Активные методы обучения (из опыта работы).
учебно-методический материал по теме

Активные приемы выполнения домашнего задания позволяют опросить всех учащихся за короткое время. Работая в группе, обучающиеся закрепляют, углубляют свои знания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Активные методы обучения

(выступление на семинаре)

                                                                       1.Введение

                     Принципиальные изменения, произошедшие  в экономике  и   обществе   за   последние   двадцать  лет,  вызвали   необходимость приведение российского образования в соответствие новым реалиям.

Созрело    понимание  определяющей  роли  образования  в  развитии

всех   составляющих   нашей   жизни,   государством   стало   уделяться повышенное  внимание  к  проблемам  его  качества и  эффективности.

Национальный  проект  по  образованию,  новые  ФГОС,   проводимые реформы   направлены  на  модернизацию  российского  образования.

 В результате   образование   должно   стать   стратегической областью, обеспечивающей инновационное развитие экономики и конкурентно-

способность страны.

                    Для  достижения поставленных целей необходимо усовер –шенствовать   формы  организации образовательного процесса,  внед-рить   новые   технологии и  методы  обучения,   принципиально изме-нить  позицию  педагога и обучающегося, значительно  повысить    по-знавательную   мотивацию школьников.   Новые ФГОСы чётко опреде-лили  приоритеты  общего  среднего образования, определив  главны-ми  задачами школы духовно-нравственное развитие овладение  клю-чевыми   компетентностями  и  формирование  УУД.   Важнейшим   ус-ловием   полноценной  реализации  данной стратегии  является  изме-нение  позиции  обучающегося.  Переход   обучающегося  из   позиции  пассивного объекта, послушно выполняющего  задания  по  запомина-нию  и  воспроизведению  информации, на  позицию активного,  твор-ческого,   целеустремлённого   самообучающегося  субъекта –    краеу-

гольный   камень  успешного  осуществления  модернизации    школы. Для реализации  новой  стратегии требуются новые   образовательные технологии и методы. Технология активных  методов  обучения  даёт педагогу инструменты, которые  позволяют реально  менять ситуацию в школе.

                                                                   -1-

                                             II.Что такое технология АМО?

             К  активным  методам обучения  относятся  различные формы организации  обучения, такие,  как  интерактивный семинар, тренинг, проблемное обучение, обучение в сотрудничестве, проектное обуче-ние, обучающие игры, а также отдельные приёмы, решающие   конк-ретные задачи. В данной технологии можно выделить две составляю-щих – структуру и содержание.

            По содержанию входящие в технологию методы представляют упорядоченную  совокупность  АМО,  обеспечивающую  активность и разнообразие  мыслительной и практической  деятельности  обучаю-щихся на протяжении всего образовательного мероприятия.

              Образовательная активность входящих в эту систему методов

строится  на практической  направленности, игровом  действе и  твор-

ческом  характере обучения,  интерактивности,  разнообразных   ком-муникациях,  диалоге  и  полилоге,  использовании   знаний  и   опыта обучающихся,  групповой форме организации их работы,  вовлечении

в  процесс всех органов  чувств, деятельностном подходе к  обучению, движении и рефлексии.

            По структуре, в соответствии с технологией, всё образователь-ное мероприятие делится на логически связанные фазы и этапы:

             Фаза 1. Начало образовательного мероприятия.

             Этапы:

              -инициация (приветствие, знакомство)

              -вхождение или погружение в тему (определение целей урока)

              -Определение ожиданий обучающихся (планирование лично-        

               стного  смысла  урока и формирование  безопасной  образова-

               тельной среды)

              Фаза 2. Работа над темой

              Этапы:

              -закрепление изученного материала (обсуждение домашнего

                                                              -2-

                задания)

               -интерактивная  лекция  (передача и  объяснение   педагогом    

                новой информации)

               -Проработка содержания темы (групповая работа обучающих-

                ся над темой урока)

               Фаза 3. Завершение образовательного мероприятия

               Этапы:

               -эмоциональная разрядка (разминки)

               -подведение итогов (рефлексия, анализ и оценка урока)

               Для каждого  этапа  урока  используются соответствующие ак-тивные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа. В ходе проектирования урока педагог подбирает методы  с учё-том   специфических   целей   этапа,   всего   урока  и  метапредметных целей.

                  Начиная работать с активными методами, нельзя увлекаться их внешней стороной. Действительно, АМО необычны, все обучающи-еся вовлечены, активно работают, все довольны,  у всех приподнятое настроение. Необходимо хорошо понимать внутреннее содержание и суть АМО.   Внутреннее содержание АМО заключается в создании с их помощью  свободной  творческой  обстановки,  наполнении   каждого действия обучающегося смыслом, пониманием и мотивацией,  вовле-чении  в общую осознанную работу всех участников образовательного поцесса,  придания  этому  процессу  личностной значимости для каж-дого  его  участника, обеспечении  самостоятельности обучающихся  в постановке  целей и определении  путей  их достижения, организации командной работы и построении истинных  субъект-субъектных  отно-шений.

                    Суть  данной  технологии  состоит  в том,  что  обучающиеся, благодаря АМО, вовлекаются в образовательный процесс без принуж-

дения,  по собственной  воле,  причём их  мотивация определяется  не

                                                               -3-

страхом  наказания, не желанием угодить учителю или родителям, не целью  получить  пятёрку,  а собственным  интересом  к  учебной  дея-тельности  в   такой форме.  Эффективное, насыщенное,  полноценное, качественное  обучение  становится  выбором  самого  обучающегося.

              Рассмотрим один из приёмов второй фазы   урока с использо-ванием АМО  при  проверке  усвоения  изученного материала.

                  Используя привычную форму проверки усвоения материала,     учитель часто  применяет у с т н ы й     о п р о с.  В  результате  прове- ряются  знания  материала   у    н е с к о л ь к и х   учащихся,   у   них   же   развивается речь и  мышление. О с т а л ь н ы е  ученики  класса   в  это  время  выполняют чаще  п а с с и в н у ю  р о л ь.

                 Эффективная проверка усвоения учебного  материала  с применением АМО даёт  следующие образовательные эффекты:

      1 .Активное  вовлечение  всех учащихся в обсуждение.

     2. Заинтересованное внимание к выступлению одноклассников.

     3. Подробный повторный разбор темы.

     4. Акцентирование внимания на ключевых моментах темы.

     5. Лучшее запоминание и прочное усвоение темы.

     6. Оценка знаний и умений друг друга.

     7. Самооценка.

     8. Развитие командного духа, взаимовыручки, ответственности.

     9. Развитие самостоятельности, лидерских качеств.

    10. Развитие творчества, гибкости и беглости мышления.

    1 1. Развитие высокой мотивации, вызванной необычностью                  

         формы  обучения.

    12. Формирование УУД.

                   Предлагаю вашему вниманию фрагмент урока
         
 Тема:  Сложение и вычитание именованных чисел    

  1. Подготовительный этап:

                                     -4-

 

  1. Формирование  групп.    Принцип  формирования  зависит  от   

цели,  которую  ставит учитель на данном этапе урока  (более полное  усвоение  материала;  развитие  лидерских   качеств ; развитие умения работать в команде на единый результат  и т.д. ).  

        2. Распределение ролей.  

        3. Распределение  заданий.  Учитель  заранее  готовит  задания       

            для  каждой  группы.  Все  задания  по изучаемой  теме.  

        II.Выполнение заданий в  группах.

           Задания:

                      Команда синих. (синий маркер)

           1. Выполните действия:

                             5ч  28мин  –  2ч  16мин                  14мин  16с  +  9мин 48с

           2.Решите задачу: Игорь с папой ушли за грибами в 6ч 40мин,   а  

               вернулись в 2ч 15мин дня. Сколько времени их не было дома?

                      Команда красных. (красный маркер)

           1. Выполните действия:

                             3сут. -  1сут.  8ч  57мин                1ч  21мин  +  3ч  25мин

            2. Решите задачу:          Соревнования  по  теннису  закончились

                в 4ч  10мин   дня.     В    котором    часу   они   начались,     если  

                длились    5ч 40мин?              

                       Команда зелёных ( Зелёный маркер)

             1. Выполните действия:

                                             12мин  23с + 7мин 52с        6ч  42мин – 3ч29мин

             2. Решите задачу.         Солнце   взошло    в  5ч 45мин    и  зашло        

                 в 18ч 59мин. Какова долгота дня?

                       Команда  фиолетовых  (фиолетовый  маркер)

                                                              -5-

              1. Выполните действия:

                                                                     18мин 16с  +  5мин 4с  –  9мин  52с

              2.Решите задачу:  Солдат встал на пост в 10ч 45мин и простоял

                 на  посту    1ч  30мин.  В  котором  часу его сменили на  посту?

             

 

       -  Каждая  группа выполняет задания.   

       -  Представитель от каждой группы  объясняет решения.

       -  Экспертами выступают все учащиеся   (кроме  тех,  чья команда      

          представляет свой результат), они задают вопросы, если  (по их        

                                                                   -6-

          мнению)   объяснение  не  достаточно  полное  или     допущена    

          ошибка.  Оценивают  решение  и  выступление.  (Форма  оценок  

          любая).

        - После этого учитель подводит итоги.

                                                                 

                                                       Выводы:

       

                 Использование активных приёмов при   проверке усвоения    

          учебного материала обеспечивает:

  1. Проверку знаний  всех учащихся за короткое время.

  1. Прочное усвоение предметного материала.

  1. Эффективно      содействует  развитию     компетентностей, формированию УУД  и  необходимых качеств личности.

          Используемая литература:

  1.  1. Т.В.Лазарев. Образовательные  технологии новых стандартов.

                                  Петрозаводск. Verso. 2012г.

  1.  2.  Л.Г.Петерсон.   Методические   рекомендации. Математика            

                                 3касс «Ювента» 2011г.

                                                -7-

                                                               

                                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология деятельностного метода обучения (из опыта работы)

Презентация об использовании деятельностного метода на разных этапах урока....

«Интерактивные методы обучения: из опыта работы»

Интерактивные методы обучения позволяют мне, учителю, взаимодействовать  с учениками, а им со мной и с соучениками. Это обучение в сотрудничестве. Теперь за результаты обучения отвечаю не только ...

Из опыта работы. Активные методы обучения английскому языку.

Обобщение опыта на тему "Активные методы обучения английского языка"....

Современный урок в рамках ФГОС: современные формы и методы обучения. Из опыта работы.

Статья содержит информацию о формах и методах работы современного урока в рамках ФГОС....

Формирование математической грамотности на уроках математики и во внеурочное время с использованием активных форм обучения( из опыта работы )

В 2018 году девятиклассники нашей школы приняли участие в международном исследовании PISA. Наш опыт участия оказался успешным. Учащиеся показали достаточно высокий уровень компетенций по трем нап...

Обобщение опыта "Тема: «Использование интерактивных технологий на уроках английского языка. Технология модерации и активные методы обучения» в условиях работы с детьми-инвалидами на дому с использованием дистанционных образовательных технологий (ДОТ)»

Учебная деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья формируется по тем же законам, что и у обычных детей, и осуществляется на протяжении всего обучения ребенка в школе. Дистанционное обу...

Методическая разработка "Использование активных методов обучения (АМО) в работе с учащимися с ОВЗ "

В разработке представлена система методов, применяемая на уроках как в начальных, так и старших классах....