Статья: "Целеполагание"
статья на тему

Тупицына Ольга Викторовна

Выступление на расширенном районном педсовете по теме: "Этапы современного урока - как..."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_pedsovete_-_kopiya_-_kopiya.docx130.72 КБ

Предварительный просмотр:

        Статья к педсовету по теме: «Этапы современного урока- как фактор повышения качества образования»

                                          Целеполагание

    Проектирование цели, средств её реализации и результата образования –это  основное в  стратегии современного учебного занятия.

ПОЧЕМУ?, потому что

Цель обучения – это ожидаемый результат в виде образовательного продукта, который должен быть реальным и конкретным.

Целеполагание ошибочно сформулировано, если:  

  1. Цель подменена средствами урока

  Зачастую учителя получают моральное удовлетворение  не от результата урока, а от того, чем занимались на уроке дети. По сути дела идет подмена  целей урока  средствами их достижения. Приведем пример: на уроке географии, посвященном «Великим географическим открытиям», учитель показал целый фейерверк педагогических приемов, все дети были вовлечены в работу, урок хорошо оснащен наглядностью. Вот только осталось неясным: а какой вывод сделали о значении открытий ученики?

  1.  Учитель формально  поставил  цели.

Расплывчатость и неопределенность спроектированных учителем целей приводит к непониманию целей учителем и учениками.

  1. Были поставлены завышенные цели.

По масштабу цели можно разделить на локальные и глобальные. Традиционно на уроке ставится глобальная цель, т.е. цель  которую невозможно достичь за один урок. Стратегические, глобальные цели образования изложены в законе РФ «Об образовании», в Национальной доктрине образования, в Концепции модернизации российского образования и других документах. Они диктуются требованиями общества, государства, Глобальные цели - это ориентиры человеческой деятельности.  Например, «интеллектуальное развитие учащихся», «овладение знаниями, необходимыми для  практической деятельности». Если цель связана с конкретным уроком - это локальная цель. Диагностичность цели означает, что имеются  средства и возможности проверить, достигнута ли эта цель.

  1. Постановка собственной цели учителя. Учащиеся цель не ставят, поэтому им может быть на уроке не интересно.

  Компетентность учителя заключается в :

-в направлении цели на ожидаемый (диагностированный)результат;

-в соответствии цели возможностям, способностям и потребностям своего ученика;

-в реальности выполнения поставленной цели в течении урока;

- в представлении задач урока как системы действий.

Поэтому в спроектированных целях должна быть отражена:

  1. Диагностируемость

Диагностичность целей обозначает, что имеются средства и возможности проверить, достигнута ли цель. Критерии измеримости бывают качественные и количественные.

  1. Конкретика.
  2. Понятность.
  3. Осознанность.
  4.  Ожидаемый результат..
  5. Реальность.
  6. Побудительность (побуждать к действию).
  7. Точность. Цель не должна иметь расплывчатые формулировки.  Не следует употреблять  такие расплывчатые   выражения, как «узнать», «почувствовать», «понять».  

Цель - это то, к чему стремятся, что надо осуществить. На уроке ставятся  воспитывающая развивающая и обучающая (образовательная)  цели.

Обучающие цели

урока включают в себя овладение учащимися системой знаний, практическими умениями и навыками  

Для постановки обучающих целей рекомендуется  использовать  глаголы, указывающие на действие с определенным результатом:

«выбрать»,

«назвать»,

«дать определение»,

«проиллюстрировать»,

«написать»,

«перечислить»,

«выполнить»,

«систематизировать»...

Приведу пример: урок геометрии в 10 классе по теме «Перпендикулярность прямых, прямой и плоскости». Учитель поставил цели:

1.Разъяснить учащимся, что в пространстве  существуют прямые перпендикулярные между собой и прямая перпендикулярная к плоскости.  

2. Доказать связь между параллельностью прямых и их перпендикулярностью к плоскости.  

3.Формировать оценочные суждения  на основе обобщения курса планиметрии.  

На мой взгляд эти цели учитель поставил для себя, а не для учащихся. Они описывают процесс урока. Совершенно не ясно, как он будет достигать результата.

  Учебные цели данного урока может быть должны  звучать так:

1.Выберите из множества прямых в окружающей вас среде перпендикулярные.

2.Сгруппируйте планиметрические и стереометрические утверждения о перпендикулярных объектах.  

3.Укажите по какому признаку  характеризуется перпендикулярность прямой и плоскости.  

Названные цели измеряемы, конкретны и понятны.

На каждом уроке должна быть поставлена и воспитывающая цель.

Воспитывающие цели

 способствуют: воспитанию положительного отношения к знаниям, к процессу учения; формированию идей, взглядов, убеждений, качеств личности,

оценки, самооценки и самостоятельности; приобретению опыта адекватного поведения в любом обществе.

Воспитательная работа на уроке должна планироваться  самым тщательным образом. Формулировка воспитательных целей должна быть также конкретной. Могут быть использованы следующие формулировки  при постановке воспитательной цели:

вызвать интерес,

пробудить любознательность,

пробудить интерес к самостоятельному решению задач,
побудить учащихся к активности,

выразить свое отношение…

 прививать, укреплять... навыки.

Воспитывающая цель данного урока: пробудить интерес к самостоятельному решению задач.

На уроке должна  быть поставлена и развивающая цель. Развивающие цели

содействуют: формированию общеучебных и специальных умений; совершенствованию мыслительных операций; развитию эмоциональной сферы, монологической речи учащихся, вопросно-ответной формы, диалога, коммуникативной культуры; осуществлению самоконтроля и самооценки, а в целом — становлению и развитию личности.

Например:

учить сравнивать,

учить выделять главное,

учить строить аналоги,

развивать глазомер,

развивать умение ориентироваться на местности.

Развивающая цель урока: учить сравнивать фигуры на плоскости и в пространстве.

В цели необходимо проектировать деятельность учителя и учащихся

 Примеры постановок целей моих уроков математики в старшей школе

Цели урока алгебры по теме: «Логарифм числа. Свойства логарифмов»

Учитель к ученикам: Мне бы хотелось, чтобы вы как минимум

- научились вычислять степень числа с помощью логарифма этого числа.

Мне бы хотелось, чтобы вы как максимум.  

- получили возможность уметь упрощать и вычислять логарифмические выражения, используя свойства логарифмов.

   

Пример фрагмента урока

                          Модульный  урок по теме: «Свойства функций»

 Дидактические цели урока: 

создание условий для:

-формирования понятий «О.О.Ф, О.З.Ф, ограниченности, чётности и нечётности, периодичности, монотонности, нулей, знакопостоянства функций»,

-для формирования опыта смыслотворчества на примерах различных видов функций;

-развития способности к обобщению и сравнению свойств функций;

-формирования представлений о математике как науке о зависимостях неизвестных.  

Чтобы ученик сформулировал и присвоил себе собственную цель, его необходимо столкнуть с ситуацией, в которой он обнаружит дефицит своих знаний и способностей. В этом случае цель им воспримется как проблема, которая, будучи реально объективной, для него выступит как субъективная.

⎤⎤. Модули урока по изучению: «О.О.Ф, О.З.Ф, ограниченности, чётности и нечётности, периодичности, монотонности, нулей, знакопостоянства функции»

№ учебного элемента

  Учебный элемент с указанием заданий

 Руководство по освоению учебного материала

УЭ-1

      Чётность , нечётность  и периодичность  функций

Цель:  Освоить  как минимум…,

                            как максимум…

       1.     а) записать определения чётности, нечётности и периодичности функций;

              б) привести примеры чётных, нечётных и периодических функций и указать их периоды .

       2.    Решить задачи:

               а)1.16(а),  1.18(в), 1.21(а,г), 1.22(б,в), 1.19(б,г),

               б) Доказать, что функция является периодической с периодом Т, если:

              у = sin 2х, Т=п;          у = sin  , Т =  п

уч. Никольского С.М.

п.1.3 стр.8-9  

 

уч. Никольского С.М.

п.1.3 стр.10-11

 уч. Никольского С.М.

п.1.3 стр.8-10

уч. Алимова

стр.201-202

УЭ-2

                   Монотонность функций  

Цель:  Освоить  как минимум…,

                            как максимум…

        1.  а) записать определения возрастающей и убывающей функции;

             б) привести примеры строго монотонных функций

        2.   Решить задачи:

           1.41(а),  1.43(а),  1.46(б),  1.47(б,ж),  1.49(в)

уч. Никольского С.М.

п.1.4 стр.13-14

уч. Никольского С.М.

п.1.4 стр.16-17

Цели должны быть достаточно напряженными, достижимыми, осознанными учащимися, перспективными и гибкими, то есть реагирующими на изменившиеся условия и возможности их достижения. Но это не является гарантией высокой результативности урока. Необходимо еще определить, как и с помощью чего они будут реализованы.

Даже самая совершенная система целей обучения мало поможет практике, если учитель не будет иметь правильного представления о путях достижения этих целей через деятельность учащихся, последовательность выполнения ими отдельных действий. А дальше наглядный  результат.

УЭ-5

             Цель: Установите уровень освоения темы

Высокий – более 25 заданий;

Средний – от 16 до 24 заданий;

Низкий – до 16 заданий

УЭ-6

                        Выходной контроль

Не строя график опишите свойства любой функции

Планируемые результаты моих уроков:

Личностные

Уметь  сотрудничать, ставить цели, аргументировать, ценностно относиться,

самостоятельно оценивать;

Метапредметные

Уметь выделять, сравнивать, противоречить, рассуждать и интерпретировать;

Предметные

Уметь понимать, овладевать навыками, устанавливать закономерность, работать в ИКТ - насыщенной среде, получать готовые продукты учебной деятельности,

Как например тренировочный тест по теме: «Логарифм числа. Свойства логарифмов»

   На своих уроках, я стараюсь приёмами целеполагания формировать  мотив, потребность действия. Ученики реализуют себя как субъекты деятельности и собственной жизни. Процесс целеполагания – это коллективное действие, каждый ученик – участник, активный деятель, каждый чувствует себя созидателем общего творения. Подростки учатся высказывать свое мнение, зная, что его услышат и примут. Учатся слушать и слышать другого, без чего не получится взаимодействия.

   Именно такой подход к целеполаганию на мой взгляд является  эффективным и современным.

В заключении хочется привести слова А.Герцена, которые постоянно говорю своим ученикам: «Грандиозные вещи делаются грандиозными средствами, одна природа делает великое даром». Это для того, чтобы они понимали какая сложная  работа научить учиться.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Целеполагание учеников - путь к успешному уроку"

Данная статья раскрывает суть понятия "целеполагание", приводятся примеры приёмов целеполагания учащихся на уроках русского языка и литературы...

Статья "Целеполагание как эффективный путь к успешному уроку"

Согласно новым федеральным государственным образовательным стандартам второго поколения приоритетное внимание уделяется формированию действий целеполагания...

Статья "Целеполагание на уроке технологии"

В данной статья описываются типы учебных целей на уроках технологии...

статья "Целеполагание на урока математики в соответствии с ФГОС"

Статья  "Целеполагание на уроках математики в соответствии с ФГОС...

Статья "Целеполагание"

Каждый человек ставит перед собой цели. У кого-то это получается, и человек стремится к своей цели и достигает ее, у кого- то это вызывает некоторые трудности. Что же такое цель и какие понятия с ней ...