Система подготовки к ЕГЭ по физике (из опыта работы)
учебно-методический материал по физике (11 класс) на тему

Методические рекомендации по подготовке обучающихся  ЕГЭ (из опыта работы)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система подготовки к ЕГЭ по физике

(из опыта работы З.А.Киреевой – учителя физики и математики МКОУ «Субботинская средняя общеобразовательная школа» Сафакулевского района Курганской области)

 

  ЕГЭ по физике  - серьезное испытание, требующее большого напряжения сил и серьезной подготовки. И это, прежде всего, многоплановая, кропотливая работа учителя в течение длительного времени; для успешной сдачи его необходимы не только глубокие и прочные знания по предмету, но и индивидуальная психологическая подготовка. Эту работу постепенно веду уже в основной школе, поскольку ученики, проявляющие интерес к изучению предмета, чаще всего в выпускном классе выбирают его для сдачи в форме ЕГЭ.

 Начиная подготовку к ЕГЭ по предмету в 11кл, я знакомлю учащихся с бланками ответов и к этой работе возвращаемся в течение года не один раз, поскольку возможны некоторые изменения.

 Тест по физике включает в себя три типа заданий с разными формами записи ответов: с выбором ответов(запись “x”в бланке),с кратким ответом(запись числа в соответствующем месте бланка) и с развернутым ответом(запись полного решения). В процессе подготовки к экзамену необходимо неоднократно выполнять тесты в форме ЕГЭ, с записью результатов в аналогичные бланки ответов. При этом желательно научиться решать на черновике задачи, встречающиеся в частях 1 и 2 , экономя время и не тратя его на запись, например, раздела “Дано”. Следует изучить инструкции, предлагаемые перед каждой из частей работы, чтобы на экзамене не тратить много времени на их чтение и правильно оформлять ответы в экзаменационном бланке.

 В процессе подготовки к экзамену следует четко оценить свои возможности и определить то количество заданий, выполнение которых необходимо для достижения поставленных целей. Для получения высоких баллов не обязательно выполнить все задания, однако надо представлять себе тот оптимальный набор числа заданий из всех частей работы, который приведет к запланированному результату. Тест ЕГЭ по физике имеет большой объем и очень важно научиться распределять время на экзамене. Желательно сначала выполнить все те задания, которые являются для вас легкими или знакомыми, необходимо научиться пропускать трудные задания. Затем, в оставшееся время, можно вернуться к выполнению более трудных заданий, а в самом конце – обязательно оставить время на быструю проверку всей работы на предмет правильности записи ответов в соответствующие бланки.

  Не рекомендуется пренебрегать простыми заданиями первой части и сразу переходить к решению сложных задач, поскольку вопросы с выбором ответа обеспечивают почти 60% успеха выполнения варианта. При выполнении заданий с выбором ответа необходимо внимательно дочитывать до конца не только текст самого задания, но и все ответы к нему. При невнимательном чтении можно попасться в “ловушку”  знакомой по первым словам формулировки задания или, например, указать неверный, но правдоподобный ответ

  Не стоит забывать о том, что каждая задача из серии С1 – С6 оценивается большим количеством баллов, 3 или 4 первичных балла, и даже при неполном решении или допущенной ошибке есть возможность получить за задание 1-2 балла. Поэтому, если решение задачи не выполняется до конца, его всё равно желательно записать в бланк ответа. Обращаю внимание учащихся на то, что вычислительные операции при выполнении заданий части С  обычно небольшие, т.е. если получаются громоздкие вычисления, скорее всего задачу ученик решает неверно или где-то допущена ошибка.

  Поскольку на экзамене разрешается пользоваться непрограммируемым калькулятором, нет необходимости тратить время на арифметические расчёты “вручную”.При решении задач на вычисление оптимальной является следующая цепочка действий:

  1. подстановка в окончательную формулу всех указанных числовых значений;
  2. вычисления на калькуляторе;
  3. перевод численного ответа в стандартный вид;
  4. проведение указанных в требованиях задачи преобразований ответа.

  При подготовке к экзамену следует обратить внимание на кодификатор, определить соотношение вопросов по различным разделам школьного курса физики и в соответствии с этим распределять отведенное на повторение время.

 Основы физики составляют её понятийный аппарат и физические законы. Ведь, действительно мы не сможем решить ни одной физической задачи, не сумеем объяснить ни одного опыта, если не условимся заранее о том, какой смысл будем вкладывать в те или иные термины. Да и сами физические законы будут нам непонятными, если мы не знаем твердо, что означают слова и символы, встречающиеся в этих законах.  Очень советую поэтому, готовясь к ЕГЭ по физике, начать с формулировок определений и законов. Каждую из таких формулировок надо одолевать в два этапа: сначала понять её смысл (может быть, с привлечением поясняющих примеров из имеющихся у вас учебников и пособий), а затем запомнить её, не пожалев потратить на это столько времени, сколько потребуется. Здесь хорошо работают физические диктанты.

 Большое внимание уделяю на уроках во всех классах решению задач разных типов. Важную роль играет физический эксперимент, если нет возможности его проведения использую виртуальные лаборатории, компьютерный эксперимент, электронные пособия школьной медиатеки.

  Не секрет, что сегодня учащиеся не любят листать учебники и книги. Поэтому много внимания уделяю использованию Интернет и ИКТ-технологий. Знакомлю учащимся с сайтами по подготовке к ЕГЭ, их инструментами, возможностями, советую каким из них отдать предпочтение.

 Я сначала даю своим ученикам разработанные мною на программе ADTester тематические тесты в электронном виде. Имеются простые тесты по 10 и 20 вопросов. По этим тестам учащиеся повторяют основные понятия и формулы физики.

 В 11-м классе даю тесты, созданные по форме ЕГЭ.  Для этого у меня есть много вариантов КИМов, скачанных с Интернет, есть готовые программы, которые сами ставят оценку, в которых есть обучающий режим тестирования.

 Также есть программы - генераторы тестов. Эта программа сама ставит оценку, выдает процент выполнения, есть возможность сохранения результатов тестирования в текстовый файл. Можете сами изменить критерии оценивания.

Вообще, процесс создания таких тестов трудоемкий и отнимает много времени учителя.

 Важно также поработать и с родителями учащихся. Кроме ознакомления их с нормативными документами и инструкциями по подготовке и проведению ЕГЭ, следует рекомендовать родителям оказать помощь своим детям: моральную поддержку, изменение объема домашних обязанностей, соблюдение режима дня, приобретение пособий по подготовке и т.д.

 Такая системная, кропотливая, многогранная работа дает неплохие результаты. Учащиеся успешно сдают экзамены, поступают в ВУЗы на технические специальности и продолжают образование на бюджетной основе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система подготовки к ГИА. по математике. ( из опыта работы).

В работе рассказывается о системе подготовки учащихся 9 классов к ГИА по математике...

Система подготовки к ГИА по информатике. Из опыта работы учителя.

В статье описывается опыт работы учителя по подготовке к ГИА по информатике. Анализируя кодификатор  на предмет соответствия с учебными пособиями и примерной программой по информатике, можно гово...

Система подготовки к ОГЭ по математике (из опыта работы).

В статье рассматриваются вопросы и проблемы, с которыми сталкивается учитель математики при подготовке  учащихся к государственной итоговой аттестации за курс основной общеобразовательной ш...

Система подготовки девятиклассников к итоговой аттестации (из опыта работы)

Система подготовки девятиклассников к итоговой аттестации (из опыта работы)...

Обобщение опыта работы по теме "Система работы учителя по подготовке к ГИА по информатике. Из опыта работы"

В статье обобщен опыт работы учителя по подготовке учеников к ЕГЭ по информатике. Рассматриваются особенности структуры КИМ, проблемы подготовки и пути их решения...