"Истоки" в 5 классе. Из опыта работы
статья по теме
статья из опыта работы в 4-5 классе по программе Камкина "Истоки"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_iz_opyta_raboty.doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Из опыта работы
Феоктистовой Е.Н. МОУ «СОШ №7» г. Дзержинска
По программе «Истоки». 5 класс.
С курса «Истоки. Семь чудес России» начинается второй цикл многолетнего учебного предмета «Истоки». Второй цикл предназначен для основной школы. В рамках этого курса предполагается знакомство с семью яркими и самобытными памятниками или явлениями отечественной культуры и российского образа жизни. Каждый из этих памятников вмещает в себя определенную идею, известный круг устойчивых идеалов, традиций и ценностей. В итоге возникает возможность приобщения ученика к неизменным, вневременным основам российской цивилизации, что и явилось главной направляющей в работе.
Целью курса в 5-м классе является, на наш взгляд, приобщение к глубинным (смысловым, нравственным, духовным) пластам выдающихся памятников — явлений отечественной материальной, художественной и духовной культуры.
Содержание курса объединено в семь блоков-модулей: «Соха и топор», «Крестьянские хоромы», «Соловки», «Храм Покрова на Нерли», «Икона «Живоначальная Троица», «Московский Кремль», «Летописи». В центре каждого блока-модуля находится одноименный рассказ, в котором повествовательно-описательное, информативное содержание сочетается с самостоятельными размышлениями.
В курсе «Истоки. Семь чудес России» продолжает реализовываться принцип спиралевидного осмысления социокультурных ценностей и духовности. Учащиеся вновь возвращаются к ряду понятий и категорий, уже известному им по курсу начальной школы. Но на этот раз эти понятия и категории должны быть осмыслены и прочувствованы в более широком и конкретно-образном культурно-историческом контексте.
Отличным подспорьем для учителя и учащегося является интересный, богато иллюстрированный учебник, служащий одновременно как и базовой основой социокультурного образования школьников, так и расширяющий его эрудицию по многим вопросам бытия. К примеру, было любопытно наблюдать, как пятиклассники разглядывали соху, борону-суковатку, сравнивали их с ралом и плугом. А уж сколько дискуссий вызвало задание про топоры! Ведь следовало называть лишь позитивные предназначения этого инструмента, а современные школьники мыслят, к сожалению, по большей мере, на основе СМИ – негативно.
Особое благодарственное слово мне, как историку, следует сказать по поводу раздела «Крестьянские хоромы». Сколь разнообразна здесь представленная информация. Во-первых, несмотря на наличие дач и деревень, школьники впервые знакомились с предназначением отдельных строений, комнат, помещений дома. Во-вторых, в доступной форме преподнесен материал о крестьянской общине и ее традициях, что немаловажно для понимания русской истории учащимися. Дети настолько глубоко прониклись этим «миром», что вышли на практическую форму проведения занятия: они мастерили макеты крестьянских изб, вышивали, рисовали «по-научному», «по книжке». Мало этого, мои пятиклассники решили распространить эту тему, подготовили рассказы о народных крестьянских промыслах Нижегородского края, иллюстрируя свои рассказы предметами старины. А итоговое занятие мы провели в 1 «а» классе с рассказами для малышей, с викториной, выставкой и призами.
Разделы «Соловки», «Храм Покрова на Нерли», «Живоначальная Троица» показались мне сложноватыми для восприятия 5-классниками, поскольку эти вопросы изучаются в курсе истории 6 класса. И потому мы поступили так. Учащиеся 10 «а» класса подготовили мультимедийные презентации на тему «История Соловецкого монастыря», «Северо-Восточная Русь. Зодчество.» и «Тайна русской иконы», в которых актуализировали эти темы с точки зрения исторической и культурологической, и даже привлекли знания по химии (тайна красок) и физики (фундамент и приемы кладки). Подобная интеграция дала блестящий результат. Старшеклассники с удовольствием попробовали себя в роли педагогов-наставников, отвечающих на «каверзные» вопросы пятиклассников, а последние приобрели знания и опыт.
Так, к примеру, тема «Летописи» была изложена в качестве иллюстрированного мультимедийного доклада уже учениками 5 класса для одноклассников, а заключительное занятие по разделу «Московский кремль» мы расширили и переименовали в тему «История крепостей Руси», где познакомились с историей подобных памятников архитектуры, с особенностями их строения и назначением, совершили экскурсию в Нижегородский кремль. А для первоклассников, «наших подшефных», представили виртуальное путешествие по Кремлю. И только потом уже сравнили полученные знания с Московским кремлем на активном занятии.
Для обеспечения эффективной реализации данной программы необходимы:
- Помещение (классная комната)
- Наличие учебно-методической литературы для учителя
- Наличие учебных пособий и рабочих тетрадей для учащихся
- Наличие демонстрационного и раздаточного материала
- Возможность пользоваться фондами школьной и городской библиотек
- Наличие технических средств обучения (поскольку их использование позволяет говорить с учащимися на понятном их поколению языке, помогает выстраивать визуальный и аудиальный ряд)
Структура занятия, как правило, строится так:
Подготовительный этап.
- Этап присоединения
- Создание атмосферы доверия, взаимоуважения, мотивации учащихся на предстоящую работу
- Работа строится в форме беседы, диалога; используется музыкальное сопровождение, визуальный ряд
Основной этап.
- Самостоятельная работа учащихся на индивидуальном этапе
- Анализ успехов и неудач в общении
- Совместный поиск выхода из ситуации
Заключительный этап (рефлексия).
- Анализ и словесная оценка учителем и учащимися результатов работы
- Освоение методики анализа и самоанализа деятельности
Следует отметить, что учебные приемы, используемые на страницах рабочих тетрадей, позволяют формировать умения и навыки, востребованные на экзаменах в форме ЕГЭ (задания типа «соотнеси понятия», «сравни», «поработай с текстом и укажи главную мысль»
Однако, у меня на занятиях совсем «не прижилась» предлагаемая в рабочей тетради форма «Поработай самостоятельно, а затем в паре», причем по одному и тому же вопросу. Вероятно, причины в том, что детям сначала предпочтительнее и комфортнее работать в группе - в преимуществе такой формы они уже неоднократно убеждались на других уроках. А во-вторых, индивидуальное задание ученика, на мой взгляд, должно отличаться от группового обсуждения конкретностью поставленной задачи.
Зато частое обращение к личностному опыту учащихся, предлагаемое в тех же рабочих тетрадях, делает занятия «домашними», «уютными», располагающими к беседе.
В целом, данный курс, несомненно, должен принести свои «плоды»: знакомство учащихся с семью яркими и самобытными памятниками и явлениями отечественной культуры и российского образа жизни послужило основой самостоятельного осмысления социокультурных явлений нашей родной истории.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Система работы учителя по развитию исследовательских навыков учащихся спортивных классов» (из опыта работы)
в работе представлена особенность работы в классах спортивного профиля обучения...
Научно-исследовательская и проектная деятельность в обучении и воспитании Создание школьного литературного журнала краеведческой направленности «Истоки-плюс» (из опыта работы)
Проект «Создание школьного литературного журнала краеведческой направленности «Истоки-плюс») имеет следующую цель – реализовать творческий потенциал учащихся и создать условия для самоопределения и са...
Работа над литературоведческими понятиями в 5 классе (из опыта работы)
В статье показана работа над понятием у литературный герой, литературный тип, дается понятие типичного в литераратуре. Показаны результаты ...
Индивидуальная работа в 9 классе (из опыта работы)
Карточка №1.1Вставить пропущенные буквы, выделить морфемы частей слова с пропусками. Расставить знаки препинания.Н…когда на ш…пот искушенья (не)пр…клонился я хоть я не трус хоть о...
Организация работы по подготовке к ГИА 9-х, 11-х классов (из опыта работы МБОУ Лицей № 20)
Государственная итоговая аттестация – важный и ответственный этап как в жизни конкретного ученика, так и в деятельности любой образовательной организации. Успешность Государственной итоговой атт...
Использование про-активных методов по работе с нежелательным поведением и обучению новым навыкам детей с РАС и легкой умственной отсталостью в условиях коррекционного класса: из опыта работы.
Аннотация: в данной статье освещаются основные про активные методы, практические приемы, применяемые в работе учителя-дефектолога с детьми, имеющими расстройство аутистического спектра (РАС) и легкую ...
Мастер-класс «Из опыта работы по подготовке учащихся к диагностическим работам по математике»
При подготовке учащихсяучителю необходимо:Øформировать у учащихся навыки самоконтроля;Øформировать умения проверять ответ на правдоподобие;Øсистематически отрабатывать вычислительные навыки;Øучить про...