Обобщение педагогического опыта «Обогащение содержания образования учебными заданиями и задачами метапредметного характера»
методическая разработка по литературе (6 класс)

Ускова Лилия Александровна

Методическая разработка

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 000572e3-902ac291_-_kopiya.doc103.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №6 «Русская школа»

Обобщение педагогического опыта

«Обогащение содержания образования учебными заданиями и задачами метапредметного характера»

Методическая разработка

Автор: Ускова Лилия Александровна, учитель русского языка и литературы

             

Г. Минусинск,2019


        Согласно новым стандартам, «при изучении учебных предметов обучающиеся смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе: систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах; выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов); заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты» [Примерная основная образовательная программа основного общего образования, 2015: 17]. Очевидно, что умение самостоятельно формулировать учебно-познавательные задачи и задания должно входить в профессиональную компетенцию учителя. Поэтому современный урок невозможен без включения заданий эвристического характера (в иной терминологии «открытые задания», «заданий открытого типа»).

        Именно такие задания способствуют возникновению интереса к учёбе, созданию положительной мотивации, активизируют творческие способности обучающихся. Воспитание творческих способностей в человеке основывается на развитии самостоятельного нестандартного мышления, в связи с этим необходимо создать условия для речевой свободы учеников: она способствует развитию творческого воображения, обогащению словарного запаса, развитию творческого потенциала.

На уроках литературы и русского языка использую такие задания метапредметного характера, как акротекст. Фрагмент урока в 6 классе по теме «Причина ссоры Дубровского и Троекурова», мотивационно-организационный этап:

        Задача. На основе актуализации и повторения словаря, выйти на тему урока.

        1. Пользуясь составленным на прошлом уроке акротекстом к слову «роман», дайте определение этого литературоведческого понятия.

        Р – разветвлённый, развёрнутый сюжет, разнообразные события

        О – о социальных проблемах

        М – многие судьбы людей

        А – авантюрный роман

        Н – нравственные проблемы

        Урок русского языка по теме «Буквы о и а в корне -зар-, -зор-» 

        1. Задание. Акротекст. Написанное по вертикали слово, значимое для понимания темы, нужно дополнить по горизонтали словами или словосочетаниями, выражающими ваше отношение к нему.

                        Вариант 1

                              Вариант 2

З

А

Р                        

З

О

Р

Вариант ответа:

                        Вариант 1

                              Вариант 2

Занимательный

Азартный

Радостный                        

Заключительный

Организованный

Результативный

        Задание по типу градации или ранжирования можно использовать как тип задач на формирование и оценку навыка разрешения проблемных ситуаций на этапе овладения новыми знаниями и способами действий.

        Фрагмент урока в 6 классе по теме «Причина ссоры Дубровского и Троекурова»

        Задание. Выполните градацию: расставьте следующие понятия по степени значимости.

А) для Дубровского;

Б) для Троекурова:

        Здоровье, семья, любовь, богатство, друзья, достаток, фамильная гордость, власть, независимость.

        Сделайте микровыводы: что может быть общим? Почему? Используйте стратегию «Кольца Венна».

        Вариант ответа:

        У меня на диаграмме общее – фамильная гордость. Но это понятие будет наполнено разным содержанием: фамильная гордость как честь и достоинство (таким содержанием наполняет это понятие Дубровский), фамильная гордость как знатность, родовитость, богатство (таким содержанием наполняет это понятие Троекуров).

        Задание «Замены концовки фрагмента» – такой тип задач, который нацелен на формирование и оценку ценностно-смысловых установок. Фрагмент урока в 6 классе по теме «Причина ссоры Дубровского и Троекурова», этап применения новых знаний и способов действий.  Анализ эпизода «Нечаянный случай всё расстроил и переменил», глава 1.

        Задание:

        Можно ли сделать концовку главы более счастливой? Что бы могло заставить Троекурова поступить иначе?

        Замените концовку фрагмента: каким бы вы хотели видеть финал этого фрагмента. Помните: вы не должны менять предметный ряд произведения и авторский стиль. Данные таблицы вам помогут.

        Исследуемый фрагмент: со слов «На другой день первый вопрос его был: здесь ли Андрей Гаврилович?»  до слов «… на возвратном пути со всею своей охотою нарочно поехал полями Дубровского».

        Вариант ответа (выделено курсивом).

Таблица № 1. Образный язык повести

предметный ряд

качества (признаки)

действия

Письмо

сложенное треугольником

рассердило своею сущностью

Кирила Петрович

босой

загремел, вскочив с постели

Андрей Гаврилович

не послушался, не хотел воротиться, (отправил) письмо

Таблица № 2. Диалог

участники

фраза

контрфраза

Андрей Гаврилович (письмо)

«я не шут, а старинный дворянин»

Таблица № 3. Внутренний монолог Кирила Петровича

фраза

контрфраза

«да знает ли он, с кем связывается? Вот я ж его… Наплачется он у меня, узнает, каково идти на Троекурова!»

«Да уж, ну и дал я маху… Нет, Андрей Гаврилович, дружбу нашу я не порушу. А холопа наказать бы надо! Дерзок … Да умеет польстить… А отвезу-ка, Андрей Гаврилович, кобельков тебе в подарочек, уж больно ты охоч до них, авось, и помиримся»

действие

контрдействие

«Выехал на охоту», со всею своей охотою нарочно поехал полями Дубровского»

Выехал со всею своею охотой с повинною в имение к Дубровскому.

Учитель предлагает вопрос:

- Но почему такой поворот событий невозможен? Чем объясняется поведение Троекурова?

Характер Троекурова определён его положением на социальной лестнице. Общественный вес Троекурова и готовность всех угождать малейшим прихотям его деспотического нрава способствовали развитию в нём самых низменных качеств: самолюбия, надменности, праздности. Поэтому такой вариант событий невозможен.

        Задания открытого типа применимы и во внеурочной деятельности. Совместно с ребятами готовим сценарии литературных обзоров. Создание сценария – это открытые задания креативного типа. В ходе подготовки сценария кадеты учатся воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления. Так, в ходе подготовки литературного обзора повести Н.В. Гоголя «Вий» использовала те же задания, что и на уроках литературы.

                                                Задание 1

Работа в группе

1. Составить акротекст. Написанное по вертикали слово, значимое для понимания произведения или героя, нужно дополнить по горизонтали словами или словосочетаниями, поясняющими его.

Актротекст. Группа 1

Слово, значимое для понимания героя

Слова или словосочетания, поясняющие его.

                                             ?

Х

О

М

А

2. Проведите наблюдения над записанными словами. Запишите микровывод: _____________________________

                                                Задание 1

Работа в группе

1. Составить акротекст. Написанное по вертикали слово, значимое для понимания произведения или героя, нужно дополнить по горизонтали словами или словосочетаниями, поясняющими его.

Актротекст. Группа 2

Слово, значимое для понимания героя

Слова или словосочетания, поясняющие его.

                                             ?

Б

Р

У

Т

2. Проведите наблюдения над записанными словами. Запишите микровывод: _____________________________        

                                Задание 2.

Работа паре. Замена финала повести (работа с сюжетом) 

1) Можно ли сделать концовку повести более счастливой? Что бы могло заставить героя поступить иначе?

Проведите исследование текста, используя материалы таблиц № 1, 2, 3

Замените концовку повести: сделайте финал более счастливым. Но помните: вы не должны менять предметный ряд произведения и авторский стиль.

                                Финал повести Н.В. Гоголя.

         Подымите мне веки: не вижу!  сказал подземным голосом Вий  и  всё сонмище кинулось подымать ему веки.

        «Не гляди!»  шепнул какой-то внутренний голос философу. Не вытерпел он и глянул.

         Вот он!  закричал Вий и уставил  на  него  железный  палец.  И  все, сколько ни было, кинулись на философа. Бездыханный грянулся он на  землю,  и тут же вылетел дух из него от страха.

        Раздался петуший крик. Это  был  уже  второй  крик;  первый  прослышали бесы. Испуганные духи бросились, кто как попало,  в  окна  и  двери,  чтобы поскорее вылететь, но не тут-то было: так и остались они там,  завязнувши  в дверях и окнах. Вошедший священник остановился при виде  такого  посрамления божьей святыни и не посмел служить панихиду в  таком  месте.  Так  навеки  и осталась церковь с завязнувшими в дверях и окнах чудовищами, обросла  лесом, корнями, бурьяном, диким терновником; и никто не найдет теперь к ней дороги.

Таблица № 1. Диалог

участники

фраза

контрфраза

Вий

 Вот он!

Таблица № 2. Внутренний монолог Хомы

фраза

контрфраза

«Не гляди!»

действие

контрдействие

Не вытерпел он и глянул.

Таблица № 3. Предметный ряд

предметный ряд

в повести Н.В. Гоголя

(признаки, действия)

возможное развитие сюжета

Вий

 Вот он!  закричал Вий и уставил  на  него  железный  палец.  

Хома

Бездыханный грянулся он на  землю,  и тут же вылетел дух из него от страха.

Петух

второй крик

Церковь

 такого посрамления божьей святыни

Бесы

испуганные, бросились, чтобы вылететь

Священник

вошедший, не посмел служить панихиду

                                        Задание 3

Индивидуальная работа. Задание по типу градации

Часто люди не пытаются разобраться в себе, понять, что в жизни по-настоящему важно для них, что поможет им противостоять злу, поэтому в начале пути не рисуют идеала, не определяют цели деятельности.

1) Сравните свой финал с финалом книги Гоголя. Как изменился бы главный герой повести, если бы Гоголь написал такую концовку книги?

Выполните градацию: расставьте следующие понятия по степени значимости.

А) для Хомы Брута из повести Н.В. Гоголя

Б) для Хомы Брута из вашего финала

1) беззаботное существование; 2) земные удовольствия; 3) нравственная цель;

4) осмысление предназначения;  5)обретение  веры; 6) наслаждение жизнью.

Хома Брут из повести Н.В. Гоголя

Хома Брут из вашего финала

1)

2)

3)

1)

2)

3)

                        Полученные ответы. Задание 1.

Задание 1.

1. Актротекст. Группа 1.

Слово, значимое для понимания героя

Слова или словосочетания, поясняющие его.

                                             ?

Х

хитрый, хваткий

О

обычный, очарованный злом, олицетворяющий сомнения, особо не задумывающийся о нравственной стороне своих поступков

М

малодушный; маловерный (мало верующий); молитвы знает, но молитв чуждается; мирской

А

аскетизма чужд, активный, аморальный

1. Актротекст. Группа 2

Слово, значимое для понимания героя

Слова или словосочетания, поясняющие его.

                                              ?

Б

безвольный, бедный, бесчестный, беспечный, беспомощный, безалаберный, безнравственный

Р

равнодушный, рассеянный в молитве, распущенный

У

удачливый, угрызений совести не испытывающий

Т

торгующий (совестью, верой), твёрдости в убеждениях не имеющий, терзаний нет, тяготится своими обязанностями

Вывод (варианты):

1) Хома Брут – не герой (антигерой).        

2) Призван служить Богу. Но в силу своей безответственности не выполнил волю Божию.

                        Полученные ответы. Задание 2

Образный язык повести

предметный ряд

качества (признаки)

действия

Вий

подымите мне веки: не вижу

уставил на него железный палец

Хома

внутренний голос

не вытерпел он и глянул

Петух

второй крик

раздался

Церковь

посрамлённая («такого посрамления божьей святыни»)

так и осталась

Бесы

испуганные

бросились, чтобы вылететь

Священник

вошедший

не посмел служить панихиду

Диалог

участники

фраза

контрфраза

Вий

- Вот он!

- Не вижу!

Внутренний монолог Хомы

фраза

контрфраза

«Не гляди!»

«Боже! Помоги!»

«Укрепи мою волю и веру!»

«Я не справлюсь один!»

действие

контрдействие

«Не вытерпел он и глянул».

Зашептал он слова молитвы.

                                Полученные ответы. Задание 3.

Вариант 1.

….

        «Не гляди!» - шепнул какой-то внутренний голос философу.

        - Боже! Помоги мне! – закричал Хома и тут же начал читать молитвы.

        - Не вижу! – закричал Вий.

        Раздался победный петушиный крик. И это уже был третий крик; ни первый, ни второй не услышали бесы. Испуганные духи бросились кто как попало, но не тут-то было: уже распахнулись двери, лучи солнечного света осветили алтарь, клирос, и не стало духов.

        Вошедший священник благословил Хому и отслужил панихиду.

Вариант 2.

….

        «Не гляди!» - шепнул какой-то внутренний голос философу. Повинуясь этому голосу, сначала тихо, потом громче и громче раздались слова Хомы:

        - Защити меня, Господи!

        - Не вижу! – закричал Вий. – Где он? Не вижу!

        Раздался петушиный крик.

        Испуганные духи бросились кто как попало, в окна и двери, чтобы поскорее вылететь, но не тут-то было: уже первые лучи восходящего солнца проникали в церковь, опаляя бесов и Вия. Пала нечесть под силой молитв и света.

        Вошедший священник увидел Хому, стоящего у клироса и всё ещё читавшего молитвы, и сразу же отслужил панихиду.

        Так и стоит теперь церковь, и идут в ней службы.

Вариант 3.

….

        «Не гляди!» - шепнул какой-то внутренний голос философу.

        - Не буду! (Слова молитвы)

        - Уже кричат петухи! Не вижу! – закричал Вий.

        Но это был уже второй крик. Первый Вий не услышал. Испуганные бесы бросились кто как попало, в окна и двери, чтобы поскорее вылететь, но не тут-то было: ударили в окна лучи солнца, рассыпались в прах духи. Не стало и Вия. Вошедший священник восторжествовал, отслужил панихиду.

        А в церковь теперь идут люди.

        

        После проделанной работы предлагаю задание, способствующее формированию навыка переноса и интеграции знаний:

        Сравните свой финал с финалом книги Гоголя. Что изменилось бы, если бы Гоголь написал такой финал?

        Вариант ответа.

        Ещё до написания «Вия» Гоголь прошёл путь осмысления духовности. Гоголь в повести говорит: если истинно не будете верить, то можете так погибнуть, погибнуть, как Хома,  на любом отрезке жизненного пути. Таков смысл финала повести Гоголя.

        Наш же финал – решение проблемы, поставленной в книге Гоголя: как выполнить своё назначение?

        Считаю, что использование открытых заданий метапредметного характера обогащает содержание образования и позволяет достигнуть качественно нового результата в обучении русскому языку и литературе, ибо ученики не только приобретают и осваивают новые знания, но и открывают в себе новые возможности и способности, осознают важность учения вообще и в частности изучения русского языка и литературы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта педагога дополнительного образования

Обобщение педагогического опыта по теме "Развитие личностного самоопределения учащихся 5-9 классов"....

Обобщение педагогического опыта по теме "Формирование учебных компетенций на уроках истории и обществознания средствами ИКТ"

ИКТ    ИКТ  относятся к современным образовательным технологиям. Они позволяют разрабатывать новые формы и методы обучения и воспитания, совершенствуют педагогический труд и повыша...

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА НА ТЕМУ: «ПРИМЕНЕНИЕ РАЗНОУРОВНЕВЫХ ЗАДАНИЙ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ И ИКТ В 7-8 КЛАССАХ»

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТАНА ТЕМУ: «ПРИМЕНЕНИЕ РАЗНОУРОВНЕВЫХ ЗАДАНИЙ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ И ИКТ В 7-8 КЛАССАХ»...

Обобщение педагогического опыта по теме "Метапредметность как основа современного урока"

Метапредметы — это новая образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных учебных предметов. Это — учебный предмет нового типа, в основе которого лежит мыследеятельностный ти...

Обобщение педагогического опыта педагога дополнительного образования

Опыт - это:1. Совокупность практически усвоенных знаний, умений и навыков;2. Полученное в результате активного практического взаимодействия с объективным миром отражение в сознании людей законов ...

Обогащение содержания образования внеурочной деятельности заданиями метапредметного характера

Представлен материал с краевого семинара руководителейучреждений кадетского и женского гимназического образования...