Рабочая программа преподавателя МБОУ ДОД Хоровая школа мальчиков и юношей по предмету "Инструмент (домра)"на основе типовой учебной программы Министерство культуры РФ 2012г.
рабочая программа по теме
Задача педагога домриста - познакомить детей с народными инструментами,их разнообразием и музыкалными возможностями,различными формами исполнительского искусства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
domra_-_zelenova.docx | 69.96 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
ХОРОВАЯ ШКОЛА МАЛЬЧИКОВ И ЮНОШЕЙ г. КОНАКОВО
СОГЛАСОВАНО Методический совет Протокол № ____ от «______»______________ 20_____ г. | УТВЕРЖДЕНО Директор МОУ ДОД ХШМиЮ _____________ Кондрашенкова М.С. «______»______________20______ г. М.П. . |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
преподавателя МОУ ДОД ХШМиЮ
по предмету «Инструмент (домра)»
на основе типовой учебной программы Министерства культуры РФ
Отделение: инструментальное
Возраст детей: 7-17 лет
Срок реализации: 5 лет
Составитель: преподаватель по классу домры Зеленова Г.Г.
г. Конаково
2012 г.
Пояснительная записка к программе по классу домры, балалайки.
В наши дни интерес к исполнительскому искусству на народных инструментах падает. Сейчас редко можно увидеть или услышать народную музыку в «чистом виде». Многие даже не знают о существовании такого инструмента ,как домра.
Задача педагога - познакомить детей с народными инструментами, их разнообразием и музыкальными возможностям, различными формами исполнительского искусства(сольное музицирование ,игра в ансамбле, оркестре). Задача педагога заинтересовать детей, предложить для них разные формы использования полученных навыков, привлечь к участию в праздниках, фестивалях, конкурсах, совместно с народно-сценической хореографией, детскими фольклорными коллективами.
Данная программа обучения игре на трёхструнной домре и балалайке адаптирована на условия обучения в системе дополнительного образования, где для занятий на инструменте отводится два часа в неделю. В эти часы, в отличие от программы детских музыкальных школ, должно входить не только практические занятия на инструменте, но и освоение теоретических навыков, развитие слуха и мн. другое. Характер и итог программы рассчитан на обучении навыкам игре на инструменте и привлечении в дальнейшем детей к коллективному музицированию (дуэты, смешанные ансамбли, игра в оркестре). В дальнейшем - соединение детского ансамбля с детской народно-сценической хореографией и детским фольклорным коллективом.
Программа частично переработана мною, на основании методики профессора, кафедры народных инструментов РАМ им. Гнесиных-В.С.Чунина.
Задачи программы - овладение учащимися навыками игры на домре, балалайке. Теоретические сведения и предложенный репертуар излагается в программе в тесной связи и расположены в порядке постоянно возрастающих трудностей. Программа рассчитана на пять лет обучения.
После окончания 5-ти летнего обучения возможно продолжение занятий (по желанию учащегося).
На начальном этапе обучения наиболее приемлема индивидуальная система обучения с периодическим соединением в дуэты-трио. Это способствует развитию ритмической грамотности учащихся, развитию слуха и получению первых навыков коллективной игры.
В дальнейшем проводятся индивидуальные занятия, где ведётся работа над конкретными произведениями, развитием беглости пальцев, отработка основных приёмов игры. Для изучения оркестровых партий - мелкогрупповые занятия (по 2-3 человека)
В итоговом выступлении в середине и в конце учебного года первый год обучения должен показать два разнохарактерных произведения, 2-ой и 3-ий год обучения - два произведения и ансамбль, 4-й и 5-ый год обучения -4 произведения.
Конечным результатом реализации программы может служить умение ребёнка исполнять не только сольные произведения, но и играть в оркестре, быть его неотъемлемой частью, любить и понимать народную музыку.
В конце каждого полугодия проводится обязательное для всех учащихся итоговое выступление, где ребёнок должен показать, чем он овладел за данный период обучения, а также, по возможности, участие в конкурсах, фестивалях и других мероприятиях школы и района.
Основным условием реализации данной программы является, прежде всего, материальная база. Необходимо наличие в школе хороших инструментов для работы в классе и концертной деятельности и фабричных инструментов для занятий дома (тем детям, родители которых по материальным причинам не могут сами приобрести инструмент) и в классе в свободное время.
Методические рекомендации по реализации данной программы
Успешная реализация данной программы возможна, с одной стороны, — при равномерной работе педагога над проведением всех форм и видов занятий с детьми, а, c другой стороны,— при условии, что организация учебно – воспитательного и творческо-образовательного процессов будет четко обеспечивать его систематическое единство.
В программе такое единство учебно – творческого процесса осуществляется посредством:
1) постоянного изучения степени интереса к музыке каждого ребёнка, развития у него музыкального слуха, формирования устойчивого восприятия музыки. творческого воображения, фантазии. индивидуальных способностей
2) создания необходимых условий, которые и представляют возможность приобщения каждого индивида к миру музыки, с помощью которой он может ярко проявить свои разносторонние дарования
3) систематических занятий (индивидуальных, групповых): творческий характер всех выполняемых заданий. направленных на развитие активных действий ребенка, освоение им художественно-эстетических ценностей музыкальной культуры, воспитание духовнообогащённой личности.
ч) теснейших межпредметных связей между различными видами искусства что обеспечивая развитие познавательно-художественной деятельности ребенка, формирование навыка ориентации в художественном освоении мира звуков, ассоциативно - творческого мышления.
Следует обратить внимание на то, что в основу программы положена теория проблемного обучения, которая ставит ряд насущных вопросов в организационно-методической работе перед педагогами и их решение — закономерный успех реализации программы. Так, одна из важнейших проблем — набор детей для занятий на народных инструментах.
Многолетний опыт работы педагогов показывает, что нельзя отстранять от мира звуков тех детей, которые показывают неудовлетворительные результаты после прослушивания (предварительного), т.е профнепригодны к занятиям музыкой. Напротив. каждый педагог должен взять на себя труд длительного ознакомления этих детей с музыкой, интенсивные индивидуальные занятия с каждым «не слышащим» ребёнком, умение найти ключик к сокровищнице его дарования, дать шанс каждому ребёнку получить основы музыкальной грамоты по данному предмету. И основная профессиональная и человеческая цель педагога - занятия со всеми детьми с разной степенью природных музыкальных данных.
Другие формы работы, предусмотренные программой. Требуют от педагога использования различных педагогических приёмов и специальных навыков профессионального мастера в области музыкального искусства.
Цель программы
Создание необходимых условий для развития музыкально – сенсорных способностей, формирование разносторонних музыкальных умений в художественно – творческих видах деятельности: образно-эмоционального восприятия окружающего мира, приобщение каждого ребёнка к основам музыкальной культуры.
Задачи:
1.Музыкально-образовательные:
сведения общего характера, связанные с информацией о русских народных инструментах и специальные сведения, связанные с образовательным процессом.
2.Обучающие:
Выразительному исполнению произведений различных жанров и тематики; сопоставлению музыкальных произведений с образными средствами искусства.
3.Развивающие:
Музыкальный слух, память, ритм, навыки сольной импровизации, знание интонационных моделей, формирование творческих способностей к разным видам искусства.
4.Воспитательные:
Сплотить детей в дружный творческий коллектив; дать возможность каждому ребёнку проявить свою индивидуальность в художественном творчестве (через игру в оркестре, ансамбле и индивидуальное исполнительство на инструменте), привить чувство ответственности в выполнении порученного задания; развить коммуникативные способности, основы формирования культуры общения.
Педагог может использовать собственные методические разработки по всем темам и заданиям, широко применять в образовательном процессе принципы дидактики:
- доступность (в восприятии музыкального материала)
- последовательность – (в изложении учебного материала)
- от простого к сложному (в построении учебного материала)
Программа предусматривает применение разнообразных методов обучения по данному предмету:
- словесные – беседа, рассказ, объяснение.
- наглядно – демонстрационные – педагогический показ, культурная программа.
Дифференцированный подход к каждому ученику в процессе обучения по данному предмету создаёт условия, при которых каждый ребёнок имеет право на собственное слово, творчество на проявление разных видов действий. А также каждый ребёнок имеет возможность приобщиться «к миру звуков»; ощутить атмосферу творчества, радости.
Методика организации учебно – воспитательного, творческого и образовательного процесса строится с учётом психофизиологических способностей учащихся. Используя принцип индивидуального подхода в процессе обучения, программа предусматривает методическую и педагогическую ориентировку действий по основам музыкального образования детей с учётом степени знаний и уровня овладения навыками на каждом занятии.
Для одарённых детей разработан индивидуальный план по углублению
профессиональной направленности, что позволяет более быстрый переход от первой ко второй ступени.
Основной формой учебной и воспитательной работы в классе являются
индивидуальные занятия педагога с учеником. Однако, в первый год обучения развитие пpoxoдит непосредственно в классе и лишь после приобретения определённого статуса, ученик будет допущен на следующую ступень своего развития — оркестр.
Комплексный подход: в воспитании, обучении и развитии каждого ребенка
сочетаются теоретические и практические занятия, что позволяет разносторонне
развиваться ученику.
Комплексная программа рассчитана на 5-ти летнее, обучение и включает в себя основные 2 ступени развития:
1 ступень — включает в себя — дооркестровый период
Рассчитана на 2 года обучения, в зависимости oт l возраста, инструмента и способностей учащегося . Период включает в себя приобретение основных навыков игры на инструменте, развитие музыкального мышления, первоначальных музыкально-теоретических знаний. Индивидуальные занятия проходят 2 раза в неделю по 40 минут.
2 ступень — включает в себя — оркестровый период .
Программа рассчитана на 3 года и ставит своей целью дальнейшее совершенствование теоретических и практических знаний, игра в оркестре и индивидуальная сольная программа .
Компенсирующая программа
Рассчитана на детей, которые имеют музыкальные данные ниже среднего (слабый слух, неустойчивый ритм, плохая музыкальная память). В индивидуальных занятиях учитываются все недостатки и все возможности каждого учащегося. Основной целью данной программы является выработка навыков игры, компенсирующих недостатки музыкальных данных детей, обучающихся по этой программе, посредством выполнения различных упражнений и наглядно-демонстрационных показов .
Tиповая программа
Предусматривает плавное совершенствование практических навыков игры на инструменте (например, основные приёмы игры), расширение знаний о
форме музыкальных произведений (анализ исполняемых пьес), о музыкальных жанрах (правильная интерпретация исполняемого произведения).
Пo типовой программе обучается основная масса детей, со средними музыкальными данными (слух 4 ритм:4, память:4). с обучением которых не существует существенных проблем.
Форма оценки результативности
Подведенис итогов происходит каждое полугодие зимние (декабрь) и
весенние (апрель-май), также учитывается участие ребёнка в концертной деятельности класса, школы.
Примерный тематический план занятий
Тема | Теория | Практика | всего |
1.Органитационное вводное занятие | 1 | 1 | |
2.Знакомство с инструментом, посадка, аппликатура, постановка игрового аппарата. лады музыки | 1 |
2 | 3 |
3.Элементы музыкальной грамоты ( для учащихся без музыкальной подготовки) | 4 | 4 | 8 |
4.Обучение игре на музыкальном инструменте | 1 | 46 | 47 |
5.работа с концертмейстером, ансамбль | 1 | 5 | 6 |
6 Работа по чтению нот с листа | - | 5 | 5 |
Итого | 8 | 62 70 |
Содержание тем
Тема 1. Организованное вводное занятие.
Для того, чтобы личность, ребёнка и его творческие способности развивались гармонично, преподавателю с первых минут общения необходимо подобрать индивидуальный подход к учащемуся, наладить контакт и творческую атмосферу взаимопонимания на уроке. Теоретический материал первого занятия должен включать в себя рассказ об истории возникновения и развития инструмента, о композиторах, пишущих музыку для домры. Полезен показ и исполнение мелодий на инструменте самим преподавателем.
Тема 2. Знакомство с инструментом
Рассказать и показать все части инструмента, посадку за домрой, функции правой и левой рук и их положение на инструменте, знакомство с аппликатурой, лады музыки.
Практика. Способы звукоизвлечения – пиццикато большим пальцем правой руки, удары медиатором вниз и вверх
Творческое задание . Нарисовать и передать в рисунке образы минора и мажора.
Тема 3. Элементы музыкальной грамоты
Теория: ноты в малой, первой и второй октавах, скрипичный ключ, понятие равномерности долей метрической пульсации, длительности нот, сильная и слабая доли, размср, соотношение конкретных нотных знаков с реальным расположением их на грифе домры.
Практика: хлопать заданный ритмический рисунок со счётом вслух, затем играть его на инструмешс по открытым струнам приёмом ароjando.
Тема 6. Работа по чтению с листа.
Свободное чтение с листа – одно из необходимых предпосылок всестороннего развития учащегося, открывающая перед ним широкие возможности для ознакомления с музыкальной литературой. Для того,чтобы, научиться хорошо читать ноты с листа, необходима систематическая работа.
Практика: свободное соотношение конкретных нотных знаков с реальным расположением их на грифе инструмента, правильно подобранной аппликатурой, умение ориентироваться в длительностях нотных знаков и в счёте. Цель – учиться «видеть и слышать вперёд».
Результативность первого года обучения.
По окончании 1-го года обучения учащийся должен:
знать части инструмента;
правильно держать инструмент;
соблюдать постановку игрового аппарата;
владеть приёмами звукоизвлечения (удар вниз, вверх, двойной удар, тремоло)
играть небольшие пьесы в первой позиции
2-й год обучения
Тема | Теория | Практика | Всего |
1.Организационное вводное занятие | 1 | - | 1 |
2.Элементы музыкальной грамоты | 2 | 1 | 3 |
3.Работа над техникой | 3 | 6 | 9 |
4.Работа над музыкальными произведениями. Ансамбль. | 1 | 46 | 47 |
5.Посещение концертов, классных бесед с показом и анализом аудио и видеозаписей. | 3 | - | 3 |
6.Оркестр | 1 | 6 | 7 |
Итого | 11 | 59 | 70 |
Содержание тем.
Тема1. Организационное вводное занятие.
Индивидуальный план на учебный год. Подбор учебной программы.
Тема2.Элементы музыкальной грамоты.
Теория: динамические оттенки и их краткое обозначение, темповые обозначения и их значение. Практика: позиционная игра , освоение приёма тремоло.
Тема3.Работа над техникой.
Практика: работа над техникой проводится на основе работы над этюдами на различные виды техники, упражнения Шрадика.
Тема4.Работа над музыкальными произведениями.
С учениками первого и второго года обучения целесообразно ,в основном,
разбирать произведения в классе, чтобы научить их грамотному и осмысленному чтению нотного текста.
Тема 5. Посещение концертов. Классные собрания с концертами учащихся.
Посещения концертов профессиональных музыкантов, лекций - концертов,
концертных выступлений учащихся народных классов других школ служат стимулом для дальнейшего развития личности учащегося и eгo творческих возможностей.
В учебной практике необходимы классные родительские собрания с концертами
самих учащихся, где каждый родитель имеет возможность услышать своего ребёнка в
другой, концертной обстановке, сравнить его достижения с достижениями других учащихся.
Результативность второго года обучения.
По окончании 2-го года обучения ученик должен:
Играть разноплановые мелодии;
Ознакомиться с позиционной игрой;
Владеть терминологией обозначения темпа в музыке.
Третий год обучения.
Тема | Теория | Практика | Всего |
1.Организационное занятие. Составление плана на текущий год. | 1 | 1 | |
2. Закрепление знаний музыкальной терминологии. | 4 | 4 | |
3. Работа нал техникой. Закрепление ранее пройденного. | 8 | 8 | |
4. Работа над музыкальными произведениями, | 1 | 44 | 45 |
5. Посещение концертов, классные беседы с просмотром и | 3 | 3 | |
6 Чтение пот с листа — закрепление ранее пройденного. | 1 | 8 | 9 |
Итого. | 10 | 60 | 70 |
Содержание тем.
Тема 2. Закрепление музыкальной терминологии.
Теория. Повторение ранее пройденного — динамические оттенки, темповые и
некоторые специальные музыкальные термины, встречающиеся в исполняемых пьесах.
Знакомство с простыми музыкальными формами: куплетная, вариационная, простая,
трёхчастная.
Тема 3. Работа над техникой.
Практика. Работа над этюдами, упражнение Шрадика.
Тема 4. Работа над музыкальными произведениями.
Преподавателю следует пояснить учащимся, к какой эпохе относится данное
произведение, каков жанр и стиль исполнения данного произведения.
Практика. Учащийся должен знать средства и уметь использовать в работе над музыкальным произведением различные исполнительские приёмы.
Тема 6. Аккомпаниаторский навык, чтение нот с листа.
Цель 3-гo года обучения — игра в ансамбле. При этом у учащегося развиваются такие важные качества, как умение слушать не только собственное исполнение, но и партнёра — солиста; заостряется ощущение звукового колорита; повышается чувство ответственности за свою партию, ибо совместное исполнительство требует свободного владения текстом. В качестве солирующего инструмента можно рекомендовать как домру, так и другие музыкальные инструменты.
Результативность 3-гo года обучения.
По окончании 3-го года обучения учащихся должен:
Изучить пьесы нз репертуара для трёхструнной домры
Изучить приёмы пиццикато, стаккато, скольжение медиатора по струнам.
Иметь навыки игры в ансамбле.
Четвертый год обучения.
Тема | Теория | Практика | Всего |
1.Организационнос занятие. Составление плана на текущий | 1 | 1 | |
2.Музыкальная терминология. | 4 | 4 | |
З.работа над техникой на основе упражнений и этюдов. | 2 | 10 | 12 |
4.Работа над музыкальными произведениями. Игра в | 1 | 42 | 43 |
5..Посещение концертов, классные беседы с просмотром и | 3 | 3 | |
6.Игра с концертмейстером. закрепление ранее | 1 | 6 | 7 |
Итого | 12 | 56 | 70 |
Содержание тем.
Тема 1. Работа над техникой на основе упражнений и этюдов. Освоение приёмов игры — глиссандо, пиццикато пальцами левой руки, вибрато, флажолеты.
Совершенствование и закрепление ранее приобретенных игровых навыков и умений. Этюды на различные виды техники.
Тема 2. Работа над музыкальными произведениями.
Приктика. Важнейшие задачи — работа над качеством звукоизвлечения, характером и стилем музыки. Закрепление навыков грамотного и точного прочтения нотного текста. Знакомство с крупной формой, переложениями для домры, а также обработками народных песен и танцев.
Тема 3. Игра с концертмейстером — закрепление ранее пройденного.
Эта тема подразумевает совершенствование и закрепление всех ранее пройденных навыков и умений. Свободное владение чтения ног с листа незнакомого текста, совершенствование навыка игры в ансамбле.
Результативность 4-го года обучения.
По окончанию 4-го года обучения ученик должен:
Исполнять произведения различных жанров и стилей
Освоить приёмы глиссандо, пиццикато пальцами левой руки, вибрато, флажолеты.
Пятый год обучения.
Тема | Теория | Практика | Всего |
по теме, силе, характеру произношения, по приему звукоизвлечения, тембру.
| 1 1 3 3 1 | 3 40 6 2 10 | 4 41 9 5 11 |
Итого | 9 | 61 | 70 |
Содержание тем
Тема 1. Приемы сопоставления музыкального материала.
Создание музыкального образа означает умение перевоплощаться, переходить из одного эмоционального состояния в другое при помощи различных приемов сопоставления музыкального материала: по темпу, силе, характеру произведения, стилю автора, по приему звукоизвлечения, тембру.
Тема 2. Составление «фразировочной партитуры»
Прежде чем приступить к усвоению музыкального материала, ученик должен составить мысленно (письменно) план произведения, то есть продумать собственную трактовку произведения, соизмеряя ее со стилем того автора эпохой в которой он жил.
Темп м.м = 120 (темп марша)
Характер Sostenuto
Художественный образ: маршеобразно, торжественно, уверенно
Структура – фразы, мотив
Динамика
Артикуляция
Агогика
Тембр
Тема 3. Игра с концертмейстером и в ансамбле
Эта тема подразумевает закрепление ранее пройденного, совершенствование навыка игры в ансамбле.
Результативность 5 – го года обучения.
По окончанию 5 –го года обучения учащийся должен уметь реализовать творческую инициативу и активность в поисках самостоятельных решений.
Для этого следует сосредоточить внимание на следующих направлениях работы:
- Развитие эмоциональности
- Транспонирование
- Подбор по слуху
- Чтение нот с листа
- Прослушивание записей и посещение концертов профессиональных музыкантов
- Игра с концертмейстером, в ансамбле, в оркестре.
Примерный перечень произведений
Первый год
Русская народная песня: "Скок, скок, поскок".
Русская народная песня: "Во поле берёзка стояла".
Два Этюда А-dur К.Родионова
В. Ребиков "Воробышек".
А. Лядов "Зайчик".
Л. Бекман "Ёлочка".
Старинная французская песня "Жан и Пьеро".
В. Моцарт "Азбука".
Второй год
Н. Бакланова "Эпод". А-dur.
А. Комаровский Этюд" А-dur.
С. Луканчук Этюд" — g-molL
Русская народная песня "Яблонька".
Русская народная песня "Звонили звоны".
Р. Шуман "Весёлый крестьянин".
В. Моцарт "Менуэт",
А. Аренский "Журавль".
В. Ребиков "Девочка куклу качает".
А. Гедике "Маленькая пьеса".
П. Барчунов "Песенка"
Третийгод
Д. Кабалевский "Эпод" а-moll.
Л. Бейгельман "Эгюд № 9" D-dur.
В. Евдокимов "Три Этюда".
Украинский народный танец "Топачок".
Русская народная песня "Пойду ль я, выйду ль я".
А. Лядов "Колыбельная".
Н. Римский-Корсаков "Мазурка".
В. Попонков "Наигрыш".
А. Хачатурян "Андантино".
А. Корулли 'Тавот".
Г. Ф. Гендель "Ария" из оратории "Сусанна".
Четвертый год
Г. Тихомиров "Эпод" -moll.
Л. Бейгельман "Эпод №24"А-dur.
Л. Бейгельман "Эпод №20" D-dur.
Русская народная песня "Белолица-круглолица."
Украинский народный танец "Ой гоп, гоп ни, ни".
А. Хачатурян "Танец" из балета "Чипполино"
А. Варламов "Красный сарафан".
Я. Миягава "Каникулы любви".
Л. Бетховен "Контрданс".
Г. Свиридов "Песня" из маленькой контакты "Деревянная Русь".
С. Майканар "Юмореска".
Пятый год
Польшина «Этюд»
В. Евдокимов «Этюд»
Ю. Шишаков «Этюд»
Дж. Боккерини «Менуэт»
К. Сенс-Санс «Лебедь»
Э. Григ «Норвежский танец»
обр. А. Андреев «Светит месяц»
обр. М. Ипполитова – Иванова «Я на камушке сижу»
В. Темнов «Кадриль»
Е. Дербенко «Четкий ритм»
З. Фибих «Поэма»
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Альбом начинающего домриста Сост. исп.редакция С. Фурмина — М.: Сов.композитор1985. — 32 с
- Бейгельман Л. 50 этюдов для трехструнной домры Серия "Музыкальная школа".
Метод. каб. по учеб. заведениям искусств и культуры Комитета по культуре
Правительства Москвы. — М., 2000. — 40 с.
- Ефремов В. Музыкальные картинки. — М: "Русское муз. изд, 2002. — 66 с.
Концертные пьесы для двух малых домр и аккордеона (баяна) Сост. и перел.
О. Кипятковой, Е. Шакировой. — СПбл "Союз художников", 2004. — 34 с
- Педагогический репертуар домриста для детских музыкальных школ Сост. и
исп. редакция Е. Климова. Вып. № 1. — М: Музыка, 1967. — 39 с.
- Пьесы для домры и гитары Сост. и перел. 10. Погареловой. — СПб.; Композитор, 2002. — 24 с.
- Трисс Лев. 12 легких пьес для трехструнной домры и фортепиано. — М.: "Русское муз. товарищество", 2004. — 16 с.
- Юный домрист. Сост. Н Бурдыкина.— М: "Музыка", 1999. — 25 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ансамблевое и оркестровое музицирование как средство воспитания личностных и исполнительских качеств учащихся (на примере деятельности оркестра народных инструментов Хоровой школы мальчиков и юношей г.Конаково)
В этой работе я описываю, каким образом оркестровые и ансамблевые формы работы с детьми помогли сформировать у учащихся навыки активного восприятия музыки, обогатили музыкальный опыт детей и как...
Сценарий концерта преподавателей МБОУ ДОД "Детская школа искусств"
Сценарная разработка концерта преподавателей ДШИ....
Образовательная программа по хоровому дирижированию для 1 класса Хоровой школы мальчиков и юношей г. Конаково
Здесь я описываю свою рабочую программу, в которой я описываю актуальность этой работы, цели, задачи. учебно-методическое планирование....
Развитие креативности младших школьников на уроках хора в хоровой школе мальчиков и юношей/
По своей удивительной способности вызывать в человеке творческую активность, искусство занимает, безусловно, первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему ...
Название работы: « Специфика деятельности концертмейстера в работе с вокалистами в хоровой школе мальчиков и юношей.»
Концертмейстер должен обладать профессиональным набором исполнительского мастерства, знать основы педагогики, психологии и физиологии, иметь необходимые разносторонние знания в вопросах эстетики, широ...
Рабочая программа дополнительного образования детей "Обучение игре на баяне" на основе типовой учебной программы Министерства культуры РФ.
Программа обучения учащихся по классу баяна МОУ ДОД Хоровой школы мальчиков и юношей имеет художественно-эстетическую музыкальную направленность. Индивидуальное обу...
План индивидуальной работы для ученика 4 класса (на основе типовой учебной программы «Программа обучения глубоко умственно отсталых детей»)
Развитие речи. Темы:· Время года: зима.· Зимние забавы.· Птицы.·...