Положение по методической работе
методическая разработка по теме

Бабичева Татьяна Ивановна

Представленный материал позволит методисту создать систему методической работы в образовательном учреждении среднего профессионального образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Положение о методической работе35.2 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

к приказу ГБПОУ «Пильнинский

 агропромышленный техникум»

 №____ от ____________г.

ПОЛОЖЕНИЕ

О МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ

1.Общие положения

1.1.Положение о методической  работе ГБПОУ «Пильнинский агропромышленный техникум» разработано в соответствии с ФЗ «Об образовании» в РФ №273 ФЗ от 21.12.2012, Комплексной программой повышения профессионального уровня педагогических работников образовательных организаций, утвержденной 28 мая 2014 г, №324п-П8, Профессиональным стандартом, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «18» октября 2013 г. № 544н.

1.2.Под методической работой понимается основанная на достижениях науки и передового опыта система взаимосвязанных мер, направленных на развитие творческого потенциала педагога, его профессионального мастерства, а, в конечном счете, на рост уровня образованности, развитости и воспитанности обучающихся.

1.3.Методическая работа направлена на:

      - непрерывное самообразование через формирование внутренней мотивации, саморазвитие педагогических работников;

      - достижение оптимального уровня самообразования, воспитания, развития обучающихся;    

2.Цели и задачи методической работы

2.1. Целью методической работы является создание условий для развития техникума, повышения уровня квалификации, профессионального мастерства и развития творческого  потенциала педагогических работников,  для улучшения результативности образовательного и воспитательного процессов в техникуме.

2.2. Основными задачами методической работы техникума являются:

 - повышение педагогического и профессионального мастерства педагогических работников техникума  в целях обеспечения конкурентоспособности выпускников на рынке труда;

- обеспечение выполнения требований ФГОС: совершенствование методики преподавания учебных дисциплин, междисциплинарных курсов и использование современных  технологий обучения;

-организация учебно-методического сопровождения реализации учебных дисциплин, междисциплинарных курсов и других видов учебной деятельности обучающихся в соответствии с ФГОС;

- создание условий для развития профессионального мастерства педагогических работников, педагогического творчества на основании диагностики их профессиональных потребностей и возможностей, обеспечение внедрения эффективного контракта;

- организация и научно-методическое обеспечение  инновационной  деятельности педагогических работников;

- проектирование и апробация новых педагогических технологий, методик обучения и новых учебных программ.

2.3. Методическая работа в ГБПОУ «Пильнинский агропромышленный техникум» является одним из основных видов профессиональной деятельности педагогических работников.

2.4.Участие в методической работе обязательно для всех педагогических работников техникума и включается в их должностные обязанности.  Преподаватель  осуществляет методическую работу с целью систематического:

-создания условий, способствующих повышению эффективности и качества образовательного процесса;

-совершенствования квалификации и профессионализма преподавателя, повышения его компетентности;

-создания методических систем обучения, ориентированных на развитие общих и профессиональных компетенций студентов  в соответствии с будущим профилем их деятельности;

-повышения качества образования для обеспечения конкурентоспособности выпускников техникума на рынке труда.

3. Направления деятельности методической работы

3.1.Основными направлениями методической работы являются:

-аналитическая деятельность;

-нормативное, учебно-программное, учебно-методическое, информационное обеспечение;

-повышение квалификации педагогических работников;

-аттестация педагогических работников;

-консультативная деятельность.

4. Организация и содержание методической работы

4.1.Общее руководство методической работой в техникуме осуществляет директор. Непосредственным организатором методической работы является методист. Конкретную методическую работу с педагогическими работниками техникума проводят методист, заместители директора по УР, УПР, УВР, ПО, руководители методических объединений.

4.2. Методическая работа в техникуме организуется в соответствии с программой развития техникума и общетехникумовским планом работы.

4.3. Содержание методической работы отвечает современным требованиям и включает в себя:

 - программно- методическое обеспечение образовательного процесса;

 - разработку учебно-методических документов;

 - прогнозирование образовательных и воспитательных процессов;

 -создание банка данных передового педагогического опыта, прогрессивных методик, новых технологий  обучения;

 -создание информационного банка учебно-методических комплексов;

 -организацию индивидуальных и коллективных форм методической работы.

5.Формы, направления  и уровни методической работы

5.1.Массовые формы методической работы:

-педагогический совет,

-методический совет,

-заседание предметных (цикловых) комиссий,

-заседание методической комиссии классных руководителей и педагогов дополнительного образования,

-экспертный совет,

-школа молодого педагога,

-школа педагогического мастерства,

-конференции,

-семинары,

-заседание творческих групп,

-методические выставки,

-смотр-конкурсы и т.п.

Педагогический совет.  Коллегиальным совещательным органом  является педагогический совет, объединяющий педагогических работников техникума. Основными задачами педагогического совета являются объединение усилий всего коллектива на обеспечение подготовки квалифицированных специалистов,  а также постоянное совершенствование качества подготовки выпускников с учетом требований ФГОС, современного производства, науки, техники и перспектив развития учебного заведения.  

Методический совет. Основными задачами методического совета являются определение методической стратегии и тактики техникума, организация и анализ педагогического мониторинга, внедрение современных продуктивных образовательных технологий, выработка рекомендаций по обеспечению качества образования, руководства предметными (цикловыми) комиссиями  и методическими объединениями, обобщение актуального педагогического опыта педагогов техникума.

Предметные (цикловые) комиссии. Основными задачами комиссии являются: отбор содержания образования по дисциплинам и профессиональным модулям, анализ программно-методического и учебно-методического обеспечения содержания образования, развитие содержания образования каждой предметной области, освоение педагогами современных продуктивных образовательных технологий и методик, педагогический мониторинг и контроль учебной деятельности студентов,  выявление, изучение и обобщение актуального педагогического опыта педагогов.

Методическая комиссия классных руководителей и педагогов дополнительного образования. Основными задачами являются: разработка предложений и рекомендаций по улучшению воспитательной     работы     в    техникуме,  развитие профессионального потенциала и творчества классных руководителей и педагогов дополнительного образования.

Экспертный совет. Основными задачами являются: проведение экспертизы (оценки качества) содержания образовательных программ и других учебно-методических материалов; формирование требований к обеспечению качества средств обучения в соответствии с современными и перспективными требованиями.

Школа молодого педагога. Основные задачи школы молодого педагога: содействие всем начинающим педагогам в приобретении знаний и умений, необходимых в образовательной деятельности, оказание консультативной помощи всем начинающим педагогам по вопросам образования и воспитания студентов, выявление затруднений педагогов в осуществлении педагогической деятельности и оказание им помощи в преодолении данных затруднений.

Школа педагогического мастерства. В содержание работы школы педагогического мастерства входит: организация и проведение теоретических и практико-ориентированных форм работы, разработка памяток и рекомендаций по организации учебно-воспитательного процесса, обобщение передового педагогического опыта в форме творческого отчета, мастер-класса и других форм деятельности.

Конференции. Конференции проводятся в техникуме один раз в год. На них рассматриваются результаты исследований по проблемам профессионального образования, пути дальнейшего совершенствования подготовки специалистов, вопросы научной организации труда преподавательского состава, внедрения новых методов и средств обучения и др.  Научно-практические конференции могут принимать решения и вырабатывать рекомендации, которые утверждаются директором  техникума.

Семинары. Семинары могут носить обучающий характер по различным вопросам, в частности изучения эффективных методик и педагогических технологий с целью повышения квалификации и т.д. Проблемные семинары рассматривают вопросы проблемного характера в процессе обучения и воспитания, внедрения современных технологий, экспериментальной деятельности.

Творческие группы. Творческие группы создаются из педагогических работников, объединенных общим интересом для выполнения той или иной учебно-методической, научно-методической, учебно-воспитательной,   задачи, возникшей в ходе развития техникума и требующей оперативного решения.

Методические выставки. Методические выставки проводятся в техникуме с целью изучения педагогического опыта, раскрытия творческого потенциала педагога, трансляции передового педагогического опыта

Смотр –конкурсы. Смотр-конкурсы организуются в техникуме  с целью развития мотивации к творческой профессиональной деятельности педагогических работников, расширения копилки методических разработок учебных занятий различных организационных форм, внеурочных воспитательных мероприятий, учебно-методических пособий, методических рекомендаций, выявления и поощрения наиболее активных педагогов, использующих разнообразные формы, методы, технологии обучения.

5.2.Индивидуальные формы методической работы:

-консультации,

-работа над методической  темой самообразования,

-доклады, сообщения, творческие отчеты,

-реализация инновационных методов,

-систематизация дидактического материала,

-стажировка, повышение квалификации,

-проведение        открытых        учебных        занятий        и        учебно-воспитательных мероприятий,

-взаимопосещение учебных занятий,

-рецензирование рабочих программ, контрольных, курсовых работ и выпускных квалификационных работ (дипломных проектов).

-рецензирование        учебно-методических        материалов        преподавателей техникума, других образовательных организаций и т.п.

Индивидуальная методическая работа преподавателя имеет следующие направления:

-учебно-методическая работа;

-научно-методическая работа;

-научно-исследовательская работа.

В зависимости от цели, качества и значимости индивидуальная методическая работа может быть разных уровней:

1 уровень – преподаватель работает с литературой с целью изучения   и накопления материала        для        последующего изменения        содержания преподавания, изучает передовой опыт по проблемам разрабатываемой темы;

2 уровень – преподаватель использует в работе элементы изученного передового        опыта, изменяет        содержание        и        технологию                обучения. Представляет индивидуальную методическую работу в виде цикла лекций, описаний лабораторных и практических работ и т.п.;

3 уровень – преподаватель создает новую систему, несущую элементы передовых подходов, творчества, диалектического стиля мышления. Результатом этой работы могут быть дидактические пособия, учебно- методические комплексы по разделу или теме, включающие цикл учебных занятий или внеклассных мероприятий;

4 уровень – преподаватель создает работу творческого характера: разрабатывает авторскую программу и проводит экспериментальную работу по ее внедрению, разрабатывает новые дидактические пособия, новые формы и методы обучения и т.п.;

5уровень – преподаватель принимает участие в исследовательской или экспериментальной        работе        по        созданию        новых        дидактических        и технологических систем; разрабатывает УМК к электронному учебнику и т.п.

Формой работы 4 и 5 уровня может быть распространение своего опыта работы и может выполняться как индивидуально, так и творческими группами преподавателей.

5.3. Самообразование педагогических работников техникума включает повышение педагогической, методической и профессиональной квалификации, культурного уровня путем самостоятельного изучения научной, методической, педагогической, технической литературы. Самообразование тесно связано с практической деятельностью и способствует улучшению качества обучения и воспитания обучающихся.

6.Требования к методической работе

6.1.Методической работой должен заниматься каждый преподаватель техникума, это его должностная обязанность.

6.2.Методическая работа планируется и проводится с учетом целей и задач техникумаа, предметных (цикловых) комиссий и индивидуальных потребностей преподавателя.

6.3.Руководство методической работой осуществляется через методические объединения, методический  совет, методический кабинет и методиста.

6.4.Методическая работа должна отвечать принципам целесообразности, научности и социальной обусловленности, все положения и выводы должны быть научно обоснованы, направлены на развитие современных технологий, форм и методов воспитания и обучения, иметь практическую направленность, возможность использования в других образовательных организациях.

6.5.Методическая работа оформляется в соответствии с общепринятыми нормами, предъявляемыми к научной работе (использование библиографии, указателей литературы, эстетика оформления.

6.6.Методическая работа руководителей техникума с педагогическими работниками проводится постоянно и включает:

- изучение и анализ работы педагогических работников, оказание помощи педагогическим работникам в выборе форм и методов обучения и воспитания обучающихся, совершенствовании методики проведения учебных занятий и внеурочных мероприятий;

- личное проведение открытых уроков, других занятий, индивидуальных и групповых консультаций, оказание помощи педагогическим работникам в разработке рабочей, учебно-программной документации на основе типовой, методических рекомендаций, дидактических материалов и других средств обучения

- изучение и обобщение передового педагогического опыта работы педагогических работников техникума;

-оказание помощи в составлении учебной и планирующей документации, подготовке докладов и выступлений на конференциях, педагогических чтениях.

6.7.Результатом индивидуальной методической работы педагогических работников является создание комплексного методического оснащения по дисциплине (МДК, специальности, профессии), разработка методических рекомендаций, дидактических материалов и других средств обучения.

7.Виды методической работы, принимаемые к рассмотрению рабочей группой

7.1.Разработка программ:

-авторской программы по новой учебной дисциплине, профессиональному модулю, учебной и производственной практикам;

-рабочей программы на основе примерной;

-программы для использования ПЭВМ в учебном процессе (обучающей, для контроля знаний и др.);

-программ для работы студенческих объединений, факультативов, учебных дисциплин по выбору;

-дополнительных профессиональных программ;

-дополнительных общеобразовательных программ;

-программ дополнительного образования для различных категорий слушателей.

7.2. Методическое обеспечение учебных занятий;

-конспект лекций по учебной дисциплине, междисциплинарному курсу, профессиональному модулю с новым содержанием, научным подходом, научными требованиями;

-разработка плана и конспекта открытого учебного занятия;

-разработка контрольно-оценочных средств, контрольно-измерительных материалов;

-разработка новых форм зачетов; дифференцированных зачетов, экзаменов, дифференцированных зачетов, экзаменов, квалификационных экзаменов;

-составление методических рекомендаций, методических указаний по курсу учебной дисциплины, профессиональному модулю;

-создание открытых образовательных ресурсов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

-разработка        демонстрационных        материалов,        наглядных        пособий, слайд-фильмов и т.п.

7.3.Творческая методическая работа преподавателя:

-написание учебника, учебного пособия, в том числе, электронного, сборника творческих заданий;

-составление тематических сборников;

-статьи в психолого-педагогических, методических, специализированных журналах.

7.4.Распространение опыта работы (выступление с докладами):

-на заседаниях педагогического совета, методического совета, методических объединений, школы молодого педагога, конференциях различных уровней, круглых столах и т.п.

7.5. Методическая работа членов администрации техникума:

-разработка учебных планов по специальности (профессии);

-организационно-методические материалы и нормативные документы по управленческой деятельности;

-реализация этих материалов с анализом результатов;

-методические рекомендации по управленческой деятельности, в том числе на учебной и производственной практиках.

8.Заключительные положения

8.1.Все изменения и дополнения настоящего Положения принимаются на заседании педагогического совета, открытым голосованием, простым большинством голосов и утверждаются приказом директора техникма.

8.2. Вносить предложения по изменению настоящего Положения имеет право директор техникума.

8.3. Настоящее Положение подлежит пересмотру по мере необходимости, но не реже одного раза в пять лет и действует до минования надобности.

9.Управление документом

9.1.Настоящий документ хранится в методическом кабинете и размещается на официальном сайте образовательного учреждения.

9.2. Методическая работа техникума организуется на основе планирования, отражающего план работы техникума, общей методической темы и с учетом рекомендаций методической службы НИРО и Министерства образования Нижегородской области.

РАЗРАБОТАНО

Методист                                                                                                                   Т.И.Бабичева

СОГЛАСОВАНО

Зам.директора по УПР

_____________Т.Н.Арланова

«____»____________20___г.

РАССМОТРЕНО И ПРИНЯТО

на заседании педагогического совета

протокол №___ от «_____»____________20____г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Положение о методическом объединении классных руководителей

Положение о методическом обединении классных руководителей...

Положение о методическом объединении педагогов

 Настоящее положение регулирует деятельность методического объединения педагогов, которое является основным структурным подразделением методической службы муниципального образовательного учреждения дл...

Положение о методическом совете

Представленный материал позволит методисту создать систему методической работы в образовательном учреждении среднего профессионального образования....

Положение о методической комиссии классных руководителей и педагогов дополнительного образования

Представленный материал позволит методисту создать систему методической работы в образовательном учреждении среднего профессионального образования....

Положение о методическом кабинете

Представленный материал позволит методисту создать систему методической работы в образовательном учреждении среднего профессионального образования....

Положение об организации научно-методической работы в Муниципальном учреждении дополнительного образования центра детского творчества

1.      Общие положения.1.1.Настоящее Положение регламентирует вопросы организации и осуществления научно-методической работы в Муниципальном учреждении дополнительного образо...

11. Годовой календарный план методической работы, включающий в себя направления в соответствии с пунктами 2.2. Положения

Анализ работы МО учителей общественных дисциплин и предметов естественного цикла...