы специальные формы организации учебной деятельности, включение всех в процесс обучения, сравнивает информационно-объяснительный и интерактивный урок, на котором необходимо моделировать ситуации, принимать нестандартные решения с позиций ученика. Содержание проводимого мастер-класса обычно соответствует общей проблеме, рассматриваемой на заседании методического объединения.

Но современный учитель – это не просто специалист, дающий знания, а организатор и соучастник образовательного процесса, поэтому-то и  необходимо организовывать не только эффективное обучение учащихся, но и тех, кто учит,  задействовать всех в процесс, сделать их активными, создать такую атмосферу, чтобы все проявили себя как творцы, шло активно взаимообучение и взаимосовершенствование. Сегодня, когда школа переходит к образовательным стандартам нового поколения, диктующим новые требования к подготовке выпускника, определенную помощь учителю - предметнику должно оказать и методическое объединение. Но, чтобы помощь была действенной, нужно знать затруднения, с которыми сталкивается учитель. И здесь, как и в рамках школьного урока, могут помочь диагностика, рефлексия и  мониторинг.

Удачным решением, по-моему мнению, является заполнение участниками в  ходе заседания «индивидуальных листов самооценки».

Например, при проведении заседания были рассмотрены следующие вопросы:

1. Ключевые изменения ФГОС 2 поколения.

2. Системно - деятельностный подход как главное условие реализации ФГОС-2.

3. Практикум – конструирование урока с использованием элементов системно - деятельностного подхода.

«Индивидуальный лист самооценки» данного заседания состоит из следующих пунктов:

1. Выберите свою позицию, которая соответствует вашему представлению о ключевых изменениях ФГОС 2 поколения на начало заседания:

А) я знаю, в чем заключаются ключевые изменения ФГОС 2 поколения.

Б) я имею общие представления о ключевых изменениях ФГОС 2 поколения

В) я затрудняюсь охарактеризовать ключевые изменения ФГОС 2 поколения.

Г)  я не знаю, в чем заключаются ключевые изменения ФГОС 2 поколения

2. Изменилась ли ваша позиция в ходе заседания?

Да, нет, частично (ответ подчеркните).

Если выбран вариант ответа «да», уточните позицию в пункте №1 (другим цветом или знаком).

3. Продолжите суждение: «После заседания МО  я…», выбрав вариант ответа (пометить нужный в соответствующем столбце знаком «+»)

Суждение

да

нет

частично

1

могу назвать особенности структуры урока открытия нового знания

2

могу перечислить основные виды УУД

3

знаю отличия традиционного урока от урока развивающего

4

уверен, что формулировать тему урока и ставить цель могут учащиеся

5

получил(а) положительный опыт работы  

6

могу сконструировать урок с использованием СДП

5

знаю, какие технологии являются базовыми в стандартах 2 поколения 

6

уверен(а), что на уроке учащимся должна быть предоставлена максимальная степень самостоятельной познавательной деятельности

7

Дополнил (а) свои знания конкретными приемами, способами … организации учебной деятельности

8

Дополнил (а) свои теоретические знания

Оцените каждый положительный ответ в 2 балла, частично – 1 балл, отрицательный – 0 баллов. Каждым участником подсчитывается общее число баллов, каждая позиция  отмечается на коллективном листе результативности заседания, составляется график:  

учитель

баллы

фио

фио

фио

и т.д.

16

15


10

9

8


2

1

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

Подобный прием позволяет не только наглядно, критически оценить эффективность проведения отдельного заседания,  но и спланировать, скорректировать  проведение последующих – как конкретной формы проведения, так и рассматриваемых вопросов; определить направления оказания адресной помощи педагогам. И в конечном итоге - получить действительные результаты в процессе обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на методическое объединение "Родник" - "Профессионально-нраственные качества личности педагога".

В докладе "Профессионально-нравственные качества личности педагога" рассматривается каким должен быть современный педагог, какими качествами должен обладать....

Профессиональное развитие педагога через деятельность в сетевых предметных методических сообществах.

За последние 10 лет произошла переориентация основных целей работы методических объединений учителей с трансляции педагогического опыта, формирования и совершенствования педагогической техники учителя...

Лист самооценки профессионального развития педагога в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог» по уровню «педагог–методист»

Характеристика уровня профессионального развития педагога-методиста в соответствии с требованиями профессионального стандарта Педагог...

Сетевые методические сообщества как ресурс профессионального развития педагога

В статье отражена необходимость педагога постоянно самосовершенствоваться, повышать свой уровень профессионализма, оставаться актуальным. При этом новой и наиболее перспективной формой повышения квали...

«Сетевые методические сообщества как ресурс профессионального развития педагога»

В статье можно узнать,как методические сообщества могут помочь в профессиональном развитии педагога. А так же подобраны метадические сообщества для учителей физической культуры....

Презентация к теоретической части районного методического объединения педагогов дополнительного образования по теме "Индивидуальная образовательная траектория профессионального развития педагога дополнительного образования"

Презентация, иллюстрирующая организационно-мотивирующую и теоретическую части семинара-практикума районного методического объединения педагогов дополнительного образования по теме: "Индивидуальна...

Профессиональное развитие педагога в условиях модернизации Российского Образования - основа системы работы районного методического объединения учителей математики Приволжского района города Казани.

Методические объединения созданы для помощи учителю повышать свой профессионализм, овладевать новыми, более совершенными и эффективными методами и приемами обучения учащихся. Повышение компетентности ...