Статья: "Целеполагание"
статья на тему
Выступление на расширенном районном педсовете по теме: "Этапы современного урока - как..."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_pedsovete_-_kopiya_-_kopiya.docx | 130.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья к педсовету по теме: «Этапы современного урока- как фактор повышения качества образования»
Целеполагание
Проектирование цели, средств её реализации и результата образования –это основное в стратегии современного учебного занятия.
ПОЧЕМУ?, потому что
Цель обучения – это ожидаемый результат в виде образовательного продукта, который должен быть реальным и конкретным.
Целеполагание ошибочно сформулировано, если:
- Цель подменена средствами урока
Зачастую учителя получают моральное удовлетворение не от результата урока, а от того, чем занимались на уроке дети. По сути дела идет подмена целей урока средствами их достижения. Приведем пример: на уроке географии, посвященном «Великим географическим открытиям», учитель показал целый фейерверк педагогических приемов, все дети были вовлечены в работу, урок хорошо оснащен наглядностью. Вот только осталось неясным: а какой вывод сделали о значении открытий ученики?
- Учитель формально поставил цели.
Расплывчатость и неопределенность спроектированных учителем целей приводит к непониманию целей учителем и учениками.
- Были поставлены завышенные цели.
По масштабу цели можно разделить на локальные и глобальные. Традиционно на уроке ставится глобальная цель, т.е. цель которую невозможно достичь за один урок. Стратегические, глобальные цели образования изложены в законе РФ «Об образовании», в Национальной доктрине образования, в Концепции модернизации российского образования и других документах. Они диктуются требованиями общества, государства, Глобальные цели - это ориентиры человеческой деятельности. Например, «интеллектуальное развитие учащихся», «овладение знаниями, необходимыми для практической деятельности». Если цель связана с конкретным уроком - это локальная цель. Диагностичность цели означает, что имеются средства и возможности проверить, достигнута ли эта цель.
- Постановка собственной цели учителя. Учащиеся цель не ставят, поэтому им может быть на уроке не интересно.
Компетентность учителя заключается в :
-в направлении цели на ожидаемый (диагностированный)результат;
-в соответствии цели возможностям, способностям и потребностям своего ученика;
-в реальности выполнения поставленной цели в течении урока;
- в представлении задач урока как системы действий.
Поэтому в спроектированных целях должна быть отражена:
- Диагностируемость
Диагностичность целей обозначает, что имеются средства и возможности проверить, достигнута ли цель. Критерии измеримости бывают качественные и количественные.
- Конкретика.
- Понятность.
- Осознанность.
- Ожидаемый результат..
- Реальность.
- Побудительность (побуждать к действию).
- Точность. Цель не должна иметь расплывчатые формулировки. Не следует употреблять такие расплывчатые выражения, как «узнать», «почувствовать», «понять».
Цель - это то, к чему стремятся, что надо осуществить. На уроке ставятся воспитывающая развивающая и обучающая (образовательная) цели.
Обучающие цели
урока включают в себя овладение учащимися системой знаний, практическими умениями и навыками
Для постановки обучающих целей рекомендуется использовать глаголы, указывающие на действие с определенным результатом:
«выбрать»,
«назвать»,
«дать определение»,
«проиллюстрировать»,
«написать»,
«перечислить»,
«выполнить»,
«систематизировать»...
Приведу пример: урок геометрии в 10 классе по теме «Перпендикулярность прямых, прямой и плоскости». Учитель поставил цели:
1.Разъяснить учащимся, что в пространстве существуют прямые перпендикулярные между собой и прямая перпендикулярная к плоскости.
2. Доказать связь между параллельностью прямых и их перпендикулярностью к плоскости.
3.Формировать оценочные суждения на основе обобщения курса планиметрии.
На мой взгляд эти цели учитель поставил для себя, а не для учащихся. Они описывают процесс урока. Совершенно не ясно, как он будет достигать результата.
Учебные цели данного урока может быть должны звучать так:
1.Выберите из множества прямых в окружающей вас среде перпендикулярные.
2.Сгруппируйте планиметрические и стереометрические утверждения о перпендикулярных объектах.
3.Укажите по какому признаку характеризуется перпендикулярность прямой и плоскости.
Названные цели измеряемы, конкретны и понятны.
На каждом уроке должна быть поставлена и воспитывающая цель.
Воспитывающие цели
способствуют: воспитанию положительного отношения к знаниям, к процессу учения; формированию идей, взглядов, убеждений, качеств личности,
оценки, самооценки и самостоятельности; приобретению опыта адекватного поведения в любом обществе.
Воспитательная работа на уроке должна планироваться самым тщательным образом. Формулировка воспитательных целей должна быть также конкретной. Могут быть использованы следующие формулировки при постановке воспитательной цели:
вызвать интерес,
пробудить любознательность,
пробудить интерес к самостоятельному решению задач,
побудить учащихся к активности,
выразить свое отношение…
прививать, укреплять... навыки.
Воспитывающая цель данного урока: пробудить интерес к самостоятельному решению задач.
На уроке должна быть поставлена и развивающая цель. Развивающие цели
содействуют: формированию общеучебных и специальных умений; совершенствованию мыслительных операций; развитию эмоциональной сферы, монологической речи учащихся, вопросно-ответной формы, диалога, коммуникативной культуры; осуществлению самоконтроля и самооценки, а в целом — становлению и развитию личности.
Например:
учить сравнивать,
учить выделять главное,
учить строить аналоги,
развивать глазомер,
развивать умение ориентироваться на местности.
Развивающая цель урока: учить сравнивать фигуры на плоскости и в пространстве.
В цели необходимо проектировать деятельность учителя и учащихся
Примеры постановок целей моих уроков математики в старшей школе
Цели урока алгебры по теме: «Логарифм числа. Свойства логарифмов»
Учитель к ученикам: Мне бы хотелось, чтобы вы как минимум
- научились вычислять степень числа с помощью логарифма этого числа.
Мне бы хотелось, чтобы вы как максимум.
- получили возможность уметь упрощать и вычислять логарифмические выражения, используя свойства логарифмов.
Пример фрагмента урока
Модульный урок по теме: «Свойства функций»
Дидактические цели урока:
создание условий для:
-формирования понятий «О.О.Ф, О.З.Ф, ограниченности, чётности и нечётности, периодичности, монотонности, нулей, знакопостоянства функций»,
-для формирования опыта смыслотворчества на примерах различных видов функций;
-развития способности к обобщению и сравнению свойств функций;
-формирования представлений о математике как науке о зависимостях неизвестных.
Чтобы ученик сформулировал и присвоил себе собственную цель, его необходимо столкнуть с ситуацией, в которой он обнаружит дефицит своих знаний и способностей. В этом случае цель им воспримется как проблема, которая, будучи реально объективной, для него выступит как субъективная.
⎤⎤. Модули урока по изучению: «О.О.Ф, О.З.Ф, ограниченности, чётности и нечётности, периодичности, монотонности, нулей, знакопостоянства функции»
№ учебного элемента | Учебный элемент с указанием заданий | Руководство по освоению учебного материала |
УЭ-1 | Чётность , нечётность и периодичность функций Цель: Освоить как минимум…, как максимум… 1. а) записать определения чётности, нечётности и периодичности функций; б) привести примеры чётных, нечётных и периодических функций и указать их периоды . 2. Решить задачи: а)1.16(а), 1.18(в), 1.21(а,г), 1.22(б,в), 1.19(б,г), б) Доказать, что функция является периодической с периодом Т, если: у = sin 2х, Т=п; у = sin , Т = п | уч. Никольского С.М. п.1.3 стр.8-9
уч. Никольского С.М. п.1.3 стр.10-11 уч. Никольского С.М. п.1.3 стр.8-10 уч. Алимова стр.201-202 |
УЭ-2 | Монотонность функций Цель: Освоить как минимум…, как максимум… 1. а) записать определения возрастающей и убывающей функции; б) привести примеры строго монотонных функций 2. Решить задачи: 1.41(а), 1.43(а), 1.46(б), 1.47(б,ж), 1.49(в) | уч. Никольского С.М. п.1.4 стр.13-14 уч. Никольского С.М. п.1.4 стр.16-17 |
Цели должны быть достаточно напряженными, достижимыми, осознанными учащимися, перспективными и гибкими, то есть реагирующими на изменившиеся условия и возможности их достижения. Но это не является гарантией высокой результативности урока. Необходимо еще определить, как и с помощью чего они будут реализованы.
Даже самая совершенная система целей обучения мало поможет практике, если учитель не будет иметь правильного представления о путях достижения этих целей через деятельность учащихся, последовательность выполнения ими отдельных действий. А дальше наглядный результат.
УЭ-5 | Цель: Установите уровень освоения темы Высокий – более 25 заданий; Средний – от 16 до 24 заданий; Низкий – до 16 заданий | |
УЭ-6 | Выходной контроль Не строя график опишите свойства любой функции |
Планируемые результаты моих уроков:
Личностные
Уметь сотрудничать, ставить цели, аргументировать, ценностно относиться,
самостоятельно оценивать;
Метапредметные
Уметь выделять, сравнивать, противоречить, рассуждать и интерпретировать;
Предметные
Уметь понимать, овладевать навыками, устанавливать закономерность, работать в ИКТ - насыщенной среде, получать готовые продукты учебной деятельности,
Как например тренировочный тест по теме: «Логарифм числа. Свойства логарифмов»
На своих уроках, я стараюсь приёмами целеполагания формировать мотив, потребность действия. Ученики реализуют себя как субъекты деятельности и собственной жизни. Процесс целеполагания – это коллективное действие, каждый ученик – участник, активный деятель, каждый чувствует себя созидателем общего творения. Подростки учатся высказывать свое мнение, зная, что его услышат и примут. Учатся слушать и слышать другого, без чего не получится взаимодействия.
Именно такой подход к целеполаганию на мой взгляд является эффективным и современным.
В заключении хочется привести слова А.Герцена, которые постоянно говорю своим ученикам: «Грандиозные вещи делаются грандиозными средствами, одна природа делает великое даром». Это для того, чтобы они понимали какая сложная работа научить учиться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Целеполагание учеников - путь к успешному уроку"
Данная статья раскрывает суть понятия "целеполагание", приводятся примеры приёмов целеполагания учащихся на уроках русского языка и литературы...
Статья "Целеполагание как эффективный путь к успешному уроку"
Согласно новым федеральным государственным образовательным стандартам второго поколения приоритетное внимание уделяется формированию действий целеполагания...
Статья "Целеполагание на уроке технологии"
В данной статья описываются типы учебных целей на уроках технологии...
статья "Целеполагание на урока математики в соответствии с ФГОС"
Статья "Целеполагание на уроках математики в соответствии с ФГОС...
Статья "Целеполагание"
Каждый человек ставит перед собой цели. У кого-то это получается, и человек стремится к своей цели и достигает ее, у кого- то это вызывает некоторые трудности. Что же такое цель и какие понятия с ней ...