Технологическое образование - источник формирования внепредметных знаний.
статья по теме

Проценко Елена Николаевна

В правительственной Стратегии модернизации общего образования четко обозначено, что основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетентностей в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информационной и прочих сферах. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_zhurnal_statya.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Метод проектов как шаг к реализации идей на практике.

Проценко Е.Н.

МОУ «Гимназия №159»

        В правительственной Стратегии модернизации общего образования четко обозначено, что основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетентностей в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информационной и прочих сферах.

        «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладающие чувством ответственности за  судьбы страны, за её социально-экономическое процветание» (из доклада Госсовета РФ «Об образовательной политики России на современном этапе»).

        В современных условиях качество образования зависит не от объема фактических знаний индивида, а от овладения им ключевыми компетентностями. Ученик считается компетентным, если он способен применить усвоенное на практике, то есть перенести компетентность на определенные ситуации реальной жизни.

        В Стратегии модернизации Российского образования в структуре ключевых компетентностей, выделены:

· компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности;

· компетентность в сфере гражданско-общественной деятельности;

· компетентность в сфере социально-трудовой деятельности;

· компетентность в бытовой сфере;

· компетентность в сфере культурно-досуговой деятельности.

        Практически все указанные компетентности могут формироваться в образовательной области «Технология». Технологическое образование располагает такими возможностями для формирования ключевых компетентностей, которых нет в других образовательных областях. Оно ориентировано на компетентностный подход, так как предполагает формирование разнообразных внепредметных знаний и умений, способности действовать в конкретных практических ситуациях, решать жизненные проблемы. Именно на это ориентирован метод проектов.

Метод проектов является уникальной возможностью для его участников не только реализовать свои потенциальные возможности, но также вовлечься в поисковую, творческую, самостоятельную деятельность по решению определенной проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, и достичь результата конкретный практического результата этой деятельности, то есть стать более компетентным в тех или иных вопросах.

Программными установками на выполнение проектных работ являются те, чтобы при выполнении учебных проектов школьники участвовали в выявлении потребностей семьи, школы, общества в той или иной продукции и услугах, оценке имеющихся технологических возможностей и экономической целесообразности, выдвижении идей проекта, разработке конструкции и технологии, изготовления продукции (изделия), ее осуществлении и оценке, в том числе возможностей реализации.

        Творческий проект – это самостоятельная творческая итоговая работа, выполненная под руководством учителя. Качество выполнения проекта зависит от того, насколько хорошо ученик смог понять и разобраться в предыдущих разделах программы. Это, своего рода, контрольная работа по технологии. Варианты проектов могут быть различными. Проект может выполняться как индивидуально, так и группой учащихся. Работу над проектом можно продолжить и дома. Любой проект должен быть направлен на изготовление нового, конкурентно-способного изделия, отвечающего потребностям человека и пользующегося спросом у покупателя.

        Проектное обучение использую в своей работе уже 7 лет. Дети с удовольствием выполняют как долгосрочные так и краткосрочные проекты. Опыт показывает, что в процессе работы над проектом активизируется познавательная деятельность учащихся, развиваются творческие способности и практические навыки. Использование проектного обучения на уроках требует от учителя большой ответственности и профессиональной компетентности. Но это дает свои результаты: в процессе выполнения проектов учащиеся учатся планировать, анализировать и корректировать свою деятельность, а это, как правило, влияет на повышение интереса к учёбе и улучшает результаты обучения.

Какова роль учителя в проектной деятельности? Проектная деятельность требует от учителя не столько объяснения материала, сколько создания условий для развития мышления учащихся, расширения их познавательного интереса, и на этой основе – возможностей их самообразования и самореализации в процессе практического применения знаний.

Именно поэтому учитель, берущийся за организацию и руководство проектом, должен обладать высоким общим уровнем культуры, творческими способностями, фантазией, без которых он не сможет быть генератором развития интересов ученика и его творческого человеческого потенциала. Авторитет учителя определяется его способностью быть инициатором интересных начинаний. Впереди будет тот, кто инициирует и провоцирует самостоятельную активность учащихся, кто бросает вызов их сообразительности и изобретательности. Это оказывается еще и вызовом самому себе.

В определенном смысле учитель перестает быть только «чистым предметником» – он становится педагогом широкого профиля, педагогом, помогающим ученику увидеть мир во всем его единстве, красоте, многообразии.

        Перечень ролей, которые предстоит «прожить» учителю в ходе руководства проектом.

  1. Энтузиаст, который повышает мотивацию учащихся, поддерживая, поощряя и направляя их в направлении достижения цели.
  2. Специалист, который компетентен в нескольких (не во всех!) областях.
  3. Консультант, который может организовать доступ к ресурсам, в том числе к другим специалистам.
  4. Руководитель, который может четко спланировать и реализовать проект.
  5. «Человек, который задает вопросы» (по Дж. Питту), который организует обсуждение способов преодоления возникающих трудностей путем косвенных, наводящих вопросов, обнаруживает ошибки и поддерживает обратную связь.
  6. Координатор, который поддерживает групповой процесс решения проблем.
  7. Эксперт, который дает четкий анализ результатов как выполненного проекта в целом, так и отдельных его этапов.

        Задание проекта моделируется жизненной ситуацией. Первым шагом в методическом решении проблемы стала разработка системы заданий которые можно обозначить как «проблемно-ситуационные задания». Эти задания разработаны по основным направлениям: «Культура дома. Художественно декоративное творчество», «Экономика домашнего хозяйства».

        Учащиеся выполняют проекты по темам «Изящное рукоделие», «Дизайн современного костюма», «Элемент композиции в интерьере», «Современная Классика», «Территория стиля», «Покупатель и продавец», «Безработный и работодатель» .

        Такие проекты позволяют проявить готовность использовать в проблемной ситуации не только технологические знания, но и привлекать знания по общеобразовательным предметам.

         Метод проектов позволяет формировать такие социально значимые умения, как умение планировать и организовывать свою работу, принимать решения, работать в коллективе, пользоваться справочной литературой, самостоятельно добывать информацию, в том числе и из различных источниках в социуме.

        Проектное обучение позволяет формировать ключевые компетентности которые помогают социально адаптироваться учащимся, обладать не только суммой академических знаний, но и совокупностью личностных качеств: инициативности, предприимчивости, творческому подходу к делу, умения принимать самостоятельные решения.

Список использованной литературы:

  1. Стратегия модернизации содержания общего образования: Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. – М.: 2001;
  2. Пичугина Г.В. «Компетентностный подход в технологическом образовании».//Школа и производство. - 1. - 2006. - с.10 – 15;
  3. Самохина А. "Обучение через делание": использование проектного метода в правовой подготовке старшеклассников //Учитель. -  4. -2003. - с.22-31;
  4. Хуторской А. Ключевые компетенции. Технология конструирования //Народное образование.- 2003.- №5.- С.55-61.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самостоятельная работа обучающихся, как источник получения новых знаний по физике и закрепления изученного материала.

  Умение обучающихся самостоятельно приобретать и углублять знания – одна из важнейших задач, формируемых всеми учебными предметами, в том числе и курсом физики....

Самостоятельная работа обучающихся, как источник получения новых знаний по физике и закрепления изученного материала.

Умение обучающихся самостоятельно приобретать и углублять знания – одна из важнейших задач, формируемых всеми учебными предметами, в том числе и курсом физики....

ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РЕГИОНЕ: ОПЫТ, ДОСТИЖЕНИЯ, ПЕРСПЕКТИВЫ» Тема: «Формирование универсальных учебных действий обучающихся на основе использования занимательных заданий и упражнений на уроках технологии».

Одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе - это формирование творческой личности. Обществу необходимы люди, которые творчески подходят к решению различных зад...

"Формирование научной картины мира у обучающихся основной школы на уроках естественнонаучного и технологического образования"

quot;Формирование научной картины мира у обучающихся основной школы на уроках естественнонаучного и технологического образования"...

Программа муциципальной методической площадки "Формирование инновационной модели технологического образования"

Целью программы является определение общей стратегии формирования инновационной модели технологического образования через определение роли и места технологического образования в образовательном простр...

Технологическая карта урока комплексного применения знаний и умений по теме «Animals» с закреплением грамматики - образование превосходной степени имен прилагательных»;

Класс: 5Тема урока: AnimalsТип урока: урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)Цель: создание условий для развития способностей обучающихся к отбору, анализу, презентации информа...