Организация работы по подготовке к ГИА 9-х, 11-х классов (из опыта работы МБОУ Лицей № 20)
статья

Косурина Светлана Валентиновна

Государственная итоговая аттестация – важный и ответственный этап как в жизни конкретного ученика, так и в деятельности любой образовательной организации. Успешность Государственной итоговой аттестации во многом зависит от предварительной подготовки к этому ответственному периоду.

На наш взгляд, при подготовке к ГИА важен комплексный подход к организации образовательного пространства в выпускных классах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация работы по подготовке к ГИА 9-х, 11-х классов

(из опыта работы МБОУ Лицей № 20)

Государственная итоговая аттестация – важный и ответственный этап как в жизни конкретного ученика, так и в деятельности любой образовательной организации. Успешность Государственной итоговой аттестации во многом зависит от предварительной подготовки к этому ответственному периоду.

На наш взгляд, при подготовке к ГИА важен комплексный подход к организации образовательного пространства в выпускных классах.

Мы определили  совокупность ресурсов, которые обеспечивают успешную подготовку учащихся  к ГИА. Кратко эти ресурсы можно представить в виде двух групп: внешних и внутренних ресурсов учебного успеха учащегося.

К внешним ресурсам учебного успеха учащегося относятся:

  • информационно-материальные
  • организационные
  • кадровые

- информационно-материальные (наличие различных заданий для подготовки к ГИА, примеры экзаменационных работ и бланки, позволяющие тренировать правильность их заполнения; оснащенность техническими средствами обучения и т.д.).

-организационные – это организация форм и видов деятельности учащихся: урочные и внеурочные занятия с учителями и преподавателями вузов; проведение диагностических  работ по предмету в формате ГИА в школе, участие в городских и областных диагностических тестированиях, организация работы в различных информационных системах (Статград).

- кадровые – это обеспечение высокого уровня компетентности учителя, реализующего подготовку учащихся к ГИА и ЕГЭ; уровня компетентности заместителя директора, руководителей МО предметников - субъектов управления этим процессом на уровне образовательной организации.

Данные внешние ресурсы учебного успеха учащегося, конечно, играют важную роль в подготовке к ГИА. Но мы понимаем, что успех ученика определяется не только этим.

Внутренние ресурсы учебного успеха учащегося – это умение присвоить знания,  методы, способы и приемы деятельности, полученные в процессе обучения и взаимодействия с педагогами.

Таким образом, план подготовки к ГИА должен включать в себя:

  • информационно - материальные вопросы;
  • организационные вопросы;
  • работу с педагогическим коллективом;
  • с учащимися и их родителями.

    Все направления плана подготовки к ЕГЭ взаимосвязаны, работа по ним осуществляется в несколько этапов:

1-й этап - организационный (август - октябрь);

2-й этап - информационный (ноябрь - январь);

3-й этап - практический (октябрь - май);

4-й этап - психологическая подготовка к ЕГЭ (январь - май);

5-й этап - аналитический (июнь - август).

1-й этап - организационный

Организацию подготовки к проведению государственной итоговой аттестации необходимо начинать с планирования деятельности, опираясь на анализ результатов за прошлый учебный год.

На заседаниях школьных МО учителей-предметников в сентябре рассматриваются следующие вопросы:

  1. Включение в планы работы школьных МО вопросов, касающихся подготовки к ГИА.
  2. Утверждение планов по подготовке учащихся к ГИА по всем предметам.
  3. Создание мобильных групп учителей (проблемных, творческих групп).

Мобильные группы учителей создаются с целью повышения качества подготовки выпускников 9 и 11-х классов к государственной (итоговой) аттестации. Составы мобильных групп, их количество и план работы рассматриваются на заседании МО учителей-предметников.

2-й        этап - информационный

В своей деятельности по подготовке и проведению ГИА в форме ЕГЭ и ОГЭ администрация МБОУ Лицея № 20 и коллектив руководствуются нормативно-распорядительными документами федерального, регионального, муниципального, школьного уровней. Данные документы систематизируются по уровням прохождения информации (федеральный уровень; региональный; муниципальный, школьный). Все нормативно-распорядительные документы рассматриваются в течение года на совещаниях различного уровня.

Содержание информационной работы с педагогами:

  • на административных совещаниях изучаются нормативно-правовые документы различных уровней по организации и проведению ЕГЭ и ОГЭ;
  • на заседаниях МО учителей-предметников анализируются инструктивно- методические письма по итогам ЕГЭ и ОГЭ прошлого года и учитываются рекомендации по подготовке к ГИА в текущем году;
  • на педагогических советах обсуждаются  вопросы, связанные с  подготовкой к ЕГЭ и ОГЭ;
  • учителя направляются на городские семинары по подготовке к ЕГЭ и ОГЭ

Содержание информационной работы с родителями учащихся

При организации работы с родителями учащихся приоритетным направлением является обеспечение их информацией о процедуре проведения ГИА, о необходимости участия в муниципальных и диагностических тестированиях. С этой целью организуются родительские собрания, информационные стенды по подготовке и проведению ГИА, на школьном сайте размещается раздел по подготовке к ГИА и вся нормативно-правовая база.

Разрабатываются памятки для родителей и выпускников. Памятки включают в себя следующие разделы:

  1. Общие положения проведения ЕГЭ и ОГЭ.
  2. Формы проведения ЕГЭ и ОГЭ.
  3. Сроки и общие правила проведения ЕГЭ и ОГЭ.
  4. Порядок подачи апелляции.
  5. Оценка результатов ЕГЭ и ОГЭ.

Содержание информационной работы с учащимися

  1. Инструктажи учащихся:
  • правила поведения на экзамене;
  • правила заполнения бланков.
  1. Расписание работы кабинета информатики (часы свободного доступа к ресурсам Интернета).
  2. Оформление информационного стенда для учащихся.
  3. Подготовка папки с материалами по ЕГЭ и ОГЭ (нормативные документы, инструкции, демоверсии КИМов по всем предметам); папка находится в школьной библиотеке, предметных кабинетах.

3-й этап - практический

Данный этап включает в себя конкретную практическую работу педагогического коллектива по подготовке учащихся к ЕГЭ и ОГЭ:

  • знакомство учащихся с процедурой проведения ГИА;
  • знакомство учащихся со структурой и содержанием КИМов;
  • работа по КИМам;
  • индивидуализация процесса обучения (разноуровневое обучение);
  • обучение учащихся заполнению бланков;
  • развитие навыков самоанализа и самоконтроля.

Мы считаем, что данный этап необходимо осуществлять через организацию разноуровнего обучения. Диагностика степени усвоения программного материала по различным предметам учащимися 10-11-х классов проводится с помощью административных тренировочно-диагностических контрольных работ, по результатам которых формируются группы учащихся. Обычно мы выделяем группы по каждому предмету, которые учащиеся планируют сдавать.

  • 1 группа – очень низкий уровень подготовки (по итогам диагностической работы - от 1 балла до минимального проходного балла тестового балла);
  • 2 группа - низкий уровень подготовки - удовлетворительный (по итогам диагностической работы - от минимального проходного тестового балла до 40 тестовых баллов);
  • 3 группа - средний уровень подготовки (хороший) (по итогам диагностической работы - от 40 тестовых баллов до 60 тестовых баллов);
  • 4 группа - высокий уровень подготовки (отличный) (по итогам диагностической работы - более 60 тестовых баллов).

   Учитывая степень обученности и мотивацию к учению каждой группы школьников, мы  планируем свою работу по подготовке к ГИА как в урочное, так и во внеурочное время. Особое внимание уделяем 1 группе. Координацию деятельности учителей по подготовке к ГИА учащихся  разных групп осуществляет зам. директора по УВР.

По мере проведения диагностической работы учитель-предметник заполняет диагностические карты подготовки к ЕГЭ и ОГЭ (Приложение 1). На основе анализа диагностических карт учитель вырабатывает стратегию организации разноуровневого обобщающего повторения параллельно с изучением нового материала.

Для учащихся 1 группы с низким уровнем подготовки составляются индивидуальные планы на месяц. Используя дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке, учитель дает слабоуспевающему ученику посильные индивидуальные задания. Самостоятельная работа обучающего характера для разных групп может быть проведена на различных этапах урока: пока группа "сильных" учащихся выполняет задания повышенного уровня, с остальными учениками рассматриваются задания базового уровня; во второй части урока слабоуспевающие работают самостоятельно, в то время как с сильными учениками анализируются задания повышенной сложности.

 Работая с учениками "1, 2 группы", особенно это касается ОГЭ – 9, учитель должен помнить, что им свойственно быстрое забывание невостребованных знаний. Следовательно, для этих учащихся необходимо готовить задания по принципу накопления умений: если ученик начал правильно выполнять задание по определенным темам, то в последующих индивидуальных работах на эти темы необходимо предусматривать хотя бы по одному заданию базового уровня сложности, одновременно включать задания из другой, еще не усвоенной темы. Таким образом, учитель отрабатывает с учениками в течение месяца от 2 до 4 заданий.

На практическом этапе важное место занимает участие наших выпускников в диагностических тестированиях разного уровня.

Участие учеников в диагностическом тестировании имеет ряд преимуществ:

  1. Условия проведения диагностики максимально приближены к ситуации реального экзамена.
  2. Учащиеся 9-х и 11-х классов получают возможность проверить свой уровень подготовки по всем предметам, а также потренироваться в заполнении бланков, приобрести навыки работы с тестовыми материалами, почувствовать себя в ситуации выпускного экзамена и получить независимую экспертную оценку выполнения заданий с развернутым ответом.
  3. Родители участников проекта получают независимую оценку качества подготовки собственных детей к предстоящим испытаниям и.
  4. Администрация школы получает возможность на основании независимой объективной оценки знаний учащихся провести анализ работы своей образовательной организации, увидеть проблемы и вовремя принять необходимые управленческие решения.
  5. Учителя получают информацию для корректировки своей педагогической деятельности, так как участникам диагностики остаются КИМы,  которые можно использовать для анализа полученных результатов.

Анализируя результаты диагностических тестирований,  контрольных работ, учитель планирует деятельность на следующий месяц. Например, к февралю, проанализировав диагностические карты слабоуспевающих учеников, учитель выявляет у каждого из них 6-8 тем, по которым наблюдается положительная динамика. На этой основе составляются индивидуальные планы подготовки (Приложение 2) по отработке заданий по данным темам. Особое внимание уделяется обучению учащихся элементам самоконтроля, различным способам выполнения одного и того же задания.

С сильными учащимися работа строится по - другому: на групповых занятиях рассматриваются вопросы повышенной сложности, которые встречаются во второй части КИМов.

Например, анализируя результаты диагностического тестирования по математике в 9 классе, учитываем полученные оценки по каждому из модулей (алгебре, геометрии или реальной математике). Выделяя типичные ошибки в каждом классе, разбиваем учеников на группы, отрабатывая модули в виде тестов, используя интернет - ресурсы.

 В конце февраля проводим внутришкольный мониторинг с учетом типичных ошибок, которые были допущены в тестировании. Ежемесячно проводим совещания при директоре, где обсуждается деятельность учителей с разными группами учеников и с каждым ребенком в отдельности.

На 4-ом этапе  мы осуществляем психологическую подготовку к ГИА

Работа проводится как со всем классом, так и индивидуально. Учителя, классные руководители и администрация школы старается уделить внимание каждому ученику. Проводим как групповые,  так и индивидуальные беседы.

 В этом году мы планируем провести диагностику уровня тревожности учащихся выпускных классов, а также составить памятку для учеников 9,11-х классов.

Особое внимание уделяем работе с родителями выпускных классов. Как учеников, так и родителей знакомим с такими вопросами:

  • как подготовиться к экзаменам;
  • поведение на экзамене;
  • способы снятия нервно-психического напряжения;
  • как противостоять стрессу.

5-й этап - аналитический

Данный этап посвящен анализу итогов ГИА. Особое внимание уделяем следующим вопросам:

  • средний балл в сравнении со средним баллом по лицею, области, России;
  • мониторинг успеваемости и качество обученности выпускников 9-х классов;
  • мониторинг успеваемости и качества обученности выпускников 11-х классов в сравнительной характеристике за 3 года (9, 10-й класс, 11-й класс).

Анализируя всю работу по подготовке к ГИА, мы понимаем, что подготовка к итоговой аттестации идет не в старших классах, а во время всего периода обучения. Важную роль в этом случае имеет понимание педагогом стратегических образовательных задач, умение акцентировать внимание учеников на тех темах, которые наиболее значимы и будут востребованы при подготовке к ГИА. Наиболее технологичной подготовка к ГИА начинается в 8 классе, когда закладываются алгоритмы выполнения заданий разделов ОГЭ и ЕГЭ. В лицее в конце каждой четверти и всего учебного года в этих классах проводятся контрольные работы в формате ГИА, устные зачеты по отдельным предметам.

Таким образом, совместная системная работа учителей и администрации лицея, учеников и их родителей позволяет повысить продуктивность и качество подготовки к ГИА и дает возможность учащимся реализовывать свои самые амбициозные планы и мечты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы МБОУ лицей «РИТМ» г.Хабаровска о проведении деловой игры старшеклассников «Сделай свой выбор»

На протяжении уже нескольких лет в лицее «РИТМ» проводится деловая игра «Сделай свой выбор». Через организацию избирательной компании подростки изучают избирательное право и этапы избирательного проце...

Подготовка к государственной итоговой аттестации в 9 классе. Из опыта работы.

Статья затрагивает различные аспекты подготовки учащихся к ГИА в 9 классе и описывает успешный опыт работы в этом направлении пошагово начиная с пятого года обучения. В разделе "Лексика" представлен о...

Общие аспекты организации работы по подготовке обучающихся к ГИА-9. Черненькая Е.А. МБОУ СОШ №1.

Общие аспекты организации работы по подготовке обучающихся к ГИА - 9.Черненькая Е.А., МБОУ СОШт №1....

Направления организации и проведение социально-педагогического мониторинга образовательных услуг ОУ (из опыта работы МБОУ “СОШ №12”,Кашира-8).

В статье рассматривается создание в школе целостной системы социально-педагогического мониторинга и раскрываются возможности использования мониторинга для коррекции деятельности школы и...