Методическое объединение и профессиональное развитие педагога
статья по теме
Предварительный просмотр:
Методическое объединение и профессиональное развитие педагога
Учителю современной школы необходимо постоянно повышать свой профессиональный уровень. У педагогов, работающих в муниципальных образовательных учреждениях, это чаще всего проходит тремя путями:
А) через посещение курсов повышения квалификации при ЗабКИПКРО, к которому в большинстве своем подталкивают внешние обстоятельства, в частности, необходимость прохождения очередной аттестации;
Б) через самообразование;
В) через участие в работе районных и школьных методических объединений.
Основной целью деятельности РМО «Социальные науки», в работе которого принимают участие учителя истории, обществознания, экономики и права является непрерывное совершенствование уровня педагогического мастерства учителей, их компетентности в предметной области.
Работу методического объединения пытаемся строить в соответствии с учетом новых требований к содержанию образования, но при этом отчетливо проступает противоречие: с одной стороны, существует устойчивое стремление творческого поиска, необходимости овладевать новыми, современными знаниями, уделять внимание развитию личностных качеств учащегося, с другой стороны, ориентирование учителя на знания, так как перед ним стоит проблема качества образования (успешность прохождения итоговой аттестации напрямую зависит от конкретных знаний, которые, к сожалению, ученик, в большинстве своем, не желает приобретать самостоятельно)
На заседаниях методического объединения рассмотрение теоретических вопросов современного исторического и обществоведческого образования, дополняется обменом практическим опытом.
Открытый урок, как форма обмена опытом, по мнению учителей, имеет как плюсы, так и минусы. Как правило, такой урок является образцово-показательным и не похож на обычный, рабочий урок: со стороны учителя он требует больших временных затрат при подготовке и психологического напряжения; учащиеся на таком уроке, особенно в среднем и старшем звене, ведут себя иначе, чем в режиме обычного урока и в итоге урок, тщательно продуманный и подготовленный, с учетом мельчайших нюансов, может оказаться неудачным.
Более приемлемым, по нашему мнению, является проведение мастер-классов. Когда учитель поставлен на место ученика и в процессе активной совместной деятельности вносит свой индивидуальный вклад в процесс образования с позиций ребенка, очень часто появляется удачное решение, идеи для реального урока. Учитель ощущает сам, насколько необходимы специальные формы организации учебной деятельности, включение всех в процесс обучения, сравнивает информационно-объяснительный и интерактивный урок, на котором необходимо моделировать ситуации, принимать нестандартные решения с позиций ученика. Содержание проводимого мастер-класса обычно соответствует общей проблеме, рассматриваемой на заседании методического объединения.
Но современный учитель – это не просто специалист, дающий знания, а организатор и соучастник образовательного процесса, поэтому-то и необходимо организовывать не только эффективное обучение учащихся, но и тех, кто учит, задействовать всех в процесс, сделать их активными, создать такую атмосферу, чтобы все проявили себя как творцы, шло активно взаимообучение и взаимосовершенствование. Сегодня, когда школа переходит к образовательным стандартам нового поколения, диктующим новые требования к подготовке выпускника, определенную помощь учителю - предметнику должно оказать и методическое объединение. Но, чтобы помощь была действенной, нужно знать затруднения, с которыми сталкивается учитель. И здесь, как и в рамках школьного урока, могут помочь диагностика, рефлексия и мониторинг.
Удачным решением, по-моему мнению, является заполнение участниками в ходе заседания «индивидуальных листов самооценки».
Например, при проведении заседания были рассмотрены следующие вопросы:
1. Ключевые изменения ФГОС 2 поколения.
2. Системно - деятельностный подход как главное условие реализации ФГОС-2.
3. Практикум – конструирование урока с использованием элементов системно - деятельностного подхода.
«Индивидуальный лист самооценки» данного заседания состоит из следующих пунктов:
1. Выберите свою позицию, которая соответствует вашему представлению о ключевых изменениях ФГОС 2 поколения на начало заседания:
А) я знаю, в чем заключаются ключевые изменения ФГОС 2 поколения.
Б) я имею общие представления о ключевых изменениях ФГОС 2 поколения
В) я затрудняюсь охарактеризовать ключевые изменения ФГОС 2 поколения.
Г) я не знаю, в чем заключаются ключевые изменения ФГОС 2 поколения
2. Изменилась ли ваша позиция в ходе заседания?
Да, нет, частично (ответ подчеркните).
Если выбран вариант ответа «да», уточните позицию в пункте №1 (другим цветом или знаком).
3. Продолжите суждение: «После заседания МО я…», выбрав вариант ответа (пометить нужный в соответствующем столбце знаком «+»)
№ | Суждение | да | нет | частично |
1 | могу назвать особенности структуры урока открытия нового знания | |||
2 | могу перечислить основные виды УУД | |||
3 | знаю отличия традиционного урока от урока развивающего | |||
4 | уверен, что формулировать тему урока и ставить цель могут учащиеся | |||
5 | получил(а) положительный опыт работы | |||
6 | могу сконструировать урок с использованием СДП | |||
5 | знаю, какие технологии являются базовыми в стандартах 2 поколения | |||
6 | уверен(а), что на уроке учащимся должна быть предоставлена максимальная степень самостоятельной познавательной деятельности | |||
7 | Дополнил (а) свои знания конкретными приемами, способами … организации учебной деятельности | |||
8 | Дополнил (а) свои теоретические знания |
Оцените каждый положительный ответ в 2 балла, частично – 1 балл, отрицательный – 0 баллов. Каждым участником подсчитывается общее число баллов, каждая позиция отмечается на коллективном листе результативности заседания, составляется график:
учитель баллы | фио | фио | фио | и т.д. |
16 15 … 10 9 8 … 2 1 | * * * * * * * * * | * * * * * * * * * | * * * * * * * * * | * * * * * * * * * |
Подобный прием позволяет не только наглядно, критически оценить эффективность проведения отдельного заседания, но и спланировать, скорректировать проведение последующих – как конкретной формы проведения, так и рассматриваемых вопросов; определить направления оказания адресной помощи педагогам. И в конечном итоге - получить действительные результаты в процессе обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на методическое объединение "Родник" - "Профессионально-нраственные качества личности педагога".
В докладе "Профессионально-нравственные качества личности педагога" рассматривается каким должен быть современный педагог, какими качествами должен обладать....
Профессиональное развитие педагога через деятельность в сетевых предметных методических сообществах.
За последние 10 лет произошла переориентация основных целей работы методических объединений учителей с трансляции педагогического опыта, формирования и совершенствования педагогической техники учителя...
Лист самооценки профессионального развития педагога в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог» по уровню «педагог–методист»
Характеристика уровня профессионального развития педагога-методиста в соответствии с требованиями профессионального стандарта Педагог...
Сетевые методические сообщества как ресурс профессионального развития педагога
В статье отражена необходимость педагога постоянно самосовершенствоваться, повышать свой уровень профессионализма, оставаться актуальным. При этом новой и наиболее перспективной формой повышения квали...
«Сетевые методические сообщества как ресурс профессионального развития педагога»
В статье можно узнать,как методические сообщества могут помочь в профессиональном развитии педагога. А так же подобраны метадические сообщества для учителей физической культуры....
Презентация к теоретической части районного методического объединения педагогов дополнительного образования по теме "Индивидуальная образовательная траектория профессионального развития педагога дополнительного образования"
Презентация, иллюстрирующая организационно-мотивирующую и теоретическую части семинара-практикума районного методического объединения педагогов дополнительного образования по теме: "Индивидуальна...
Профессиональное развитие педагога в условиях модернизации Российского Образования - основа системы работы районного методического объединения учителей математики Приволжского района города Казани.
Методические объединения созданы для помощи учителю повышать свой профессионализм, овладевать новыми, более совершенными и эффективными методами и приемами обучения учащихся. Повышение компетентности ...