ЧИРО IX Всероссийская научно-практическая конференция «Роль естественно-математических и технологических предметов в формировании профессиональных знаний» Тема выступления «Развитие готовности учащихся к исследованиям на уроках математики»
методическая разработка по математике (5 класс)

Анастасия Александровна Шарамко

Готовность к исследовательской деятельности – это личностное качество обучающегося, включающее мотивационно-ценностное отношение к ней.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования

«Челябинский институт развития образования»

IX Всероссийская научно-практическая конференция «Роль естественно-математических и технологических предметов в формировании профессиональных знаний»

Тема «Развитие готовности учащихся к исследовательской деятельности на уроках математики»

Автор:

Шарамко Анастасия Александровна

18.09.2024


Я была приглашена на IX Всероссийская научно-практическая конференция «Роль естественно-математических и технологических предметов в формировании профессиональных знаний» в качестве выступающей по теме «Развитие готовности учащихся к исследовательской деятельности на уроках математики»

C:\Users\Дом\Desktop\УЧИТЕЛЬ года\метод. разработки\конференция\IMG-20241222-WA0012.jpg

В связи с модернизацией образования в школах активно развивается исследовательская деятельность обучающихся на уроках математики. По мнению педагогов, она очень важна, поскольку заставляет  обучающихся мыслить творчески, самостоятельно добывать новые знания логическим путём и активно проявлять себя в учёбе.

Математика – важный предмет, так как применяется практически во всех областях  деятельности, является основой для других предметов, но некоторые обучающиеся не готовы работать на уроке математики, им это неважно, считают, что без нее могут обойтись, то есть у обучающихся недостаточно высокая мотивация к математике.

 Повысить  мотивацию к предмету можно через исследовательскую деятельность.

Готовность к исследовательской деятельности – это личностное качество обучающегося, включающее мотивационно-ценностное отношение к ней.

Способы повышения мотивации :

-   исследовательская задача;

-   проблемные ситуации;

  • дидактическая игра;
  • исторический материал;
  • информационные технологии.

C:\Users\Дом\Desktop\УЧИТЕЛЬ года\метод. разработки\конференция\IMG-20241222-WA0013.jpg

Мною составлен сборник исследовательских заданий, в котором выделены три группы:

  1. поисковые задания, результатом решение которых является догадка, т.е. нахождение способов решения.

Появление догадки свидетельствует о развитии у обучающихся смекалки и сообразительности.

2.логические задания, которые обеспечивают  выработку интеллектуальных навыков, которые включают исследовательские умения:

- проводить анализ наблюдаемых объектов и выполнять описание наблюдений;

- классифицировать объекты;

- обобщать и находить закономерности.

3. Игровые и занимательные задания исследовательского характера, способствуют развитию вычислительных умений.

Игровые задания носят исследовательский характер, тогда в процессе игры у обучающихся возникает необходимость сосредоточиться на сути выполняемых вычислительных действий.

К ним относятся:  

- фокусы с разгадыванием задуманных чисел;

- задания с магическими квадратами;

- софизмы;

- математические игры .

Исследовательские задания из сборника используются на уроках математики в течении учебного года в индивидуальной, групповой и коллективной форме работы.

Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать вывод что грамотная организация исследовательской деятельности в рамках реализации новых образовательных стандартов заставляет обучающихся логически мыслить, формирует навыки исследовательской работы, способствует развитию мотивации к изучению математики и, как следствие, более глубокому пониманию математики.

C:\Users\Дом\Desktop\УЧИТЕЛЬ года\метод. разработки\конференция\IMG-20241222-WA0014.jpg

По итогам конференции ЧИРО была опубликована моя статья «Развитие готовности обучающихся к исследовательской деятельности на уроках математики» в сборнике «Роль естественно-математических  и технологических предметов в формировании профессиональных знаний»

C:\Users\Дом\Desktop\УЧИТЕЛЬ года\метод. разработки\фото сборника Конференция.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческого потенциала учащихся через исследовательскую деятельность на уроках истории и обществознания

          . Основную цель исследовательской деятельности по истории я вижу в том, чтобы формировать культуру исторического мышления, т.е. способность учащихс...

Развитие творческих способностей учащихся через исследовательскую деятельность на уроках физики

В статье описано педагогическое исследование по развитию творческих способностей  через исследовательскую деятельность на уроках физики....

Развитие индивидуальных познавательных способностей школьников в процессе проектно – исследовательской деятельности на уроках математики и во внеурочной деятельности

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в отборе и разработке методов и приемов проектно – исследовательской деятельности как средства развития индивидуальных познавательных способностей школьни...

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ УЧАЩИХСЯ К ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

  В статье отражены особенности формирования у учащихся общеобразовательных учреждений готовности к исследовательской деятельности на уроках математики....

Учебно-исследовательская деятельность на уроках математики как средство формирования у учащихся метапредметных образовательных результатов.

Организация учебного процесса, направленного на развитие творческих способностей учащихся и навыков исследовательской деятельности....

Развитие творческого потенциала учащихся в процессе учебно-исследовательской деятельности на уроках математики.

Современный рынок труда требует подготовки специалистов, способных широко стратегически мыслить, принимать самостоятельные ответственные решения, активно и творчески отвечать на запросы времени. Одним...

Авторский методический проект, направленный на формирование профессиональных компетенций педагогов «Развитие способностей учащихся по математике»

Авторский методический проект, направленный на формирование профессиональных компетенций педагогов «Развитие способностей учащихся по математике»...