Методическое пособие "Показательная функция"
методическая разработка (10 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Работа педагога в ПУ отличается от работы учителя в школе. Среди наших учащихся редко встречаются влюбленные в математику, большинству из них приходится доказывать необходимость ее изучения, прививать любовь к предмету, желание посещать твои уроки. Нам сложнее работать в том плане, что наши учащиеся приходят в ПУ получать специальность, а на общеобразовательные предметы мало уделяют внимания. Вот и приходится тщательно готовиться к каждому уроку, продумывать различные методы ведения урока, приемы активизации мыслительной и познавательной деятельности учащихся.
При подготовке к уроку нельзя обойтись только одним учебником, я очень многое беру из журнала «Математика в школе», многое придумываю сама, все новое стараюсь связать с уже известным, ранее изученным.
Первые уроки на первом курсе. Это уроки повторения. Сколько тревог и волнений испытывают учащиеся. Нужно время, чтобы к тебе привыкли, шли с желанием на уроки. Я хочу поделиться своими методами, находками в преподавании математики, тем, что я использую на своих уроках.
Глава1. Показательная функция.
С темы «Показательная функция» начинается изучение алгебры на 1-ом курсе. На данную тему отводится 14 часов учебного времени, т.к. занятия в нашем училище проходят парами – это 7 пар.
1-2. Свойства показательной функции и ее график.
3-8. Решение показательных уравнений.
3-4. - Путем сведения к общему основанию.
5-6. - Вынесением за скобку общего множителя.
7-8. - Сводящихся к квадратному.
9-10. Решение показательных неравенств.
11-12. Решение задач.
13-14. Зачетный урок.
§1. Свойства показательной функции и ее график.
На изучение данного параграфа отводится один урок (пара). Этот первый урок необходимо начать с обобщения и систематизации знаний, полученных учащимися при изучении функций в курсе алгебры 7-9 кл. Вспомнить определение понятий функции и области определения.
Упражнения для повторения (кодоскоп):
- Найти область определения функций: а) y = 3x – 4; б) у = ;
в)
- Что значит задать функцию?
- На каком рисунке изображен график возрастающей (убывающей) функции?
Очень часто ребята затрудняются ответить на этот вопрос, не могут вспомнить определение возрастающей функции. Стараюсь помочь им, задаю вопросы:
- Как вы читаете? Слева направо или справа налево?
- А как вы пишете?
Вот и график нужно читать, двигаясь вдоль оси ОХ слева направо. Вместе приходим к верному ответу и вспоминаем определение возрастающей функции. Обязательно записываем его в тетрадь.
Определение:
- Функция f (x) называется возрастающей (убывающей) на промежутке, если для любых значений х1 и х2 из этого промежутка, таких, что х2 х1, выполняется неравенство f (x2) f (x1).
- Функция f (x) называется возрастающей, если она возрастает на всей области определения.
Изложение нового материала начинаю с беседы с постановкой проблемных вопросов:
- Запишите функции: у = 2Х, у = 3Х ……, у = , у = ….. все они являются показательными, как вы думаете, почему?
Анализируя, учащиеся почти всегда отвечают, что аргумент функции х является показателем степени.
- Почему а 1?
- Какие значения может принимать переменная х ?
После этого вводим определение показательной функции. Стараюсь подвести учащихся самих к формулировке определения.
Строим графики: 1) у = 2Х , 2) у = , на одной системе координат
(у = - строят учащиеся самостоятельно), по графикам вместе с учащимисч формулируем свойства показательной функции, затем записываем их в тетрадь.
Предлагаю ребятам поработать устно. Всем, сидящим на 1-ом варианте, задаю вопрос: “Возрастающей или убывающей является данная функция (называю)?”, а все сидящие на 2-ом варианте сами приводят пример возрастающей или убывающей функции и так спрашиваю каждого учащегося с первой парты до последней.
После этого решаем №4 (нечетные), №5 (1,3), 6 (1,2,3), 7 (нечетные).
Д/з. §1, повторить свойства степени с действительным показателем, №1 (1,2), 2 (1,3).
В результате изучения этого параграфа учащиеся должны знать, что такое область определения функции, какие функции называются возрастающими (убывающими); уметь обосновывать возрастание (убывание) функции, заданной графически и в простейших случаях аналитически; знать определение показательной функции, ее свойства; уметь применять свойства показательной функции при построении графиков, решений простейших показательных уравнений и неравенств.
§2. Показательные уравнения и неравенства.
В параграфе рассматриваются приемы решения показательных уравнений и неравенств основных видов. Они классифицируются на типы: 1) путем сведения к общему основанию; 2) путем вынесения за скобки общего множителя; 3) путем приведения к квадратному уравнению.
Изучению способов решения показательных уравнений я отвожу три урока (пары), а затем показательные неравенства объясняю, опираясь на показательные уравнения. Стараюсь довести навыки решения показательных уравнений до уровня «узнаваемости» вида уравнения по условию задачи.
Первый урок начинаю с повторения свойств степени с действительным показателем, умения проводить вычисления.
Раздаю ребятам тестовые задания для самостоятельной работы.
Вычислить:
А | Б | В | Г | Д | |||
1 | 8⅓ = | 1/2 | -4 | 2 | 8/3 | 4 | |
2 | 2-3 = | 6 | ⅛ | -6 | 8 | -8 | |
3 | 3√27 = | 3 | 9 | ⅓ | -3 | 1/9 | |
4 | 34 = | -12 | 12 | 1/12 | 81 | 1/81 | |
5 | 1 3√8 | -2 | 1/2 | 2 | -1/2 | 8 | |
6 | 40,5 = | 20 | 1/2 | -1/2 | -20 | 2 | |
7 | 25 = | 10 | 32 | 5/2 | -10 | 1/32 | |
8 | 1 32 | 1/6 | 9 | 1/9 | -6 | -1/9 |
Задания все разные, а вот ответы находятся под одинаковыми буквами, это дает возможность сразу проверить работы и выставить оценки, назвав ребятам правильный код (т.к. занятия проводятся парами можно за урок получить и две оценки).
Затем разбираем упражнения, аналогичные тем, что рассмотрены в задачах №1,2 учебника.
Так как практически любое показательное уравнение сводится к уравнению вида ах = ав, то необходимо еще раз повторить, что такое уравнение имеет единственный корень.
Для закрепления материала на уроке решаем №13 (1,3), 14 (1,3), 15 (1,3), 21 (1,3), 22 (1,3), 23 (1,3), 24 (1,3)
В конце урока предлагаю самостоятельную работу, три варианта: на «5», «4», «3». У учащихся есть возможность выбрать и решать задания по своим силам и способностям.
На 3 на 4 на 5
1. Вычислить:
2. Решить уравнения:
Д/з Повторить тему «Вынесение за скобки общего множителя», ξ 1, №14 (2,4), 15 (2,4), 21 (2,4)
На втором уроке рассматриваю показательные уравнения, решаемые путем вынесения за скобки общего множителя.
Урок начинаю с повторения предыдущего материала. Устно решаем показательные уравнения, сводящиеся к общему основанию (кодоскоп).
Обращаю внимание, что левая часть и правая либо состоят из одного члена, либо содержат произведение нескольких множителей.
Затем предлагаю учащимся уравнения, где в левой части несколько слагаемых, уравниваем основания степеней всех слагаемых, содержащих неизвестное в показателе степени.
Вспоминаем вынесение за скобку общего множителя на простых примерах:
Учащиеся быстро вспоминают, как получается выражение, стоящее в скобках – то что было делим на то, что вынесли.
Прошу запомнить их это, запись оставляю на правой части доски (доску делю на две части, в левой - объясняю, в правой вспоминаем то, что уже знаем).
Предложение: «то что было делим на то, что вынесли» произношу в ходе объяснения постоянно.
Решение уравнения данного вида дается учащимся нелегко, это сложная тема, поэтому во время всего урока отрабатываем навыки решения уравнения данного типа.
Решаем у доски №16 (1,3), 25 (1,3), 27 (1,3).
Д/з. Повторить решение квадратных уравнений, №16 (2,4), 25 (2,4).
На третьем уроке рассматриваем решение показательных уравнений, сводящихся к квадратным. Необходимо, учитывая, сложность предыдущей темы, проверить Д/з, ответить на вопросы учащихся, рассмотреть на доске решение отдельных номеров.
Решению квадратных уравнений много времени было уделено при повторении школьного курса. На данном уроке ёще раз вспоминаем и записываем формулу корней квадратного уравнения и теорему Виета.
Предлагаю назвать способы решения квадратных уравнений (кодоскоп):
Обращаю внимание, что показательные уравнения, степени которых отличаются на постоянное число слагаемых, решаются путем вынесения за скобки общего множителя, а если показатель степени одного из слагаемых по модулю в 2 раза больше показателя другого, то решать будем путем сведения к квадратному.
Записываем это в тетрадь и рассматриваем на примере, подобному задаче №6.
На уроке решаем №18(1,2,3), 28(1,3*,4*),45(1)
Затем предлагаю учащимся самостоятельную работу обучающего характера.
В заключение формулируем и записываем в тетради алгоритм решения показательных уравнений:
1). Уравниваем показатели степеней во всех слагаемых, содержащих неизвестные в показателе степени.
2). а) Если показатели степеней отличаются только постоянным слагаемым, то выносим за скобку общий множитель (с наименьшим показателем);
б) Если показатель одной из степеней по модулю в два раза больше показателя другой, то вводи новую переменную (степень с меньшим по модулю показателем).
Д/з. повторить все способы решения показательных уравнений, №18 (4), 28 (2,4).
На четвертом уроке рассматриваю решение показательных неравенств.
Повторяем: 1) методы решения показательных уравнений (кодоскоп, учащимся предлагаются различные уравнения, они называют метод решения);
2) возрастающие и убывающие функции (кодоскоп, учащиеся комментируют графики, изображенные на экране).
Объяснение начинаю со сравнений. Прошу сравнить и провести аналогию зависимости показателя степени от основания:
Подвожу учащихся к записи:
Задаю вопрос: Чем отличаются уравнения от неравенств?
Ответ: Знаком.
Рассматриваю решение показательных неравенств, используя навыки решения показательных уравнений.
Таким образом, рассматриваем и записываем различные неравенства.
Решаем № 19(1, 3, 5), 46 (1, 2)
Для закрепления раздаю учащимся домино (метод деловой игры), где им предлагаются для решения (устно) простейшие неравенства:
Х>0 | 3х <9 |
X<2 | |
Х>1 | 2х >1 |
Учащиеся с удовольствием работают с домино. Это вносит в урок новизну, оживление, интерес; играя, ребята думают и играют.
В конце урока прошу учащихся составить алгоритм решения показательных неравенств.
- выясняем метод решения (аналогично с уравнениями)
- сводим неравенство к простейшему
- сравниваем показатели, опуская основания, при этом, если, а>1, то знак неравенства, если 0<а<1, то знак неравенства меняется на противоположный. Записываем эти выводы в тетрадь.
Д/з. № 19 (2, 4, 6), 30 (4)
В результате изучения этого параграфа учащиеся должны знать основные приемы решения показательных уравнений и неравенств и уметь применять их к решению уравнений и неравенств.
Обобщающий (шестой) урок по главе «Показательная функция».
Он является подготовкой к последнему зачетному уроку.
В начале урока провожу с учащимися короткую беседу, поставив перед ними вопросы:
- Какая функция называется показательной? Сформулируйте ее свойства.
- Какие уравнения и неравенства называются показательными?
- Какими свойствами вы пользуетесь, решая простейшие показательные уравнения и неравенства?
- Какими способами можно показательное уравнение (неравенство) привести к простейшему уравнению (неравенству)?
Решаем номера из учебника по желанию учащихся. Возможно, что не все учащиеся будут выполнять одинаковые задания, а по уровню их подготовки. Можно предложить домино тем, кто слабо разобрался с неравенствами. Это урок, где каждый решает то, что хочет, у доски работают учащиеся, вызванные учителем (обычно это те, кто что-то не понял), многим предлагаю уравнения различной степени сложности на «3», «4», «5».
Готовимся к зачету, который провожу вместо контрольной работы , по итогам изучения главы I. Здесь каждый учащийся раскрывается полностью и ошибки в оценке его знаний быть не может.
Д/з. Повторить весь пройденный материал по главе I «Показательная функция».
Итоговое занятие (седьмой урок).
В проведении зачета мне помогают два ассистента, которые сдали данную тему заранее. У всех учащихся имеются «Листы учета знаний», включающие вопросы, выносимые на зачет. За каждое задание каждый учащийся получает оценку, задания различные по форме, содержанию и сложности, поэтому всем ребятам есть возможность показать свои знания по теме. Двоек за зачет никогда не бывает. Предлагаю развернутый план зачетного урока.
Тема №1. Показательная функция.
Тема урока №19-20. Зачетная работа по теме «Показательная функция»
Цели урока: Учебная - контроль и оценка знаний учащихся.
Развивающая – развитие мыслительной деятельности, наблюдательности, логического мышления учащихся.
Воспитательная – формирование умений осуществлять взаимоконтроль, взаимосотрудничество, активности в процессе коллективной и самостоятельной работы, увлеченности занятиями.
Тип урока: Контроль и проверка знаний.
Методы ведения урока: Активация мыслительной и познавательной деятельности путем применения дифференцированного задания, фронтального опроса, игровых моментов, тестированного задания, самостоятельной работы.
Оснащение урока:
- 1. Таблицы
- 2. Тестированные задания (карточки)
- 3. Кодоскоп
- 4. Карточки с уравнениями
- 5. Домино
- 6. Карточки для устной работы
Содержание урока.
- Организационный момент (2мин.)
Вступительное слово учителя.
- Проверка и контроль знаний.
- Степень с действительным показателем.
(5м.) а) Фронтальный опрос (устная работа по карточкам, учащиеся отвечают с места на предложенные вопросы).
Вопросы:
(5м.) б) Письменные упражнения
(Тестовые задания. Всем учащимся раздаются карточки для работы, где нужно выбрать верный ответ на поставленный вопрос из нескольких вариантов). Оценка выполненной работы (данные заносятся учащимися в лист учета оценок, полученных на уроке)
- 2. Показательная функция, её свойства и график.
(5м.) а) Работа по таблице. Вопрос учащимся:
По предложенной вам таблице расскажите все, что вы знаете о показательной функции и её свойствах.
(5м.) б) Математический диктант (кодоскоп).
(Учащимся предлагаются четыре графика, нужно ответить на вопросы.)
Рис.1 рис.2
Рис.3 рис.4
Вопросы.
- Запишите номер рисунка, где изображен график убывающей показательной функции? (возрастающей)
- Запишите функцию, график которой расположен на рис.2 (рис.3)
- Рассмотрите рис.3 (рис.2) Докончите предложение: При X>0 Y ? 0
- Рассмотрите рис.2 (рис.3) Докончите предложение: При X<0 Y ? 0
- Запишите область определения (множество значений) показательной функции.
Оценка выполненной работы.
- 3. Решение показательных уравнений.
(5м.) а) Фронтальный опрос
- 1. Какими методами мы пользуемся при решении показательных уравнений?
- 2. Определить способ решения уравнений, предложенных на доске (кодоскоп)
(30м.) б) Письменные упражнения. (Решение уравнений , дифференцированный подход)
Учащимся предлагаются уравнения различной степени сложности: на «5», «4», «3».
Оценка работы.
- 4. Показательные неравенства.
(3м.) а) Фронтальный опрос. (Повторить этапы решения показательных неравенств).
(5м.) б) Элементы игра (домино)
(7м.) в) Письменные упражнения (дифференцированный подход (кодоскоп)).
Оценка выполненной работы.
- Выставление итоговой оценки за урок.
- Итог урока
- Д/з
Учебный материал по т. «Показательная функция» в объеме 14 часов (7 уроков) пройден и изучен полностью.
1 | А | Б | В | Г | Д | |
1 | 0,13 | 0,01 | 0,3 | 0,001 | 0,0001 | 0,003 |
2 | 1,8 | -6 | -8 | |||
3 | ||||||
4 | ||||||
5 | 3 | 1,3 | -3 | |||
6 | 32 | 1,32 | 10 | |||
7 | 2 | 4 | -2 | 12 | ||
8 | 3 | 9 | 81 | |||
9 | ||||||
10 | 0,1 | 0,01 | 0,0001 |
2 | А | Б | В | Г | Д | |
1 | 0,23 | 0,02 | 0,6 | 0,008 | 0,006 | 0,002 |
2 | 6 | -9 | ||||
3 | -8 | 16 | ||||
4 | ||||||
5 | 4 | -8 | ||||
6 | 27 | 9 | ||||
7 | 125 | -5 | ||||
8 | 8 | 4 | 16 | |||
9 | ||||||
10 | 0,1 | 0,01 | 0,001 |
3 | А | Б | В | Г | Д | |
1 | 0,23 | 0,6 | 0,006 | 0,008 | 0,8 | 0,0008 |
2 | 10 | 32 | -10 | -32 | ||
3 | ||||||
4 | ||||||
5 | 2 | 4 | ||||
6 | 12 | -81 | -12 | |||
7 | 16 | 32 | 20 | |||
8 | -9 | 9 | 27 | |||
9 | ||||||
10 | 0,1 | 0,01 | 0,001 |
625-1/4
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока математики по теме "Исследование функций по графику. Построение графиков функций"
Пояснительная записка Характеристика учебной группы. Открытый урок по дисциплине «Математика» проводится в группе по специальности 260807 «Технология продукции общественного питания» ...
Методическая разработка «Функции заголовочного комплекса» по практико-ориентированному элективному курсу «Журналистика и русский язык» для учащихся 10 класса.
Тема занятия: «Функции заголовочного комплекса» Эта тема является одной из составляющих блока по изучению композиции текста, который относится к разделу «Технология под...
ПРИЛОЖЕНИЯ к методической разработке открытого занятия Функции.Различные способы задания функций.
Приложения предоставлены для открытого занятия по математике по теме: "Функции. Различные способы задания функций"....
ПРИЛОЖЕНИЯ к методической разработке открытого занятия Функции.Различные способы задания функций.
Приложения к методической разработке открытого занятия...
Методическая разработка по теме: Исследование функции и построение графика функции.
Методическая разработка - конспект урока по теме: Исследование функции с помощью производной и построение графика функции. Урок построен в форме игры., в ходе которой проверяются знания по ...
Методическая разработка занятия по учебной дисциплине «Математика» по теме «Функции. Область определения и множество значений; график функции, построение графиков функций, заданных различными способами»
Методическая разработка создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (ФГОС СПО) и предназначена для провед...