Работа над литературоведческими понятиями в 5 классе (из опыта работы)
методическая разработка по литературе (5 класс) по теме
В статье показана работа над понятием у литературный герой, литературный тип, дается понятие типичного в литераратуре. Показаны результаты работы - сочинениия учеников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
опережающее обучение на уроках литературы в 5 классе | 59.5 КБ |
сравнение героев | 28 КБ |
Предварительный просмотр:
Донченко Ирина Владиславовна,
учитель русского языка и литературы,
лицей 1568 имени Пабло Неруды, Москва
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ НАД ТЕОРЕТИКО-ЛИТЕРАТУРНЫМИ ПОНЯТИЯМИ в 5 КЛАССЕ
Успешность литературного образования в школе не определяется количеством произведений, включаемых в программу. Задача преподавания предмета состоит в том, чтобы дать учащимся представление об основных, наиболее значительных и характерных явлениях литературы, развить художественный вкус, обогатить культуру речи. Урок литературы должен включать в себя не только овладение искусством слова, но системой теоретических литературоведческих понятий, в ходе усвоения которых развивается художественное восприятие. Оно становится всесторонним и полноценным, не ограничивается свойствами непосредственного чувственного познания, захватывает новые стороны сознания человека, использует возможности отвлечённого мышления, добиваясь более полного осмысления литературных явлений и эстетически, и познавательно.
В основу программы по литературе в средней школе положено изучение отдельного произведения, это требует знакомства учащихся с такими понятиями, как "литературный герой", "литературный характер", "тема", "идея", "композиция", "сюжет произведения", "портрет", "пейзаж", а также с изобразительно-выразительными средствами языка. Учитывая возрастные особенности школьников, ученые-методисты предлагают выделение в каждом классе центральных понятий. Например, в 5-м классе главные для учащихся понятия - литературный герой и сюжет, в 6-м классе - композиция, в 7-м - характер и обстоятельства, в 8-м учащиеся осваивают понятие об образности литературы, в 9-м - о типическом в литературе. Выделение центральных понятий превращает теоретические знания в определённую систему, что постепенно подводят школьников к пониманию общих свойств литературы.
Как уже говорилось выше, центральными литературоведческими понятиями в 5 классе являются литературный герой и сюжет. Изучая рассказ И. С. Тургенева « Муму», пятиклассники постепенно начинают проникать в мотивы поведения героя, осознавать связь между героями и событиями, учатся давать нравственную оценку герою и его поступкам.
Во втором полугодии при изучении рассказов В. П. Астафьева «Васюткино озеро», Саши Черного «Игорь - Робинзон», фрагмента первой главы романа Даниэля Дефо «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» пятиклассники не только углубляют представление о понятии литературный герой, но получают возможность познакомиться с понятием литературный тип и принципами типизации. Данная работа проводится в заключение изучения данных произведений. Вначале предлагаем пятиклассникам сопоставить героев Астафьева и Саши Черного при помощи составления сравнительной таблицы (см. приложение) Главный вопрос, что объединяет героев, кажется пятиклассникам простым - они все оказались в затруднительном положении. Следующим вопросом уточним: почему герои попали в трудную жизненную ситуацию. Ответ на этот вопрос ребята будут искать по вариантам, анализируя эпизод с глухарем в рассказе В. П. Астафьева, эпизод в лодке в рассказе Саши Черного и монолог Робинзона в начале 1 главы. Открытием этой части работы станет понимание того, что все герои нарушили какой – либо запрет: Васютка (В. П.Астафьев) - проявил беспечность, нарушив законы тайги, Игорь – Робинзон нарушил запрет на игру в лодке, команда корабля, на котором плыл Робинзон Крузо, струсила во время шторма. Подводим итог, используя текст рассказа В.П. Астафьева: «Самое страшное в жизни начинается очень просто»
На следующем этапе работы обращаем внимание, что все герои вышли победителями из трудной ситуации. Используя прием «мозгового штурма», записываем на доске все возможные варианты ответа на вопрос - В чем секрет того, что герои всегда добиваются задуманного?
В результате обсуждения на доске остаются ключевые слова: борьба, труд, самовоспитание, шанс. Разделив класс на 4 группы, попросим заполнить свою часть таблицы, используя тексты рассказов.
Борьба | самовоспитание | труд | шанс | ||||
С чем? | Кто? | Как? | Кто? | Как? | Кто? | Как? | Какой? |
Страх Одиночество | Васютка Игорь Робинзон | Самообладание | Васютка Игорь Робинзон | «Тайга хлипких не любит»; Страх начал давить сильнее – не робей; Живем; Слёзы никогда не прекращают несчастий, Желать невозможного бесполезно; «Нельзя успокаиваться; – «…Я взял перо и попытался доказать себе самому, что в моём бедственном положении есть всё же немало хорошего»; «Не следует унывать и отчаиваться, так как в самых тяжелых горестях можно и должно найти утешение»; «Покончив с пустыми надеждами, я стал думать о том, как бы мне получше наладить мою жизнь на острове». | Васютка | Строительство укрытия, добывание еды. | Озеро, утка, баркас |
разговор сам с собою, игра, вымышленный разговор с родными Игорь – воображение,игра, опора на книги. Робинзон вел дневник «В жизни нет ничего страшного» | Игорь | План строительства укрытия на ночь | записка, переданная через пуделя | ||||
Робинзон | создал остров - дом | Корабль, вещи. | |||||
Итог 1 | Итог 2 | Итог 3 | Итог 4 | ||||
«В жизни нет ничего страшного» «Единственный способ определить границы возможного — выйти за эти границы» | «Беда всему научит» | Работа для достижения цели | Гармоничное существование человека и природы «Никогда не жди от жизни счастливых шансов. Создавай их себе сам» |
Коллективно обсуждаем итоги работы, во время которой каждая группа заполняет все колонки в таблице.
Следующим этапом работы предлагаем ученикам решить кейс.
Успех «Робинзона Крузо» был почти беспримерный: в течение четырёх месяцев эта книга, одинаково очаровывавшая людей самых разнообразных положений в обществе, выдержала четыре издания. По свидетельству одного из злейших врагов Дефо, Чарльза Гильдона, написавшего вскоре после появления «Робинзона» пародию на роман, наполненную самыми грубыми ругательствами и клеветами в адрес автора, эта книга уже при первом своем появлении сделалась, вместе с Библией и «Странствием пилигрима» Бэньяна, достоянием каждой, даже самой бедной семьи. «Нет старухи, - говорит он, - которая не купила бы себе, если только хватало на это денег, «Жизнь и приключения Крузо», с тем чтобы оставить её… в наследство потомству». Почему? Чем же привлек образ Робинзон читателей?
Решая Кейс, ребята понимают, что имя Робинзон - нарицательное имя для человека, который волей обстоятельств живет один, вдалеке от людей и самостоятельно, преодолевает сложности уединенной жизни и добывает все необходимое для жизни своим трудом. Первые читатели увидели в герое пример для подражания: борьба с трудностями, самовоспитания, неустанная работа может дать каждому счастливый шанс, ведущий к счастью. Продолжая рассуждение, уточним, можно ли героев Астафьева и Саши Черного назвать Робинзонами? Опираясь на таблицы, дети аргументируют свою точку зрения.
Каких героев прочитанных Вами книг можно назвать Робинзонами и почему? ( Это вопрос на сопоставления формата ЕГЭ требует назвать - обосновать и сопоставить героев с образом Робинзона). Ученики называли героев романа «Таинственный остров» Жюля Верна, «Маугли» Киплинга, вспомнили Тома Сойера, героя романа Марка Твена. В итоге ученики поняли, что все эти герои несут в себе одинаковые признаки: нарушение запрета - борьба со страхом и одиночеством, самовоспитание личности, неустанный труд, и тогда судьба дарит героям шанс, который они использовали, чтобы достичь цели - освобождения из плена одиночества, страха. Таких героев можно назвать типичными.
Тип (отпечаток, форма, образец). Литературный тип – это обобщенный образ человеческой индивидуальности, наиболее возможной, характерной, для определенной общественной среды в определенное время. Апогей мастерства автора при разработке типа – это переход типа в разряд нарицательных.
Роман «Жизнь и необыкновенные приключения Робинзона Крузо» (1719) английского, писателя Даниэля Дефо (1660—1731) уже с самого первого появления сделался жертвою разных подделывателей и сократителей, что продолжается и до последнего времени, так что за массой всех этих сокращенных и переделанных изданий исчезло и само имя Дефо. Оказывается, что список вымышленных «путешествий и приключений» составляет книгу, в которой 30 страниц посвящено произведениям – подражаниям «Робинзона Крузо» (библиография издана в 1961г. в Лондоне). Русский библиофил Алексей Аквилев собирал «робинзонаду реальную, и выросла хроника в три тысячи случаев, когда читатели книги Дефо попадали в положение героя» Робинзона Крузо. Этот пример доказывает использование авторами приема типизации при создании произведений. Именно поэтому родился еще один термин - робинзонада — ряд необыкновенных приключений (одного или нескольких человек), а также рассказы о них.
Типизация – познание действительности и ее анализ, в результате чего осуществляется отбор и обобщение жизненного материала, его систематизация, выявление значимого, обнаружение сущностных тенденций мироздания и народно-национальных форм жизни. Подводя итоги, работы учащиеся сформулировали важнейшие «заповеди» Робинзона: никогда не жди от жизни счастливых шансов, а создавай их себе сам, читай книги, как Васютка, Игорь, Робинзон Крузо, учись всему, будь внимательным к природе, наблюдай, воспитывай себя.
После изучения данной темы было проведено классное сочинение: « В чем секрет того, что Робинзоны всегда добиваются задуманного?»
Вот выдержки из сочинений пятиклассников:
Тип Робинзона появился благодаря Даниэлю Дефо в 1719 году в романе «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» Этот роман пользовался популярностью, и другие писатели создали свои робинзонады. Так появились произведения «Таинственный остров» Жюля Верна,«Маугли» Киплинга, «Приключения Тома Сойера» Марка Твена, а позже были написаны рассказы В. П. Астафьева «Васюткино озеро», Саши Черного «Игорь - Робинзон».
Робинзон - герой, привыкший жить, пользуясь всеми благами цивилизации, неожиданно попадает в трудную жизненную ситуацию из- за нарушения запрета: Васютка, нарушив запрет матери, отошел от затесей, Игорь сел в лодку, а команда корабля, на котором плыл Робинзон, испугалась шторма. Паника привела к крушению.
У всех героев был свой секрет выживания. Они старались преодолеть одиночество: Васютка разговаривал сам с собой, Игорь воображал, как сложится его судьба на острове, а Робинзон писал дневник. Также в своих приключениях герои придерживались некоторых правил: не поддаваться панике, не терять надежды, ставить себе только реальные цели и делать все, чтобы выжить. В борьбе за выживание герои выходили за рамки возможного. Например, Робинзон в обычной ситуации не смог бы один построить такой плот, чтобы перевезти все вещи с корабля, все «путешествие» Васютки по тайге тоже было выходом за рамки возможного.
Робинзонам помогала природа, давая каждому шанс выживания. Для Васютки шансом стало озеро, для Робинзона - разбитый корабль, для Игоря - собака. Для достижения цели герои проявили смекалку, сообразительность, храбрость, терпение.
«Секрет» Робинзонов заключается в том, что они не сидели сложа руки, ожидая счастливого часа, а создавали его себе сами.
Предварительный просмотр:
Приложение
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Система работы учителя по развитию исследовательских навыков учащихся спортивных классов» (из опыта работы)
в работе представлена особенность работы в классах спортивного профиля обучения...
Формирование представлений и понятий исторического времени (из опыта работы).
Школа для детей с нарушением интеллекта воспитывает учеников способных ориентироваться в настоящем, знать прошедшее и представлять перспективы ближайшего будущего. Обучение истории занимает большое ме...
Индивидуальная работа в 9 классе (из опыта работы)
Карточка №1.1Вставить пропущенные буквы, выделить морфемы частей слова с пропусками. Расставить знаки препинания.Н…когда на ш…пот искушенья (не)пр…клонился я хоть я не трус хоть о...
Организация работы по подготовке к ГИА 9-х, 11-х классов (из опыта работы МБОУ Лицей № 20)
Государственная итоговая аттестация – важный и ответственный этап как в жизни конкретного ученика, так и в деятельности любой образовательной организации. Успешность Государственной итоговой атт...
Использование про-активных методов по работе с нежелательным поведением и обучению новым навыкам детей с РАС и легкой умственной отсталостью в условиях коррекционного класса: из опыта работы.
Аннотация: в данной статье освещаются основные про активные методы, практические приемы, применяемые в работе учителя-дефектолога с детьми, имеющими расстройство аутистического спектра (РАС) и легкую ...
Мастер-класс «Из опыта работы по подготовке учащихся к диагностическим работам по математике»
При подготовке учащихсяучителю необходимо:Øформировать у учащихся навыки самоконтроля;Øформировать умения проверять ответ на правдоподобие;Øсистематически отрабатывать вычислительные навыки;Øучить про...
Мастер-класс(из опыта работы)«Использование игровых технологий В.В. Воскобовича в коррекционной работе с детьми с ОВЗ»
laquo;Использование игровых технологий В.В. Воскобовича в коррекционной работе с детьми с ОВЗ»Ход мастер класса: (слайд№1)1. Организационный момент Добрый день уважаемые родители.-Вы наве...