рабочая программа по истории для 6 класса
рабочая программа (6 класс) по теме
Учебник «История Средних веков»: учеб. для 6 класса общеобр. учреждений/ Е.В.Агибалова, Г.М.Донской; под ред. А.А.Сванидзе. – 12-е изд. –М.: Просвещение, 2009.;
3. Учебник Данилов А.А. История России: с древнейших времен до конца XVI века: учебнику для 6 класса / А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. о. –М.: Просвещение, 2008.
4. Рабочая тетрадь к учебнику для 6 класса / А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. о. –М.: Просвещение, 2008. Программа «История России. История Средних веков. 6 класс». -М.: Изд. «Просвещение»,2008
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_istoriya_6.docx | 30.53 КБ |
tematicheskoe_planirovanie_6_kl.docx | 43.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4»
Рабочая программа
по истории для 6 класса
(Наименование дисциплины)
УМК
_____________________
Учебник «История Средних веков»: учеб. для 6 класса общеобр. учреждений/ Е.В.Агибалова, Г.М.Донской; под ред. А.А.Сванидзе. – 12-е изд. –М.: Просвещение, 2009.;
3. Учебник Данилов А.А. История России: с древнейших времен до конца XVI века: учебнику для 6 класса / А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. о. –М.: Просвещение, 2008.
4. Рабочая тетрадь к учебнику для 6 класса / А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. о. –М.: Просвещение, 2008. Программа «История России. История Средних веков. 6 класс». -М.: Изд. «Просвещение»,2008
Количество часов
_____________________
68
Базовый уровень
Сотниковское , 2012
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного курса, истории для 6 класса является основой для создания календарно - тематического планирования учебного курса. Рабочая программа состоит из пояснительной записки, содержания обучения (перечень разделов и тем, краткое содержание тем), требований к подготовке по предмету (в соответствии с примерными учебными программами), планируемых результатов образования, способов и форм оценки достижения этих результатов, форм занятий, Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество. В процессе обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающиеся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути российского народа важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве. Рабочая программа выполняет две основные функции:
Информационно-методическая функция позволяет участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, рекомендуемое структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для составления тематического планирования курса. Изучая историю на ступени основного общего образования, учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа. Отбор учебного материала на этой ступени отражает необходимость изучения наиболее ярких и значимых событий прошлого, характеризующих специфику различных эпох, культур, исторически сложившихся социальных систем. При этом как на ступени основного общего образования, так и в старших классах изучение истории ориентировано, прежде всего, на личностное развитие учащихся, использование потенциала исторической науки для социализации подростков, формирования их мировоззренческих убеждений и ценностных ориентаций.
1. Цели освоения дисциплины
Изучение истории в 6 классе направлено на достижение следующих целей:
- воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
- освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;
- овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;
- формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями;
- применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.
2.Место дисциплины в структуре стандартов
Рабочая программа по истории составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования и примерной программы основного общего образования по истории. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов для обязательного изучения учебного предмета «История» из расчета 2 учебных часа в неделю.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Рабочая программа содействует реализации единой концепции исторического образования.
В рабочей программе определен собственный подход к структурированию учебного материала в рамках основных тематических блоков, установленных примерной программой, определяет последовательность изучения материала, пути формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля)
В результате изучения истории ученик должен
знать/понимать
- основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до XV века; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;
- важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
- изученные виды исторических источников;
уметь
- соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
- использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
- показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
- рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;
- соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
- высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;
- объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
- использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
4. Структура и содержание дисциплины (модуля)
Курс истории на ступени основного общего образования является частью концентрической системы исторического образования. Соотношение содержания исторического образования на ступенях основного и полного общего образования определяется с учетом принципа преемственности исторического образования и специфики каждой из них этих ступеней.
Основная содержательная линия рабочей программы в 6 классе реализуются в рамках двух курсов – «Истории России» и «Всеобщей истории».
Классы | Объем учебного времени | Разделы примерной программы | |
6 класс | 68ч | История России (с древности до XV в.) – 42 ч. | История Средних веков – 26 ч |
Модуль и тема | Кол- во часов |
Модуль 1. Рождение Средневековых цивилизаций. | (16 часов). |
Вводная тема: Рубеж Древности и Средневековья | . (2 часа) |
Тема 1. Запад христианского мира. V-X века. | (4 часа) |
Тема 2. Восток христианского мира. V-XII века | (3 часа) |
Тема 3. Пророки и завоеватели Востока. VII-XIII века | (7 часов) |
Модуль 2. Судьба средневековых цивилизаций Тема 4. Особенности католической Европы. X-X V века. | (16 часов) (4 часа) |
Тема 5. Страны католической Европы. XI-XV века | (5 часов) |
Тема 6. Судьбы средневековых цивилизаций | (5 часов + 2 контроль) |
Модуль 3. Восхождение народов России на ступень цивилизации Тема 1. У истоков российской истории. | (17 часов) (5 часов) |
Тема 2. Древнерусское государство. IX- начало XII века | (6 часов) |
Тема 3. Русские земли и княжества. XII- середина XIII века. | (4 часа + 2 повторение) |
Модуль 4. Судьбы народов России в XIII – XV веках. Тема 4. Эпоха монгольского нашествия. XIII -XI V века. | (16 часов) (7 часов) |
Тема 5. Эпоха создания Российского государства. XV- начало XVI века. | (7 часов + 2 повторение) |
Итоговая работа в формате ЕГЭ | 1 |
Работа над ошибками. | 1 |
Резерв | 2 |
Реализация программы исторического образования на ступени основного общего образования предполагает широкое использование межпредметных связей. Интегративное взаимодействие курсов истории и обществоведения позволяет учащимся сформировать целостное представление о динамике развития и исторической обусловленности современных форм общественной жизни, критически воспринимать получаемую социальную информацию, осмысленно изучать многообразие моделей поведения, существующих в современном многокультурном, многонациональном, многоконфессиональном обществе.
5. Образовательные технологии В соответствии с требованиями ФГОС по направлению подготовки реализация компетентностного подхода программа предусматривает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий, одним из средств, в решении данной задачи, является на сегодняшний день – использование ИКТ в образовательном процессе. то привлечение мультимедийнных презентаций подготовленных как учителем, так и учащимися; использование на уроках готовых учебно-методических комплексов, соответствующих учебным программам и образовательным стандартам, на уроках истории зарубежных стран использую электронные пособия "Всеобщая история". Они позволяют учащимся ознакомиться с работами историков, сопоставить их со сведениями из исторических источников, самостоятельно составить необходимые схемы, таблицы, рассказы. Раздел электронных пособий "Слушаем, запоминаем" помогает отобрать и использовать при подготовке и проведении урока тот материал, который необходим для достижения конкретных учебных целей.
В последнее время мною активно привлекаются материалы с сайта "Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов". На этом сайте представлен богатейший материал, который очень удобно использовать на уроках истории и обществознания, а также на любых других предметах.
Использование электронных пособий позволяет существенно повысить наглядность изложения материала и привлечь внимание учащихся к изучаемой теме. Урок становится более интересным, если учебный материал представлен на экране – в красках и со звуком. В этом случае процесс обучения делается более эффективным, поскольку активизируются все формы чувственного восприятия.
На уроках истории для более точного и эмоционального восприятия новой темы и активизации мыслительной деятельности можно применять метод составления синквейна. Синквейн — своеобразное стихотворение-миниатюра, которое выражает эмоциональный итог работы учащихся на уроке. Так же, как и описанные выше методика, метод синквейна позволяет лучше освоить новые понятия, опираясь на ассоциативное мышление. Подробное описание этого приема можно найти в газете «Первое сентября» от 14 января 2003, статья С.Заир-Бека «Хайку по биологии, синквейны по физике…».
Алгоритм написания синквейна:
1-я строка
Кто? Что?
1 существительное (тема синквейна)
2-я строка
Какой?
2 прилагательных
3-я строка
Что делает?
3 глагола
4-я строка Что автор думает о теме
Фраза из 4 слов
5-я строка Кто? Что?
(Новое звучание темы – итог, вывод) - 1 существительное
Но нельзя забывать и об организации самостоятельной учебной работы школьников. Она имеет очень большое значение в современном уроке, так как ученик приобретает знания не только с помощью учителя, но и в процессе личной самостоятельной учебной деятельности, а учитель при этом руководит этим самостоятельным трудом, дает для него необходимый материал, что также является одним из путей повышения эффективности урока и активизации учащихся. «Как дидактическое явление самостоятельная работа представляет собой, с одной стороны, учебное задание, то есть то, что должен выполнить ученик, объект его деятельности, с другой – форму проявления соответствующей деятельности памяти, мышления, творческого выражения при выполнении учеником учебного задания, которое в конечном счете приводит школьника либо к получению совершенно нового, ранее не известного ему знания, либо к углублению и расширению сферы действия уже полученных знаний». Организации самостоятельной работы школьников может быть представлена различными видами деятельности: это и составление презентаций и подготовка выступлений; работа по поиску исторического источника и подбору необходимой информации; создание собственных продуктов учебной деятельности: рефератов, проектов и т.п.; выполнение практических работ; подготовка к конкурсам, олимпиадам, интеллектуальным турнирам и т.п. Здесь учитель выступает как организатор процесса обучения, так называемый учитель-менеждер.
6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости Контроль успеваемости учащихся – это выявление, измерение и оценивание знаний, умений обучаемых.
Выявление и изменение – это проверка, которая является составным компонентом контроля, функция которого обеспечение обратной связи между учителем и учащимися. Так же в контроль входит оценивание (как процесс) и оценки, которые в журналах фиксируются в виде отметок.
Формы учета: оценка(оценочное суждение), отметка, самооценка, поурочный балл, символика (флажки, звездочки, игрушки и т.п.).
Критерии оценки знаний учащихся таковы:
- глубокий, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика оценивается пятью баллами;
- твердое знание материала в пределах программных требований - четырьмя;
- неуверенное знание, с несущественными ошибками и отсутствием самостоятельности суждений оценивается – тремя баллами;
- наличие в ответе школьника грубых ошибок, проявление непонимания сути, не владение навыком оценивается отрицательно, отметкой «2»;
- отсутствие знаний, умений, навыков и элементарного прилежания влечет за собой единицу (используется очень редко)*.
ТЕМЫ К/РАБОТ:
- Обобщающий урок по курсу «История средних веков»
- История России с древнейших времен до конца XVΙ века
Темы Исследований:
1.средневековая геральдика
2.причины крестовых походов
3.Рыцарский орден
4. александр невский
5. первые русские князья
6 хистианство на руси
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля)
1. Колеснеченко Н.Ю.. История России с древнейших времен до конца XVI века: поурочные планы по учебнику А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной. 6 кл. –Волгоград: Учитель, 2007
2. Учебник «История Средних веков»: учеб. для 6 класса общеобр. учреждений/ Е.В.Агибалова, Г.М.Донской; под ред. А.А.Сванидзе. – 12-е изд. –М.: Просвещение, 2005.;
3. Учебник Данилов А.А. История России: с древнейших времен до конца XVI века: учебнику для 6 класса / А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. о. –М.: Просвещение, 2008.
4. Рабочая тетрадь к учебнику для 6 класса / А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. о. –М.: Просвещение, 2008. Программа «История России. История Средних веков. 6 класс». -М.: Изд. «Просвещение»,2008
Данилов О.В. Тематическое планирование по истории Средних веков. 6 класс» - М.: Экзамен, 2006
Колеснеченко Н.Ю.. История России с древнейших времен до конца XVI века: поурочные планы по учебнику А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной. 6 кл. –Волгоград: Учитель, 2007
История России: с древнейших времен до конца XVI века. Атлас. 6 класс, М., Дизайн. Информация. Картография: АТС: Астрель, 2007
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины
1. Сборник нормативных документов. История / Составители: Э.Д.Днепров. А.Г.Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007
2. Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. /Дошкольная подготовка. Начальная школа. Основная и старшая школа/ Под научной редакцией А.А.Леонтьева. – М.:Баласс, Изд.дом РАО, 2004. (Программа по всеобщей истории 5-9 классы. Авторы: С.В.Колпаков, М.В.Пономарёв, В.А.Рогожкин, С.В.Тырин. – 6 класс: Истории средних веков, стр.397-402; Программа по истории государства и народов России с древнейших времён до наших дней 6-9 классы. Авторы: А.А.Данилов, Д.Д.Данилов, В.А.Клоков, С.В.Тырин. – 6 класс: История государства и народов России с древнейших времён до середины XVI в. – стр.424-427.
Программа реализуется с помощью учебно-методического комплекта и дополнительной литературы:
- Д.Д.Данилов, Е.В.Сизова, А.В.Кузнецов, С.М.Давыдова. Всеобщая история. Средние века. 6 класс. Учебник. – М.: БАЛАСС, 2006.
- А.А.Данилов, Д.Д.Данилов, В.А.Клоков, С.В.Тырин. Российская история с древнейших времён до конца XVI века. Учебник для 6 класса. – М.: БАЛАСС, 2007
- С.М.Давыдова, М.Е.Турчина, Д.Д.Данилов. Российская и Всеобщая история. 6 класс: Методические рекомендации для учителя. – М.: Баласс, 2007 г.
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания Заместитель директора по УВР
методического объединения МБОУ «СОШ №4»
учителей обществознания ______________________
от 31.08.12 №1,
Директор МБОУ «СОШ №4» МИХАЙЛЕНКО Н.А.
_________________________
ЛАПИНА Г.А.
Предварительный просмотр:
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Дата | Тема урока | Тип урока | Подготовка к ЕГЭ | Основные понятия, термины | Методы и приемы | Оборудование и межпредметные связи | Д /з | |||
Кол-во часов | |||||||||||
Модуль 1. Рождение Средневековых цивилизаций. (16 часов). Вводная тема: Рубеж Древности и Средневековья. (2 часа) | |||||||||||
1 | 1 | Введение: что такое исто- рия Средних веков. | Знакомство с курсом. | Цивилизация | Цивилизация как ступень развития и как общность людей. V – XV вв. Средние века. | МП, с.62-64 ЦОР история средних веков | Стр.4-11 | ||||
2 | 1 | Рубеж Древности и Средневековья. | комбинированный | Задания с кратким ответом | Христианство, гунн-ны, «варварские ко-ролевства», патри-арх Константино-польский, папа Рим-ский, аскетизм | Великое переселение народов. У. – подбирать аргументы для доказательства своей точки зрения. | МП, с.64-70 презентация | Стр.12--26 | |||
Тема 1. Запад христианского мира. V-X века. (4 часа) | |||||||||||
3. | 1 | От варварских королевств к империи Карла Великого. | комбинированный | Работа с картой | Цивилизация, перво бытность, вождь, король, папа Римс-кий, рыцари, услов-ное землевладение, | Развивать понятийное мыш ление, формировать пони-мание причинно-следствен-ных связей возникновения | МП, с.70-75 К: «Варварские королевства в 500-768 гг», «Империя Карла Великого в 768-843 гг» | §1. стр.31-40 | |||
4. | 1 | Рождение феодального общества. | комбинированный | тест | Феод, сеньор, вас-сал, барщина, оброк натуральное хоз-во | З: характерные черты фео-дального общества, У: находить причинно-следственные связи | МП, с.76-80 ЦОР история средних веков | §2. стр.41-47 | |||
5. | 1 | Феодальная раздробленность. | комбинированный | Задания с развёрнутым ответом. | Феодальная раздроб леность, сословия, феодал | З: причины и последствия феодальной раздроблен-ности Европы. У: делать исторический прогноз | МП, с. 80-84 К: «Распад импе-рии Карла Вели-кого в середине IX в.», «Образование Свящ.Рим.импе-рии в конце IX-X вв». | §3. стр.48-55 | |||
6. | 1 | Времена викингов. | комбинированный | Задания с кратким ответом. | Норманны, викинги, руны, сага | Развивать умение класси-фицировать, обобщать. У: оценивать поступки викингов с позиции челове-ка XXI века. | МП, с.84-88 ЦОР история средних веков МХК, лит-ра | §4. стр.56-62 | |||
Тема 2. Восток христианского мира. V-XII века. (3 часа) | |||||||||||
7. | 1 | Византийская империя. | комбинированный | Работа с картой | Духовная красота, христианское миро-воззрение, икона, фреска, мозаика, византийский храм | З: императоров Византии, причины сохранения и расцвета империи У: установить причины и этапы развития самобыт-ности византийской цивили-зации | МП, с.88-94 К: «Византия – империя ромеев в VI-VIII вв» презентация лит-ра | §5. стр.65-74 | |||
8. | 1 | Государства славян и кочевников. | комбинированный | Задания с развёрнутым ответом. | Восточные славяне, тюркские племена, западные славяне, южные славяне, Кирилл и Мефодий, славянская азбука, православие | З: особенности взаимо-отношений Византии с соседями, У: выявлять существенные черты процесса становления и расширения православного мира. Читать карты, картосхемы, используя легенду | МП, с.94-98 К: «Расселение славян в VI-VII вв», «Образование гос-в в Вост.Европе в IX-X вв». ЦОР история средних веков | §6. стр.75-86 | |||
9. | 1 | Раскол христианской церкви. | комбинированный | тест | Православие, Като-лицизм, церковный раскол, католичес-кая цивилизация, православная циви-лизация | З: идейные основы христианства, причины раскола церкви; У: предвидеть последствия раскола церкви | МП, с.98-104 К: «Христианизация Европы в XI в (1000-1054 гг) презентация | §7. стр.87-94 зад.3 стр.94 (таблица) | |||
Тема 3. Пророки и завоеватели Востока. VII-XIII века. (7 часов) | |||||||||||
10. | 1 | Свет ислама. | комбинированный | Работа с картой | Мекка, Кааба, Коран, хадж, джихад, Мух-хамед – основатель ислама. | З: основы исламского вероучения. У: выделять причины и особенности новой религии. Выявлять законо-мерности, приведшие к ци-вилизации. | МП, 104-110 презентация лит-ра | §8. стр.97-106 | |||
11. | 1 | Рождение исламского мира. | комбинированный | Задания с кратким ответом. | Арабский халифат, халиф, мечеть, мина- рет, эмир, медрес, турки-сельджуки. | З: признаки исламской цивилизации, У: устанавливать взаимо-связи между понятиями. | МП, с.110-114 К: «Завоевания Арабского халифа та в VII-VIII вв». | §9. стр.107-121 | |||
12. | 1 | Крестовые походы. | комбинированный | Работа с картой | Крестоносцы, духов но-рыцарские орде-на, крестовые походы | З: причины, цели, участни-ки крестовых походов. У: анализировать, сопостав-лять, обобщать новые фак-ты, устанавливать между ними причинно-следствен-ные связи. | МП, с.114-120 К: «Крестовые походы в XI-XII вв». ЦОР история средних веков лит-ра | §10. стр.122-129 | |||
13. | 1 | Монгольские завоевания. | комбинированный | Задания с развёрнутым ответом. | Монгольский улус, Чингисхан | З: особенности хоз-ва, орга низации монгольского вой-ска, державы монголов. У: выделять причины быс-трого покорения народов Азии и Европы монголами. | МП, с.120-126 К: «Монгольские завоевания в XIII в», «Распад Мон-гольской империи в XIV в». | §11. стр.130-140 | |||
Модуль 2. Судьба средневековых цивилизаций. (16 часов) Тема 4. Особенности католической Европы. X-X V века. (4 часа) | |||||||||||
14. | 1 | Города Европы. | комбинированный | Ростовщик, банк, ярмарка, город, ре-месленные цеха, ку печеские гильдии, частная собствен-ность | З: причины роста городов с XI в. и возникновения тор-гово-денежных отношений. У: находить причинно-следственные связи истор. процессов | МП, с.134-139 | §12. стр.145-153 | ||||
15 | 1 | Феодальный мир. | комбинированный | Задания с кратким ответом. | Сословия, рыцарь, барщина, оброк, цер ковная десятина, фе одал, вассал, зави-симый крестьянин, соседская община | З: особенности жизни и взаимоотношений крестьян и феодалов. У: сравнивать права, обя-занности и образ жизни разных сословий Средневе-кового общества. | МП, с.140-146 ЦОР история средних веков | §13. стр.154-162 | |||
16. | 1 | Сила католической церкви. | комбинированный | Ересь, еретик, инк-визиция, Доминик, | З: изменения, произошед-шие в католической церкви в Х в. У: выделять проблемы и способы их решения | МП, с.146-150 презентация лит-ра | §14. стр.163-172 | ||||
17 | 1 | Культура католического мира. | комбинированный | Задания с кратким ответом. | Фома Аквинский, Роджер Бэкон, романский стиль | З: достижения науки, образования и искусства в странах католического мира в X-XV вв. У: сравнивать романский и готический стили в архи-тектуре и скульптуре | МП, с. 150-154 ЦОР история средних веков МХК | §15. стр.173-182 | |||
Тема 5. Страны католической Европы. XI-XV века. (5 часов) | |||||||||||
18 | 1 | Раздробленность в Англии и Франции. | комбинированный | Задания с развёрнутым ответом. | Вильгельм Завоева-тель, Генрих II План тагенет, Великая хартия вольностей, парламент, Гене-ральные штаты, сос-ловно-представи-тельная монархия | З: особенности развития Франции и Англии в XI-XV вв. У: пользоваться понятиями гос.раздробленность, сос-ловия, монархия.; сравни-вать ист.развитие Англии и Франции | МП, с.154-158. ЦОР история средних веков | §16. стр.185-196 | |||
19. | 1 | Столетняя война. | комбинированный | Работа с картой | Столетняя война, Жакерия, Уот Тайлер, | З: причины, этапы и итоги Столетней войны | МП, с.158-161. лит-ра | §17. стр.197-206 | |||
20 | 1 | Централизация Англии и Франции. | комбинированный | Задания с кратким ответом. | З: процесс централизации в Англии и Франции. У: выделять ист.закономер-ности в формировании гос-в | МП, с.162-164. презентация | §18. стр.207-215 | ||||
21 | 1 | Итальянское Возрождение. | семинар | тест | Эпоха Возрождения гуманисты | З: изменения в Италии, ко-торые привели к возникно-вению новой культуры. У: определять роль Антич-ности и Средневековья в этом процессе. | МП, с.164-168. ЦОР история средних веков лит-ра, ИЗО | §19. стр.216-153225 | |||
22. | 1 | Границы Священной империи. | комбинированный | Работа с картой | «Золотая булла», орден Меченосцев, Тевтонский орден, Грюнвальдская битва, гуситы | З: причины и последствия «натиска на Восток» немецких рычарей. | МП, с.168-172. презентация | §20. стр.226-234 | |||
Тема 6. Судьбы средневековых цивилизаций. (5 часов + 2 контроль) | |||||||||||
23. | 1 | Рубежи православия и ислама. | комбинированный | Работа с картой | Турки-османы, Фло-рентийская уния, Османская империя | З: причины гибели Визан-тии и последствия полити-ки турок-османов по отно-шению к завоеванным хрис тианским народам. | МП, с.172-175. ЦОР история средних веков | §21. стр.237-243 | |||
24. | 1 | Индийская средневековая цивилизация. V-XV века | комбинированны | Задания с кратким ответом. | З: особенности жизни сред-невековой Индии. У: оценивать процесс взаи-мопроникновения культур индийской и исламской цивилизаций. | МП, с.176-180. презентация | §22. стр.244-252 | ||||
25. | 1 | Дальневосточный мир Китая и Японии. V-XV века. | комбинированный | Работа с картой | Конфуцианство, да-осизм, буддизм, син тоизм, самураи, сёгун | З: процесс развития Китая и Японии в Средние века. У: выявлять общие черты в развитии 2-х стран. | МП, с.180-184. Презентация география | §23. стр.253-264 | |||
26. | 1 | Где закончилось Средневековье? | Закрепление и систематизация | Задания с развёрнутым ответом. | Инки, ацтеки | Закрепить понятия: цивили-зация, гос-во, исламская, католическая, индийская, православная, дальневос-точная цивилизации | МП, с.184-190. ЦОР история средних веков | §24. стр.265-272 | |||
Модуль 3. Восхождение народов России на ступень цивилизации. (17 часов) Тема 1. У истоков российской истории. (5 часов) | |||||||||||
2728 | 2 | Что такое российская история? Вспомогательные исторические науки. | Лекция с элементами беседы | Народ, государство | З: история России как исто-рия многонационального го сударства. У: выделять основные собы тия российской истории. | МП, с.198-200 Археология, нумизматика, топонимика | Стр.6-11 | ||||
29. | 1 | Этапы развития человеческой цивилизации. | комбинированный | Задания с кратким ответом. | Первобытность, ци-вилизация | З: этапы исторического развития. У: устанавливать логичес-кую последовательность со-ытий всемирной истории | МП, с.200-202 . обществознание | Стр.12-15 | |||
30. | 1 | Древние жители Северной Евразии. | комбинированный | Работа с картой | Первобытность, ро-довая община, ойку-мена | З: о жизни племён степной и лесной полосы. У: сравнивать время появ-ления цивилизации в Зап. Европе и Сев.Евразии | МП, с.202-208. география | Стр.16, §1. стр.18-27 | |||
31. | 1 | Северная Евразия в начале Средневековья. | комбинированный | Работа с картой | Хазарский каганат, Волжская Булгария | З: изменения, произошед-шие в жизни наших пред-ков в раннее Средневековье | МП, с.208-211. | §2. стр.28-34 | |||
32 | 1 | Мир восточных славян. Р/К Кочевники-скотоводы и горцы Северного Кавказа | комбинированный | Задания с развёрнутым ответом. тест | Путь «из варяг в греки», князь, ополчение | З: особенности развития вос точнославянских племён и причины более позднего создания предпосылок для возникновения гос-ва. У: доказывать свою точку зрения, подбирать ист. Факты. | МП, с.212-215. К: Мир вост. сла-вян в VIII-IX вв» История Ставрополья | §3. стр.35-44 Зад.5 (табл) | |||
Тема 2. Древнерусское государство. IX- начало XII века. (6 часов) | |||||||||||
33. | 1 | Становление Древнерус-ского государства. | комбинированный | Задания с кратким ответом. | Государство, князь, дружина. Дань, полюдье | З: процесс образования Древнерусского государст-ва. У: выявлять предпосылки образования гос-ва | МП, с.216-218. К: «Древнерусское гос-во (882-980)» | §4. стр.46-57 Зад.6 (табл) | |||
34. | 1 | Князь Владимир и креще-ние Руси. Р/К Крещение. Племена на Cтаврополье | комбинированный | тест | Двоеверие | З: причины принятия хри-стианства на Руси. У: работать с ист.картой и событие с ист.личностью. | МП, с.218-222. К: «Древнерус-ское гос-во (980-1054)» История Ставрополья | §5. стр.58-66
| |||
35. | 1 | Жители Древнерусского государства. | комбинированный | Задания с развёрнутым ответом. | Соседская община, древнерусская на-родность, вотчина | З: общественные слои, истоки их формирования. У: устанавливать причинно следственные связи в разви-тии древнерусского общес-тва. | МП, с.222-226. | §6. стр.57-77
| |||
36. | 1 | Расцвет Руси при Ярославе Мудром. | комбинированный | Усобица, династия, закон, летописи | З: особенности времени правления Ярослава Муд-рого, его внутренней и внешней политики. У: давать оценку деятель-ности правителя. | МП, с.226-229. литература | §7. стр.78-86
| ||||
37. | 1 | Начало распада Древнерус-ского государства. | комбинированный | Работа с картой | Раздробленность, вотчина, великий князь | З: причины начала процесса распада гос-ва на Руси. У: определять закономерно сти развития Руси, привед-шие к раздробленности | МП, с.230-233. | §8. стр.87-94
| |||
38. | 1 | Достижения культуры Древней Руси. | Лекция с элементами беседы | Задания с развёрнутым ответом. | Фольклор, письмен-ность, живопись, зодчество | З: достижения Древнерус-ской культуры. У: находить взаимосвязь между языческими и хрис-тианскими традициями в русском искусстве. | МП, с.234-237. ИЗО Архитектура литература | §9. стр.95-104
| |||
39 | 1 | Урок обобщение по разделу. Древнерусское государство. IX- начало XII века | Закрепление и систематизация | тест | Выполнение заданий тестового характера | ||||||
40 | 1 | Проверочная работа.№3 | |||||||||
Тема 3. Русские земли и княжества. XII- середина XIII века. (4 часа + 2 повторение) | |||||||||||
41. | 1 | Раздробленность русских земель. | комбинированный | Работа с картой | Великий князь, дру-жина, удельные князья, раздроблен-ность | З: причины раздробленнос-ти. У: выделять последствия раздробленности; работать с картой | МП, с.238-240. К: Русские земли и княжества в XII-нач. XIII в” | §10. стр.107-116; зад. 3 (табл), стр.115
| |||
42. | 1 | Владимиро-Суздальское княжество. | комбинированный | Задания с развёрнутым ответом. | З: причины возвышения Владимиро-Суздальского княжества, деятельность его князей. У: объяснять преимущества и недостатки в деятельнос-ти Юрия Долгорукого, Ан-дрея Боголюбского, Всево-лода Большое Гнездо. | МП, с.240-244. | §11. стр.116-125
| ||||
43 | 1 | Господин Великий Новгород. | комбинированный | Задания с кратким ответом. | Вече новгородское, боярская республика | З: особенности природы, занятий населения и власти в новгородской земле. У: выделять отличия в гос. устройстве Новгородской земли от др.русских кня-жеств. | МП, с.244-247. литература | §12. стр.126-134
| |||
44 | 1 | Общий взгляд на начало российской истории. | комбинированный | З: черты сходства и различия Русского гос-ва с развитием Западной Евро-пы в раннее Средневековье. | МП, с.248-251. | Стр.135
| |||||
45 | 1 | Повторительно-обобщаю-щий урок Русские земли и княжества. XII- середина XIII века | систематизация | тест | Стр.135 | ||||||
46 | 1 | Проверочная работа.№4 Восхождение народов России на ступень цивилизации | Контроль знаний | Задания с развёрнутым ответом. | В сб. «Провероч-ные работы». ПР III, вар-ты 1-4, стр.22-29 | ||||||
Модуль 4. Судьбы народов России в XIII – XV веках. (16 часов) Тема 4. Эпоха монгольского нашествия. XIII -XI V века. (7 часов) | |||||||||||
47 | 1 | Нашествие Батыя. Р/К Нашествие. Монголо-татары на Северном Кавказе | комбинированный | Задания с кратким ответом. | Монголо-татары, Чингисхан, Батый | З: причины завоевательных походов монголо-татар. У: выделять последствия нашествия Батыя на Русь; работать с картой. Запол нять таблицу. | МП, с.254-257. К: Монгольское нашествие в Вост. Европе. XIII век” История Ставрополья | §13. стр.139-147
| |||
48 | 1 | Русь между Западом и Востоком. | комбинированный | Работа с картой | Ливонский орден, Невская битва, Ле-довое побоище, дань, баскаки | З: направления внешней угрозы Руси. У: выявлять причины успе-шной борьбы русских с на-шествием рыцарей | МП, с.258-261. | §14. стр.148-156
| |||
49 | 1 | Золотая Орда. | комбинированный | Хан, Золотая Орда, государственная зависимость, баскаки | У: выделять особенности монгольского владычества на Руси и процессы взаимо-влияния 2-х цивилизаций. | МП, с.262-265. К: «Золотая Орда в XIII- XIV вв» | §15. стр.157-167
| ||||
50 | 1 | Великое княжество Литовское и Русское. | комбинированный | Задания с развёрнутым ответом. | Гедимин, Ольгерд, рада, уния | З: исторические условия и процесс возвышения Вели-кого княжества Литовского. У: выделять причины раз-деления древнерусской на-родности на белорусов, ук-раинцев, русских. | МП, с.266-270. | §16. стр.168-175
| |||
51 | Возвышение Москвы. | комбинированный | Раздробленность | З: причины возвышения Москвы и роль московских князей в этом процессе. У: анализировать историч. карту | МП, с.270-276. | §17. стр.176-184
| |||||
52 | 1 | Собирание Руси вокруг Москвы. | комбинированный | Задания с кратким ответом. | Сергий Радонежс-кий, Троице-Серги-ев монастырь, Ку-ликовская битва | З: причины действий Дми-трия Донского – возмож-ность противостояния Зо-лотой Орде. У: находить причинно-след ственные связи. | МП, с.276-281. К: «Московское княжество 1350 – 1380-е гг», с.189 | §18. стр.185-194
| |||
53 | 1 | Возрождение русской культуры. | комбинированный | Задания с развёрнутым ответом. | Феофан Грек, Анд-рей Рублёв, икона «Троица» | З: процесс восстановления русской культуры после нашествия Батыя У: сравнивать европейское Возрождение и возрожде-ние на Руси, выделять осо-бенности культуры нашего народа. | МП, с.282-285. | §19. стр.195-204
| |||
Тема 5. Эпоха создания Российского государства. XV- начало XVI века. (7 часов + 2 повторение) | |||||||||||
54 | 1 | Распри в Московском княжестве. | комбинированный | З: роль Москвы и её князей в собирании русских земель У: выделять причины, осно-вные события и итоги вой-ны за великокняжеский престол между наследника-ми Дмитрия Донского | МП, с.286-289. К: «Московское княжество 1390-1460-х гг» | §20. стр.207-215
| |||||
55. | 1 | Судьба Золотой Орды. | комбинированный | Задания с кратким ответом. | Ханство | З: причины распада Золо-той Орды и его влияние на судьбы народов | МП, с.290-292. | §21. стр.216-223 Зад.4 (табл), стр.223
| |||
56. | 1 | Создание Российского государства. | комбинированный | «Стояние на Угре» | З: причины, позволившие Ивану III сбросить мон-гольское иго. У: работать с картой | МП, с.292-296. | §22. стр.224-231
| ||||
57 | 1 | Власть в Российском государстве. | комбинированный | Дворяне, Боярская дума, Судебник 1497 г., Россия, двуглавый орёл, Третий Рим | З: направления политики Ивана III У: определять влияние гео-графического положения России на особенности её развития | МП, с.296-300. | §23. стр.232-239
| ||||
58 | 1 | Жители Российского госу-дарства. Р/К Кочевники-скотоводы на Северном Кавказе | Урок-игра | Задания с развёрнутым ответом. | Бояре-вотчинники, дворяне-помещики, поместье, тягло, по-садские люди, бар-щина, оброк, Юрьев день. крестьяне | З: изменения, произошед-шие в русском обществе после свержения монголь-ского ига У: сравнивать обществен-ное устройство России XV в. и Руси XI в. | МП, с.300-306. История Ставрополья | §24. стр.240-249
| |||
59 | 1 | Культура Российского государства XV- начала XVI века. | семинар | Аристотель Фиоро-ванти, Успенский собор, Московский Кремль | З: процесс развития куль-туры русского централизо-ванного государства У: выделять черты влияния европейской и азиатской культуры на русскую | МП, с.306-311. Архитектура Литература ИЗО | §25. стр.250-258
| ||||
60 | 1 | Общий взгляд на Средне-вековую российскую историю. | комбинированный | Задания с развёрнутым ответом. | У: выделять признаки, ха-рактерные для российской цивилизации в Средние века, и события, ставшие рубежом основных этапов развития. | МП, с.312-315. | стр.259-262
| ||||
61 62 | 2 | Повторительно-обобщаю-щий урок по главам 10-11 | систематизация | ||||||||
63 64 | 2 | Проверочная работа №5 Судьбы народов России в XIII – XV веках Р/К Народы Кавказа | Варианты 1-4, стр.30-37 Контроль знаний | тест | История Ставрополья | ||||||
65 | 1 | Итоговая работа в формате ЕГЭ | Контроль знаний | тестирование | Д.ДДанилов, Е.В.Сизова, стр.43-48 | ||||||
66 | 1 | Работа над ошибками. | систематизация | ||||||||
67 68 | 2 | Резерв |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...
Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...
Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...
Рабочая программа по истории 8 класс к учебникам - А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России в XIX веке. - Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М, Всеобщая история 1800-1913гг..
Рабочая программа по истории 8 класс к учебникам - А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России в XIX веке. - Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М, Всеобщая история 1800-1913гг.....
Рабочая программа по истории, 6 класс, УМК по истории Средних веков Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского; УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной
Рабочая программа по истории, 6 класс, УМК по истории Средних веков Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского; УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной...
Рабочая программа по истории 7 класс УМК по Всеобщей истории В. А. Ведюшкина, С. Н. Бурина ;УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г.Косулиной
Рабочая программа по истории 7 класс УМК по Всеобщей истории В. А. Ведюшкина, С. Н. Бурина ;УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г.Косулиной...
Рабочая программа по истории 7 класс (ФГОС) по учебникам: История России - 2. Андреев И.Л., Фёдоров И.Н., Амосова И.В. История России: XVI- конец XVII в. 7 кл. – М.: Дрофа, 2016. – 253 с.: ил., карт., Всеобщая история - А. Я. Юдовская, П. А. Баранов, Л.
Рабочая программа по истории 7 класс (ФГОС) по учебникам:История России - Андреев И.Л., Фёдоров И.Н., Амосова И.В. История России: XVI- конец XVII в. 7 кл. – М.: Дрофа, 2016. – 253 с...