рабочая программа по истории для 5 класса
календарно-тематическое планирование (5 класс) по теме
Рабочая программа по курсу «история Древнего мира» для 5- го класса составлена на основе федерального государственного стандарта основного общего образования, авторской программы по истории для 5 класса А. А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С.Свенцицкой ( М., «Просвещение», 2008 г.).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
планирование по истории древнего мира 5 класс | 162 КБ |
планирование по истории для 6 класса | 169 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 13
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛЮБЕРЕЦКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
« УТВЕРЖДАЮ»
Директор школы № 13
______ Е.А. Кисвянцева
«____» _________ 2011 г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО МИРА
ДЛЯ 5 «А» И 5 «Б» КЛАССОВ
УЧИТЕЛЬ: ИКОННИКОВА СВЕТЛАНА ВИКТОРОВНА.
2012-2013
УЧЕБНЫЙ ГОД.
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «история Древнего мира» для 5- го класса составлена на основе федерального государственного стандарта основного общего образования, авторской программы по истории для 5 класса А. А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С.Свенцицкой ( М., «Просвещение», 2008 г.).
Методическое обеспечение:
- Учебник Вигасин А.А., Г.И. Годер И.С. Свенцицкая «История Древнего мира». 5 кл, М., «Просвещение», 2009 г.
- Годер Г.И. и др. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. Выпуск 1,2. 5 кл., М., «Просвещение», 2009 г.
- Атлас и контурные карты по истории Древнего мира. 5 класс, М., Дрофа, ДИК, 2007 г.
- Годер Г.И. и др. Методическое пособие для учителя по истории Древнего мира. М., «Просвещение», 2003 г
- Арсланова О.В. Поурочные разработки по истории Древнего мира. М., «ВАКО», 2004 г.
Количество часов по плану:
всего- 68 часов;
в неделю: 2 час.
№ п/п | Дата | Тема урока | Основное содержание | Кол - во час | Домашнее задание | |
план | факт | |||||
Введение. – 2ч. | ||||||
1 | Проведение инструктажа по ТБ на уроках истории. Источники знания жизни предков современных народов. Исторические источники - наши знания о прошлом. | Что изучает история? Зачем мы изучаем историю? Что изучает история древнего мира? Что такое исторический источник? Виды источников | 1 | С. 6, читать, записи | ||
2 | Счет лет в истории. | Годы, века, тысячелетия. Как считали люди в древности. Современное летоисчисление. | 1 | вопр.с. 27 | ||
Раздел I. Жизнь первобытных людей. – 5ч. | ||||||
Тема1. Первобытные собиратели и охотники. - 3ч. | ||||||
3 | Время и место появление первого человека. | Облик далеких предков. Первое орудие труда. Охота и овладение огнем.Новые понятия: орудия, человеческое стадо, палка- копалка, рубило. | 1 | § 1 Вопросы составить рассказ по картинке | ||
4 | Родовые общины охотников и собирателей. Расселение людей в Евразии. | Жизнь в суровых климатических условиях. Охота на диких животных. Изобретение лука и стрел. Родовая община.Новые понятия: остроконечник гарпун, родовая община | 1 | §2 | ||
5 | Возникновение искусства и религиозных верований | Пещерная живопись, зарождение религии. Новые понятия: религия, искусство. | 1 | § 3вопросы, подготовить сообщение о возникновенискотоводства | ||
Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы – 2 ч. | ||||||
6 | Зарождение производящего хозяйства. | . Мотыжное земледелие. Скотоводство. Обработка глины и ткачество. Племя. Новые понятия: старейшина, племя, производящее и присваивающее хозяйство | 1 | § 4 рабочая тетр. Вып. 1 № 13,16 или ответить на вопросы учебника на стр. 22 | ||
7 | Распад родовых общин. Появление неравенства и знати. | Развитие ремесел. Изобретение плуга. Распад родовых общин. Появление неравенства и знати. Новые понятия: неравенство, классы, государство. | 1 | § 5, повторить § 1, 2, 3, 4 повторить все слова и понятия темы | ||
Повторение 1 ч. | ||||||
8 | Повторение по теме:«Жизнь первобытных людей» | 1 | на стр. 26 -30 | |||
Раздел II. Древний Восток. - 18 ч. | ||||||
Тема 1. Древний Египет. – 7 ч. | ||||||
9 | Местоположение и природные условия Древнего Египта. Заселение долины Нила. Возникновение единого государства в Египте. | От первобытности к цивилизации. Сообщение о природных условиях Египта. Объединение Египта. Новые понятия: цивилизация | 1 | § 6, вопросы 1,2; рабочая тетрадь вып. 1. Задание №22, стр. 19 | ||
10 | Ремесло и сельское хозяйство Древнего Египта. | Жители Египта; Жизнь и труд земледельцев и ремесленников; сбор налогов. Оросительные сооружения. | 1 | § 7, вопрос 2 или 3(составить рассказ) | ||
11 | Быт египтян. Жизнь и служба вельмож. | гробницы вельмож. Служебные обязанности вельмож. условия жизни, дом, служба, дворец фараона, гробница фараона. | 1 | § 8, вопросы 1, 2,. | ||
12 | Военные походы фараонов | Вооружение египетского войска, пехота, отряды колесничих. Походы египетских фараонов. Цели и последствия походов Тутмоса III. | 1 | § 9, рабочая тетрадь Вып. 1 стр. 24, №28. | ||
13 | Религия древних египтян. | Боги и жрецы древних египтян. Мифология Др. Египта. Религия и власть фараона (Книга Мертвых) | 1 | § 10 ответ на вопрос: Какие боги и религиозные верования существовали у др.египтян, | ||
14 | Искусство Древнего Египта. | Пирамиды, Большой Сфинкс, устройство храма, скульптура, рельеф, статуя, росписи | 1 | § 11 | ||
15 | Образование и научные знания Древнего Египта. | Научные познания, письменность и школа, папирус, иероглифы. | 1 | Повтор.§ 6 -12, | ||
Повторение – 1 ч. | ||||||
16 | Повторение по теме: «Древний Египет». | 1 | ||||
Тема 2. Западная Азия в древности.- 7 ч. | ||||||
17 | Древнее Двуречье. | Природные и климатические условия Древнего Двуречья. Занятия жителей Двуречья. | 1 | § 13, подготовить сравнительную табл. | ||
18 | Древневавилонское царство. Законы Хаммурапи. | Законы Хаммурапи: ограничение долгового рабства; представление о талионе, о неравенстве | 1 | § 14 вопросы, рабочая тетрадь Вып. 1 стр. 44 № 53 | ||
19 | Города Финикии. Финикийские мореплаватели. | Финикия: природные условия, занятия жителей, ремесла и торговля. Религиозные верования. Географические открытия финикийцев. Древнейший алфавит. | 1 | § 15, рабочая тетрадь Вып. 1 стр. 50, №63, 62 | ||
20 | Библейские сказания | Представление о Библии и Ветхом Завете. Библейские мифы и сказания. Моральные нормы библейских заповедей. | 1 | § 16, рабочая тетрадь Вып. 1 всем стр. 57, №70, стр. 54, №67, или стр. 56, №69 | ||
21 | Древнееврейское царство. Царство Давида и Соломона. | Палестина: природные условия, занятия жителей, ремесла и торговля. Религиозные верования Библейские предания. Царь Давид и Соломон. Иерусалим | 1 | § 17, рабочая тетрадь Вып. 1 стр. 59 №71 или №72 | ||
22 | Ассирийская держава. | Новшества в военном деле. Освоение железа. Ассирийское войско. Ассирийские завоевания. Царский дворец. Искусство. Библиотека Ашшурбанапала | 1 | § 18, рабочая тетрадь Вып. 1 стр. 62, №74 или № 75 | ||
23 | Персидская держава «царя царей». | Три царства Западной Азии:Нововавилонское, Лидийское, Мидийское Образование Персидской державы. Цари Кир, Дарий Первый. Состав войска | 1 | § 19, рабочая тетрадь Вып. 1 стр. 64, №76 | ||
Тема 3: Индия и Китай в древности – 4 ч. | ||||||
24 | Местоположение и природа и Древней Индии. Занятия народов древней Индии. | Географическое положение и природные условия Индии. Занятия жителей. Религиозные верования. Варны | 1 | § 20, вопросы, рабочая тетрадь 69, № 3 | ||
25 | Индийские касты | Миф о происхождении каст. Характеристика каст. Религиозные верования. Будда. | 1 | § 21, стр. 101, прочитать миф о Будде стр. 99 – 100 | ||
26 | Местоположение и природа Древнего Китая. Конфуций и его учение. | Древний Китай: природные условия, население. Возникновение религиозно-философских учений. Конфуций | 1 | § 22, рабочая тетрадь Вып. 1 стр. 70 № 84, стр. 73, № 89, инд подготовить доклад о великой китайской стене. | ||
27 | Объединение Китая. | Объединение Китая. Завоевательные войны. Великая китайская стена. Мифология Китая Империя Цинь. Научные знания и изобретения. Культурное наследие цивилизаций Древнего Востока | 1 | § 23, рабочая тетрадь Вып. 1 стр. 74 № 90 или 91. стр. 111 – 112 учебника. | ||
Повторение – 1 ч. | ||||||
28 | Повторение по теме: «Древний Восток» | 1 | ||||
Раздел III. Древняя Греция. - 20 ч. | ||||||
Тема 1. Древнейшая Греция. – 5 ч. | ||||||
29 | Местоположение и природные условия Древней Греции. Греки и Критяне. | Природа и местонахождение древней Греции. Древнейшие города. Критское царство. Греческие мифы критского периода Миф о Тесее и Минотавре. | 1 | § 24, рабочая тетрадь Вып. 2 стр. 3 № 1; 2 или 30 | ||
30 | Микены и Троя. | Микенское царство. Каменное строительство. Вторжение в Грецию с севера воинственных племен. Упадок хозяйства и культуры. | 1 | § 25, рабочая тетрадь Вып. 2 стр. 4 № 4, №5 | ||
31 | Поэмы Гомера «Илиада». | Троянская война в поэме Гомера. | 1 | § 26-, рабочая тетрадь Вып. 2, стр. 8, № 9 или стр. 12 №15 | ||
32 | Поэмы Гомера «Одиссея». | 1 | § 27 | |||
33 | Религиозные верования греков. | Олимпийские боги. Мифы древних греков о богах и героях | 1 | § 28 | ||
Тема 2. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием. 7 ч. | ||||||
34 | Возникновение самостоятельных государств в Греции. Земледельцы Аттики теряют землю и свободу. | Местоположение и природные условия Аттики. Древнегреческие полисы. Занятия жителей полисов. Управление полисом Знать и демос. Законы Драконта. Бедственное положение земледельцев. Долговое рабство | 1 | § 29, рабочая тетрадь Вып. 2, стр. 13 №16 или стр. 13 № 17 | ||
35 | Борьба демоса со знатью. Зарождение демократии в Афинах. | Борьба демоса со знатью. Реформы Солона. Отмена долгового рабства. Перемены в управлении Афинами | 1 | § 30, рабочая тетрадь Вып. 2 стр. 14 №18, или стр. 15 № 20 | ||
36 | Древняя Спарта. | Местоположение и природные условия Лаконии. Спартанцы и илоты. Спарта – военный лагерь. Управление Спартой. Спартанское воспитание | 1 | § 31, рабочая тетрадь Вып. 2, стр. 17 №23 или 24 | ||
37 | Греческие колонии на берегах Среднего и Средиземного моря. | Причины колонизации. Развитие межполисной торговли. Греки и скифы. | 1 | § 32, рабочая тетрадь Вып. 2, стр. 20 № 28 или № 27 | ||
38 | Олимпийские игры в древности. | Олимпийские игры - общегреческие празднества. Виды состязаний. Награды победителям | 1 | § 33, рабочая тетрадь Вып. 2 стр. 24, № 34 или стр. 3 № 31. | ||
39 | Греко-персидские войны. Марафонская битва. | Нашествие персов на Элладу. Победа афинян в Марафонской битве. Стратег Мильтиад | 1 | § 34 | ||
40 | Нашествие войск персидского царя Ксеркса на Элладу. | Защита Фермопил. Саламинское сражение. Причины победы греков. | 1 | § 35 | ||
Тема 3.Возвышение Афин в V в. до н.э. и расцвет демократии. 5 ч. | ||||||
41 | Афинский морской союз. Гавани Пирея. | Афинский морской союз. Военные и торговый флот. Гавани Пирея. Состав населения. Использование труда рабов | 1 | § 36, вопросы | ||
42 | В городе богини Афины | Город Афины: Керамик, Агора, Акрополь. Быт афинян. Храмы. Скульптуры | 1 | § 37, рабочая тетрадь Вып. 2 стр. 26 – 27, № 36 или 37 | ||
43 | Образование афинян. В афинских школах и гимнасиях | Образование афинян. Рабы – педагоги. Занятия в школах. Посещение палестры. Афинские гимназии. | 1 | § 38 | ||
44 | Возникновение театра. | Возникновение театра. Здание театра. Трагедии и комедии. Аристофан «Птицы». Софокл «Антигона | 1 | § 39 | ||
45 | Афинская демократия в V веке до н.э. | Народное собрание, Совет пятисот и их функции. Перикл во главе Афин | 1 | § 40 вопросы тетрадь Вып. 2, стр. 30, № 42, стр. 33 №44. | ||
Тема 4. Македонские завоевания в IV веке до н.э. – 3 ч. | ||||||
46 | Македонские завоевания в 4-м веке до н.э. | Междоусобные войны. Возвышение Македонии при царе Филиппе. Потеря Грецией независимости. Приход к власти Александра | 1 | § 41 | ||
47 | Поход Александра Македонского на Восток. | Победа на реке Граник. Разгром войск Дария III у Исса. Поход в Египет. Основание Александрии. | 1 | § 42 | ||
48 | Распад державы Александра Македонского. | Распад державы Александра Македонского. | 1 | § 43 , ответить на вопросы | ||
Повторение – 1 ч. | ||||||
49 | Повторение по теме: «Древняя Греция». | 1 | ||||
Раздел IV. Тема: Древний Рим - 17ч. | ||||||
Тема 1. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией. - 3 ч. | ||||||
50 | Местоположение и природные особенности Италии. Древнейший Рим. | Местоположение и природные условия Италии. Управление Древнейшим Римом. Ликвидация царской власти | 1 | § 44 , рабочая тетрадь Вып. 2, стр. 37 № 52 | ||
51 | Возникновение республики. Завоевание Римом Италии. | Возникновение республики. Борьба плебеев за свои права. Нашествие галлов. Установление господства Рима над Италией. | 1 | § 45вопросы, рабочая тетрадь Вып. 2, стр. 46 №59 или стр. 46 №57 | ||
52 | Устройство Римской республики | Уравнение в правах патрициев и плебеев. Выборы консулов и принятие законов. Сенат и его функции. Римское войско | 1 | § 46 | ||
Тема 2. Рим – сильнейшая держава Средиземноморья. – 3 ч | ||||||
53 | Войны Рима с Карфагеном. | Первые победы Рима над Карфагеном. Создание военного флота. Битва при Каннах. Господство Рима в Западном Средиземноморье | 1 | § 47 , рабочая тетрадь Вып. 2, стр. 50, №66 или №673. | ||
54 | Установление господства Рима во всем Средиземноморье. | Политика Рима «разделяй и властвуй». Разгром Сирии и Македонии. Разрушение Коринфа и Карфагена | 1 | § 48 , тет. 2, стр. 52, №65 или №64. | ||
55 | Рабство в Древнем Риме | Использование рабов в сельском хозяйстве, в домах богачей. Гладиаторские игры. Римские учёные о рабах | 1 | § 49, рабочая тетрадь Вып. 2, стр. 53 № 68. | ||
Тема 3. Гражданские войны в Риме. – 4 ч. | ||||||
56 | Земельный закон братьев Гракхов. | Разорение земледельцев и его причины. Земельный закон братьев Гракхов. Гибель братьев | 1 | § 50 , рабочая тетрадь Вып. 2, стр. 56, № 71, | ||
57 | Восстание Спартака. | Восстание рабов. Победы Спартака. Армия восставших и их походы. Поражение восстания и его причины. | 1 | § 51 , рабочая тетрадь Вып. 2, стр. 58 № 74, | ||
58 | Захват Цезарем власти. Диктатура Цезаря. | Превращение римской армии в наёмную. Возвышение Цезаря. Захват Цезарем власти. Гибель Цезаря. | 1 | § 52 | ||
59 | Окончание гражданских войн. Установление империи. | Поражение сторонников республики. Борьба Антония и Октавиана. Единовластие Октавиана Августа. | 1 | § 53, вопросы | ||
Тема 4. Римская империя в первые века нашей эры. – 5 ч. | ||||||
60 | Территория и соседи Римской империи. | Территория империи.Парфянское царство. Германцы. | 1 | § 54рабочая тетрадь стр. 61, №75 | ||
61 | Рим при императоре Нероне. | Обожествление императоров. Нерон. Сенека. Восстание в армии и гибель Нерона | 1 | § 55 ответить на вопросы | ||
62 | Возникновение христианства. Первые христиане и их учение. | Возникновение христианства. Рассказы о жизни и учении Иисуса. Моральные нормы. Гонения на христиан. | 1 | § 56 | ||
63 | Расцвет Римской империи во 2-м веке. | Возникновение и развитие колоната. Правление Траяна. Строительство в Риме. | 1 | § 57 | ||
64 | Рим – столица империи. «Вечный город» | Рим – столица империи. Повседневная жизнь римлян. Особняки и многоэтажные дома. | 1 | § 58 | ||
Тема 5. Падение Западной Римской империи – 2 ч. | ||||||
65 | Вторжение варваров. Римская империя при Константине | Вторжения варваров. Император Константин. Признание христианства. Константинополь | 1 | § 59 | ||
66 | Раздел Римской империи на два государства . Взятие Рима варварами | Разделение империи. Восстания в провинциях. Вторжение готов в Галлию. Взятие Рима готами. Падение Западной Римской империи | 1 | § 60 , рабочая тетрадь Вып. 2, стр. 66, № 84 | ||
Итоговое повторение – 2 ч. | ||||||
67 | Особенности цивилизации Греции и Рима. | Участие граждан в управлении государством. | 1 | |||
68 | Вклад народов древности в мировую культуру | Семь чудес света | 1 |
Рассмотрено «Согласовано»
На заседании МО Зам. Директора по УВР
Пр. № __________ __________ Н.Н.Бобер.
«_____»_______2012 г. «_____»______ 2012г
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 13
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛЮБЕРЕЦКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
« УТВЕРЖДАЮ»
Директор школы № 13
______ Е.А. Кисвянцева
«____» _________ 2012 г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ИСТОРИИ
ДЛЯ 6 «А» и «Б» КЛАССА
УЧИТЕЛЬ: ИКОННИКОВА СВЕТЛАНА ВИКТОРОВНА.
2012-2013
УЧЕБНЫЙ ГОД.
Пояснительная записка
Рабочая программа по истории для 6-го класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования; примерной программы основного общего образования по истории; авторской программы В.А. Ведюшкина по истории Средних веков «Программы общеобразовательных учреждений по истории 5-11 классы» М.:Просвещение,2008; авторской программы общеобразовательных учреждений по истории России А.А.Данилова и Л.Г. Косулиной Москва Изд-во: «Просвещение» 2008 г.
Учебно-методическое обеспечение
- Учебник «История средних веков» Е.В. Агибалова, Г.М. Донской. – М.: Просвещение, 2010.
- Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России с древнейших времен до конца XVI века. М.: Просвещение, 2010
- Атлас. История России с древнейших времен до начала XXI века. Авторы: С.В. Колпаков, М.В. Пономарев. – М.: ООО «АСТ – ПРЕСС ШКОЛА», 2004
- Максимов И. И. Атлас по истории Средних веков. – М.: Дрофа, 2007
- Рабочая тетрадь по истории России Данилов А.А.
М.: Просвещение 2010 г
Дополнительные пособия для учителя:
- Арасланова О.В.Поурочные разработки по истории Средних веков.6 класс.- М.: ВАКО,2008.
- Брандт М.Ю. Тесты и задания по истории средних веков/
- Давыдов О.В. Задания и тесты по истории средних веков/ О.В. Давыдов. – М.: Экзамен, 2006.
- Девятайкина Н.И. История средних веков: источники, задания, игры: учебное пособие для школ.- Саратов: Регион. Приволж. Изд-во «Детская книга», 1996.
- Петрович В.Г., Петрович Н.М.Уроки истории.6 класс. – М.:ТЦ Сфера,2005.
- Фадеева Д.А., Тороп, В.В., Бондарь С.В.Контрольные работы по истории 5 -9 классы: пособие для учителя.- М.: Просвещение, 2007.
Количество часов по программе: 1. История Средних веков - 34ч.
2. История России - 34 ч
В начале года изучается история Средних веков, затем история России с древнейших времен до конца XVI в
всего в год - 68 час
в неделю - 2 часа
Цели курса:
- Формирование целостного представления об историческом развитии России и мира в эпоху средневековья, связывая различные факты и понятия Средневековой истории в целостную картину развития России и человечества в целом.
- Содействие воспитанию свободной и ответственной личности, ее социализации, познание окружающей действительности, самопознание и самореализация.
Достижение поставленных целей происходит через реализацию следующих задач:
Задачи курса:
- Осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие России и мира, показать их общие черты и различия;
- Охарактеризовать наиболее яркие личности России и мира, их роль в истории и культуре;
- Показать возникновение и развитие идей и институтов, вошедших в жизнь современного человека и гражданина (монархия, республика, законы, нормы морали).
- Сформировать открытое историческое мышление: умение видеть развитие общественных процессов (определять причины и прогнозировать следствия).
Тема урока | Кол час | Элементы содержания | дата | ||
план | факт | ||||
Введение. 1ч. | |||||
1 | Проведение инструктажа по ТБ на уроках истории и обществознании. Происхождение понятие «Средние века». | 1 | Понятие «средние века». Хронологические рамки средневековья. Исторические источники | ||
Тема 1. Западная Европа в раннее Средневековье. 5 ч. | |||||
2 | Великое переселение народов. Древние германцы и Римская империя. | 1 | Великое переселение народов. Кельты, германцы, славяне. Занятия германцев. Выделение знати. Падение Западной Римской империи. Гунны. | ||
3 | Франкское государство и христианская церковь в VI – VIII веках. Изменения в положении церкви | 1 | Франки: расселение, занятия, хозяйственное и общественное устройство. Появление государства. Король Хлодвиг. Христианская церковь. Монастыри. Ортодоксия, ереси, иерархия, папство, монашество. Бенефиций, феод | ||
4 | Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность. | 1 | Карл Великий. Войны в Италии и Испании. Франкская империя и её распад. Междоусобные войны. Сеньоры и вассалы. Феодальная лестница. Феодальная раздробленность. | ||
5 | Западная Европа в IX – XI веках Англия в раннее средневековье. Походы норманнов | 1 | Слабость королевской власти во Франции. Священная Римская империя. Англия в раннее средневековье; англосаксы и норманнское завоевание. Походы викингов. | ||
6 | Культура Западной Европы в раннее Средневековье. Истоки средневековой культуры. | 1 | Античное наследие. Представления людей о мире. Каролингское Возрождение. Искусство. Литература. | ||
Тема 2. Средневековое общество – 5 ч. | |||||
7 | Складывание нового устройства общества. Сеньоры и вассалы. | 1 | Формирование зависимого крестьянства. Сословия. Феод и установление феодальных отношений. Феодализм. Феодальная иерархия. | ||
8 | Рыцарство. В рыцарском замке. | 1 | Замок феодала. Снаряжение рыцаря. Развлечения рыцарей. Правила поведения рыцарей | ||
9 | Крестьяне и сеньоры. Средневековая деревня и её обитатели | 1 | Натуральное хозяйство. Феодальное землевладение. Феодальная знать. Жизнь, быт, труд крестьян. Крестьянское хозяйство. Феодальная зависимость и повинности. Крестьянская община, быт и культура крестьян. | ||
10 | Возникновение средневековых городов | 1 | Упадок городской жизни в раннее Средневековье. Причина возникновения и расцвета средневековых городов. Патрициат. Борьба городов с сеньорами социальная структура городов. Организация управления. Облик города. Жизнь и быт горожан. Средневековые города – республики. | ||
11 | Горожане и их образ жизни. Средневековое ремесло. | 1 | Цехи и гильдии. Торговля и денежное дело. Торговые пути. Ярмарки. Возникновение банков. Экономическое развитие Западной Европы. Новое в мировосприятии горожан. | ||
Тема 3. Византия и Арабский мир. Крестовые походы. 8 ч. | |||||
12 | Особенности развития Восточной Римской империи. Византия при Юстиниане | 1 | Территория, хозяйство, государственное устройство Византии. Византийские императоры. Юстиниан и его реформы. Войны Юстиниана. | ||
13 | Культура Византии. | 1 | Роль античного наследия в культуре Византии. Иконопись, борьба иконоборцев и иконопочитателей. Возникновение и отличие византийской церковной культуры | ||
14 | Образование славянских государств. | 1 | Расселение славян. Занятия и образ жизни славян. Болгарское государство. Великоморавская держава и создатели славянской письменности – Кирилл и Мефодий. Образование Чехии и Польши. Значение принятия христианства. | ||
15 | Условия жизни и занятия арабов. Возникновение ислама. | 1 | Расселение, занятия арабских племен. Мухаммед и рождение ислама. Обязанности мусульман | ||
16 | Арабский халифат и его распад. Культура стран халифата. | 1 | Возникновение Халифата. Завоевания арабов в Азии, Северной Африке, Европе. Распространение ислама. Культура арабов | ||
17 | Основы могущества церкви. Разделение церкви. | 1 | Разделение христианства на католицизм и православие. Различия церквей. Материальные богатства церкви. Упадок морального авторитета церкви. Борьба папства и империи в 11 веке. | ||
18 | Крестовые походы. | 1 | Причины и начало Крестовых походов, их участники. Ход и результаты Первого Крестового похода., послед-я. Крестовые походы бедноты. Духовно-рыцарские ордены. Борьба народов Востока против крестоносцев. | ||
19 | Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики. | 1 | Папство в зените могущества. Светские правители церковь. Ереси и преследование еретиков | ||
Тема 7. Государства Европы в XIV – XV вв. - 8 ч. | |||||
20 | Объединение Франции. | 1 | Усиление королевской власти. Сословно-представительная монархия; Генеральные Штаты. Первые успехи объединения. | ||
21 | Могущество королевской власти в Англии. | 1 | Нормандское завоевание. Генрих II и его реформы. Великая хартия вольностей. Парламент. Сословная монархия. Экономическое и социальное развитие страны. | ||
22 | Политика Фридриха I Барбароссы и ФридрихаII Гогенштауфена в Италии и Германии. | 1 | Новый этап борьбы империи и папства. Колонизация земель западных славян. Возникновение Швейцарского союза. Усиление князей и ослабление императорской власти во второй половине 13-14 веков. | ||
23 | Крестьянские восстания во Франции и в Англии. | 1 | Ухудшения условий жизни европейцев в 14 в. «Черная смерть», ее экономические и социальные последствия. Освобождение крестьян от личной зависимости. Обострение противоречий между крестьянами и сеньорами. Жакерия. Восстание Уота Тайлера. | ||
24 | Столетняя война. | 1 | Причины войны и повод к ней. Франция на краю гибели. Жанна д,Арк и перелом в ходе войны. Итоги и последствия Столетней войны | ||
25 | Усиление королевской власти в конце XV века во Франции и Англии. Объединение Испании | 1 | Владения герцегов бургундских в 15 в. Борьба французских королей с бургундскими герцогами .Завершение объединения Франции. Централизованная политика Людовика XI. Война Алой и Белой розы в Англии. Усилениекоролевской власти в Англии при Генрихе VII Тюдоре. Объединение Испании и завершение Реконкисты. Религиозная политика Фернандо и Изабеллы. | ||
26 | Польша в XIV – XV вв. Гуситские войны. | 1 | Внутренняя политика Казимира III Великого. Борьба с агрессией Тевтонского ордена. Династическая уния Польши и Литвы. Грюнвальд. Расцвет Чехии | ||
27 | Страны Балканского полуострова в XIV – XV вв | 1 | Ослабление Византии, Болгарии и Сербии. Усиление Османской империи. Османские завоевания на Балканах. Византия в поисках спасения. Ферраро-Флоренгтийская уния. Гибель империи ромеев. | ||
Тема 5: Страны Азии и Америки V-XV вв. – 3 ч. | |||||
28 | Индия в эпоху средневековья. | 1 | Природные условия Индии и ее богатства. Занятия населения. Варны и касты. Роль кастовой системы в индийском обществе. Делийский султанат. Религия Индии. Достижения культуры Индии. | ||
29 | Средневековый Китай. Держава Чингисхана. | 1 | Периодизация истории Китая в эпоху Средневековья. Китай и его соседи. Борьба с северными кочевниками. Монгольское владычество и его свержение. Достижения китайской науки, литературы и искусства. Объединение монголов и создание державы Чингисхана. Завоевание монголов, причины их успехов. Распад монгольской державы. Завоевание Тимура. | ||
30 | Особенности развития Африки и доколумбовой Америки в Средние века. | 1 | Магриб и Черная Африка. Транссахарская торговля и ислам. Государства Западного Судана. Христианская Эфиопия. Арабская торговля на восточном побережье Африки и государство Мономотапа. Освоение человеком Америки. Проблема контактов доколумбовой Америки со Старым Светом. | ||
Тема 6: Культурное наследие средневековья. – 3 ч. | |||||
31 | Образование и наука. | 1 | Возникновение университетов. Университетское образование. Жизнь студентов. Вера, разум и опыт в средневековой науке. Рационализм и мистика. Роль алхимии и астрологии в развитии научных знаний. Схоластика. | ||
32 | Архитектура и искусство. | Архитектура и изобразительное искусство эпохи расцвета Средневековья. Романский и готический стили, их отличительные черты. | |||
33 | Культура Западной Европы в XIV – XV вв. | 1 | Изменения в культуре Западной Европы в XIV – XV вв. развитие личностного начала. Изобретение книгопечатания и его значение. Возникновение культуры Возрождения в Италии. Гуманизм и гуманисты. Литература и искусство раннего Возрождения в Италии. | ||
Итоговое повторение – 1 ч. | |||||
34 | Значение Средневековья в мировой истории и культуре. | 1 |
№ урока | Тема урока | Кол. Час. | Элементы содержания | дата | |
план | факт | ||||
Введение. 1 ч | |||||
35 | Что изучает история Отечества. | 1 | История России – часть всемирной истории. История региона – часть истории России. Исторические источники о прошлом нашей Родины. | ||
Тема 1. Восточные славяне - 2 ч. | |||||
36 | Восточные славяне | 1 | Древние люди на территории нашей страны. Происхождение и расселение восточных славян. Занятия славян. Быт, нравы и верования восточных славян. Управление. | ||
37 | Соседи восточных славян. | 1 | Племена Восточной Европы: расселение, занятия, верования. Тюркский и Аварский каганаты. Хазарский каганат. Волжская Булгария и Византия. | ||
Тема 2. Русь в IX – первой половине XII в. - 6 ч. | |||||
38 | Формирование Древнерусского государства | 1 | Предпосылки и причины образования государства у восточных славян. Совершенствование приемов земледелия, развитие ремесла и торговли, появление городов. Варяги. Образование Древнерусского государства. | ||
39 | Первые киевские князья. | 1 | Характер древнерусской державы. Князь и дружина. Полюдье. Деятельность Олега, Игоря, Ольги по укреплению Древнерусского государства. Походы Святослава. | ||
40 | Князь Владимир. Крещение Руси. | 1 | Борьба за киевский престол. Начало правления князя Владимира. Причины принятия христианства. Крещение Руси. Значение принятия христианства | ||
41 | Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудро | 1 | Борьба за власть сыновей Владимира. Русь при Ярославе Мудром: внутренняя и внешняя политика, управление государством. Русская правда. Формирование древнерусской народности. Земельные отношения. Основные социальные слои населения Руси. | ||
42 | Культура Древней Руси. | 1 | Особенности культуры Древней Руси. Устное народное творчество. Письменность и грамотность. Литература. Зодчество и изобразительное искусство. Художественное ремесло | ||
43 | Быт и нравы Древней Руси. | 1 | Образ жизни князей и бояр. Военное дело. Быт и образ жизни горожан и земледельцев | ||
Тема 3. Русь во второй половине XII – XIII в. - 8 ч. | |||||
44 | Раздробление Древнерусского государства | 1 | Социально-экономические и политические причины раздробления Древнерусского государства. Упадок Киева. Образование самостоятельных княжеств и земель. Характер политической власти в период раздробленности. Идея единства Руси. Последствия политической раздробленности. Правление Ярославичей. Князь Владимир Мономах. Окончательный распад Древнерусского государства | ||
45 | Владимиро-Суздальское княжество | 1 | Освоение Северо-Восточной Руси. Характер княжеской власти в северо-восточных землях. Возвышение Ростово-Суздальского (Владимиро-Суздальского) княжества. Князья Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, Всеволод Большое гнездо, их внутренняя и внешняя политика. Первое упоминание о Москве | ||
46 | Великий Новгород. Галицко-Волынская земля. | 1 | Территория, природные и хозяйственные особенности Северо-Западной Руси. Особенности социальной структуры и политического устройства Новгородской земли. Особенности географического положения. Занятия населения. | ||
47 | Монгольское нашествие на Русь. | 1 | Создание державы Чингисхана. Монгольские завоевания в Азии. Сражение на реке Калке. Вторжение в Рязанскую землю. Героическая оборона Рязани. Евпатий Коловрат. Разгром Владимирского княжества. Поход на Новгород. Героическая оборона Козельска. Нашествие на Юго-Западную Русь и Центральную Европу. Значение противостояния Руси монгольскому завоеванию. | ||
48 | Борьба русских земель с западными завоевателями. | 1 | Походы шведов на Русь. Завоевание крестоносцами Прибалтики. Князь Александр Ярославович. Невская битва. Ледовое побоище. Значение победы над крестоносцами. | ||
49 | Русь и Золотая Орда. | 1 | Образование Золотой Орды. Ордынское владычество. Повинности русского населения. Борьба русского населения против ордынского владычества. Последствия ордынского владычества. | ||
50 | Русь и Литва. | 1 | Формирование Литовско-Русского государства. Характер Литовско-Русского государства. Значение присоединения русских земель к Литве. | ||
51 | Культура русских земель в XII – XIII веках. | 1 | Общерусское культурное единство. Накапливание научных знаний. Литература. Идея единства Русской земли в произведениях культуры. Зодчество. Живопись. | ||
Родной край в древности. 1 ч | |||||
52 | Люберецкий край в древности. | 1 | |||
Тема 4. Образование единого русского государства. – 8 ч. | |||||
53 | Усиления Московского княжества в Северо-Восточной Руси. | 1 | Социально-экономическое и политическое развитие Северо-Восточной Руси. Причины и предпосылки объединения русских земель. Борьба Москвы и Твери. Правление Ивана Калиты. Причины возвышения Москвы | ||
54 | Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва | 1 | Борьба Москвы за политическое первенство. Взаимоотношения Москвы с Золотой Ордой и Литвой. Куликовская битва и её значение. Дмитрий Донской | ||
55 | Московское княжество и его соседи в конце XIV – середине XV века. | 1 | Василий I. Московская усобица, её значение. Распад Золотой Орды. Союз Литвы и Польши. Грюнвальдская битва. Образование русской, украинской и белорусской народностей. | ||
56 | Создание единого Русского государства | 1 | Конец ордынского ига. Иван III. Присоединение Новгорода к Москве. Присоединение Твери. Василий III. Завершение объединения русских земель. | ||
57 | Русское государство в конце XV – начале XVI вв. | 1 | Изменения в политическом строе и управлении. Усиление великокняжеской власти. Преобразования в войске. Зарождение поместной системы. Вотчинное и церковное землевладение. Судебник 1497 г. Ограничение свободы крестьян. Предпосылки и начало складывания феодально-крепостнической системы | ||
58 | Церковь и государство | 1 | Изменения в положении Русской православной церкви. Монастыри. Ереси. Нестяжатели и иосифляне. Теория «Москва – Третий Рим». | ||
59 | Культура и быт Руси XIV — начала XVI вв. | 1 | Исторические условия, особенности и основные тенденции развития русской культуры. Культурный подъем Руси после Куликовской битвы. Москва — центр складывающейся культуры великорусской народности. Отражение в литературе политических тенденций. Летописание. Важнейшие памятники литературы | ||
60 | Основные социальные слои Российского государства в XIV — начала XVI вв. | 1 | «Знатные люди» Российского государства. Хозяйство и быт светских и духовных землевладельцев. Быт русского крестьянина. Образ жизни тяглого населения русских городов | ||
Тема 5. Московское государство в XVI веке. - 5ч | |||||
61 | Начало правления Ивана Грозного. Реформы Избранной рады. | 1 | Боярское правление. Венчание Ивана IV на царство. Восстание 1547 г. Избранная рада. А.Адашев. Сильвестр. Судебник 1550 г. Реформы центрального и местного управления. Стоглавый собор. Военные реформы. | ||
62 | Внешняя политика Ивана IV | 1 | Внешнеполитические успехи России в 50-е гг. Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Поход Ермака. Западной Сибири. Ливонская война. | ||
63 | Опричнина. Окончание царствования Ивана Грозного | 1 | Обострение внутриполитической борьбы в начале 60-х гг. Падение Избранной рады. Поход на Новгород. Опричнина | ||
64 | Культура в XVI вв. | 1 | Особенности развития русской культуры в XVI веках. Просвещение. Начало книгопечатания. Иван Федоров. Устное народное творчество. Литература Зодчество в XIV – XV вв. Архитектура Московского государства в XVI в. Русская живопись. Феофан Грек. Андрей Рублев | ||
65 | Быт в XVI вв | 1 | Быт и нравы. Города. Русская изба. Одежда. Еда. | ||
Родной край в XIV - XVI вв - 1 ч. | |||||
66 | Наш край в XIV —XVI вв. | 1 | |||
Итоговое повторение и обобщение – 2 ч. | |||||
67 | Повторение по теме: «Русь Московская». | 1 | Образование единого государства: причины, предпосылки, итоги, значение | ||
68 | Общее и особенное в развитии средневековой Руси и стран Центральной и Западной Европы | 1 | Особенности развития Руси и стран Центральной и Западной Европы. |
Рассмотрено «Согласовано»
На заседании МО Зам. Директора по УВР
Пр. № __________ __________ Н.Н.Бобер.
«_____»_______2012 г. «_____»______ 2012г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...
Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...
Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...
Рабочая программа по истории 8 класс к учебникам - А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России в XIX веке. - Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М, Всеобщая история 1800-1913гг..
Рабочая программа по истории 8 класс к учебникам - А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России в XIX веке. - Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М, Всеобщая история 1800-1913гг.....
Рабочая программа по истории, 6 класс, УМК по истории Средних веков Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского; УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной
Рабочая программа по истории, 6 класс, УМК по истории Средних веков Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского; УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной...
Рабочая программа по истории 7 класс УМК по Всеобщей истории В. А. Ведюшкина, С. Н. Бурина ;УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г.Косулиной
Рабочая программа по истории 7 класс УМК по Всеобщей истории В. А. Ведюшкина, С. Н. Бурина ;УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г.Косулиной...
Рабочая программа по истории 7 класс (ФГОС) по учебникам: История России - 2. Андреев И.Л., Фёдоров И.Н., Амосова И.В. История России: XVI- конец XVII в. 7 кл. – М.: Дрофа, 2016. – 253 с.: ил., карт., Всеобщая история - А. Я. Юдовская, П. А. Баранов, Л.
Рабочая программа по истории 7 класс (ФГОС) по учебникам:История России - Андреев И.Л., Фёдоров И.Н., Амосова И.В. История России: XVI- конец XVII в. 7 кл. – М.: Дрофа, 2016. – 253 с...