« Здоровьесберегающие технологии, применяемые учителями начальных классов»
статья по теме

Морозова Татьяна Викторовна

 

В настоящее время большое внимание уделяется сохранению здоровья учеников на всем протяжении школьного обучения. С этой целью применяются различные здравоохранительные технологии во время уроков, на факультативных занятиях и во внеурочное время.

Учителя метод. объединения начальных классов уже многие годы применяют различные формы работы, которые помогают всесторонне развивать и укреплять здоровье учеников. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdorovesberegayushchie_tehnologii.doc31 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад

По теме: « Здоровьесберегающие технологии, применяемые учителями начальных классов».

Учитель нач. классов Морозова Т. В.(из опыта работы).

В настоящее время большое внимание уделяется сохранению здоровья учеников на всем протяжении школьного обучения. С этой целью применяются различные здравоохранительные технологии во время уроков, на факультативных занятиях и во внеурочное время.

Учителя метод. объединения начальных классов уже многие годы применяют различные формы работ, которые помогают всесторонне развивать и укреплять здоровье учеников.

Младшим школьникам трудно просидеть все 45 минут урока за партой.

Поэтому рационально применять режим меняющихся поз и поиск необходимой информации на расстоянии. Используются стены класса, на которых развешиваются сюжетные картинки по теме урока, таблицы, слоги, слова, предложения.

В обучении чтению, например,  использую шаговый ритм (ритмизация слогов с помощью шага).

Методика «Работа в круге» позволяет не только создавать положительный эмоциональный настрой, но и снять психомоторное напряжение. Данную методику можно применять на разных уроках по различным темам.

Большое внимание учителя начальных классов уделяют развитию тонкой моторики и пространственной координации.

Перед началом выполнения  письменных работ является уместным проведение разминки для пальцев.

С этой целью применяются следующие задания:

- отстукивание простых ритмических рисунков подушечками пальцев обеих рук по подражанию, по словесной инструкции, по схеме;

- упражнения в стихотворной форме с показом различных движений пальцами на парте;

- в процессе выполнения заданий, с целью снятия напряжения и усталости рук, упражнения на расслабление.

С давних пор музыка используется как лечебный фактор. Еще В. М. Бехтерев считал, что с помощью музыкального ритма можно установить равновесие в деятельности нервной системе ребенка, умерить слишком возбужденные темпераменты и растормозить заторможенных детей, урегулировать неправильные и лишние движения.

Г. В. Мустыгина подобрала шедевры мировой классической музыки, которые можно использовать для проведения релаксации. Это: <<Ава-Мария» Шуберта, «Пер Гюнт» Грига, «Адажио» Альбинино, «Травиата» Верди и др. А так же «Колыбельные природы» (расслабляющая и успокаивающая музыка на фоне звуков природы: голосов птиц, шума дождя, журчания ручья) композиторов А. Степаненко и М. Протасова.

Физ. паузы проходят более оживленно и слажено под ритмические мелодии.

Так же учителя проводят физ. минутки с использованием стихотворных ритмов. Т. В. Сидоркина собрала за  годы работы  обширную папку с записью физ. минуток, которые можно применять на различных этапах урока.

Проблема нарушения зрения является общепризнанной. С целью профилактики нарушения зрения и для тренировки глазных мышц рекомендуется проводить зарядку для глаз. При проведении зарядки можно использовать различные таблицы, а так же упражнения «Стрельба глазами», «Рисование глазами вертикальных и горизонтальных пружин и зигзагов», «Написание глазами сегодняшней даты и дня недели», рисование геометрических фигур сначала по часовой стрелке и против неё.

Т. А. Рыбакова предлагает зарядку для глаз на этапе работы с числовым рядом на уроке математики. Детям предлагается найти на ленте цифр, названные числа; посчитать, прищурив глаза, широко открыв глаза, попеременно закрывая глаза.

Е. В. Куманева сделала подборку этюдов психомышечной тренировки, предназначенные для обучения приёмам саморасслабления детей. Это: «Штaнгa» (ребенок поднимает тяжелую штангу, потом бросает её, отдыхает), «Каждый спит» (ведущий подходит к фигурам детей, застывших в различных позах, пытается их разбудить, беря за руки. он поднимает руку, но она опускается) и др. Эти этюды можно применять на уроках во время физ. пауз.

На факультативных занятиях проводит игры, способствующие успокоению и организации учащихся. Они сопровождаются музыкой спокойного характера, которая, с одной стороны успокаивает, а с другой - тренирует эмоционально-волевую сферу у детей.

Специалистом по развитию артикуляционного аппарата является А. М.

Асеева. Она составляет артикуляционные зарядки, подбирает чистоговорки, скороговорки, используя особенности того или иного класса.

Применение здравоохранительных технологий помогает сохранять здоровье школьников, а так же делает уроки более интересными и продуктивными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ применяемые при проведении кружковой работы с детьми младшего возраста (консультация)

Наша цель -  расширять знания родителей по вопросам сохранения здоровья, убедить в необходимости продолжать оздоровительную работу, начатую в детском клубе....

Здоровьесберегающие технологии применяемые на уроках физической культуры

Определение роли здоровьесберегающих технологий и их место в системе физической подготовки учащихся...

Здоровьесберегающие технологии, применяемые на уроках математики, обеспечивающие безопасность жизнедеятельности учащихся коррекционной школы.

В данной статье освещается вопрос об использовании здоровьесбережения на уроках математики. Применение на уроках упражнений, заданий, связанных с изучением своего здоровья и умение использовать получе...

Здоровьесберегающие технологии, применяемые в детском объединении «Лесовичок»

Здоровьесберегающие технологии, применяемые  на занятиях детского объединения «Лесовичок».                             ...

Здоровьесберегающие технологии применяемые на занятиях

Одним из направлений работы стало использование работы в режиме двигательной активности. Как известно, под активным двигательным режимом понимается регламентированная по интенсивности физическая нагру...

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов на тему "Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя -дефектолога"

       В настоящее время учителя – дефектологи школьных образовательных учреждений интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача учите...

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя начальных классов аспекты реализации требований ФГОС.

Здоровье ребенка, его адаптация к жизни в обществе во многом определяется окружающей средой. А для ребенка 6-17 лет такой средой является, прежде всего, школа, где он проводит до 70% своего времени. П...