Обобщение педагогического опыта «Обогащение содержания образования учебными заданиями и задачами метапредметного характера»
методическая разработка по литературе (6 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №6 «Русская школа»
Обобщение педагогического опыта
«Обогащение содержания образования учебными заданиями и задачами метапредметного характера»
Методическая разработка
Автор: Ускова Лилия Александровна, учитель русского языка и литературы
Г. Минусинск,2019
Согласно новым стандартам, «при изучении учебных предметов обучающиеся смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе: систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах; выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов); заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты» [Примерная основная образовательная программа основного общего образования, 2015: 17]. Очевидно, что умение самостоятельно формулировать учебно-познавательные задачи и задания должно входить в профессиональную компетенцию учителя. Поэтому современный урок невозможен без включения заданий эвристического характера (в иной терминологии «открытые задания», «заданий открытого типа»).
Именно такие задания способствуют возникновению интереса к учёбе, созданию положительной мотивации, активизируют творческие способности обучающихся. Воспитание творческих способностей в человеке основывается на развитии самостоятельного нестандартного мышления, в связи с этим необходимо создать условия для речевой свободы учеников: она способствует развитию творческого воображения, обогащению словарного запаса, развитию творческого потенциала.
На уроках литературы и русского языка использую такие задания метапредметного характера, как акротекст. Фрагмент урока в 6 классе по теме «Причина ссоры Дубровского и Троекурова», мотивационно-организационный этап:
Задача. На основе актуализации и повторения словаря, выйти на тему урока.
1. Пользуясь составленным на прошлом уроке акротекстом к слову «роман», дайте определение этого литературоведческого понятия.
Р – разветвлённый, развёрнутый сюжет, разнообразные события
О – о социальных проблемах
М – многие судьбы людей
А – авантюрный роман
Н – нравственные проблемы
Урок русского языка по теме «Буквы о и а в корне -зар-, -зор-»
1. Задание. Акротекст. Написанное по вертикали слово, значимое для понимания темы, нужно дополнить по горизонтали словами или словосочетаниями, выражающими ваше отношение к нему.
Вариант 1 | Вариант 2 |
З А Р | З О Р |
Вариант ответа:
Вариант 1 | Вариант 2 |
Занимательный Азартный Радостный | Заключительный Организованный Результативный |
Задание по типу градации или ранжирования можно использовать как тип задач на формирование и оценку навыка разрешения проблемных ситуаций на этапе овладения новыми знаниями и способами действий.
Фрагмент урока в 6 классе по теме «Причина ссоры Дубровского и Троекурова»
Задание. Выполните градацию: расставьте следующие понятия по степени значимости.
А) для Дубровского;
Б) для Троекурова:
Здоровье, семья, любовь, богатство, друзья, достаток, фамильная гордость, власть, независимость.
Сделайте микровыводы: что может быть общим? Почему? Используйте стратегию «Кольца Венна».
Вариант ответа:
У меня на диаграмме общее – фамильная гордость. Но это понятие будет наполнено разным содержанием: фамильная гордость как честь и достоинство (таким содержанием наполняет это понятие Дубровский), фамильная гордость как знатность, родовитость, богатство (таким содержанием наполняет это понятие Троекуров).
Задание «Замены концовки фрагмента» – такой тип задач, который нацелен на формирование и оценку ценностно-смысловых установок. Фрагмент урока в 6 классе по теме «Причина ссоры Дубровского и Троекурова», этап применения новых знаний и способов действий. Анализ эпизода «Нечаянный случай всё расстроил и переменил», глава 1.
Задание:
Можно ли сделать концовку главы более счастливой? Что бы могло заставить Троекурова поступить иначе?
Замените концовку фрагмента: каким бы вы хотели видеть финал этого фрагмента. Помните: вы не должны менять предметный ряд произведения и авторский стиль. Данные таблицы вам помогут.
Исследуемый фрагмент: со слов «На другой день первый вопрос его был: здесь ли Андрей Гаврилович?» до слов «… на возвратном пути со всею своей охотою нарочно поехал полями Дубровского».
Вариант ответа (выделено курсивом).
Таблица № 1. Образный язык повести
предметный ряд | качества (признаки) | действия |
Письмо | сложенное треугольником | рассердило своею сущностью |
Кирила Петрович | босой | загремел, вскочив с постели |
Андрей Гаврилович | не послушался, не хотел воротиться, (отправил) письмо |
Таблица № 2. Диалог
участники | фраза | контрфраза |
Андрей Гаврилович (письмо) | «я не шут, а старинный дворянин» |
Таблица № 3. Внутренний монолог Кирила Петровича
фраза | контрфраза |
«да знает ли он, с кем связывается? Вот я ж его… Наплачется он у меня, узнает, каково идти на Троекурова!» | «Да уж, ну и дал я маху… Нет, Андрей Гаврилович, дружбу нашу я не порушу. А холопа наказать бы надо! Дерзок … Да умеет польстить… А отвезу-ка, Андрей Гаврилович, кобельков тебе в подарочек, уж больно ты охоч до них, авось, и помиримся» |
действие | контрдействие |
«Выехал на охоту», со всею своей охотою нарочно поехал полями Дубровского» | Выехал со всею своею охотой с повинною в имение к Дубровскому. |
Учитель предлагает вопрос:
- Но почему такой поворот событий невозможен? Чем объясняется поведение Троекурова?
Характер Троекурова определён его положением на социальной лестнице. Общественный вес Троекурова и готовность всех угождать малейшим прихотям его деспотического нрава способствовали развитию в нём самых низменных качеств: самолюбия, надменности, праздности. Поэтому такой вариант событий невозможен.
Задания открытого типа применимы и во внеурочной деятельности. Совместно с ребятами готовим сценарии литературных обзоров. Создание сценария – это открытые задания креативного типа. В ходе подготовки сценария кадеты учатся воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления. Так, в ходе подготовки литературного обзора повести Н.В. Гоголя «Вий» использовала те же задания, что и на уроках литературы.
Задание 1
Работа в группе
1. Составить акротекст. Написанное по вертикали слово, значимое для понимания произведения или героя, нужно дополнить по горизонтали словами или словосочетаниями, поясняющими его.
Актротекст. Группа 1
Слово, значимое для понимания героя | Слова или словосочетания, поясняющие его. ? |
Х | |
О | |
М | |
А |
2. Проведите наблюдения над записанными словами. Запишите микровывод: _____________________________
Задание 1
Работа в группе
1. Составить акротекст. Написанное по вертикали слово, значимое для понимания произведения или героя, нужно дополнить по горизонтали словами или словосочетаниями, поясняющими его.
Актротекст. Группа 2
Слово, значимое для понимания героя | Слова или словосочетания, поясняющие его. ? |
Б | |
Р | |
У | |
Т |
2. Проведите наблюдения над записанными словами. Запишите микровывод: _____________________________
Задание 2.
Работа паре. Замена финала повести (работа с сюжетом)
1) Можно ли сделать концовку повести более счастливой? Что бы могло заставить героя поступить иначе?
Проведите исследование текста, используя материалы таблиц № 1, 2, 3
Замените концовку повести: сделайте финал более счастливым. Но помните: вы не должны менять предметный ряд произведения и авторский стиль.
Финал повести Н.В. Гоголя.
− Подымите мне веки: не вижу! − сказал подземным голосом Вий − и всё сонмище кинулось подымать ему веки.
«Не гляди!» − шепнул какой-то внутренний голос философу. Не вытерпел он и глянул.
− Вот он! − закричал Вий и уставил на него железный палец. И все, сколько ни было, кинулись на философа. Бездыханный грянулся он на землю, и тут же вылетел дух из него от страха.
Раздался петуший крик. Это был уже второй крик; первый прослышали бесы. Испуганные духи бросились, кто как попало, в окна и двери, чтобы поскорее вылететь, но не тут-то было: так и остались они там, завязнувши в дверях и окнах. Вошедший священник остановился при виде такого посрамления божьей святыни и не посмел служить панихиду в таком месте. Так навеки и осталась церковь с завязнувшими в дверях и окнах чудовищами, обросла лесом, корнями, бурьяном, диким терновником; и никто не найдет теперь к ней дороги.
Таблица № 1. Диалог
участники | фраза | контрфраза |
Вий | − Вот он! |
Таблица № 2. Внутренний монолог Хомы
фраза | контрфраза |
«Не гляди!» | |
действие | контрдействие |
Не вытерпел он и глянул. |
Таблица № 3. Предметный ряд
предметный ряд | в повести Н.В. Гоголя (признаки, действия) | возможное развитие сюжета |
Вий | − Вот он! − закричал Вий и уставил на него железный палец. | |
Хома | Бездыханный грянулся он на землю, и тут же вылетел дух из него от страха. | |
Петух | второй крик | |
Церковь | такого посрамления божьей святыни | |
Бесы | испуганные, бросились, чтобы вылететь | |
Священник | вошедший, не посмел служить панихиду |
Задание 3
Индивидуальная работа. Задание по типу градации
Часто люди не пытаются разобраться в себе, понять, что в жизни по-настоящему важно для них, что поможет им противостоять злу, поэтому в начале пути не рисуют идеала, не определяют цели деятельности.
1) Сравните свой финал с финалом книги Гоголя. Как изменился бы главный герой повести, если бы Гоголь написал такую концовку книги?
Выполните градацию: расставьте следующие понятия по степени значимости.
А) для Хомы Брута из повести Н.В. Гоголя
Б) для Хомы Брута из вашего финала
1) беззаботное существование; 2) земные удовольствия; 3) нравственная цель;
4) осмысление предназначения; 5)обретение веры; 6) наслаждение жизнью.
Хома Брут из повести Н.В. Гоголя | Хома Брут из вашего финала |
1) 2) 3) | 1) 2) 3) |
Полученные ответы. Задание 1.
Задание 1.
1. Актротекст. Группа 1.
Слово, значимое для понимания героя | Слова или словосочетания, поясняющие его. ? |
Х | хитрый, хваткий |
О | обычный, очарованный злом, олицетворяющий сомнения, особо не задумывающийся о нравственной стороне своих поступков |
М | малодушный; маловерный (мало верующий); молитвы знает, но молитв чуждается; мирской |
А | аскетизма чужд, активный, аморальный |
1. Актротекст. Группа 2
Слово, значимое для понимания героя | Слова или словосочетания, поясняющие его. ? |
Б | безвольный, бедный, бесчестный, беспечный, беспомощный, безалаберный, безнравственный |
Р | равнодушный, рассеянный в молитве, распущенный |
У | удачливый, угрызений совести не испытывающий |
Т | торгующий (совестью, верой), твёрдости в убеждениях не имеющий, терзаний нет, тяготится своими обязанностями |
Вывод (варианты):
1) Хома Брут – не герой (антигерой).
2) Призван служить Богу. Но в силу своей безответственности не выполнил волю Божию.
Полученные ответы. Задание 2
Образный язык повести
предметный ряд | качества (признаки) | действия |
Вий | подымите мне веки: не вижу | уставил на него железный палец |
Хома | внутренний голос | не вытерпел он и глянул |
Петух | второй крик | раздался |
Церковь | посрамлённая («такого посрамления божьей святыни») | так и осталась |
Бесы | испуганные | бросились, чтобы вылететь |
Священник | вошедший | не посмел служить панихиду |
Диалог
участники | фраза | контрфраза |
Вий | - Вот он! | - Не вижу! |
Внутренний монолог Хомы
фраза | контрфраза |
«Не гляди!» | «Боже! Помоги!» «Укрепи мою волю и веру!» «Я не справлюсь один!» |
действие | контрдействие |
«Не вытерпел он и глянул». | Зашептал он слова молитвы. |
Полученные ответы. Задание 3.
Вариант 1.
….
«Не гляди!» - шепнул какой-то внутренний голос философу.
- Боже! Помоги мне! – закричал Хома и тут же начал читать молитвы.
- Не вижу! – закричал Вий.
Раздался победный петушиный крик. И это уже был третий крик; ни первый, ни второй не услышали бесы. Испуганные духи бросились кто как попало, но не тут-то было: уже распахнулись двери, лучи солнечного света осветили алтарь, клирос, и не стало духов.
Вошедший священник благословил Хому и отслужил панихиду.
Вариант 2.
….
«Не гляди!» - шепнул какой-то внутренний голос философу. Повинуясь этому голосу, сначала тихо, потом громче и громче раздались слова Хомы:
- Защити меня, Господи!
- Не вижу! – закричал Вий. – Где он? Не вижу!
Раздался петушиный крик.
Испуганные духи бросились кто как попало, в окна и двери, чтобы поскорее вылететь, но не тут-то было: уже первые лучи восходящего солнца проникали в церковь, опаляя бесов и Вия. Пала нечесть под силой молитв и света.
Вошедший священник увидел Хому, стоящего у клироса и всё ещё читавшего молитвы, и сразу же отслужил панихиду.
Так и стоит теперь церковь, и идут в ней службы.
Вариант 3.
….
«Не гляди!» - шепнул какой-то внутренний голос философу.
- Не буду! (Слова молитвы)
- Уже кричат петухи! Не вижу! – закричал Вий.
Но это был уже второй крик. Первый Вий не услышал. Испуганные бесы бросились кто как попало, в окна и двери, чтобы поскорее вылететь, но не тут-то было: ударили в окна лучи солнца, рассыпались в прах духи. Не стало и Вия. Вошедший священник восторжествовал, отслужил панихиду.
А в церковь теперь идут люди.
После проделанной работы предлагаю задание, способствующее формированию навыка переноса и интеграции знаний:
Сравните свой финал с финалом книги Гоголя. Что изменилось бы, если бы Гоголь написал такой финал?
Вариант ответа.
Ещё до написания «Вия» Гоголь прошёл путь осмысления духовности. Гоголь в повести говорит: если истинно не будете верить, то можете так погибнуть, погибнуть, как Хома, на любом отрезке жизненного пути. Таков смысл финала повести Гоголя.
Наш же финал – решение проблемы, поставленной в книге Гоголя: как выполнить своё назначение?
Считаю, что использование открытых заданий метапредметного характера обогащает содержание образования и позволяет достигнуть качественно нового результата в обучении русскому языку и литературе, ибо ученики не только приобретают и осваивают новые знания, но и открывают в себе новые возможности и способности, осознают важность учения вообще и в частности изучения русского языка и литературы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение педагогического опыта педагога дополнительного образования
Обобщение педагогического опыта по теме "Развитие личностного самоопределения учащихся 5-9 классов"....
Обобщение педагогического опыта по теме "Формирование учебных компетенций на уроках истории и обществознания средствами ИКТ"
ИКТ ИКТ относятся к современным образовательным технологиям. Они позволяют разрабатывать новые формы и методы обучения и воспитания, совершенствуют педагогический труд и повыша...
ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА НА ТЕМУ: «ПРИМЕНЕНИЕ РАЗНОУРОВНЕВЫХ ЗАДАНИЙ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ И ИКТ В 7-8 КЛАССАХ»
ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТАНА ТЕМУ: «ПРИМЕНЕНИЕ РАЗНОУРОВНЕВЫХ ЗАДАНИЙ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ И ИКТ В 7-8 КЛАССАХ»...
Обобщение педагогического опыта по теме "Метапредметность как основа современного урока"
Метапредметы — это новая образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных учебных предметов. Это — учебный предмет нового типа, в основе которого лежит мыследеятельностный ти...
Обобщение педагогического опыта педагога дополнительного образования
Опыт - это:1. Совокупность практически усвоенных знаний, умений и навыков;2. Полученное в результате активного практического взаимодействия с объективным миром отражение в сознании людей законов ...
Презентация к докладу "Обогащение содержания образования заданиями метапредметного характера"
Презентация к открытому уроку...
Обогащение содержания образования внеурочной деятельности заданиями метапредметного характера
Представлен материал с краевого семинара руководителейучреждений кадетского и женского гимназического образования...