Самостоятельная работа обучающихся, как источник получения новых знаний по физике и закрепления изученного материала.
статья по физике на тему

Цыкункова Анна Ивановна

    Умение обучающихся самостоятельно приобретать и углублять знания – одна из важнейших задач, формируемых всеми учебными предметами, в том числе и курсом физики. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sam_rabota.docx14.67 КБ
Файл sam_rabota.docx14.67 КБ

Предварительный просмотр:

Самостоятельная работа обучающихся, как источник

получения новых знаний по физике и закрепления

изученного материала.

(из опыта работы)

    Умение обучающихся самостоятельно приобретать и углублять знания – одна из важнейших задач, формируемых всеми учебными предметами, в том числе и курсом физики.

Одним из основных средств повышения уровня знаний является самостоятельная работа с  учебника.

        В программе курса физики предусмотрено самостоятельное изучение несложного материала. Более сложный – делится на части, некоторые из них предлагается освоить самостоятельно. Работа с учебником направлена на усвоение прежде всего основных физических понятий, законов, теоретических вопросов. Выделение в тексте главного, определение важнейших фактов, практическое применение,  анализ содержания, синтез результатов – главные элементы учебного материала.

        На первой ступени обучения физике много внимания при работе с учебником уделяется составлению простого и сложного планов параграфа. На второй ступени этого не достаточно. Основным должен стать анализ, понимание логических связей текста. Работа может быть построена таким образом:

ТЕОРИЯ – СЛЕДСТВИЕ – ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ (ЭКСПЕРИМЕНТ)

В процессе самостоятельной работы с учебником важно научить обучающихся выделять и описывать структурные элементы учебного материала.  Обобщению, систематизации знаний способствуют составление сравнительных таблиц при работе с текстом. Одной из задач учителя остаётся научить их сопоставлять изучаемые явления и законы с физическими закономерностями, изученными ранее. Для получения более глубоких и устойчивых знаний рассматривать задания по графической интерпритации приводимых формул и соотношений. Включать задания, которые оказывают помощь в формировании практических навыков.

Учебники последнего поколения позволяют разнообразить методы работы, развивать полезные практические навыки. Вопросы, задачи, практические задания, таблицы, рисунки эффективно используются в процессе обучения.

Самостоятельное составление плана даёт положительные результаты: используя его, можно представить логичное, последовательное изложение материала, выделяя главное, делая упор на основные понятия, законы, формулировки.

Использование таблиц даёт возможность прочно усвоить изучаемый материал. Можно предложить задачи на определение скоростей различных тел: выяснить, можно ли сравнивать между собой скорости, выраженные в разных единицах измерения. Учащиеся могут по материалам таблиц сами составить задачи, практическое задание.

     Самостоятельную работу можно разнообразить. Например, работа с рисунками, чертежами, фотографиями. Задача учителя заключается в том, чтобы помочь выработать умение читать рисунок, извлекать из него информацию, проводить анализ и разбор его содержания. Рисунок является источником физических знаний. Такая форма деятельности развивает мышление, даёт понимание и усвоение учебного материала, особенно в начале изучения курса физики, когда ученики только начинают приобретать навыки самостоятельной работы. Простое заучивание формулировок без ясного понимания, без наглядности приводит к формальным и неустойчивым знаниям. Например, при изучении темы «Молекулярное строение твёрдых тел, жидкостей и газов», ученики самостоятельно могут составить вопросы о строении, расположении молекул, расстоянии между ними и ответить на них. Вспомогательные вопросы учителя направляют внимание учеников на то, что существенно для уяснения физического смысла текста, как понимать рисунок, как извлечь из него важные, существенные сведения. Это имеет большое значение для овладения новыми знаниями. Такая форма работы улучшает понимание, способствует сознательному усвоению материала.

      Эффективна такая форма работы с учебником: самостоятельно составить вопросы к рисунку, графику, что позволяет обучающимся глубже усваивать материал.



Предварительный просмотр:

Самостоятельная работа обучающихся, как источник

получения новых знаний по физике и закрепления

изученного материала.

(из опыта работы)

    Умение обучающихся самостоятельно приобретать и углублять знания – одна из важнейших задач, формируемых всеми учебными предметами, в том числе и курсом физики.

Одним из основных средств повышения уровня знаний является самостоятельная работа с  учебника.

        В программе курса физики предусмотрено самостоятельное изучение несложного материала. Более сложный – делится на части, некоторые из них предлагается освоить самостоятельно. Работа с учебником направлена на усвоение прежде всего основных физических понятий, законов, теоретических вопросов. Выделение в тексте главного, определение важнейших фактов, практическое применение,  анализ содержания, синтез результатов – главные элементы учебного материала.

        На первой ступени обучения физике много внимания при работе с учебником уделяется составлению простого и сложного планов параграфа. На второй ступени этого не достаточно. Основным должен стать анализ, понимание логических связей текста. Работа может быть построена таким образом:

ТЕОРИЯ – СЛЕДСТВИЕ – ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ (ЭКСПЕРИМЕНТ)

В процессе самостоятельной работы с учебником важно научить обучающихся выделять и описывать структурные элементы учебного материала.  Обобщению, систематизации знаний способствуют составление сравнительных таблиц при работе с текстом. Одной из задач учителя остаётся научить их сопоставлять изучаемые явления и законы с физическими закономерностями, изученными ранее. Для получения более глубоких и устойчивых знаний рассматривать задания по графической интерпритации приводимых формул и соотношений. Включать задания, которые оказывают помощь в формировании практических навыков.

Учебники последнего поколения позволяют разнообразить методы работы, развивать полезные практические навыки. Вопросы, задачи, практические задания, таблицы, рисунки эффективно используются в процессе обучения.

Самостоятельное составление плана даёт положительные результаты: используя его, можно представить логичное, последовательное изложение материала, выделяя главное, делая упор на основные понятия, законы, формулировки.

Использование таблиц даёт возможность прочно усвоить изучаемый материал. Можно предложить задачи на определение скоростей различных тел: выяснить, можно ли сравнивать между собой скорости, выраженные в разных единицах измерения. Учащиеся могут по материалам таблиц сами составить задачи, практическое задание.

     Самостоятельную работу можно разнообразить. Например, работа с рисунками, чертежами, фотографиями. Задача учителя заключается в том, чтобы помочь выработать умение читать рисунок, извлекать из него информацию, проводить анализ и разбор его содержания. Рисунок является источником физических знаний. Такая форма деятельности развивает мышление, даёт понимание и усвоение учебного материала, особенно в начале изучения курса физики, когда ученики только начинают приобретать навыки самостоятельной работы. Простое заучивание формулировок без ясного понимания, без наглядности приводит к формальным и неустойчивым знаниям. Например, при изучении темы «Молекулярное строение твёрдых тел, жидкостей и газов», ученики самостоятельно могут составить вопросы о строении, расположении молекул, расстоянии между ними и ответить на них. Вспомогательные вопросы учителя направляют внимание учеников на то, что существенно для уяснения физического смысла текста, как понимать рисунок, как извлечь из него важные, существенные сведения. Это имеет большое значение для овладения новыми знаниями. Такая форма работы улучшает понимание, способствует сознательному усвоению материала.

      Эффективна такая форма работы с учебником: самостоятельно составить вопросы к рисунку, графику, что позволяет обучающимся глубже усваивать материал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с картой с целью получения новых знаний

Разработка фрагмента практической работы для учащихся 8-го класса...

Использование технологии деятельностного подхода (ТДП) как средства для самостоятельного получения новых знаний на уроках математики и внеурочной работе

В настоящее время стремительно возрастает объем информации, которая используется для практической жизни. В данных условиях необходим человек, обладающий не только некоторой фиксированной суммой знаний...

Практическая работа с целью получения нового знания для учащихся 10 класса Анализ половозрастных пирамид разных стран. Определение степени обеспеченности крупных регионов и стран трудовыми ресурсами

Практическая работа с целью получения нового знания для учащихся 10 класса Анализ половозрастных пирамид разных стран. Определение степени обеспеченности крупных регионов и стран трудовыми р...

Самостоятельная работа обучающихся, как источник получения новых знаний по физике и закрепления изученного материала.

Умение обучающихся самостоятельно приобретать и углублять знания – одна из важнейших задач, формируемых всеми учебными предметами, в том числе и курсом физики....

Мастер - класс для обучающихся 5 класса по русскому языку " Словосочетание. Предложение. Закрепление изученного материала"

Данная работа представляет собой мастер-класс по русскому языку в 5 классе. Тема: " Словосочетание. Предложение. Закрепление изученного материала"Материал рассчитан на 25 минут.Дан...