Обобщение педагогического опыта педагога дополнительного образования
статья на тему

Притыкина Марина Николаевна

Опыт - это:

1. Совокупность практически усвоенных знаний, умений и навыков;

2. Полученное в результате активного практического взаимодействия с объективным миром отражение в сознании людей законов этого мира и общественной практики (словарь С.И.Ожегова).

Педагогический опыт - целостная характеристика практики решения учителем педагогических задач и проблем, в которой отражаются устойчивые закономерности; способы, условия и личностные предпосылки получения тех или иных результатов.

Что значит обобщить? Это значит сделать выводы; выразить основные результаты в общем положении (на основе изучения) - словарь С.И.Ожегова.

Под обобщением опыта понимается его осмысление с более общих научных эмпирических (греч. эмпирио - опыт) или теоретических позиций.

Обобщение опыта - это формирование его теоретических оснований, а значит более глубокое и полное осмысление учителем достигнутого и выявление перспектив для дальнейшего развития.

Обобщение педагогического опыта:

1. Вид методической деятельности, предполагающий выбор и изучение какого - либо конкретного опыта, осмысление, анализ и обоснование, обобщенное и систематизированное его описание;

2. Результат методической деятельности, ее продукт;

3. Педагогический опыт возникает как диалогическая потребность педагога к совершенствованию собственной деятельности.

Обобщить свой собственный опыт — это значит увидеть в частном общее и таким образом объяснить с научной точки зрения, каким образом достигаются Вами как педагогом положительные результаты в учебно - воспитательном процессе. Для обобщения собственного опыта Вам необходимо постараться увидеть свою деятельность как бы со стороны, то есть встать в позицию внешнего эксперта. Но при этом очень важно, чтобы сущность, то главное, что составляет основу опыта, принципы, на которых вы строите учебный процесс, не заслонялись излишними мелкими деталями.

При обобщении и описании опыта необходимо ответить на вопросы:

1. Что я делаю? (предмет деятельности)

2. Для чего я это делаю? (какова цель?)

3. Как я это делаю? (алгоритмы, формы, методы)

4. Какой это дает результат?

5. За счет чего этот результат достигнут?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshchenie_pedagogicheskogo_opyta_pdo.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОБОБЩЕНИЕ

ПЕРЕДОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

Методические  рекомендации

педагогам дополнительного образования

Мало знать, надо и применять.

Мало хотеть, надо и делать

(Иоганн Вольфганг ГЕТЕ)

Передовой педагогический опыт - это эффективный опыт, позволяющий  достигать хороших результатов в учебно-воспитательной работе при сравнительно невысоких затратах сил, средств и времени.

Можно выделить три основных подхода к трактовке передового педагогического опыта:

     -  образец хорошей работы;

     - деятельность, в которую воплощены выводы научных исследований или успешное применение другого опыта технологии;

    - новаторство, свои педагогические находки, открытие нового педагогического знания.

     

Ценен «технологизированный опыт» с выявленными и научно – обоснованными закономерностями, который работает практически у любого педагога. Все остальные технологии в педагогике субъективны. Один педагог сказал: «В науке результат должен быть повторим, иначе это не наука. В искусстве результат должен быть неповторим, иначе это не искусство. А педагогика - это искусство».

     

У нас чаще всего встречается первый и второй вид ППО. Он больше похож на методическую копилку, или картотеку педагогических находок, или статью о своем опыте работы. Это опыт субъективный, потому что при использовании его другим человеком можно не получить такого результата. Интересный, эффективный передовой педагогический опыт существует, поэтому его обязательно нужно изучать, обобщать и распространять. Внедрение же зависит от проблем, которые возникают у педагогов в ходе учебно-воспитательного процесса.

     

Передовой педагогический опыт должен быть источником решения педагогических проблем. В учреждении могут быть такие насущные проблемы:

     -  низкое качество знаний;

     -  слабая подготовка воспитанников;

     -  отсутствие индивидуального и дифференцированного подхода;

     -   низкий уровень воспитанности;

     -  пробелы в формировании ЗУН воспитанников  по различным направлениям.

     Если есть затруднение, педагог его разрешает, создает опыт, получает результат. Положительный результат фиксируется, о нем можно рассказать другим.

Передовой педагогический опыт изучают, обобщают, распространяют.

Можно выделить критерии обобщения педагогического опыта:

     - высокая результативность в формировании знаний, умений, навыков, уровня воспитанности,  развития обучающихся;

      - творческая новизна опыта, новаторские начинания педагога;

      - длительность функционирования опыта (развивая и совершенствуя систему работы, педагог добивается стабильных высоких результатов);

     -  актуальность темы опыта, перспективность;

     - научная обоснованность; научные закономерности, принципы, лежащие в основе опыта;

     - рациональный расход времени на достижение высоких результатов с помощью оригинальных методик.

Как обобщать передовой опыт?

1.     Сначала его нужно найти и запланировать.

           1.1. Найти передовой опыт можно в ходе тематического внутриучрежденческого  контроля при посещении занятий         по определенной теме:

      - при анализе итогов учебного года: увидели позитивные, стабильные результаты у педагога, значит, есть у него своя система, можно ее оформлять как опыт;

      - в ходе аттестации педагога, особенно на первую и высшую квалификационные категории;

     - при рассмотрении проблемы группы, выявленной на диагностической основе.

      1.2. Сформулировать вместе с педагогом тему:

     -  запланировать самому педагогу как тему по самообразованию, актуальную для педагога и для современного образования на данном этапе работы.

2.       Изучается опыт с помощью следующих методов:

     - анкетирование, опрос, наблюдение, собеседование;

     -  посещение занятий, внеклассных мероприятий, их анализ;

     -  изучение УМК педагога;

     -  изучение его рабочей документации (планов);

     - проведение срезов ЗУН, творческих работ, подтверждающих эффективность опыта.

3.      Обобщение передового опыта предполагает следующие мероприятия:

     -  статья о своем опыте работы (сборник статей);

     -  подготовка открытого занятия  с подробным самоанализом;

     - подготовка творческого отчета: открытое  занятие  или фрагмент, сообщение о своем опыте, методическая выставка педагога, проведение мастер-класса;

     - проблемный «круглый стол» по теме опыта или пресс-конференция;

     - внутриучрежденческий  методический альбом.

4.     Распространение опыта:

     -  педагогический совет;

     -  заседание методического объединения;

     - творческий отчет;

     - различные конкурсы педагогического мастерства (учитель года, конкурсы методических разработок и др.);

     -  научно-практические конференции;

     -  наставничество;

     - публикации в методических журналах;

     -  мастер-классы;

     -  семинары;

     - окна опыта (постоянно действующие меняющиеся материалы методических находок педагогов).

Что может быть опытом педагогической работы?

     1. Алгоритмы учебных действий по предмету, направлению.

     2. Технология занятия или элементы технологии.

     3. Авторская программа (учебного курса, воспитательная).

     4. Эффективные средства обучения (пособия, карточки, тренажеры);

     5. Реализация принципов обучения (креативности, комфортности, вариативности и др.);

     6. Эффективная система ЗУН.

Способы оформлени опыта педагогов:

     -  методическая копилка  (постоянно действующая рубрика «Методического уголка», куда помещаются статьи педагогов о своих методических приемах, материал постепенно оформляется в альбом);

     -  вести с занятий педагогов  (постоянно действующая рубрика «Методического уголка», куда заместители директора по УВР, МР помещают отзывы о посещенных занятиях, материал постепенно оформляется в альбом);

      -  методические альбомы  (оформляются по итогам работы по единым методическим темам, например: «Творческая образовательная среда как фактор развития познавательной активности личности воспитанников», «Личностно ориентированное образование». Помещаются доклады и статьи педагогов, выступающих на научно-практических конференциях, семинарах, методических объединениях);

     -  карточки ППО.

Ф.И.О. педагога, образование, категория, стаж работы.

Тема опыта. Как оформлен опыт.

Как представлен опыт.

Дата составления карточки.

     

Очень важен вопрос, кто должен заниматься обобщением передового опыта: сам педагог или заместитель директора по УВР, МР.  Я думаю, что это должны делать вместе – педагоги  и заместители  директора.  

             Педагоги  часто видят в этой работе много трудностей и сами не решаются выйти на уровень обобщения своего опыта. Я считаю, что у каждого педагога должен быть обобщенный опыт. Это стимулирует  его к новому творчеству, к профессиональному росту.

                                                                                                

                                                                                        Приложение 1

ФОРМЫ ИЗУЧЕНИЯ И ОБОБЩЕНИЯ

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

 

Формы

Содержание деятельности

Ожидаемый результат

1

Открытые занятия по различным темам и вопросам по учебно-

воспитательной работе        

 Посещение открытых  занятий, коллективное обсуждение открытых занятий, выявление сторон, которые действительно являются передовыми.             

Опыт конкретного педагога становится передовым и может стать достоянием других

2

Педагогические советы, производственные  совещания, совещания по проблемам педагогики    

 

Посещаются и анализируются учебно-воспитательные занятия различных педагогов, изучается литература, готовятся доклады и содоклады.    

 

Выявление технических факторов и условий, которые обеспечили успех в работе отдельных педагогов, вынесение рекомендаций об использовании передового опыта

3

Научно-методические и научно-практические конференции 

 

Педагоги  изучают и осмысливают собственный опыт и опыт коллег, рассказывают о своем опыте на занятиях по разным  направлениям  или  в различных видах внеучебной  деятельности  обучающегося  

Наглядное оформление наиболее интересного опыта работы

 

4

Педагогические выставки        

 

Выставляются дидактический материал, различные схемы и материалы о межпредметных связях, образцы планов, конспектов и методических разработок по разным вопросам учебно-воспитательной работы  

  

 Активизация учебного процесса, использование передового опыта в работе других  педагогов.

 

5

Педагогические чтения

 

Педагог выступает с докладом на методическом объединении или педсовете, производственном совещании.  

         

Анализ, осмысление и обобщение  педагогом  своего опыта

6

Диспуты и дискуссии по актуальным проблемам учебно-воспитательной работы           

Организуются как в устной так и в печатной форме. Обсуждение актуальных, спорных педагогических проблем.

Аргументация своих позиций фактами из собственной практики, материалами передового опыта

7

 Семинарские занятия по проблемам педагогики    

Изучается теоретический и методический литературные материалы, анализируется личный опыт педагогов.

Активизация деятельности  воспитанников  на занятии, обобщение

передового опыта

8

Практикумы по разработке методики

 изучения и обобщения педагогического опыта    

 

Обсуждаются такие вопросы, как составление списка литературы по определенным темам, подготовка плана изучения опыта, методы, изучение и выбор их по конкретным темам, способы наблюдения и фиксации опыта

Количественный анализ и качественная интерпретация полученных материалов, обобщение своего материала.

9

Педагогические консультации

 

Могут быть устные и письменные. Педагогическая консультация проводится опытными учителями для начинающих, малоопытных преподавателей.

Разрешение вопросов, затруднений, сомнений в работе малоопытных  педагогов

10

Самообразование     

 

Изучение опыта других педагогов.

Использование в своей работе элементов изученного опыта

Приложение 2

        Памятка по обобщению опыта педагога

1. Внимательно следите за научно-методической литературой, составьте библиографию литературы по интересующему Вас вопросу.

2. Сохраняйте и накапливайте материалы, отражающие опыт Вашей работы: планы, конспекты, дидактические пособия, свои наблюдения за духовным развитием воспитанников. Отмечайте при этом Ваши сомнения, неудачи.

3. Выбирая тему для обобщения опыта, постарайтесь учесть успехи и недостатки в Вашей работе и работе Ваших товарищей. Целесообразно взять тему, которую Вы считаете наиболее важной и нужной, и постараться оформить ее как можно точнее, конкретнее.

4. Определите форму обобщения. Это может быть доклад, статья. Но можно обобщить опыт и по-другому. Например, привести в систему Ваши методические материалы (планы, карточки, схемы, виды самостоятельных упражнений обучающихся), сопроводив их краткими разъяснениями.

5. Набросайте краткий план темы (3-4 основных вопроса), затем составьте по теме тезисы. Вспомните и поместите в плане факты, которые будут использованы как основание для Ваших выводов. Снова и снова уточняйте план; уже в нем должна быть отражена основная идея и логика изложения темы.

6. При написании доклада сначала набросайте черновик. До предела сокращайте введение, избегайте общих фраз, не стремитесь писать «наукообразно». Литературу используйте не для повторения уже сказанного, а для углубления и систематизации своих наблюдений и выводов.

7. Оценивайте практически свой опыт. Сообщая об успехах, не забудьте о недостатках, трудностях, ошибках. Главный критерий хорошего опыта - результаты. Рассказ об опыте неубедителен и малоинтересен, если в нем не показано, как растут и развиваются обучающиеся.

8. Материал старайтесь излагать кратко, просто, логично, стройно, избегая повторений.

9. Работая над темой, советуйтесь с коллективом, со своими коллегами, рассказывайте им о своих трудностях, сомнениях. Так могут появиться ценные мысли, нужные факты.

10. Подберите и надлежащим образом оформите приложения (схемы, карты, таблицы, работы воспитанников, списки литературы и т.д.).

11. Помните, что, обобщая педагогический опыт, Вы выполняете важную общественную обязанность, способствуете дальнейшему улучшению обучения и воспитания детей, молодежи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта педагога дополнительного образования

Обобщение педагогического опыта по теме "Развитие личностного самоопределения учащихся 5-9 классов"....

Самоанализ педагогической деятельности педагога дополнительного образования Батоцыренова П.Ж.

Самоанализ педагогической деятельности педагога дополнительного образования...

Публичное представление собственного педагогического опыта педагога дополнительного образования МБОУДОД Дом творчества школьников с. Тээли муниципального района «Бай-Тайгинский кожуун Республики Тыва» Хертек Сергека Борисовича

Публичное представление собственного  педагогического опыта педагога дополнительного образования МБОУДОД Дом творчества школьников с. Тээли муниципального района «Бай-Тайгинский кожуун Респу...

Обобщенный опыт работы педагога дополнительного образования Лаптевой А.В.

Опыт работы обобщен по индивидуальным педагогическим модулям, очень понятный. Рекомендую для просмотра педагогам и родителям. Опыт содержит материалы о применении метода проектной деятельности в объед...

ОПИСАНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ «ФОРМУЛА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УСПЕХА» ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КИРТОКИ ОКСАНЫ ВЛАДИМИРОВНЫ

Конкурс "Сердце отдаю детям" ОПИСАНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ «ФОРМУЛА   ПЕДАГОГИЧЕСКОГО   УСПЕХА» ПЕДАГОГА   ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО   ОБРАЗОВАНИЯ...

Методические рекомендации по обобщению опыта педагога дополнительного образования

Работа с передовым педагогическим опытом -- одно из основных направлений методической деятельности, обеспечивающая создание целенаправленной эффективной системы повышения квалификации педагогов и напр...