Обобщение педагогического опыта педагога дополнительного образования
статья на тему
Обобщение педагогического опыта по теме "Развитие личностного самоопределения учащихся 5-9 классов".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
педагога дополнительного образования высшей категории
Зеленковой В.Д.
МОУ Речная Основная Общеобразовательная Школа
Тема педагогического опыта.
Развитие личностного самоопределения учащихся 5-9 классов.
Актуальность и перспективность опыта, его практическая значимость.
Самоопределение личности — абсолютно сознательная активность личности по выявлению и отстаиванию отчетливо субъектной позиции в ситуациях, не имеющих жестко нормативных решений. При этом самоопределение личности является не просто набором локальных решений, а представляет собой базово-стилевой способ реагирования на разнообразные жизненные обстоятельства, своего рода образ жизни. Практическая значимость опыта состоит в разработке программы по развитию личностного самоопределения учащихся основной школы и методики создания в школе педагогических условий для формирования активной жизненной позиции подростков.
Источник изменений.
Подростковый возраст является тем этапом в развитии личности, когда она, находясь на пороге вступления в самостоятельную трудовую жизнь, начинает интересоваться многими серьезными вопросами: как найти свое место в жизни, выбрать дело в соответствии со своими возможностями и способностями, в чем смысл жизни, как стать настоящим человеком и многие другие. Это связано с резкой сменой внутренней позиции, заключающейся в том, что устремленность в будущее становится основной направленностью личности, проблема выбора профессии и определение дальнейшего жизненного пути находится в центре внимания интересов, планов подростков. Подросток стремится занять внутреннюю позицию взрослого человека, осознать себя в качестве члена общества, определить себя в мире, понять себя и свои возможности наряду с пониманием своего места и назначения в жизни.
В силу объективных причин сегодня наиболее благоприятные условия для раскрытия и развития творческого потенциала ребенка имеются в учреждениях дополнительного образования, где исторически сложилась особая воспитательная, развивающая среда, позволяющая эффективно решать задачи творческого развития личности и ее дальнейшего самоопределения.
Теоретическая база опыта.
- о личностном самоопределении как осознанном стремлении занять определенную позицию (К.А. Абульханова-Славская);
- о личностном самоопределении как психосоциальной идентичности (Э.Эриксон);
- о личностном самоопределении как психолого-педагогической проблеме (А.В.Захаров, И.С.Кон, Б.Г.Ананьев, В.Ф.Сафин и др.)
- о «Я-концепции» как важнейшем факторе личностного самоопределения (Р.Бернс)
- о педагогической поддержке подростка в его профессиональном самоопределении; о проблеме развития творческих способностей, их роли в самоопределении; о роли «Портфолио» как метода диагностики результативности обучения (Тавстуха О.Г., Дайлидене В.С., Грецов А., Фархшатова И.А. идр.)
Идея изменений.
Уже давно стало насущным, что ценность образования измеряется не столько наличием у вчерашнего выпускника научных знаний, прикладных умений и навыков, сколько умением применять эти знания на практике, иметь определенную жизненную позицию, быть уверенным в своих действиях. И важнейшей целью педагогической деятельности становится укрепление здоровья, сохранение в ребенке искренности и доброты, способности к созиданию и жажды познания. Очень важно, чтобы еще в школе ребенок понял, что такое успех. Для нас успех - это достижение поставленной цели: это и реальные достижения человека (ребенка) в различных областях жизни, это и озвученная оценка данного успеха окружающими, ведь результат их оценивания успешности человека отражается на отношении к нему, это и оценка самим человеком уровня своих достижений. А самое главное, необходимо научить ребенка объективно оценивать свои достижения и стремиться к их дальнейшему совершенствованию.
Концепция изменений.
Именно сейчас дети, как никогда прежде, нуждаются в организованном общении, в различных формах объединений. В этой связи особое значение приобретает организация досуга детей, увеличение числа кружков, социально-педагогическая защита подростков. Нужны такие занятия, в которых нет жесткой регламентации, заорганизованности, и где царила бы кипучая жизнь, богатая духовными сведениями, общением, свободной инициативой, творчеством.
Особенно это актуально для маленьких сельских школ, где количество детей сокращается с каждым годом, а школа становится центром культурной жизни посёлка.
Технология опыта.
В школе создана и в течение 10 лет действует авторская экспериментальная комплексная профессионально-прикладная программа «Сотвори себя сам» с элементами социальной адаптации и спортивно-оздоровительными аспектами. Программа объединяет 3 направления деятельности: эколого-туристическое (кружок «Туристы-экологи»), декоративно-прикладное (кружок «Городец») и журналистское (кружок «Проба пера»). По каждому направлению занимается до 15 человек. Многие ребята занимаются и успешно реализуют себя по нескольким направлениям. В целом в реализации программы принимают активное участие до 25 учащихся.
Результативность (устойчивые положительные результаты деятельности).
- Школа имеет многолетний опыт организации общешкольных туристических слетов с обширной программой мероприятий: контрольно-туристический маршрут, полоса препятствий, ориентирование, различные конкурсы. Вот уже несколько лет проводится «Малый турслет» для учащихся начальных классов.
- Ребята принимают активное участие в экологических акциях, исследовательской, проектной деятельности экологической направленности, имеют Дипломы районных и областных конкурсов. Активно сотрудничают с сайтом «Плантариум» по определению принадлежности растений к определённым группам.
- Работы учащихся из кружка «Городец» неоднократно занимали призовые места на районном и областном уровнях, кружок имеет Сертификат Зонального конкурса и Дипломы I и II степени Областных конкурсов. Кружковцев с их изделиями приглашают защищать честь района на «Выставках изделий мастеров народных промыслов и ремесел», проводимых Управлением федеральной службы занятости населения в рамках областных ярмарок вакансий и учебных рабочих мест. Они являются постоянными участниками и призёрами районного конкурса «Обильный край, благословенный!..». Фотографии работ размещены на сайте «Город мастеров», имеют восторженные отзывы.
- Кружок «Проба пера». С 2005 года организован выпуск ежемесячной школьной газеты «Свой голос». В 2007 году в школе создан пресс-центр «Барабанщики». По этому направлению деятельности учащиеся также имеют награды районного, областного и регионального уровней.
- Все участники программы «Сотвори себя сам!» имеют персональное «Портфолио» и в полной мере осознают ценности творческого открытия, понимают личностный смысл и цели своей деятельности.
- По результатам деятельности некоторые учащиеся награждены путевками в профильные лагеря отдыха областного уровня.
Адресная направленность опыта.
Школьные педагоги.
Обобщение и распространение педагогического опыта.
- Участие в районных и областных конкурсах исследовательских работ учащихся экологической направленности.
- Участие в районных и областных конкурсах по декоративно-прикладному искусству
- Участие в районных и областных конкурсах журналистской направленности
- Мастер-классы по декоративно-прикладному искусству на открытых мероприятиях районного уровня
- Мастер-класс на зональном совещании директоров школ по теме «Использование компьютерных технологий во внеклассной работе».
- Мастер-класс «Развитие творческого потенциала учащихся на уроке и во внеклассной деятельности» на районном совещании для молодых педагогов.
- Размещение фотографий работ кружка «Городец» на сайте «Город мастеров».
- Сотрудничество с сайтом «Плантариум».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/12/22/picture-43443.jpg)
Карта результативности педагогической деятельности педагога дополнительного образования
Образец заполнения карты деятельности педагога дополнительного образования...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/02/picture-508846-1422897554.jpg)
Публичное представление собственного педагогического опыта педагога дополнительного образования МБОУДОД Дом творчества школьников с. Тээли муниципального района «Бай-Тайгинский кожуун Республики Тыва» Хертек Сергека Борисовича
Публичное представление собственного педагогического опыта педагога дополнительного образования МБОУДОД Дом творчества школьников с. Тээли муниципального района «Бай-Тайгинский кожуун Респу...
![](/sites/default/files/pictures/2014/05/25/picture-451427-1401044676.png)
Обобщенный опыт работы педагога дополнительного образования Лаптевой А.В.
Опыт работы обобщен по индивидуальным педагогическим модулям, очень понятный. Рекомендую для просмотра педагогам и родителям. Опыт содержит материалы о применении метода проектной деятельности в объед...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/16/picture-82582-1508165119.jpg)
Обобщение педагогического опыта педагога дополнительного образования
Опыт - это:1. Совокупность практически усвоенных знаний, умений и навыков;2. Полученное в результате активного практического взаимодействия с объективным миром отражение в сознании людей законов ...
ОПИСАНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ «ФОРМУЛА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УСПЕХА» ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КИРТОКИ ОКСАНЫ ВЛАДИМИРОВНЫ
Конкурс "Сердце отдаю детям" ОПИСАНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ «ФОРМУЛА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УСПЕХА» ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ...
![](/sites/default/files/pictures/2019/06/20/picture-1150194-1560994412.jpg)
Обобщение педагогического опыта «Обогащение содержания образования учебными заданиями и задачами метапредметного характера»
Методическая разработка...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/14/picture-1051031-1610625942.jpg)
Методические рекомендации по обобщению опыта педагога дополнительного образования
Работа с передовым педагогическим опытом -- одно из основных направлений методической деятельности, обеспечивающая создание целенаправленной эффективной системы повышения квалификации педагогов и напр...