Положение о рабочей программе дополнительного образования
методическая разработка по теме
Представленный материал позволит методисту создать систему методической работы в образовательном учреждении среднего профессионального образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
polozhenie_o_rabochey_programme_do.doc | 144 КБ |
Предварительный просмотр:
УТВЕРЖДАЮ Директор ГБОУ СПО «Пильнинский агропромышленный техникум» __________________М.А.Беспалов «____»_________20___г. |
ПОЛОЖЕНИЕ О РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПОДРОСТКОВ
1. Общие положения.
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей, Уставом государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Пильнинский агропромышленный техникум», письмом Министерства образования и науки от 11.12.2006 №06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» и регламентирует порядок разработки и реализации рабочих программ педагогов.
1.2. Рабочая программа (далее - Программа) - нормативный документ, определяющий объем, порядок, содержание изучения и преподавания курса дополнительного образования детского объединения, основывающийся на примерной или авторской образовательной программе детского объединения.
2. Цели и задачи Программы
2.1. Целями и задачами Программы, в первую очередь, является обеспечение обучения, воспитания, развития подростков. В связи с чем, содержание дополнительных образовательных программ должно соответствовать:
2.1.1. Достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно-национальным особенностям региона;
2.1.2. Направленностям дополнительных образовательных программ (научно-технической, спортивно-оздоровительной, туристско-краеведческой, эколого-биологической, художественно-эстетическому, декоративно-прикладному, военно-патриотической, социально-педагогической, социально-экономической);
2.1.3. Современным образовательным технологиям, отраженным в принципах обучения (индивидуальности, доступности, преемственности, результативности); формах и методах обучения (дифференцированного обучения, занятиях, конкурсах, соревнованиях, экскурсиях, походах и т.д.); методах контроля и управления образовательным процессом (анализе результатов деятельности подростков); средствах обучения (перечне необходимого оборудования, инструментов и материалов в расчете на каждого обучающегося в объединении).
3. Содержание рабочей программы дополнительного образования подростков
3.1. Содержание Программы должно быть направлено на:
3.1.1. Создание условий для развития личности подростка;
3.1.2. Развитие мотивации личности подростка к познанию и творчеству;
3.1.3. Обеспечение эмоционального благополучия подростка;
3.1.4. Приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;
3.1.5. Профилактику асоциального поведения;
3.1.6. Создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности подростка, его интеграцию в системе мировой и отечественной культур;
3.1.7. Укрепление психического и физического здоровья обучающихся;
3.1.8. Взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.
4. Технология разработки рабочей программы.
4.1. Рабочая программа составляется педагогом дополнительного образования по определенному курсу дополнительного образования подростков, на учебный год или ступень обучения.
4.2. Допускается разработка Программы коллективом педагогов одного направления.
5. Структура рабочей программы.
5.1. Структура Программы является формой представления курса как целостной системы, отражающей внутреннюю логику организации учебно-методического материала, и включает в себя следующие элементы:
5.1.1. Титульный лист.
5.1.2. Пояснительную записку.
5.1.3. Учебно-тематический план.
5.1.4. Содержание изучаемого курса.
5.1.5. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
5.1.7. Список литературы (основной и дополнительной).
6. Оформление и содержание структурных элементов рабочей программы дополнительного образования подростков (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)
6.1.Титульный лист – структурный элемент программы, представляющий сведения о названии программы, которое должно отражать ее содержание, место в образовательном процессе, адресность.
На титульном листе указывается:
- наименование образовательного учреждения;
- где, когда и кем утверждена дополнительная образовательная программа;
- название дополнительной образовательной программы;
- возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа;
- срок реализации дополнительной образовательной программы;
- Ф.И.О., должность автора (авторов) дополнительной образовательной программы;
- название населенного пункта, в котором реализуется дополнительная образовательная программа;
- год разработки дополнительной образовательной программы.
6.2. Пояснительная записка – структурный элемент программы, поясняющий актуальность изучения данного курса, его задачи и специфику, а также методы и формы решения поставленных задач, рекомендации по их проведению. В пояснительной записке должны быть обоснованы предлагаемые содержание и объем курса, формы контроля и возможные варианты его проведения. В пояснительной записке к программе дополнительного образования подростков раскрывается:
- направленность дополнительной образовательной программы;
- новизну, актуальность, педагогическую целесообразность;
- цель и задачи дополнительной образовательной программы;
- отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих образовательных программ;
- возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы;
- сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы);
- ожидаемые результаты и способы определения их результативности;
- формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т.д.).
6.3.Учебно-тематический план – структурный элемент программы, содержащий наименование раздела, темы, общее количество часов (в том числе на теоретические и практические занятия). Составляется в виде таблицы.
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Количество часов | |
теоретические | практические | |||
1. | Раздел 1. … | 6 | 4 | 2 |
1.1 | … | 2 | 2 | - |
1.2 | … | 4 | 2 | 2 |
В нижней части таблицы часы суммируются | ||||
Итого |
6.4. Содержание изучаемого курса – структурный элемент программы, включающий толкование каждой темы, согласно нумерации в учебно-тематическом плане и требования к уровню подготовки обучающихся.
Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе - структурный элемент программы, определяющий основные знания, умения и навыки, которыми должны овладеть обучающиеся в процессе изучения данного курса.
6.5.Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы – структурный элемент программы, который определяет необходимые для реализации данного курса методические и учебные пособия, оборудование и технические средства обучения, дидактический материал.
6.6. Список литературы (основной и дополнительной)– структурный элемент программы, включающий перечень использованной автором литературы. Элементы описания каждого произведения должны приводиться в алфавитном порядке и соответствовать требованиям к библиографическому описанию. Допускается оформление списка литературы по основным разделам изучаемого курса.
7. Оформление рабочей программы.
7.1. Текст набирается в текстовом редакторе шрифтом Times New Roman, кегль 12-14, одинарный межстрочный интервал, переносы в тексте не ставятся, выравнивание по ширине, листы формата А4. Таблицы вставляются непосредственно в текст.
7.2. Титульный лист считается первым, но не нумеруется, как и листы приложения.
8. Утверждение рабочей программы.
8.1. Рабочая программа рассматривается методической комиссией классных руководителей и педагогов дополнительного образования.
8.2. Утверждение Программы предполагает следующие процедуры:
- обсуждение программы на заседании комиссии;
- проведение экспертизы программы с привлечением внешних экспертов (оформление рецензии внутренней и внешней).
- утверждение заместителем директора по воспитательной работе.
8.3. При несоответствии Программы установленным данным Положением требованиям заместитель директора по ВР накладывает резолюцию о необходимости доработки с указанием конкретного срока исполнения.
8.4. Все изменения, дополнения, вносимые педагогом в Программу в течение учебного года, должны быть согласованы с методистом, заместителем директора по ВР.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Министерство образования Нижегородской области
ГБОУ СПО «Пильнинский агропромышленный техникум»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
кружка дополнительного образования
«Клуб дружеского общения»
Срок реализации программы: 1 год
Возраст детей, на которых рассчитана
дополнительная образовательная программа:15-18 лет
р.п.Пильна
2011
РАССМОТРЕНА:
Методической комиссией
классных руководителей
и педагогов дополнительного
образования
Протокол №___
от «___»__________20__г.
Председатель
____________А.М.Рузанова
Автор: Миронова Е.Н.-педагог дополнительного образования ГБОУ СПО «Пильнинский агропромышленный техникум»
Пояснительная записка
Рабочая программа кружка дополнительного образования «Клуб дружеского общения» относится к программам художественно-эстетического направления. Она предназначена для детей в возрасте 15-18 лет. Программа рассчитана на 1 год обучения. Занятия проводятся три раза в неделю по 2 часа.
Цели и задачи программы:
- Развивать и воспитывать нравственную и духовную личность, раскрывающую свои творческие возможности на основе умений и навыков рационального поведения и общей культуры;
- Стремиться к созданию представлений о стиле жизни делового человека.
- Развивать и воспитывать культуру общения обучающихся.
- Научить проводить различные творческие дела, воспитывающие и познавательные игры.
- Включить обучающегося в активное познание мира этических категорий, простых норм нравственности, ориентируясь на рост его самосознания, стремление разобраться в самом себе и окружающих.
- Помочь в выборе нравственного самосовершенствования.
- Научить навыкам делового общения, умению вести конструктивный диалог, публично выступать.
На занятиях кружка используются следующие методы обучения:
- репродуктивный (педагог сам объясняет материал);
- объяснительно-иллюстрированный;
- проблемный (педагог помогает в решении проблемы);
- поисковой (учащиеся сами решают проблему, а педагог делает вывод);
- эвристический (изложение педагога + творческий поиск обучаемых).
По окончании курса обучения обучающиеся должны
знать:
- понятие «общение» и его слагаемые;
- понятие «культура речи» и основные качества речи;
- понятие звучащей речи и ее особенности;
- понятие «ораторское искусство»;
- виды подготовки к публичному выступлению;
- форму преподнесения материала;
- основы полемического мастерства (спор, дискуссия, полемика);
- классификацию споров.
уметь:
- вести деловую беседу «переговоры»;
- рационально пользоваться невербальными средствами общения
(мимика, жест);
- проводить речевую гимнастику, для артикуляционного аппарата;
- готовиться к публичным выступлениям;
- составлять планы;
- уметь грамотно вести спор (доказательства, логические ошибки, атака вопросами, прием бумеранга, критика доводов оппонента);
Форма подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы является конференция.
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Количество часов | |
теоретические | практические | |||
Раздел 1. Общение и восприятие | 20 | 12 | 8 | |
1.1 | Введение в образовательную программу. | 2 | 2 | - |
1.2 | Общение и его слагаемые. | 6 | 4 | 2 |
1.3 | Бытовое общение. Условия эффективности разговора. | 4 | 2 | 2 |
1.4 | Развитие восприятия. Тренинг для развития восприятия наблюдательности. | 4 | 2 | 2 |
1.5 | Психологические тесты, направленные на изучение мотивов деятельности. | 4 | - | 4 |
Раздел 2 Первый выход | 22 | 4 | 18 | |
1 | Репетиционный процесс ко Дню учителя. | 6 | - | 4 |
2 | Знакомство со сценой, общение со зрителями. | 4 | - | 4 |
3 | Деловое общение. Особенности делового общения.. | 6 | 4 | 2 |
4 | Встреча с администрацией района на тему «Молодежь и безработица» | 2 | - | 2 |
5 | Час дружеского общения (ЧДО) «Твори и выдумывай». | 2 | - | 2 |
6 | Творческий час. | 2 | - | 2 |
Раздел 3.Основы психологии общения | 18 | 4 | 14 | |
1 | Внимание. Особенности, правила самоорганизации. Тренинг по развитию внимания. | 4 | 2 | 2 |
2 | Невербальные средства общения (мимика, жесты, жестикуляция). | 4 | 2 | 2 |
3 | Практикум «Форумы речевого этикета». | 2 | - | 2 |
4 | Час дружеского общения «Сделай сам» | 2 | - | 2 |
5 | Встреча с бывшими выпускниками техникума на тему: «Профессия и время». | 2 | - | 2 |
6 | Разучивание массовых игр, песен, танцев. | 4 | - | 2 |
Раздел 4.Этика общения | 18 | 2 | 16 | |
1 | Основы культуры речи. Что такое культура речи. | 4 | 2 | 2 |
2 | Игровой практикум по общению. | 4 | - | 4 |
3 | ЧДО «Я – творческая личность» | 2 | - | 2 |
4 | Репетиционный процесс к празднику «Осенний бал». | 6 | - | 6 |
5 | Творческий час. | 2 | - | 2 |
Раздел 5. Развитие мышления | 20 | 6 | 14 | |
1 | Функциональные стили речи. | 2 | 2 | - |
2 | Встреча с представителями военкомата и правоохранительных органов на тему: «Прикоснись сердцем к подвигу» | 2 | - | 2 |
3 | Мышление. Особенности задания для развития логического мышления. | 6 | 2 | 4 |
4 | Час дружеского общения «Каким надо быть, чтобы уметь положительно воздействовать на людей». | 2 | - | 2 |
5 | Репетиционный процесс к празднику «Встреча нового года» | 6 | 2 | 4 |
6 | Творческий час. | 2 | - | 2 |
Раздел 6. Этикет делового человека | 36 | 8 | 28 | |
1 | Праздник «В гостях у Валентина» (День влюбленных). | 4 | 2 | 4 |
2 | Этикет делового человека. | 4 | 2 | 2 |
3 | Репетиционный процесс к проведению «Спарты». | 20 | 4 | 16 |
4 | Час дружеского общения «Наши родители». | 2 | - | 2 |
5 | Психологический практикум «Акцентуация личности» | 4 | 2 | 2 |
6 | Встреча с медицинскими работниками на тему «Наркотики – яд». | 2 | - | 2 |
Раздел 7.Развитие памяти | 20 | 4 | 16 | |
1 | Репетиционный процесс ко Дню Защитника Отечества | 6 | - | 6 |
2 | Память (игры на развитие памяти). | 4 | 2 | 2 |
3 | Встреча с бизнесменами, менеджерами на тему: «Жизнь и бизнес». | 2 | - | 2 |
4 | Практикум общения | 2 | - | 2 |
5 | Репетиционный процесс ко 8 Марта, «Девочка, девушка, женщина». 6 | 6 | 2 | 4 |
Раздел 8. Подготовка к публичному выступлению | 44 | 21 | 23 | |
1 | Звучащая речь и ее особенности. Речевой аппарат. Дыхание и его тренировка. | 4 | 2 | 2 |
2 | Голос и процесс его воспитания. | 4 | 2 | 2 |
3 | Праздник веселых розыгрышей (1 апреля). | 4 | 2 | 2 |
4 | Подготовка к выставке «Творчество молодых» | 30 | 15 | 15 |
5 | Встреча со стилистами на тему «Мой стиль и мода» | 2 | - | 2 |
Раздел 9. Основы полемического мастерства | 42 | 19 | 23 | |
1 | Репетиционный процесс ко Дню Победы. | 4 | 2 | 2 |
2 | Встреча с ветеранами ВОВ на тему: «Никто не забыт, ничто не забыто». | 2 | - | 2 |
3 | Дикция. Интонация (тон, темп, назначение интонации). | 4 | 2 | 2 |
4 | Пауза. Пауза в тексте. | 4 | 2 | 2 |
5 | Творческий час по итогам знаний, умений и навыков. | 2 | - | 2 |
6 | Подготовка и проведение конкурса «Художественного творчества, посвященного 65-летию победы ВОВ. | 24 | 12 | 12 |
7 | Конференция | 2 | - | 2 |
ИТОГО: | 240 | 80 | 160 |
Содержание изучаемого курса
Раздел 1. Общение и восприятие
Тема№1. Введение в образовательную программу.
Содержание учебного материала | Комплектование групп. Встреча. Организационная работа. Проведение агитационной работы, привлечение обучающихся в данный клуб КДО запись обучающихся в клуб. Общение – что это такое? Основные задачи, подлежащие изучению, это-знать себя, управлять собой, ощущать радость общения, адаптироваться в новых условиях, жить в согласии с другими, а также научиться слышать, слушать и понимать человека. |
Требования к уровню подготовки обучающихся | Обучающийся должен иметь представление: о работе кружка. |
Тема №2. Общение и его слагаемые.
Содержание учебного материала | Классификация общения (непосредственное, опосредованное, прямое, косвенное, межличностное, массовое). Типы межличностного общения (императивное, манипулятивное, диалогическое). Функции общения (прагматическая, формирующая, функция организации и поддержания межличностных отношений, внутриличностная). Средства общения. Структура общения (коммуникативная, интерактивная, перцептивная). |
Требования к уровню подготовки обучающихся | Обучающийся должен знать: -классификацию общения; -типы межличностного общения; -функции общения; -средства общения; -структура общения. Обучающийся должен уметь: - рационально пользоваться невербальными средствами общения (мимика, жест). |
… (разделы и темы раскрываются по образцу)
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
- Компьютеры;
- Видео-плеер;
- Телевизор;
- Карточки задания с ситуациями;
- Методические рекомендации для развития артикуляционного аппарата;
- Методические указания для подготовки публичного выступления.
Список литературы (основной и дополнительной)
- Аксенова В. Черная Л. - Живая этика: материалы спецкурса – Ставрополь. 2009.
- Большая книга игр и развлечений для детей и родителей – М. Педагогика-Пресс, 2009.
- Введенская Л. Павлова Л. - Культура и искусство речи: Современная риторика. – Ростов на Дону. Феникс, 2010г.
- Платонов К. - Занимательная психология. – Москва, 2008 г.
- Познай себя: диагностические методы самопознания. – Ставрополь, 2007 г.
- Тихомирова Л. - Развитие интеллектуальных способностей – Ярославль, Академия развития, 2008 г.
- Журкова Н. - Новые формы воспитательной работы. – М. 2010 г.
- Журнал «Воспитание школьников» Школа-пресс – 2009-2011 гг.
УТВЕРЖДАЮ:
Заместитель директора по ВР
_________________Э.Ю.Червякова
«____»_________________20___г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СОСТАВЛЕННЫЕ МНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В ДОУ. ДАННЫЕ ПРОГРАММЫ СПОСОБСТВУЮТ ПОЛНОЦЕННОМУ ТВОРЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ, ЗНАКОМЯТ ИХ С РАЗЛИЧ...
Рабочая программа дополнительного образования "Активисты школьного музея"
Программа дополнительного образования творческого объединения «Активисты школьного музея» составлена на основе Программы дополнительного образования детей «Активисты школьного музея» авторы Казу...
Рабочая программа по физкультуре по теме: Рабочая программа дополнительного образования детей "Игра в пионербол" для учащихся 2-4 классов
Особенностью программы является то, что она, основываясь на курсе обучения игре в пионербол, раскрывает обязательный минимум учебного материала для такого рода программ. Курс обучения игре в пионербол...
Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»
Срок реализации программы (октябрь-май) на учебный курс отводится 32 час (из расчета 1 час в неделю)....
Рабочая программа дополнительного образования детей "Обучение игре на баяне" на основе типовой учебной программы Министерства культуры РФ.
Программа обучения учащихся по классу баяна МОУ ДОД Хоровой школы мальчиков и юношей имеет художественно-эстетическую музыкальную направленность. Индивидуальное обу...
Положение о рабочей программе дополнительного образования детей
Для создания системы дополнительного образования детей в школе...
ПОЛОЖЕНИЕ О РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПОЛОЖЕНИЕ О РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛНОГО ОБРАЗОВАНИЯ...