Положение по методической работе
методическая разработка по теме
Представленный материал позволит методисту создать систему методической работы в образовательном учреждении среднего профессионального образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Положение о методической работе | 35.2 КБ |
Предварительный просмотр:
к приказу ГБПОУ «Пильнинский
агропромышленный техникум»
№____ от ____________г.
ПОЛОЖЕНИЕ
О МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ
1.Общие положения
1.1.Положение о методической работе ГБПОУ «Пильнинский агропромышленный техникум» разработано в соответствии с ФЗ «Об образовании» в РФ №273 ФЗ от 21.12.2012, Комплексной программой повышения профессионального уровня педагогических работников образовательных организаций, утвержденной 28 мая 2014 г, №324п-П8, Профессиональным стандартом, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «18» октября 2013 г. № 544н.
1.2.Под методической работой понимается основанная на достижениях науки и передового опыта система взаимосвязанных мер, направленных на развитие творческого потенциала педагога, его профессионального мастерства, а, в конечном счете, на рост уровня образованности, развитости и воспитанности обучающихся.
1.3.Методическая работа направлена на:
- непрерывное самообразование через формирование внутренней мотивации, саморазвитие педагогических работников;
- достижение оптимального уровня самообразования, воспитания, развития обучающихся;
2.Цели и задачи методической работы
2.1. Целью методической работы является создание условий для развития техникума, повышения уровня квалификации, профессионального мастерства и развития творческого потенциала педагогических работников, для улучшения результативности образовательного и воспитательного процессов в техникуме.
2.2. Основными задачами методической работы техникума являются:
- повышение педагогического и профессионального мастерства педагогических работников техникума в целях обеспечения конкурентоспособности выпускников на рынке труда;
- обеспечение выполнения требований ФГОС: совершенствование методики преподавания учебных дисциплин, междисциплинарных курсов и использование современных технологий обучения;
-организация учебно-методического сопровождения реализации учебных дисциплин, междисциплинарных курсов и других видов учебной деятельности обучающихся в соответствии с ФГОС;
- создание условий для развития профессионального мастерства педагогических работников, педагогического творчества на основании диагностики их профессиональных потребностей и возможностей, обеспечение внедрения эффективного контракта;
- организация и научно-методическое обеспечение инновационной деятельности педагогических работников;
- проектирование и апробация новых педагогических технологий, методик обучения и новых учебных программ.
2.3. Методическая работа в ГБПОУ «Пильнинский агропромышленный техникум» является одним из основных видов профессиональной деятельности педагогических работников.
2.4.Участие в методической работе обязательно для всех педагогических работников техникума и включается в их должностные обязанности. Преподаватель осуществляет методическую работу с целью систематического:
-создания условий, способствующих повышению эффективности и качества образовательного процесса;
-совершенствования квалификации и профессионализма преподавателя, повышения его компетентности;
-создания методических систем обучения, ориентированных на развитие общих и профессиональных компетенций студентов в соответствии с будущим профилем их деятельности;
-повышения качества образования для обеспечения конкурентоспособности выпускников техникума на рынке труда.
3. Направления деятельности методической работы
3.1.Основными направлениями методической работы являются:
-аналитическая деятельность;
-нормативное, учебно-программное, учебно-методическое, информационное обеспечение;
-повышение квалификации педагогических работников;
-аттестация педагогических работников;
-консультативная деятельность.
4. Организация и содержание методической работы
4.1.Общее руководство методической работой в техникуме осуществляет директор. Непосредственным организатором методической работы является методист. Конкретную методическую работу с педагогическими работниками техникума проводят методист, заместители директора по УР, УПР, УВР, ПО, руководители методических объединений.
4.2. Методическая работа в техникуме организуется в соответствии с программой развития техникума и общетехникумовским планом работы.
4.3. Содержание методической работы отвечает современным требованиям и включает в себя:
- программно- методическое обеспечение образовательного процесса;
- разработку учебно-методических документов;
- прогнозирование образовательных и воспитательных процессов;
-создание банка данных передового педагогического опыта, прогрессивных методик, новых технологий обучения;
-создание информационного банка учебно-методических комплексов;
-организацию индивидуальных и коллективных форм методической работы.
5.Формы, направления и уровни методической работы
5.1.Массовые формы методической работы:
-педагогический совет,
-методический совет,
-заседание предметных (цикловых) комиссий,
-заседание методической комиссии классных руководителей и педагогов дополнительного образования,
-экспертный совет,
-школа молодого педагога,
-школа педагогического мастерства,
-конференции,
-семинары,
-заседание творческих групп,
-методические выставки,
-смотр-конкурсы и т.п.
Педагогический совет. Коллегиальным совещательным органом является педагогический совет, объединяющий педагогических работников техникума. Основными задачами педагогического совета являются объединение усилий всего коллектива на обеспечение подготовки квалифицированных специалистов, а также постоянное совершенствование качества подготовки выпускников с учетом требований ФГОС, современного производства, науки, техники и перспектив развития учебного заведения.
Методический совет. Основными задачами методического совета являются определение методической стратегии и тактики техникума, организация и анализ педагогического мониторинга, внедрение современных продуктивных образовательных технологий, выработка рекомендаций по обеспечению качества образования, руководства предметными (цикловыми) комиссиями и методическими объединениями, обобщение актуального педагогического опыта педагогов техникума.
Предметные (цикловые) комиссии. Основными задачами комиссии являются: отбор содержания образования по дисциплинам и профессиональным модулям, анализ программно-методического и учебно-методического обеспечения содержания образования, развитие содержания образования каждой предметной области, освоение педагогами современных продуктивных образовательных технологий и методик, педагогический мониторинг и контроль учебной деятельности студентов, выявление, изучение и обобщение актуального педагогического опыта педагогов.
Методическая комиссия классных руководителей и педагогов дополнительного образования. Основными задачами являются: разработка предложений и рекомендаций по улучшению воспитательной работы в техникуме, развитие профессионального потенциала и творчества классных руководителей и педагогов дополнительного образования.
Экспертный совет. Основными задачами являются: проведение экспертизы (оценки качества) содержания образовательных программ и других учебно-методических материалов; формирование требований к обеспечению качества средств обучения в соответствии с современными и перспективными требованиями.
Школа молодого педагога. Основные задачи школы молодого педагога: содействие всем начинающим педагогам в приобретении знаний и умений, необходимых в образовательной деятельности, оказание консультативной помощи всем начинающим педагогам по вопросам образования и воспитания студентов, выявление затруднений педагогов в осуществлении педагогической деятельности и оказание им помощи в преодолении данных затруднений.
Школа педагогического мастерства. В содержание работы школы педагогического мастерства входит: организация и проведение теоретических и практико-ориентированных форм работы, разработка памяток и рекомендаций по организации учебно-воспитательного процесса, обобщение передового педагогического опыта в форме творческого отчета, мастер-класса и других форм деятельности.
Конференции. Конференции проводятся в техникуме один раз в год. На них рассматриваются результаты исследований по проблемам профессионального образования, пути дальнейшего совершенствования подготовки специалистов, вопросы научной организации труда преподавательского состава, внедрения новых методов и средств обучения и др. Научно-практические конференции могут принимать решения и вырабатывать рекомендации, которые утверждаются директором техникума.
Семинары. Семинары могут носить обучающий характер по различным вопросам, в частности изучения эффективных методик и педагогических технологий с целью повышения квалификации и т.д. Проблемные семинары рассматривают вопросы проблемного характера в процессе обучения и воспитания, внедрения современных технологий, экспериментальной деятельности.
Творческие группы. Творческие группы создаются из педагогических работников, объединенных общим интересом для выполнения той или иной учебно-методической, научно-методической, учебно-воспитательной, задачи, возникшей в ходе развития техникума и требующей оперативного решения.
Методические выставки. Методические выставки проводятся в техникуме с целью изучения педагогического опыта, раскрытия творческого потенциала педагога, трансляции передового педагогического опыта
Смотр –конкурсы. Смотр-конкурсы организуются в техникуме с целью развития мотивации к творческой профессиональной деятельности педагогических работников, расширения копилки методических разработок учебных занятий различных организационных форм, внеурочных воспитательных мероприятий, учебно-методических пособий, методических рекомендаций, выявления и поощрения наиболее активных педагогов, использующих разнообразные формы, методы, технологии обучения.
5.2.Индивидуальные формы методической работы:
-консультации,
-работа над методической темой самообразования,
-доклады, сообщения, творческие отчеты,
-реализация инновационных методов,
-систематизация дидактического материала,
-стажировка, повышение квалификации,
-проведение открытых учебных занятий и учебно-воспитательных мероприятий,
-взаимопосещение учебных занятий,
-рецензирование рабочих программ, контрольных, курсовых работ и выпускных квалификационных работ (дипломных проектов).
-рецензирование учебно-методических материалов преподавателей техникума, других образовательных организаций и т.п.
Индивидуальная методическая работа преподавателя имеет следующие направления:
-учебно-методическая работа;
-научно-методическая работа;
-научно-исследовательская работа.
В зависимости от цели, качества и значимости индивидуальная методическая работа может быть разных уровней:
1 уровень – преподаватель работает с литературой с целью изучения и накопления материала для последующего изменения содержания преподавания, изучает передовой опыт по проблемам разрабатываемой темы;
2 уровень – преподаватель использует в работе элементы изученного передового опыта, изменяет содержание и технологию обучения. Представляет индивидуальную методическую работу в виде цикла лекций, описаний лабораторных и практических работ и т.п.;
3 уровень – преподаватель создает новую систему, несущую элементы передовых подходов, творчества, диалектического стиля мышления. Результатом этой работы могут быть дидактические пособия, учебно- методические комплексы по разделу или теме, включающие цикл учебных занятий или внеклассных мероприятий;
4 уровень – преподаватель создает работу творческого характера: разрабатывает авторскую программу и проводит экспериментальную работу по ее внедрению, разрабатывает новые дидактические пособия, новые формы и методы обучения и т.п.;
5уровень – преподаватель принимает участие в исследовательской или экспериментальной работе по созданию новых дидактических и технологических систем; разрабатывает УМК к электронному учебнику и т.п.
Формой работы 4 и 5 уровня может быть распространение своего опыта работы и может выполняться как индивидуально, так и творческими группами преподавателей.
5.3. Самообразование педагогических работников техникума включает повышение педагогической, методической и профессиональной квалификации, культурного уровня путем самостоятельного изучения научной, методической, педагогической, технической литературы. Самообразование тесно связано с практической деятельностью и способствует улучшению качества обучения и воспитания обучающихся.
6.Требования к методической работе
6.1.Методической работой должен заниматься каждый преподаватель техникума, это его должностная обязанность.
6.2.Методическая работа планируется и проводится с учетом целей и задач техникумаа, предметных (цикловых) комиссий и индивидуальных потребностей преподавателя.
6.3.Руководство методической работой осуществляется через методические объединения, методический совет, методический кабинет и методиста.
6.4.Методическая работа должна отвечать принципам целесообразности, научности и социальной обусловленности, все положения и выводы должны быть научно обоснованы, направлены на развитие современных технологий, форм и методов воспитания и обучения, иметь практическую направленность, возможность использования в других образовательных организациях.
6.5.Методическая работа оформляется в соответствии с общепринятыми нормами, предъявляемыми к научной работе (использование библиографии, указателей литературы, эстетика оформления.
6.6.Методическая работа руководителей техникума с педагогическими работниками проводится постоянно и включает:
- изучение и анализ работы педагогических работников, оказание помощи педагогическим работникам в выборе форм и методов обучения и воспитания обучающихся, совершенствовании методики проведения учебных занятий и внеурочных мероприятий;
- личное проведение открытых уроков, других занятий, индивидуальных и групповых консультаций, оказание помощи педагогическим работникам в разработке рабочей, учебно-программной документации на основе типовой, методических рекомендаций, дидактических материалов и других средств обучения
- изучение и обобщение передового педагогического опыта работы педагогических работников техникума;
-оказание помощи в составлении учебной и планирующей документации, подготовке докладов и выступлений на конференциях, педагогических чтениях.
6.7.Результатом индивидуальной методической работы педагогических работников является создание комплексного методического оснащения по дисциплине (МДК, специальности, профессии), разработка методических рекомендаций, дидактических материалов и других средств обучения.
7.Виды методической работы, принимаемые к рассмотрению рабочей группой
7.1.Разработка программ:
-авторской программы по новой учебной дисциплине, профессиональному модулю, учебной и производственной практикам;
-рабочей программы на основе примерной;
-программы для использования ПЭВМ в учебном процессе (обучающей, для контроля знаний и др.);
-программ для работы студенческих объединений, факультативов, учебных дисциплин по выбору;
-дополнительных профессиональных программ;
-дополнительных общеобразовательных программ;
-программ дополнительного образования для различных категорий слушателей.
7.2. Методическое обеспечение учебных занятий;
-конспект лекций по учебной дисциплине, междисциплинарному курсу, профессиональному модулю с новым содержанием, научным подходом, научными требованиями;
-разработка плана и конспекта открытого учебного занятия;
-разработка контрольно-оценочных средств, контрольно-измерительных материалов;
-разработка новых форм зачетов; дифференцированных зачетов, экзаменов, дифференцированных зачетов, экзаменов, квалификационных экзаменов;
-составление методических рекомендаций, методических указаний по курсу учебной дисциплины, профессиональному модулю;
-создание открытых образовательных ресурсов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
-разработка демонстрационных материалов, наглядных пособий, слайд-фильмов и т.п.
7.3.Творческая методическая работа преподавателя:
-написание учебника, учебного пособия, в том числе, электронного, сборника творческих заданий;
-составление тематических сборников;
-статьи в психолого-педагогических, методических, специализированных журналах.
7.4.Распространение опыта работы (выступление с докладами):
-на заседаниях педагогического совета, методического совета, методических объединений, школы молодого педагога, конференциях различных уровней, круглых столах и т.п.
7.5. Методическая работа членов администрации техникума:
-разработка учебных планов по специальности (профессии);
-организационно-методические материалы и нормативные документы по управленческой деятельности;
-реализация этих материалов с анализом результатов;
-методические рекомендации по управленческой деятельности, в том числе на учебной и производственной практиках.
8.Заключительные положения
8.1.Все изменения и дополнения настоящего Положения принимаются на заседании педагогического совета, открытым голосованием, простым большинством голосов и утверждаются приказом директора техникма.
8.2. Вносить предложения по изменению настоящего Положения имеет право директор техникума.
8.3. Настоящее Положение подлежит пересмотру по мере необходимости, но не реже одного раза в пять лет и действует до минования надобности.
9.Управление документом
9.1.Настоящий документ хранится в методическом кабинете и размещается на официальном сайте образовательного учреждения.
9.2. Методическая работа техникума организуется на основе планирования, отражающего план работы техникума, общей методической темы и с учетом рекомендаций методической службы НИРО и Министерства образования Нижегородской области.
РАЗРАБОТАНО
Методист Т.И.Бабичева
СОГЛАСОВАНО
Зам.директора по УПР
_____________Т.Н.Арланова
«____»____________20___г.
РАССМОТРЕНО И ПРИНЯТО
на заседании педагогического совета
протокол №___ от «_____»____________20____г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Положение о методическом объединении классных руководителей
Положение о методическом обединении классных руководителей...
Положение о методическом объединении педагогов
Настоящее положение регулирует деятельность методического объединения педагогов, которое является основным структурным подразделением методической службы муниципального образовательного учреждения дл...
Положение о методическом совете
Представленный материал позволит методисту создать систему методической работы в образовательном учреждении среднего профессионального образования....
Положение о методической комиссии классных руководителей и педагогов дополнительного образования
Представленный материал позволит методисту создать систему методической работы в образовательном учреждении среднего профессионального образования....
Положение о методическом кабинете
Представленный материал позволит методисту создать систему методической работы в образовательном учреждении среднего профессионального образования....
Положение об организации научно-методической работы в Муниципальном учреждении дополнительного образования центра детского творчества
1. Общие положения.1.1.Настоящее Положение регламентирует вопросы организации и осуществления научно-методической работы в Муниципальном учреждении дополнительного образо...
11. Годовой календарный план методической работы, включающий в себя направления в соответствии с пунктами 2.2. Положения
Анализ работы МО учителей общественных дисциплин и предметов естественного цикла...