Профессиональное здоровье педагога
статья по теме

Выступление на Дне методиста учителей иностранных языков Зеленоградского округа г.Москвы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdorove_pedagoga.doc83 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования г. Москвы

Зеленоградское окружное управление образования

Выступление на дне методиста

учителей иностранного языка

Зеленоградского округа г.Москвы

«Здоровьесберегающие технологии как фактор обеспечения качества образования»

Тема: Профессиональное здоровье педагога ».

Учитель английского языка

ГОУ СОШ № 1912

Курбанова А.В.

Москва

21 марта 2011г

                                                    -1-

Профессиональное здоровье учителя.

Слайд

Сохранение здоровья ученика – актуальная проблема современной школы. Нам, учителям, хорошо известны теоретические и практические рекомендации по этому вопросу. А вот о здоровье учителя необоснованно умалчивают. А это, на наш взгляд, важная актуальная проблема. Чтобы сохранить здоровье ученика – учитель сам должен быть здоров.

Слайд

По определению экспертов Всемирной организации здравоохранения « Здоровье – это не только отсутствие заболеваний и дефектов, но и состояние полного физического, душевного и социального благополучия».

 

Возможно ли сохранить здоровье, работая учителем?

Слайд       Отличительные черты профессии педагога.

  1. Труд учителя совмещает в себе умственные и физические аспекты, творческую, организаторскую и исследовательскую деятельность.
  2. Труд учителя характеризуется высокой плотностью и широчайшим разнообразием межличностных контактов ( с учениками, с родителями, с коллегами, с администрацией)
  3. Необходимость принятия оперативных решений.
  4. Труд учителя отличается большим количеством стрессовых ситуаций, высоким нервно-эмоциональным напряжением, особой ответственностью перед своими учениками и коллегами.
  5. Работу учителя усложняет периодическая необходимость выполнения незапланированного объёма работы в жестко регламентированные сроки.

В результате воздействия перечисленных факторов здоровье большей части педагогов оказывается неблагополучным.

-2-

Слайд     : Основные нарушения здоровья педагогов.

У учителей наблюдаются:

  1. Нервные расстройства
  2. Проявление хронического стресса
  3. Невроз
  4. Сердечно - сосудистые нарушения (гипертония, вегето-сосудистая  дистония, стенокардия и др.)
  5. Патология верхних дыхательных путей, голосовых связок
  6. Нарушение обмена веществ, расстройство пищеварительной системы
  7. Варикозное расширение вен
  8. Остеохондроз
  9. Нарушение зрения

Давайте прямо сейчас проведём небольшой тест.

Слайд       :  Тест

В предлагаемом вопроснике предусмотрено 2 варианта ответов: «ДА» или «НЕТ». Сосчитайте пожалуйста свои положительные ответы.

  1. Характерно ли для вас заниматься несколькими делами сразу (звонить, поддерживать разговор, делать пометки в блокноте, смотреть телевизор)?

  1. Испытываете ли вы во время отдыха чувство вины от сознания, что не все дела еще завершены?

  1. Когда говорят другие люди, возникает ли у вас желание прервать их, закончить фразу или каким-либо еще способом ускорить беседу?
  2. Решая какую-либо задачу, стремитесь ли вы закончить ее как можно       скорее, чтобы иметь возможность перейти к следующей работе?
  3. Ощущаете ли вы, что постоянно чего-то не успеваете?
  4. Торопливы ли вы в обычной жизни (в еде, разговоре, ходьбе и т. д.)?
  5. Вызывает ли у вас раздражение вид слоняющихся без дела людей?
  6. Характерно ли для вас состояние физического напряжения?
  7. Трудно ли вам передать часть своих полномочий и обязанностей другим?
  8. Считаете ли вы почти невозможным, присутствуя на совещании, собрании, не выступить на нем.

-3-

Оценка результатов проста. Чем на большее число вопросов вы дали положительный ответ, тем в большей степени у вас присутствуют черты «стресс - коронарного типа», иначе говоря, вы подвержены развитию ишемической болезни сердца.

Работа учителя характеризуется не только большими  нагрузками на голосовые связки и сосудистую систему ног, но и постоянными нервно- эмоциональными нагрузками, психо- эмоциональным напряжением, хроническим состоянием стресса.

Слайд                 Стрессогенные факторы

  1. Неадекватная оценка труда учителя со стороны государства.
  2. Негативное общественное мнение о роли учителя, формируемое отдельными телепередачами и телесериалами, статьями в газетах и журналах. (« Наша Russia», «Папины дочки», «Школа»- Валерии Гайгерманики).
  3. И как следствие, снижение престижа профессии учителя в современном российском обществе.
  4. Неуважительное отношение к учителю в семье и как следствие поведение учеников и их отношение  к учителю.
  5. Усложнение контингента учащихся и их родителей (претенциозность, конфликтность, стремление «качать права», без принятия на себя какой-либо ответственности.
  6. Предоставленная родителям возможность оценивания профессиональной деятельности учителя.  ( Сомневаюсь, что кто-то из вас имел возможность оценить работу врача, юриста, бухгалтера?)
  7. Конфликты, связанные с нездоровым психологическим климатом в коллективе.
  8. Напряженные отношения с администрацией.
  9. Новая форма оплаты труда учителя (а разве это не актуальный  стрессогенный фактор – это магическая цифра -10.800 рублей, повисшая в воздухе).
  10. Бесконечные проверки

( тесты, срезы, мониторинги качества знаний учащихся,  оценка работы учителя по показателям успеваемости учащихся, аттестация педагогических кадров , аккредитация образовательных учреждений. Но особую стрессовую ситуацию создают незапланированные, как правило, неожиданные проверки вышестоящих организаций – например День руководителя в Зеленоградском АО).

-4-

  1. Ненормированный рабочий день учителя.

Сколько длится ваш рабочий день? – почти сутки!!!

Бытует мнение, что учителя работают до обеда. Да, это только уроки!

А дополнительные занятия с мотивированными учащимися по подготовке  к различным олимпиадам и конкурсам.

А  дополнительные занятия с немотивированными учащимися.

 Работа с журналами и документацией.

 Подготовка, репетиции, проведение внеурочных мероприятий.

Проведение по вечерам родительских собраний.

Обязательное присутствие на различных школьных вечерах и дискотеках.

Обязательное посещение различных семинаров.

Участие в методической работе школы, округа и города.

Нахождение на рабочем месте в свой выходной день.

  1. Продолжение рабочего дня дома.

Но и этим наша учительская работа не заканчивается.

- Уходя из школы, учитель несёт тетради на проверку  домой, при этом испытывает очередные стрессы:

Во- первых, тяжёлые сумки, во –вторых – открываешь тетради, а там пусто – домашнее задание не выполнено, а в- третьих – вместе с тетрадями мы  несём домой нашим детям различные инфекции. Разве вы не испытываете стресс, когда узнаёте, что в классе, тетради  которого побывали у вас дома , объявлен карантин, например, по ветрянке или чесотке.  

- А работа в электронном журнале? Не секрет, что не у всех учителей есть возможность сделать это на работе. Например, в классе нет компьютера, а даже если  есть, то нет доступа в Интернет. Значит, мы продолжаем работать дома.

- Особую популярность приобрели требования к учителю по использованию ИКТ технологий. Мы научились создавать презентации к урокам и даже разрабатывать собственные курсы к определённым учебникам. Но ведь это задача целых авторских коллективов. На мой взгляд,  обязательным компонентом современного УМК должны являться цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные приложения. Однако их отсутствие восполняем  мы – учителя, и делаем это обычно ночью!

-5-

  1. Чувство вины перед семьёй.

И наконец, возможно, самое важное в нашей жизни – семья, собственные дети.

- А разве вы не испытываете стресс, когда оставляете своего ребёнка дома одного, потому что он  заболел, а сами бежите на работу. (Кто- то может мне возразить! -  Возьмите больничный!  А как же коллеги? Ведь замены теперь у учителей иностранных языков  не оплачиваются, «в связи с производственной необходимостью».

- А это ли не стресс – осознание того, что собственные дети обделены вашей любовью, теплом, вниманием, общением, только потому, что вам  ой как много ещё надо сделать.  

Слайд          Синдром профессионального выгорания учителя.

Существование педагога в таком режиме на протяжении нескольких лет приводит к появлению синдрома профессионального выгорания.

 Это понятие,  было введено в психологию американским психиатром Фрейденбергом в 1974 году,  проявляющееся нарастающим эмоциональным истощением.

Этот синдром  выражается в состоянии физического утомления и разочарования, истощения и износа, которое происходит в результате  сильно завышенных требований к собственным ресурсам и силам и, которое возникает у людей, занятых в профессиональных сферах «человек – человек».

Слайд              Нарушение  нервно-психического здоровья педагогов

По данным исследователей нарушение  нервно-психического здоровья педагогов наблюдается

У 35% педагогов после 10 лет работы;

У 40% педагогов после15 лет работы;

У более 50% педагогов  после 20 лет работы .

-6-

Слайд             Симптомы эмоционального выгорания.

При достижении определённого уровня  напряжения организм начинает защищать себя. Это проявляется разнообразными симптомами эмоционального выгорания. К ним относятся:

  1. стремление сократить  взаимодействие с другими людьми; (с учащимися, коллегами, родственниками, друзьями);
  2. постоянное ожидание не вознаграждения от выполняемой работы, а наказания, уличения в недостаточной компетенции;
  3. снижение работоспособности, продуктивности, желания работать: обычная работа становится всё тяжелее, а возможности выполнять её всё меньше;
  4. тотальное посвящение себя работе, когда работа фактически становится заменителем нормальной социальной жизни («трудоголизм»)
  5. непреходящее чувство усталости, истощения;
  6. частые головные боли, бессонница;
  7. ухудшение памяти;
  8. чувство невостребованности, снижение уровня энтузиазма;
  9. возрастание числа эмоциональных конфликтов;
  10. обида, разочарование, легко возникающие приступы гнева и раздражительности, подсознательное чувство вины;

Уважаемые коллеги! В своём сообщении я попыталась показать влияние нашей работы  на наше здоровье. И поскольку здоровьем учителя не занимается никто, предлагаю сделать своим жизненным  девизом слова Артура Шопенгауэра:

Слайд    

« Здоровье – это ещё не всё,                                                                                                             но без  здоровья, всё – ничто».

А сейчас предлагаю вашему вниманию  практические рекомендации!!!

(презентация)

Благодарю за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологии сохранения оптимизации профессионального здоровья педагогов

В данной презентации кратко описаны признаки, симптомы  эмоционального выгорания, профессиональные деформации, а также, перечислены показатели профессионального здоровья педагогов....

Развитие профессиональной компетентности педагога в сфере организации интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Реализация интегрированного образования ребенка с ОВЗ педагогами, не прошедшими специальной переподготовки и не обладающими соответствующими компетенциями, приведет к отрицательным результатам: экспер...

Развитие профессиональной компетентности педагога в деятельности службы здоровья школы

В учебно-методическом пособии содержатся методологические и методические материалы по организации корпоративного (внутришкольного) обучения на основе использования профессиональных ресурсов специалист...

Психологическое занятие с элементами тренинга по повышению профессиональной компетентности педагогов «Психология здоровья: профессиональные риски и здоровье педагога».

Сегодня никого не нужно убеждать, что  учить ребёнка может только развивающийся педагог. Как развивать ученика, знают все, а вот как развивать учителя, взрослого человека, уже сформировавшегося в...

Лист самооценки профессионального развития педагога в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог» по уровню «педагог–методист»

Характеристика уровня профессионального развития педагога-методиста в соответствии с требованиями профессионального стандарта Педагог...