«Интеграция общего и дополнительного образования через уроки технологии и кружковую работу»
статья по теме
Доклад к онференции «Дополнительное образование детей как важный компонент социокультурного пространства муниципалитета»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_k_konferentsii.docx | 20.94 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ -
ХОТИМЛЬ-КУЗМЕНКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА
Выступление на районной конференции
«Дополнительное образование детей как важный компонент социокультурного пространства муниципалитета»
по теме: «Интеграция общего и дополнительного образования
через уроки технологии и кружковую работу»
Подготовила:
Учитель технологии
Алёхина О.А.
Хотимль-Кузменково, 2013г.
Выполнение новых социальных требований к системе образования невозможно без тесного взаимодействия общего и дополнительного образования, их взаимодополняемости, содержательного и функционального единства.
Я считаю, что успешное овладение основами учебных дисциплин еще не полный показатель целостного развития ребенка, а увлеченность досуговой деятельностью способствует развитию склонностей и интересов.
Учитывая то, что в общем образовании главным является успешное овладение каждым ребенком необходимой суммой знаний, умений, навыков по изучаемым дисциплинам, а в дополнительном образовании, где нет госстандартов, особое внимание уделяется развитию творческой активности учащихся, интеграция двух независимых систем единого образовательного пространства выступает в качестве одного из реальных путей реализации вариативности в системе образования.
Школьное дополнительное образование обучающихся – важнейшая составляющая образовательного пространства школы. По результатам анкетирования обучающихся и родителей, оно социально востребовано, и поэтому интеграция общего и дополнительного образования выделена в качестве одного из направлений деятельности школы.
В современных условиях дополнительное образование по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, как один из определяющих факторов обучения, воспитания и развития детей. Я как учитель технологии, ИЗО и искусства веду кружковую работу в системе дополнительного образования с 2003 года.
Рассматривая интеграцию общего и дополнительного образования как системообразующую связь целостного педагогического процесса, строю урочную деятельность в тесном единстве с внеурочной работой. Одним основанием для интеграции общего и дополнительного образования является переход на новое поколение федеральных государственных образовательных стандартов, которое предполагает взаимодействие в рамках учебного процесса во внеурочной деятельности.
Организация занятий по направлениям раздела «Внеурочная деятельность» является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Поэтому мною была разработана программа внеурочной деятельности кружка «Умелые руки» для 1-3 классов, где основным разделом программы является «Пластилиновая фантазия». Свою работу я начинаю со знакомства с простыми геометрическими фигурами: шар, цилиндр, конус, жгут, они представляют из себя исходные формы, которые мы дорабатываем, усложняем и в итоге получаются сложные изделия. Например: торт, грибы, елка, фрукты и др. Здесь ребята учатся сотрудничать со сверстниками, оказывать товарищескую помощь, проявлять самостоятельность. В следующем учебном году планирую продолжить работу по данной программе добавив раздел по декоративно-прикладному творчеству. Хорошо понимаю, что проводимая мною работа в рамках внеурочной деятельности поможет включить ребят в занятия кружка «Чудесная мастерская», который организован для обучающихся 5-6 классов.
Основная цель, которую я решаю на занятиях, заключается в формировании у школьников практических трудовых навыков, творческой активности, художественного вкуса. На занятиях кружка учу использовать свои творческие способности, наблюдать, выдвигать и обсуждать различные предложения по изготовлению игрушки. Учебные занятия проходят в групповой форме, содержат теоретическую и практическую части. Все это позволяет детям познакомится с историей традиционной глиняной игрушки села Дымково, Филимоново, плешковской игрушкой с давних времен изготавливаемых в Ливенском районе Орловской области. На основе технологических карт знакомятся с основными способами и техническими приемами обработки глины и изготовления керамических изделий. На основе полученных знаний детьми создаются игрушки. По творческим идеям и согласно планированию обучающимися создаются композиции разной тематики, например: «На ярмарке», «Герои сказок», «Чаепитие», «Птичий двор». Работы детей постоянно выставляются на школьной выставке «Хорошему мастеру - любой материал хорош», на выставке посвященной Дню района в поселке Хотынец.
Чтобы продолжить реализацию интеграции общего и дополнительного образования, учитывая специфику своего вида деятельности мною в общеобразовательную программу по предмету «Технология» в 7 и 8 классе введен модуль «Глиняная игрушка», рассчитанный на 17 часов. Программа модуля была согласована и утверждена заведующей кабинетом технологии Орловского института усовершенствования учителей Орловой В.И. в 2010 году. Основная цель в разработке программы: познакомить с художественными промыслами народной детской игрушки и ее образно-эстетическим богатством через практическое освоение обучающимися технологии ее изготовления и коллективный творческий труд.
Обучающиеся осваивая программный материал модуля не испытывают затруднений, так как у них сформированы базовые навыки работы с глиной полученные в младшем возрасте. Дети самостоятельно могут работать в группе и парах, выполняя более сложные изделия, например, барышни, няньки, индюк, полкан.
Взаимосвязь работы кружка и реализация на уроках технологии модуля «Художественная обработка материала. «Глиняная игрушка» позволяет обучающимся участвовать в олимпиадах, конкурсах, выставках творческих работ, выполнении проектов. В этом учебном году ученица 8 класса Гнедова Н. представила на муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников проектную работу «Сказочные герои из глины» и заняла первое место.
Школьная жизнь – это сложная система, механизм, успех работы которой зависит от многих факторов. Интеграция в образовании – явление не новое, но сегодня актуальное. Взаимосвязь общего и дополнительного образования помогает школьнику адаптироваться в различных жизненных ситуациях, преодолевать психологический дискомфорт, успешно социализироваться в обществе. Поэтому все способы, формы организации школьной жизни должны быть подчинены конечной цели учебно-воспитательного процесса: ученик, всестороннее развитие его личности, способности к самосовершенствованию, самоутверждению, самоопределению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Прогнозирование предметных и метапредметных результатов на основе интеграции общего и дополнительного образования
Прогнозирование предметных и метапредметных результатов на основе интеграции общего и дополнительного образования. Тема для окружного совещания завучей....
Интеграция общего и дополнительного образования в работе с одарёнными детьми
Глобальные преобразования в российском обществе выдвинули в качестве приоритетного направления социальной политики поиск и раннее развитие талантливых молодых людей....
Интеграция общего и дополнительного образования в работе с одарёнными детьми
В помощь заместителю директора по УВР...
Интеграция общего и дополнительного эколого – биологического образования как одна из форм воспитания социально – активной и физически развитой личности (из опыта работы экологического клуба «ЭКОС» и МОУ «Гимназия №6»).
В данной статье автор рассматривает вопросы интеграции общего и дополнительного эколого – биологического образования как одна из форм воспитания социально – активной и физически развитой личности...
ПОРТФОЛИО КАК ОДНА ИЗ ФОРМ РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИИ ОБЩЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Статья представлена в журнале "Учитель Кузбасса"...
Сценарий занятия с педагогами дополнительного образования Тема: “Интеграция общего и дополнительного образования детей”.
В современных условиях возникла настоятельная необходимость в том, чтобы современная российская школа, если она действительно хочет обеспечить подрастающему поколению новое качество образования, ...
Интеграция общего и дополнительного образования в реализации программы развития общеобразовательной школы (на примере опыта работы ОДОД «ДеТвоРа» ГБОУ школы №404 Колпинского района Санкт-Петербурга)
В материале раскрывается опыт работы школы и ОДОД в рамках интеграйии основного и дополнительного образования...