Статья "Целеполагание"
статья
Каждый человек ставит перед собой цели. У кого-то это получается, и человек стремится к своей цели и достигает ее, у кого- то это вызывает некоторые трудности. Что же такое цель и какие понятия с ней связаны?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 13.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Каждый человек ставит перед собой цели. У кого-то это получается, и человек стремится к своей цели и достигает ее, у кого- то это вызывает некоторые трудности. Что же такое цель и какие понятия с ней связаны? Понятие цели имеет несколько значений: предвосхищаемый результат деятельности, проект будущего, образ желаемого.
Цель в образовании - это результат педагогической деятельности. В числе образовательных целей могут быть цели усвоения знаний, умений, навыков, формирования компетенций, способностей, самореализации, профориентации и другие. Это конкретные цели (содержательные). Существуют и формальные цели: получить хорошую оценку, сдать экзамен.
Пути достижения поставленной образовательной цели включают отбор содержания учебного материала, методов организации деятельности учителя и обучающегося, а также диагностики и контроля. Это позволяет определить задачи к достижению цели. Задача –это часть цели, которую нужно решить. Это этап, который нужно пройти чтобы достичь цели.
Формулировка целей должна производиться в форме, допускающей уровни их достижения. Приведем примеры постановки целей и задач: «Формирование навыков поискового чтения»; «Развитие межкультурной компетенции». Таким образом, важное слово при формировании целей и задач – это глагол. Он должен точно выражать, что требуется от обучающихся, например, «Обучающиеся усваивают лексику» или «Обучающиеся применяют лексику в знакомой ситуации» – нужно выбрать второй вариант, так как он более четко сформулирован.
Для формирования общих учебных целей возможно использование следующих глаголов: анализировать, демонстрировать, знать, использовать, понимать, применять, создавать…
Для обозначения целей творческого типа уместно использование глаголов таких как: предсказать, упростить, перестроить, варьировать, видоизменить…
Для обозначения целей устной и письменной речи: выразить, подвести итог, произнести…
Цели в сфере межличностного взаимодействия: выразить мысль, высказать согласие, ответить, поблагодарить, пригласить…