Профессиональное развитие педагога через деятельность в сетевых предметных методических сообществах.
учебно-методический материал на тему
За последние 10 лет произошла переориентация основных целей работы методических объединений учителей с трансляции педагогического опыта, формирования и совершенствования педагогической техники учителя на организацию содействия комплексному развитию и повышению качества образовательного процесса. На первый план выходит проектирование новых изменений образовательной практики, становление и совершенствование профессиональной компетентности педагога-психолога, педагога-технолога, педагога-исследователя. То есть работа направлена «на будущее», а не на обобщение прошлого опыта.
Одной из адекватных форм закрепления инновационного опыта является сетевое взаимодействие учителей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Следует поддержать развитие сетевых педагогических
сообществ, интерактивных методических кабинетов – словом,
всего того, что формирует профессиональную среду.
В. Путин
В системе повышения квалификации педагогов значительную роль играет совершенствование профессионального мастерства учителя через участие в работе предметных методических объединений, творческих групп, проблемных лабораториях. В подобных коллективах происходит смещение акцента с традиционной на инновационную деятельность (информационная, диагностическая, аналитическая, экспериментальная, прогностическая, научно-исследовательская, инновационно - внедренческая, экспертная, издательская).
Творческая группа объединяет педагогов, профессиональный интерес которых направлен на решение актуальных проблем в современной методике преподавания предмета, что позволяет повысить свою профессиональную компетентность. В настоящее время возросла потребность в учителе, способном обновлять содержание своей деятельности посредством критического, творческого её освоения, применения достижений науки и педагогического опыта. В связи с этим изменяются функции методического сопровождения, обеспечивающего деятельность учителя, модернизируются подходы и к организации методической работы на всех уровнях.
За последние 10 лет произошла переориентация основных целей работы методических объединений учителей с трансляции педагогического опыта, формирования и совершенствования педагогической техники учителя на организацию содействия комплексному развитию и повышению качества образовательного процесса. На первый план выходит проектирование новых изменений образовательной практики, становление и совершенствование профессиональной компетентности педагога-психолога, педагога-технолога, педагога-исследователя. То есть работа направлена «на будущее», а не на обобщение прошлого опыта.
Одной из адекватных форм закрепления инновационного опыта является сетевое взаимодействие учителей. Построение образовательной практики интенсивным способом на основе сетевого взаимодействия приближает образовательные услуги к потребителям, позволяет сконцентрировать имеющиеся материально-технические, педагогические, интеллектуальные ресурсы.
Профессиональное сетевое сообщество – это формальная или неформальная группа профессионалов, работающих в одной предметной или проблемной профессиональной деятельности в сети. Участие в профессиональных сетевых объединениях позволяет учителям живущих в разных уголках страны и за рубежом, общаться друг с другом, решать профессиональные вопросы и повышать свой профессиональный уровень.
Благодаря сетевым связям самопроизвольно формируются новые социальные объединения. Сообщества такого рода не могут быть специально спроектированы, организованы или созданы в приказном порядке.
Цели сетевого сообщества:
- создание единого информационного пространства, доступного для каждого члена сообщества;
- организация формального и неформального общения на профессиональные темы;
- инициация виртуального взаимодействия для последующего взаимодействия вне Интернета;
- обмен опытом учения-обучения;
- распространение успешных педагогических практик;
- поддержка новых образовательных инициатив.
С развитием компьютерных технологий у сообществ обмена знаниями появляются новые формы для хранения знаний и новые программные сервисы, облегчающие управление знаниями и использование этих знаний новичками, находящимися на периферии сообщества.
Сетевое сообщество = простые действия участников + обмен сообщениями + социальные сервисы
Среда профессиональных сетевых сообществ наполнена объектами, агентами и ситуациями, которые помогают нам думать по-новому и воспитывать в себе толерантность, критическое и экологическое мышление. Сетевые сообщества могут служить педагогической практике для воспитания следующих умений:
- Совместное мышление. Наша познавательная, творческая и учебная деятельность изначально имеют сетевой и коллективный характер. Переход от эгоцентричной позиции к пониманию роли и значения других людей, других способов конструирования реальности является важным этапом психологического развития личности.
- Толерантность. Нам важно воспитать человека, способного посмотреть на событие с другой точки зрения, способного понять позицию не только другого человека, но и другого существа. Расширение горизонтов нашего общения, которому способствуют информационные технологии, приводит к тому, что мы все чаще сталкиваемся с людьми из незнакомых ранее социальных культур и слоев. Все чаще нашими партнерами в сетевой деятельности оказываются программные агенты. Мы должны быть готовы понимать их и объясняться с ними.
- Освоение децентрализованных моделей и экологических стратегий. От участников совместной деятельности не требуется синхронного присутствия в одном и том же месте, в одно и тоже время. Каждый член сообщества может выполнять свои простые операции. Эта новая модель сетевого взаимодействия может использоваться в педагогической практике для освоения учениками идей децентрализации и экологических стратегий.
- Критичность мышления. Коллективная, сообщная деятельность множества агентов, готовых критиковать и видоизменять гипотезы, играет решающую роль при поиске ошибок, проверке гипотез и фальсификации теорий. Мы можем рассказывать обучающимся о том, что такое критическое мышление, а можем погрузить их в среду, где критическая дискуссия является обязательной.
Анализ деятельности различных сетевых профессиональных сообществ показывает, успеху социально-педагогической сети способствуют следующие факторы:
- Наличие удобных и разнообразных инструментов для организации личного пространства;
- Постоянные нововведения, подогревающие интерес к активностям сети;
- Использование не самостоятельно разработанных, но популярных удобных сервисов;
- Наличие инструментов и сетевого пространства для самовыражения без страха быть осмеянным и непринятым;
- Учет психологических, возрастных, социальных предпочтений потребителей;
- Использование интересов пользователей для проблематизации и постановки актуальных для заказчика задач;
- Поощрения, стимулирование, публичное признание достижений наиболее активных участников;
- Толерантное, креативное, реактивное моделирование и руководство сообществами.
Кадровый анализ педагогов – участников профессиональных сообществ «Открытый класс», «Сеть творческих учителей», «Всероссийский августовский педсовет» убедительно показывает, что открытое сетевое взаимодействие – это взаимодействие учителей-профессионалов. Свыше 80% активной аудитории портала – учителя первой и высшей квалификационной категории, победители ПНПО, учителя-методисты, что позволяет выстроить особую систему тьюторства в сети, которая включает в себя многочисленные мастер-классы, консультативные линии, презентации опыта, экспертизу материалов коллег, авторские курсы повышения квалификации. Использование таких ресурсов и возможностей позволяет каждому участнику сетевых профессиональных сообществ выбрать собственную траекторию профессионального роста. Для самообразования педагога очень важно общение с коллегами. Часто нам не хватает время для этого. Сетевое сообщество учителей помогает учителям в удобное время, имея доступ к Интернету, общаться со своими коллегами и единомышленниками. А это повышает уровень профессиональной культуры.
Современному специалисту в области образования для реализации своих профессиональных возможностей и потребностей необходимо владеть следующими ключевыми компетенциями:
- Социально-политической, т.е. уметь брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, готовность к решению проблем.
- Социокультурной, т.е. понимание различий, взаимоуважение, способность сосуществовать с людьми других культур, языков и религий.
- Коммуникативной, т.е. владеть устным и письменным общением.
- Информационной, т.е. владение новыми технологиями, способность критического отношения к информации.
- Готовность к образованию и саморазвитию через всю жизнь.
Все компетенции формируются у человека в процессе образования, самообразования и профессиональной деятельности на протяжении всей жизни. У каждого из нас есть уникальная возможность развития и совершенствования своих профессиональных ключевых компетенций с помощью сетевого взаимодействия в рамках сетевых педагогических сообществ. При использовании сетевых сообществ у нас происходит постепенное переосмысление применения педагогических технологий и инструментария информационных технологий в профессиональной практике преподавателей под влиянием социальных сервисов. Они ломают стереотипы доминирующей роли учителя, позволяют переключиться на личностно-ориентированные формы обучения и организовать активное взаимодействие и сотрудничество учащихся и учителей, вовлекают учеников в групповые формы учебного взаимодействия, и используются педагогами как среды для отработки важных социальных навыков.
Самым популярным направлением работы в сетевых сообществах у учителей является пополнение медиатеки сообществ разработками уроков, внеклассных мероприятий, авторскими рабочими программами по предметам, элективным курсам и кружкам, презентациями к урокам, внеклассным мероприятиям и классным часам, выступлениями на семинарах, творческие работы учителей.
Размещая свои материалы, учитель получает квалифицированную помощь и оценку коллег.
К сожалению, большая часть учителей используют ресурсы сетевых сообществ в основном для знакомства с проектами и материалами коллег. К осознанию того, что Интернет-среда сетевого взаимодействия педагогов, инструмент в образовательном процессе, учителя пришли не в полной мере. Есть мнение, что введение ИКТ в образование это модное нововведение, и со временем все затухнет. Но усилиями ИТ- активных учителей началась активная работа учителей в сети Интернет. Многие ощутили преимущества такой работы: бесплатные материалы, методическая помощь, мастер-классы, поощрения, возможность высказаться, получить ответы на актуальные вопросы.
Таким образом, чтобы быть активной и творческой личностью, интересным человеком, способным повести за собой учеников, педагогу необходимо постоянно совершенствовать свои профессиональные качества, используя новые информационные технологии и участвуя в Интернет- инициативах. Возможно, культура педагога будет богаче и разнообразнее, диалог с учащимся станет интереснее. Взаимодействие должно осуществляться в атмосфере взаимопонимания и доверия, а его может организовать лишь педагог-мастер.
Сетевые сообщества педагогов - это быстрый путь к общению!..
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Следует поддержать развитие сетевых педагогических сообществ, интерактивных методических кабинетов – словом всего того, что формирует профессиональную среду. В. Путин
Профессиональное сетевое сообщество – это формальная или неформальная группа профессионалов, работающих в одной предметной или проблемной профессиональной деятельности в сети.
Термин «Виртуальное сообщество» был введен Г. Рейнгольдом исследователем социальных отношений в сети и одним из основателей сообщества WELL в 1993 году в книге «Virtual Community». В этой книге Г. Рейнгольд обсуждает различные примеры коммуникаций между членами социальных групп на базе таких как списки рассылки, новостные списки, многопользовательские сообщества, чат.
Цели сетевого сообщества: - создание единого информационного пространства; - организация общения на профессиональные темы; - инициация виртуального взаимодействия для последующего взаимодействия вне сети; - обмен опытом; - распространение педагогических практик; - поддержка новых образовательных инициатив.
Формула сетевого социального сообщества Сетевое социальное сообщество = Социальные сервисы + Простые действия участников + Обмен сообщениями"
Воспитание умений: - совместное мышление; - толерантность; - освоение децентрализованных моделей и экологических стратегий; - критичность мышления.
Факторы успеха: - наличие инструментов для организации личного пространства; - постоянные нововведения; - использование удобных сервисов; - наличие инструментов и сетевого пространства для самовыражения; - учет предпочтений потребителей; - использование интересов для проблематизации и постановки задач; - поощрения, стимулирование, публичное признание достижений наиболее активных участников; - толерантное, креативное моделирование и руководство сообществами.
Ключевые компетенции
Сетевые сообщества педагогов – это быстрый путь к общению!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сетевые сообщества как форма профессионального развития педагогов (на примере Республики Карелия), 2010
В статье приводится обзор литературы по теме, рассмариваются факторы успешности сетевых педагогических сообществ. Приводятся примеры различных сообществ педагогов Республики Карелия, созданных и функц...
Выступление на РМО учителей математики "Повышение компетентности педагога через участие в сетевых педагогических сообществах"
Выступление на РМО учителей математики по теме "Повышение компетентности педагога через участие в сетевых педагогических сообществах"....
Сетевое сообщество как форма профессионального развития педагога
Формирование педагогических компетенций путем работы на сайте "Открытый класс"...
Профессиональное развитие педагогов через сотрудничество преподавателей и студентов.
Научно-исследовательская деятельность студентов в области учебных пособий по английскому языку 19 - 21 веков....
Сетевые методические сообщества как ресурс профессионального развития педагога
В статье отражена необходимость педагога постоянно самосовершенствоваться, повышать свой уровень профессионализма, оставаться актуальным. При этом новой и наиболее перспективной формой повышения квали...
«Сетевые методические сообщества как ресурс профессионального развития педагога»
В статье можно узнать,как методические сообщества могут помочь в профессиональном развитии педагога. А так же подобраны метадические сообщества для учителей физической культуры....
«Профессиональное развитие педагога через интерактивные формы организации методической работы в ОБУДО «Курский областной центр туризма»
Материал предназначен для педагогов дополнительного образования, освещает основные интерактивные формы методической работы в учреждении дополнительного образования....