ПРОГРАММА «ШКОЛА - ТЕРРИТОРИЯ ЗДОРОВЬЯ» НА 2015 ГОДЫ
методическая разработка

Первых Александр Николаевич

 

 

 

МБОУ СОШ №34 г.Ставрополь

ПРОГРАММА    «ШКОЛА - ТЕРРИТОРИЯ ЗДОРОВЬЯ»  на 2015 ГОДЫ

Проблемы здоровья населения России, и в частности, здоровья подрастающе­го поколения, являются причиной для беспокойства как государственных органи­заций, так и общества, самих граждан. Свою долю ответственности за сохранение здоровья граждан несет и система об­разования. Формирование социально, психически и физически здоровой личности становится возможным, если человек с детства заботится о своем здоровье и ведет здоровый образ жизни. Наукой доказано, что качества, привитые с детства, всегда оказываются очень прочными и активно воздействуют на весь процесс дальнейшего формирования личности. Поэтому работа в данном направлении должна быть постоянной и результативной. На протяжении последних  пяти лет в школе осуществлялась деятельность по здоровьесбережению в соответствии с программой «Образование и здоровье», подведены итоги, достигнуты определенные успехи. Для продолжения целенаправленной, системной работы по сохранению и укреплению здоровья школьников на период до 2014 года разработана программа «Школа - территория здоровья», согласно которой здоровьесберегающие технологии продолжают оставаться  составной ча­стью и отличительной особенностью всей образовательной системы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon progr_shkola-territ.zdor_.doc438 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ №34 г.Ставрополь

ПРОГРАММА    «ШКОЛА - ТЕРРИТОРИЯ ЗДОРОВЬЯ»  НА 20013-2014 ГОДЫ

Проблемы здоровья населения России, и в частности, здоровья подрастающего поколения, являются причиной для беспокойства как государственных организаций, так и общества, самих граждан. Свою долю ответственности за сохранение здоровья граждан несет и система образования. Формирование социально, психически и физически здоровой личности становится возможным, если человек с детства заботится о своем здоровье и ведет здоровый образ жизни. Наукой доказано, что качества, привитые с детства, всегда оказываются очень прочными и активно воздействуют на весь процесс дальнейшего формирования личности. Поэтому работа в данном направлении должна быть постоянной и результативной. На протяжении последних  пяти лет в школе осуществлялась деятельность по здоровьесбережению в соответствии с программой «Образование и здоровье», подведены итоги, достигнуты определенные успехи. Для продолжения целенаправленной, системной работы по сохранению и укреплению здоровья школьников на период до 2014 года разработана программа «Школа - территория здоровья», согласно которой здоровьесберегающие технологии продолжают оставаться  составной частью и отличительной особенностью всей образовательной системы.

  Цели и задачи программы «ШКОЛА - ТЕРРИТОРИЯ ЗДОРОВЬЯ»:

  1. Создание оптимальных гигиенических и экологических условий для образовательного процесса.
  2. Организация образовательного процесса, предотвращающего формирование у учащихся дезадаптационных состояний: переутомления, гиподинамии, дистресса и т.д.
  3. Обеспечение школьников в период их пребывания в школе питанием, способствующим нормальной работе пищеварительной системы и обмену веществ в соответствии с современными медико-гигиеническими требованиями.
  4. Включение в учебные планы для всех классов занятий, позволяющих целенаправленно подготовить учащихся к деятельности по сохранению и укреплению своего здоровья, сформировать у них культуру здоровья, воспитать стремление к ведению здорового образа жизни.
  1. Активное участие педагогического коллектива по внедрению в работу школы здоровьесберегающих образовательных технологий.
  2. Обеспечение охраны здоровья педагогов и создание условий, позволяющих им грамотно укрепить свое здоровье.
  3. Проведение диагностики и мониторинга динамики состояния здоровья учащихся.
  4. Проведение работы с родителями учащихся, направленной на формирование в семьях здоровьесберегающих условий, здорового образа жизни, профилактику вредных привычек.

Принципы здоровьесберегающей педагогики

  1. Принцип не нанесения вреда. «N0 посеге!» - одинаково первостепенно и для медиков, и для учителей, и для родителей.
  2. Принцип приоритета действенной заботы о здоровье учащихся и педагогов. Все происходящее в школе - от разработки планов и программ до проверки их выполнения (включая проведение уроков, перемен, организацию внеурочной деятельности учащихся, подготовку педагогических кадров, работу с родителями и т.д.) -должно оцениваться с позиции влияния на психофизиологическое состояние и здоровье учащихся и учителей. Реализация этого принципа невозможна без проведения мониторинга здоровья учащихся.

  1. Принцип триединого представления о здоровье. Необходимо подходить к категории здоровья в соответствии с определением Всемирной организации здравоохранения, т.е. имея в виду неразрывное единство здоровья физического, психологического и духовно-нравственного.
  2. Принцип непрерывности и преемственности. Определяет необходимость проводить здоровьесберегающую работу в школе не от случая к случаю, а каждый день, на каждом уроке. Причем обязателен учет того, что уже было сделано ранее как в рамках организационных мероприятий, так и в учебно-воспитательной работе непосредственно.
  3. Принцип субъект-субъектного взаимоотношения с учащимися. Задача школьника состоит в обретении компетенций грамотной заботы о своем здоровье. Задача учителя - максимально содействовать ему в этом стремлении. Одна из граней реализации этого принципа - необходимость индивидуального подхода к учащемуся.
  4. Принцип комплексности и междисциплинарности. Только тесное, согласованное воздействие педагогов, психолога и врачей является условием достижения намеченных результатов.
  5. Принцип медико-психологической компетентности учителя. Является развитием предыдущего принципа и определяет высокие требования к уровню педагогической и медико-валеологической грамотности и соответствующей перестройке сознания, ценностных ориентации у педагогов. Эффективно работающий педагог - это всегда и хороший психолог.
  6. Принцип приоритета позитивных воздействий (подкреплений) над негативными (запретами, порицаниями). Один из важнейших общепедагогических постулатов и одно из важнейших условий здоровьесберегающей педагогики.

9.        Принцип приоритета активных методов обучения. Эти методы   ре-
зультативны не только в контексте образовательного процесса, но и с точки зрения
здоровьесбережения. Эффект достигается, во-первых,
за счет снижения риска появ-
ления у школьников переутомления; во-вторых, за счет несравненно более гармо-
ничного развития личности в условиях активного включения
в процесс постижения
таинств жизни, именуемый образовательным.

  1. Принцип сочетания охранительной и тренирующей стратегии. Сти-мулировать процесс развития личности, формирования, укрепления здоровья, накопления адаптационных ресурсов организма на таком уровне напряжения сил в возможностей, при котором проявление заботы о перспективах развития и жизнедеятельности организма не вступает в противоречие с заботой об актуальном состоянии и здоровье человека.
  2. Принцип формирования ответственности учащихся за свое здоровье Отсутствие у ребёнка, подростка чувства такой ответственности, по сути, сводит на нет все усилия по формированию культуры здоровья, так как не обеспечивает необходимых педагогических предпосылок для реализации знаний, умений, навыке: в ситуации, требующей принятия решений, связанных со здоровьем.
  3. Принцип отсроченного результата. Личностные изменения, определяющие систему отношений и рисунок поведения человека, формируются длительно и доступно. Поэтому на старте работы, направленной на сохранение и укрепление здоровья школьников, необходимо запастись терпением при отсутствии видимых результатов в первые недели и месяцы ожидания изменений.
  4. Принцип  контроля за результатами. Принцип основан на получении обратной связи. Должен быть реализован как в работе всей школы (проведение диагностики и мониторинга здоровья), так и в работе каждого учителя. Важно, как ученик усвоил, интересно ли  ему это, какие мысли и чувства возникают у него в связи с получением новой информации и т.д.

Ограничения в работе педагогов, связанные со здоровьесберегающими образовательными технологиями

(Правило 9 «НЕ»)

  1. Не допускать учебные нагрузки учащихся, приводящие их к состоянию переутомления.
  2. Не допускать «школьные стрессы».
  3. Не допускать распространения среди учащихся вредных привычек и зависимостей.
  4. Не допускать ошибок в организации физической активности учащихся, профилактике гиподинамии.
  5. Не допускать патологических нарушений, непосредственно связанных с образовательным процессом («школьных болезней»).
  6. Не допускать сбоев в питании школьников во время их пребывания в школе.
  7. Не «забалтывать» проблемы здоровья учащихся.
  8. Не пренебрегать сотрудничеством с родителями учащихся по вопросам сохранения и укрепления здоровья их детей.
  9. Не допускать безграмотности педагогов в вопросах здоровья и здоровьес-берегающих технологий.

План подготовки к созданию «Школы - территории здоровья»

Формы работы

Сроки выполнения

1

Создать рабочую группу (5-6 человек) для принятия решения о выдвижении вопросов здоровья в число приоритетов работы школы

2

Разработать предварительный   проект «Школа - территория здоровья» (с постановкой целей, задач, оценкой имеющихся ресурсов)

3

Провести поиск дополнительных ресурсов, необходимых для реализации проекта. Заключить соглашение со специалистами,   активизировать  возможности   родительского   комитета, учителей, спонсоров и т.п.

4

Разработать рабочий вариант проекта и поэтапный план действий с учетом условий школы

5

Распределить сферу ответственности, обязанности и задачи каждого участника проекта

6

Разработать   программу   диагностики   состояния   здоровья учащихся и структуры факторов, оказывающих негативное воздействие на здоровье

7

Составить карты индивидуальных показателей здоровья учащихся

8

Провести анализ полученных результатов состояния здоровья учащихся и структуры патогенных факторов

9

Учитывать    полученные    результаты    состояния    здоровья школьников при планировании и корректировке программы работы школы на каждом этапе

План

внедрения здоровьесберегагащих образовательных

технологий в работу школы

Проводимая работа

Сроки выполнения

1

Разработать школьную программу обеспечения приоритета здоровья

2

В каждом серьезном решении, принимаемом администрацией школы, отдельной строкой фиксировать аспекты, связанные с влиянием данного решения на здоровье школьников

3

Обеспечить проведение мониторинга   здоровья учащихся и происходящих в школе изменений, связанных с вопросами здоровья

4

Учитывать результаты мониторинга при составлении отчетов школы, при разработке программы развития, финансирования школы

Ежегодно

5

Со   школьниками   заключить   индивидуальные   соглашения (что должен и чего не должен делать данный учащийся, чтобы заботиться о своем здоровье и помочь школе обеспечить решение данной приоритетной задачи)

Ежегодно

6

С родителями учащихся заключить индивидуальные соглашения, что повысит уровень их ответственности

Ежегодно

7

Составить перечень должностных обязанностей учителей и специалистов в области здоровьесберегающих технологий

8

Обеспечить соблюдение требований СанПиНов к санитарно-гигиеническим условиям в школе

9

Включить, в школьную программу мероприятия по профилактике основных «школьных болезней» и дезадаптационных состояний

10

Обеспечить благоприятное (педагогическое и психологическое) влияние каждого учителя на своих учеников во время проведения уроков, с максимальной индивидуализацией этого воздействия

11

Обеспечить необходимый уровень грамотности школьников и   педагогов   по   вопросам   здоровья  через   воспитание  у школьников культуры здоровья, а не просто «загружать» их информацией

12

При появлении у школы финансовых возможностей использовать дополнительные средства для создания условий, позволяющих целенаправленно формировать, укреплять и даже восстанавливать здоровье учащихся и педагогов

План организации работы школы по здоровьесберегающим

технологиям

№ п/п

Проводимая работа

Сроки выполнения

1

Составление расписания, позволяющего распределить нагрузку в течение дня, недели, учебного года в соответствии с гигиеническими требованиями СанПиНов

2

Выбор учебных программ, учебных технологий, оптимальных с точки зрения влияния на здоровье учащихся

3

Формирование благоприятного психологического климата в школе в целом

4

Создать комиссию для решения спорных проблем

5

Провести социально-психологические тренинги

6

Координировать отдельные формы, методы, направления работы для создания в школе «моды» на здоровый образ жизни

7

Разработать  и  проводить:   зарядку,   физкультминутки, физкультпаузы, динамические перемены

8

Привлечь родителей для занятий со школьниками физкультурой и спортом

9

О     Организовать рациональную работу школьной столовой

10

Эстетическое оформление столовой

11

В учебных кабинетах сделать функциональную расстановку мебели, позволяющую легко проводить физкультминутки

12

Оборудовать учебные кабинеты новыми плакатами и стендами для гимнастики зрения

13

В планы уроков включать физкультминутки, вопросы по тематике здоровья

14

На уроках следить за детьми, входящими в группу риска и корректировать осанку и зрение

15

Разработать план непрерывного образования всех учащихся по вопросам здоровья, здорового образа жизни

16

Организовать работу «Университета для родителей» по вопросам детского здоровья

17

Организовать работу «Медико-психологического лектория» для учителей

18

Организовать дежурство по школе с учетом требований СанПиНов

План мониторинга состояния здоровья школьников и здоровьесберегающей работы школы

Дата проведения

Направления диагностики и мониторинга

 Сентябрь      (ежегодно)

Учет особенностей физического состояния и развития учащихся

Октябрь (ежегодно)

Определение тотальных признаков физического развития

Ноябрь (ежегодно)

Ориентировочная оценка состояния здоровья учащихся

Май,   июнь   (ежегодно)

Оценка работы школы и учителя в сфере охраны здоровья учащихся и реализации здоровьесберегающих технологий

План занятий «Университета педагогических знаний для родителей»

Дата проведения

Тема занятий

Ноябрь

Здоровый образ жизни в семье - счастливое будущее детей

Декабрь

Психологические особенности внутрисемейных отношений. Воспитание неприязни к алкоголю, табакокурению, наркотикам

Февраль

Профилактика и предупреждение «школьных болезней»

Апрель

«В здоровом теле - здоровый дух»: о правилах закаливания, питания, режиме дня школьника и т.п.

План занятий с педагогами

«Учитель: здоровье, предупреждение профессиональных

деформаций, пути самосовершенствования»

Дата проведения

Тема занятий

Сентябрь

Психологические особенности учителя. Проблема профессиональных деформаций

Октябрь

Советы учителю, помогающие избежать личностной деформации и получать больше радостей от жизни

Ноябрь

Здоровье и самосовершенствование учителя

Декабрь

Учитель и стрессы

Январь

Питание для мозга

Февраль

Как уберечь свой позвоночник от деформации

Март

Как носить тяжести, облегчая свою жизнь

Апрель

Что делать, если возникли незначительные проблемы со здоровьем

Май

Отпуск - время больших возможностей

План воспитательной работы «Школы - территории здоровья»

Дата

Сентябрь

Диагностика здоровья учащихся


Составление договоров с учащимися и родителями по программе

«Школа - территория здоровья»


Организация дежурства

по школе с учетом санитарно-гигиенических норм


Выставка фотографий

Выставка рисунков, кон-

Выставка поделок «Чем

«Как я провел лето»

курс мини-сочинений «Как я провел лето»

я занимался летом»


День здоровья

Малые олимпийские иг-

Праздник «Спортивная

ры

семья»


Конкурс классных комнат «Самый классный класс!»

Октябрь

 


1-4-й класс- классный

1-4-й класс - классные

1-4-й класс - классные

час «Самопознание че-

часы «Я и другие»

часы «Гигиенические

рез ощущение, чувство

(Дружба. Взаимоотно-

правила и предупреж-


и образ (эмоциональ-

шения людей, способы

дение инфекционных

ная сфера личности:

решения конфликтных

заболеваний»:

чувства, настроение,

ситуаций. Поведение на

•     Гигиена труда и от-

эмоциональные пере-

улицах и в обществен-

 дыха (Режим дня.

живания, ощущения.

ных местах. Правила

 Признаки утомле-

Способы проявления

поведения с незнако-

ния. Активный и пас-

эмоций и чувств).

мыми людьми).

 сивный отдых. Ги-

5-8-й класс - классный

5-8-й класс - классные

  гиена органов зре-

час «Самопознание че-

часы «Я и другие» (Био-

 ния).

рез ощущение, чувство

логическое и социаль-

•      Профилактика ин-

и образ» (Самооценка.

ное взаимоотношение

фекционных заболе-

Кризисы развития в пе-

людей)

  ваний.

риод взросления.

5-8-й класс - классные

Стресс, его психологи-

часы «Гигиенические

ческие и физиологиче-

правила и предупреж-

  ские проявления, спосо-

дение инфекционных

бы совладения со

заболеваний»:

стрессом. Биологиче-

•     Гигиена труда и от-

   ские основы поведения.

      дыха (Биологические

   Половые различия в по-

 ритмы организма.

ведении людей).

Периоды работоспо-

 9-11-й класс - классный

   собности. Индиви-

час «Знание своего те-

  дуальный режим

ла» (Объективные и

физических и умст-

субъективные признаки

венных нагрузок.

здоровья. Репродуктив-

Оптимальные усло-

ное здоровье юноши и

   вия труда, микро-

девушки. Понятие о ге-

  климат в классе и

нотипе и фенотипе. Са-

  квартире).

моконтроль и саморегу-

•     Профилактика ин-

ляция настроения и по-

фекционных заболе-

ведения. Ответствен-

ваний (Причины воз-

ность и свобода выбора)

никновения инфек          ционных заболева ний. Эпидемии. Ин-

 Инфекции, передавае-


мые половым путем.

Туберкулез, его предупреждение) 9-11-й класс - классный час «Гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний» (ВИЧ/СПИД, пути передачи, способы предупреждения. Группы риска по заражению инфекционными заболеваниями)



Профилактика подростковый наркомании «Что такое наркомания» (беседа)

Профилактика подростковый наркомании «Стресс и его последствия» (беседа)

Профилактика подростковый наркомании «Как отказаться от предложенных наркотиков» (беседа)



День Здоровья Однодневный поход «В обществе с природой»

День Здоровья

Конкурс «Мама, папа, я -спортивная семья»

День Здоровья

Кросс «Золотая осень»



Конкурс плакатов «Правила Мойдодыра»

Конкурс плакатов «Вот это стол, за ним едят»

Конкурс плакатов «Золотые правила питания»

Ноябрь

Международный день отказа от курения


1-4-й класс - живая газета «Как медведь бросил курить». 5-8-й класс - устный журнал «В объятиях табачного дыма». 9-11-й класс - реклама «Жизнь без табака»

1-4-й класс- «Вредные привычки, мерзкие сестрички» (утренник).

 5-8-й класс - «Суд над табаком».

9-11-й класс - «Письмо курящему сверстнику»

1-4-й класс - Фантастическое путешествие «Секрет черных братьев».

5-8-й класс - конкурс «Портрет курильщика». 9-11-й класс - Курильная опера, или Выработка хороших привычек


Тренинг здорового образа жизни


Соревнования по пионерболу, волейболу, футболу

Соревнования по пионерболу, волейболу, футболу

Соревнования по пионерболу, волейболу, футболу

Декабрь


5-8-й класс - классные часы «Питание и здоровье» (Питание - основа жизни. Основные группы пищевых продуктов. Пищевые риски, опасные для здоровья). 9-11-й класс - классные часы «Питание и здоровье» (Питание - основа жизни. Основные правила рационального питания. Болезни питания, анорексия, ожирение. Правила поведения в

1-4-й класс - классные часы «Основы личной безопасности и профилактика травматизма» (Бытовой и уличный травматизм. Опасные факторы современного жилища, школы, игровой площадки. Ожоги. Электротравмы. Падение с высоты. Опасность открытого окна, катания на перилах. Элементарные правила безопасности при катании на велоси-

1-4-й класс - классный час «Поведение в экстремальных ситуациях» (Экстремальная ситуация в населенном пункте. Экстремальная ситуация, связанная с незнакомым человеком. Вызовы экстремальной помощи. Стихийные бедствия, техногенные катастрофы). 5-8-й класс - классный час «Поведение в экстремальных ситуациях»

местах общественного питания)

педе).

5-8-й класс - классные часы «Основы личной безопасности и профилактика травматизма» (Бытовой и уличный травматизм. Правила пользования пиротехническими средствами. Факторы, способствующие обморожению. Правила безопасности на экскурсиях. Правила безопасности при обращении с открытым огнем. Доврачебная помощь).

9-11-й класс - классные часы «Основы личной безопасности и профилактика травматизма» (Бытовой и уличный травматизм. Травматизм при конфликтах. Жестокое обращение с детьми и подростками. Строительство и техника безопасности. Техника безопасности в быту)

(Экстремальные ситуации криминального характера. Поведение при аварийных ситуациях в жилище и т.п.). 9-11-й класс - классный час «Поведение в экстремальных ситуациях» (Модели поведения людей в экстремальных ситуациях. Поведение в состояниях печали и горя)


Профилактика подростковый наркомании «Наркотики на дискотеке» (беседа)

Профилактика подростковый наркомании «Факторы риска развития наркомании» (беседа)

Профилактика подростковый наркомании «Сопротивление массовой рекламе психоактивных веществ. Закон о наркотиках» (беседа)


Первенство школы по настольному теннису


Всемирный день борьбы со СПИДом

Январь


1-4-й класс - классные часы «Культура потребления медицинских услуг» (Обращение с лекарственными препаратами. Польза и вред медикаментов. Осторожное обращение с лекарствами).

5-8-й класс - классные часы «Культура потребления медицинских услуг» (Обращение с лекарственными препаратами. Рецепт, аптека, лекарство. Потребление лекарственных препаратов при самолечении

1-4-й класс - классные часы «Предупреждение употребления психоактивных веществ» (Общее представление о психоактивных веществах Почему люди употребляют психоактивные вещества. Вред табачного дыма).

5-8-й класс - классные часы «Предупреждение употребления психоактивных веществ» («Легальные» (алкоголь, табак) и «нелегальные» (наркотики) психоактивные вещества).

Классные часы «Курение как угроза здоровью»

Злоупотребление меди-

9—11-й класс - классные

каментами).

часы «Предупреждение

9-11-й класс - классные

употребления психоак-

часы «Культура по-

тивных веществ»:

требления медицинских

•  Основные виды пси-

услуг» (Обращение с

хоактивных веществ.

лекарственными препа-

•  Социальные, психо-

ратами. Передозировка

логические и физио-

лекарственных средств.

логические послед-

Первая помощь)

ствия употребления психоактивных ве-

ществ


Праздник «Зимние забавы»



Конкурс плакатов «Умей

Конкурс плакатов «Здо-

Конкурс плакатов «Не

сказать "Нет!"»

рова нация - здорова вся планета»

допустить беды»

Февраль


1-4-й класс - классные

1-4-й класс - классные

5-8-й класс - классные

часы «Я и другие» (Пра-

часы «Гигиенические

часы «Питание и здоро-

вила межличностного

правила и предупреж-

вье» (Гигиена питания.

общения: предупреди-

дение инфекционных

Болезни, передаваемые

тельность, представле-

заболеваний» (Гигиена

через пищу).

ние себя, отказ от неже-

полости рта. Общее

9-11-й класс- классные

лательного общения).

представление о строе-

часы «Питание и здоро-

5-8-й класс- классный

нии ротовой полости,

вье» (Гигиена питания.

час «Я и другие» (Поло-

временные и постоян-

Основные химические и

жение личности в груп-

ные зубы. Прикус и

биологические загрязни-

пе).

вредные привычки. Фак-

тели пищи: тяжелые ме-

9-11-й класс - классный

торы риска развития

таллы, пестициды, пле-

час «Я и другие» (Фор-

стоматологических за-

сень и др.)

мальные и неформаль-

болеваний. Уход за зу-

ные группы, их социаль-

бами).

но-психологическая

5-8-й класс - классные

специфика)

часы «Гигиенические

правила и предупреж-

дение инфекционных

заболеваний» (Гигиена

полости рта. Средства

гигиены полости рта.

Заболевания зубов, де-

сен, меры их профилак-

тики).

9-11-й класс - классные


часы «Гигиенические

правила и предупреж-

дение инфекционных

заболеваний» (Гигиена

полости рта. Средства

гигиены полости рта)


Профилактика подрост-

Профилактика подрост-

Профилактика подрост-

ковой наркомании «Са-

ковой наркомании

ковой наркомании «Нар-

моуважение» (беседа)

«Принятие решений»

котики, психоактивные

(беседа)

вещества и последствия их употребления» (беседа)


Военно-спортивная игра «Зарница»

Март


1-4-й класс - классные

1-4-й класс - классные

1-4-й класс - классные

часы «Основы личной

часы «Культура по-

часы «Предупреждение

безопасности и профи-

требления медицинских

употребления психоак-

лактика травматизма»

услуг» (Выбор медицин-

тивных веществ» (Что

(Безопасное поведение

ских услуг. Поликлиника

такое алкоголь и чем

на дорогах. Основные

или вызов врача на дом.

опасно его употребле-

ситуации - «ловушки», в

Служба скорой помощи.

ние. Поведение с людь-

которые обычно попа-

Посещение врача).

ми, употребляющими

9

дают дети: «закрытый

5-8-й класс - классные

психоактивные вещест-

обзор», «отвлечение

часы «Культура по-

ва).

внимания»,«пустынная

требления медицинских

5-8-й класс - классные

улица», «середина про-

услуг» (Выбор медицин-

часы «Предупреждение

езжей части улицы»,

ских услуг. Когда, куда и

употребления психоак-

«родители с детьми».

как обращаться за ме-

тивных веществ» (Жиз-

Сигналы регулирования

дицинской помощью.

ненный стиль человека,

дорожного движения.

Поведение в медицин-

употребляющего психо-

Правила безопасного

ских оздоровительных

активные вещества).

поведения у железнодо-

учреждениях и ответст-

9-11-й класс - классные

рожных путей).

венность за ложные вы-

часы «Предупреждение

5-8-й класс - классные

зовы. Выбор товаров и

употребления психоак-

часы «Основы личной

услуг медицинского на-

тивных веществ» (Юри-

безопасности и профи-

значения).

дическая и личная от-

лактика травматизма»

9-11-й класс - классные

ветственность за рас-

(Безопасное поведение

часы «Культура по-

пространение и упот-

на дорогах. Ситуации

требления медицинских

ребление психоактив-

самостоятельного дви-

услуг» (Выбор медицин-

ных веществ)

жения ребенка по улице.

ских услуг. Права и от-

Переход улицы. Посад-

ветственность клиента,

ка и выход из автобуса.

получающего медицин-

Опасность движения

ские услуги).

группой. Безопасное по-

ведение в транспорте.

Правила движения ве-

лосипеда).

9-11-й класс - классные

часы «Основы личной

безопасности и профи-

лактика травматизма»

(Безопасное поведение

на дорогах. Расчет ско-

рости движения транс-

порта и тормозного пути.

Ответственность за на-

рушение правил дорож-

ного движения)

Конкурс плакатов «Ос-

Конкурс плакатов «Доро-

Конкурс плакатов «Это

торожно - дорога»

га ошибок не прощает»

должен знать каждый»


Соревнования по бас-

Праздник русской Мас-

Соревнования по бас-

кетболу

леницы

кетболу

Апрель


1-4-й класс - классные

1-4-й класс - классные

часы «Гигиенические

часы «Я и другие» (Род-

правила и предупреж-

ственные связи - семья.

дение инфекционных

     Правила семейного об-

заболеваний» (Гигиена

щения. Права ребенка в

тела. Кожа и ее придат-

     семье. Правила группо-

ки. Функциональное

     вой деятельности).

предназначение. Уход

5-8-й класс - классные

за кожей, волосами и

     часы «Я и другие» (Ти-

ногтями. Выбор одежды

     пологизация групп)

и обуви в соответствии с

погодными условиями и

индивидуальными осо-

бенностями).

5-8-й класс - классные

часы «Гигиенические

правила и предупреж-

дение инфекционных

заболеваний» (Гигиена

тела. Индивидуальные и

возрастные особенности

кожи и ее придатков.

Уход за кожей лица и

рук, ногами. Правила

выбора гигиенических

средств ухода за телом

и волосами. Правила личной гигиены мальчиков и девочек). 9-11-й класс - классные часы «Гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний» (Гигиена тела. Выбор гигиенических средств для ухода за телом. Подбор и правила пользования косметическими средствами в соответствии с индивидуальными особенностями кожи)


Профилактика подрост-

Профилактика подрост-

Профилактика подрост-

ковой наркомании «Уве-

ковой наркомании «Пра-

ковой наркомании «По-

ренность в себе. Навыки

ва личности и уважение

следствия употребления

уверенного поведения»

прав других» (беседа)

наркотиков» (беседа)

(беседа)


Экологический месячник


Весенний кросс

Май

День семьи

Памятки на лето (Безопасный отдых  в летнее время: профилактика ДТП, КГЛ, ОКИ, поведение у водоемов, в местах отдыха молодежи и т.д.)

Июнь

Организация работы летнего школьного оздоровительного лагеря «Солнышко», УПБ. Туристические походы, экскурсии.

Критерии оценки эффективности внедрения здоровьесберегающих образовательных технологий

в работе школы

  1. Результаты проведения мониторинга здоровья учащихся.
  2. Желание учащихся посещать школу.
  3. Объем дневной учебной нагрузки на учащихся.
  4. Наличие курящих школьников.

5.         Гигиеническое состояние школьных туалетов, состояние сантехники.

  1. Содержание уроков физкультуры и эмоциональная атмосфера на них.
  2. Жизнь в школе после окончания уроков.
  3. Активность и заинтересованность школьников в участии в мероприятиях, связанных с тематикой здоровья.
  4. Психологический климат в педагогическом коллективе.
  5. Эмоциональное состояние и вид учеников после уроков.
  6. Характер взаимоотношений учащихся с учителями и друг с другом.
  7. Отношение к школе большинства родителей учащихся.
  8. Участие в деятельности общеобразовательного учреждения по вопросам укрепления здоровья подрастающего поколения общественности села, работников культуры, медицины, правоохранительных органов.
  9. Эффективность работы социально-психологической службы, организаций детского самоуправления, дополнительного образования.

Список используемой литературы

  1. Аршинова В.В. Классные часы и беседы по профилактике наркомании. - М.,  2004.
  2. Воспитательная работа в школе. Журнал зам. дир. по ВР. №3. 2005.
  3. Дереклеева Н.И. Модульный курс учебной и коммуникативной мотивации учащихся или Учимся жить в современном мире. - М., 2004.
  4. Новые санитарно-эпидемиологические правила и нормативы для школ. - М., 2004.
  5. Оценка физического развития и состояния здоровья детей и подростков. - М., 2004.
  6. Сизанов АН., Хриптович В.А. Модульный курс профилактики курения 5-11-е классы. -М., 2004.
  7. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя в школы.-М., 2003.

8.     Тищенко О.И. Программа «Школа – территория здоровья». Журнал «Классный руководитель»  № 4, 2008 г.

9.    Шаповалова Н.Е. Наркомания - знак беды (методические рекомендации). - Воронеж, 1998

10.  Маюров АН., Маюров Я.А. Наркотики, выход из наркотического круга (учебное пособие  для ученика и учителя: 7-11-е классы). Книга 4. Уроки культуры и здоровья. - М., 2004.

  1. Маюров А.Н., Маюров Я.А. Алкоголь - шаг,в пропасть (учебное пособие для ученик, и учителя: 7-11-е классы). Книга 3. Уроки культуры здоровья. - М., 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Школа- территория здоровья"

Мною разработана программа и используется в моей практике....

Программа "Школа-территория здоровья"

Программа «Школа-территория здоровья» - документ стратегического планирования, регламентирующий комплексную работу школы по сохранению и повышению уровня психического, нравственного, социального и физ...

Программа «Школа – территория здоровья»

Программа «Школа – территория здоровья»- это комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психичес...

Антинаркотическая программа Школа ЗОЖ - территория здорового образа жизни.

программа  по антинаркотическому воспиатнию детей общей образовательной школы, в программе предсталены темы  классных часов, круглых столов на антинаркотическую тематику....

Программа "Школа - территория здоровья"

Программа разработана в силу особой актуальности проблемы сохранения здоровья, повышения индекса здоровья, развития и обучения детей в школьном образовательном учреждении и семье, способа посредством ...

Приказ "Об итогах муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников на территории района в 2015/2016 учебном году"

Итоги муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников на территории района в 2015/2016 учебном году...

ПРОГРАММА «ШКОЛА - ТЕРРИТОРИЯ ЗДОРОВЬЯ» НА 2019-2021 ГОДЫ Методическая разработка Учитель МБОУ СОШ 34 Первых А.Н

Проблемы здоровья населения России, и в частности, здоровья подрастающе­го поколения, являются причиной для беспокойства как государственных органи­заций, так и общества, самих граждан. Свою д...