Духовно-нравственное воспитание на занятиях объединений
материал по теме
Материал педагогического совета по теме "Духовно-нравственное воспитание на занятиях объединений ДХТД". Используются рекомендации "Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Материалы к педсовету по духовно-нравственному развитию | 278 КБ |
презентация по духовно-нравственному развитию | 1.19 МБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический совет
«Концепция духовно-нравственного образования в системе дополнительного образования и её развитие на занятиях объединений»
«Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра» Л.Н. Толстой
Хорошими люди становятся больше от упражнения, чем от природы. Демокрит (древнегреческий философ)
Учитель, образ его мыслей – вот что самое главное во всяком обучении и воспитании А. Дистервег (нем. педагог,1790-1866)
Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. На встрече с молодежью Святейший Патриарх Кирилл отметил: «…существует удивительный факт: люди, живущие в разных культурных средах и даже в разные эпохи, имеют одно и то же понимание добра и зла – фундаментальное понимание, не в деталях, а по сути, – которое опознается голосом человеческой совести». «Бог, создав человека, вложил в его природу некоторые качества и свойства, определяющие эту объективную систему ценностей».
Современный период в российской истории и образовании назван в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования временем смены ценностных ориентиров, во время которого нарушается духовное единство общества, размываются жизненные ориентиры молодежи, происходит девальвация ценностей старшего поколения, а также деформация традиционных для страны моральных норм и нравственных установок.
По данным статистики: до 2,5 млн. человек РФ употребляют наркотики, ежегодно эта цифра увеличивается на 80 тыс. человек (или на 220 за день). 80 человек – столько наркоманов умирает каждый день в России. Таким образом, за год страна теряет около 30 тысяч человек. Средний возраст умерших – 28 лет.
Статистические данные показывают, что в России рождается 17% детей с психическими отклонениями, 15млн. наркоманов, 35 млн. алкоголиков. На одного человека России приходится более 25 л алкоголя в год, тогда как при 8 л алкоголя в год начинается вырождение нации. Могут быть признаны здоровыми лишь 15-19% детей и подростков, не менее 75% детей и подростков нуждаются, в той или иной степени, в психиатрической помощи и лечении. По данным экспертов ЮНЕСКО и Всемирной организации здравоохранения, при коэффициенте жизнеспособности по шестибалльной шкале в России он составляет всего 1,4 балла.
Пьянство, курение, детская проституция и беспризорность, негативный информационный поток, криминализация сознания, разрушение семьи – это кризис человеческой личности, это кризис нравственного чувства, это кризис потери ценностей.
Базой для укрепления единства и суверенитета страны, основой нашей повседневной жизни, фундаментом для экономических и политических отношений служит духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности.
Ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны отводится образованию.
Цель:
скорректировать подходы и технологии духовно – нравственного и патриотического воспитания учащихся в системе работы МОУ ДОД «Куровского ДХТД»
Задачи:
познакомиться с основными положениями Концепции
проанализировать, насколько эффективно работают уже используемые нами воспитательные технологии
попытаться найти новые приёмы, формы и методы работы по данному направлению воспитательной деятельности.
Понятийный аппарат
Слово «духовность» употребляются в обиходе наших выражений очень широко. И только в силу незнания его значения люди иногда относят его лишь к одной человеческой деятельности - религиозной. Религиозность - это лишь определенное убеждение. А вот исполнение высокодуховных истин: умение быть добрым, милосердным, нравственно уравновешенным, культурным, умение прощать и др.- это и есть духовность. Это качество всей человеческой деятельности, все то, что может нас возвысить над нашими вчерашними достижениями.
Духовность - это «устремление человека к тем или иным высшим ценностям и смыслу, идеалу, стремление человека переделать себя, приблизить свою жизнь к этому идеалу и внутренне освободиться от обыденности» (В. И. Даль).
Духовность проявляется в стремлении человека строить свои отношения с окружающим миром на основе добра, истины, красоты, строить свою жизнь на основе гармонии с окружающим миром. Одним из сильнейших источников духовности является совесть, а проявлением духовности - любовь.
Нравственность - это компонент культуры, содержанием которого выступают этические ценности, составляющие основу сознания. Нравственность- это способность человека действовать, думать и чувствовать в соответствии со своим духовным началом, это способы и приемы передачи вовне своего внутреннего духовного мира.
Таким образом, духовно- нравственное воспитание- это создание условий для воспитания человека, который старается жить в согласии со своей совестью.
«Безнравственный человек – значит бессовестный» (К.Д.Ушинский).
Духовность и нравственность - понятия, существующие в неразрывном единстве. При их отсутствии начинается распад личности и культуры.
В педагогической энциклопедии нравственное воспитание определяют так: нравственное воспитание – это целенаправленное формирование морального сознания, развитие нравственных чувств и выработка навыков и привычек нравственного поведения. И главная цель нравственного воспитания - это воспитание нравственного человека, способного к принятию ответственных решений и к проявлению нравственного поведения в любых жизненных ситуациях.
«Воспитание ориентировано на достижение определенного идеала, т. е. образа человека, имеющего приоритетное значение для общества в конкретно-исторических социокультурных условиях.».
В средневековой Руси воспитательный идеал был укоренен в религии и представлен для православных христиан прежде всего в образе Иисуса Христа. Православная вера была одним из важных факторов, обеспечивающих духовное единство народа. Для сохранения целостности страны, территория которой постоянно расширялась, нужна была общая система нравственных ориентиров, ценностей и смыслов жизни, таких, как честь, верность, соборность, самоотверженность, служение, любовь.
В XVIII в. Россия стала империей, сила которой заключалась в централизации и концентрации государственной власти в руках правящего монарха - императора. Государство возвышалось над церковью, был сформулирован новый воспитательный идеал — «человек государственный, слуга царю и Отечеству».
Образовательная система стала ориентироваться на задачи подготовки профессиональных кадров для государственных нужд. Главным в воспитании стало формирование человека-патриота, отличающегося высокой нравственностью, любовью к науке, трудолюбием, служением России. Для императорской России был характерен идеал полезного государству и Отечеству гражданина.
В советский период государство обрело всю полноту власти над гражданином и его частной жизнью. Устраняя влияние церкви на общественную и личную жизнь, подавляя религиозное сознание, советское государство само стало претендовать на роль новой вселенской церкви. Спектр жизненных смыслов был сжат до веры в коммунизм и служения коммунистической партии.
Вместе с тем советская эпоха в отечественной истории сформировала высокий педагогический идеал – воспитание всесторонне развитой личности, дала примеры массового патриотизма, героического служения, вплоть до самопожертвования, во имя будущего своей страны и своего народа, пренебрежения материальным во имя идеального.
В 90-е гг. ХХ в. в России был сформирован идеал свободной в своем самоопределении и развитии личности, «освобожденной» от ценностей, национальных традиций, обязательств перед обществом.
Современный национальный воспитательный идеал определяется:
в соответствии с национальным приоритетом;
исходя из необходимости сохранения преемственности по отношению к национальным воспитательным идеалам прошлых исторических эпох;
согласно Конституции Российской Федерации;
согласно Закону Российской Федерации «Об образовании» в части общих требований к содержанию образования (ст. 14) и задачам основных образовательных программ (ст. 9, п. 6).
Современный национальный воспитательный идеал - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания
Воспитание обучающихся должно обеспечить:
в сфере личностного развития | В сфере общественных отношений | В сфере государственных отношений |
готовность и способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению; готовность и способность к реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, социальной и профессиональной мобильности на основе моральных норм, непрерывного образования и универсальной духовно-нравственной установки «становиться лучше»; укрепление нравственности, основанной на свободе, воле и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести; формирование морали как осознанной личностью необходимости определенного поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом; развитие совести как нравственного самосознания личности, способности формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную самооценку своим и чужим поступкам; принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки; способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата; трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей; осознание ценности других людей, ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью и духовной безопасности личности, умение им противодействовать; свободолюбие как способность к сознательному личностному, профессиональному, гражданскому и иному самоопределению и развитию в сочетании с моральной ответственностью личности перед семьей, обществом, Россией, будущими поколениями; укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество перед прошлыми, настоящими и будущими поколениями. | осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных нравственных ценностей; готовность граждан солидарно противостоять внешним и внутренним вызовам; развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности; заботу о благосостоянии многонационального народа Российской Федерации, поддержание межэтнического мира и согласия; осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации, Отечеству; понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека; бережное отношение к жизни человека, забота о продолжении рода; законопослушность и сознательно поддерживаемый гражданами правопорядок; духовную, культурную и социальную преемственность поколений. | должно содействовать: укреплению и совершенствованию демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления; повышению доверия к государственным институтам со стороны граждан и общественных организаций; повышению эффективности усилий государства, направленных на модернизацию страны; укреплению национальной безопасности. |
Нравственное воспитание - неоспоримая и важнейшая опора всякого общества. Недостатки и упущения в нравственном воспитании наносят обществу непоправимый урон. Интеллектуальное развитие молодежи не представляет сегодня такой проблемы, как ее нравственное становление.
Актуальность проблемы нравственного воспитания связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:
• Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и духовными чертами личности.
• Во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.
• В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку.
• В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют ребенка о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.
Нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный процесс, соответствующий нормам общечеловеческой морали.
Система нравственного воспитания включает в себя:
• понимание и учёт в работе всех источников нравственного опыта воспитанников. Такими источниками являются: деятельность (учебная, общественно полезная), отношения между детьми в коллективе, отношения воспитанников с педагогами и родителями, эстетика быта, мир природы, искусства.
• правильное соотношение форм деятельности и просвещения на разных возрастных этапах.
• включение нравственных критериев в оценку всех без исключения видов деятельности и проявлений личности детей. Все дело в том, что воспитание - это всего лишь побочный эффект взаимодействия, глубинного общения людей, только это дает эффект воспитания, все остальное - самоадаптация ребенка и его самоопределение. Не педагог, не родители воспитывают ребенка, а ребенок адаптируется к поведению родителей и также адаптируется к жизненным ситуациям, из которых складывается его жизненный путь.
Основные принципы организации духовно-нравственного
развития и воспитания
Организация социально открытого пространства духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, нравственного уклада жизни обучающихся осуществляется на основе:
нравственного примера педагога;*
социально-педагогического партнерства;
индивидуально-личностного развития;
интегративности программ духовно-нравственного воспитания;
социальной востребованности воспитания.
*Выделяется группа качеств личности педагога, влияющих на нравственное воспитание:
Социальные и общие личностные (идейность, гражданственность, нравственность, педагогическая направленность и эстетическая культура)
Профессионально-педагогические
Индивидуальные особенности познавательных процессов и их педагогическая направленность (педагогическая наблюдательность, мышление, память и т.д.)
Эмоциональная отзывчивость
Волевые качества
Особенности темперамента
Состояние здоровья
Творческое мышление
Диалоговое общение
«Преобразовательные» способности
Педагогическая рефлексия
Положительные этические качества (добродетели)
Высокие ценностные установки (патриотизм, гражданственность, любовь к детям)
В Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников приведена система базовых национальных ценностей. Критерием их систематизации, разделения по определенным группам были выбраны источники нравственности и человечности, т.е. области общественных отношений, деятельности, сознания.
Традиционными источниками нравственности являются: Россия, многонациональный народ Российской Федерации, гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа, человечество.
Соответственно традиционным источникам нравственности определяются и базовые национальные ценности, каждая из которых раскрывается в системе нравственных ценностей (представлений):
1. Патриотизм – Любовь к России. Любовь к своему народу. Любовь к своей "малой Родине". Служение Отечеству.
2. Социальная солидарность — Свобода личная и национальная. Доверие к людям. Справедливость. Милосердие. Доброта. Честь. Честность. Достоинство.
3. Гражданственность — Правовое государство. Гражданское общество. Долг перед Отечеством, старшими поколениями, семьей. Закон и правопорядок. Свобода совести и вероисповедания.
4. Семья — Любовь и верность. Здоровье. Достаток. Почитание родителей. Забота о старших и младших. Продолжение рода.
5. Труд и творчество — Творчество и созидание; Целеустремленность и настойчивость; Трудолюбие; Бережливость.
6. Наука — Познание. Истина. Научная картина мира. Экологическое сознание.
7. Искусство и литература включает ценности: Красота. Гармония. Духовный мир человека. Нравственный выбор. Смысл жизни. Эстетическое развитие.
8. Природа — Жизнь. Родная земля. Заповедная природа. Планета Земля.
9. Человечество — Мир во всем мире; Многообразие культур и народов; Прогресс человечества; Международное сотрудничество.
Педагогический смысл работы по нравственному становлению личности школьника состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор. Успешность данного вида деятельности в формировании нравственных качеств школьника зависит от грамотности педагога, разнообразии применяемых им методов и эмоциональном отклике детей.
Нравственность формируется через мероприятия, в повседневных отношениях и сложностях жизни, в которых ребенку приходится разбираться, делать выбор, принимать решения, совершать поступки. Очень многое зависит и от нравственного пространства, в котором формируется ребенок.
Основные источники нравственного опыта
Это, прежде всего, учебная деятельность. Нравственное развитие воспитанников на занятиях осуществляется через содержание программного и дидактического материала, самой организацией занятия: устные журналы, беседы, лекции, уроки вежливости, уроки хороших манер, анкетирование, диспуты, конференции, праздники вежливости и т.д.
Другим важным источником нравственного опыта учащихся является разнообразная внеклассная работа. В ней создаются особенно благоприятные условия для включения учащихся в систему реальных нравственных отношений взаимопомощи, ответственности, принципиальной требовательности. Индивидуальные склонности, творческие способности в более полной мере развиваются именно в этой деятельности.
Известно, что такие нравственные черты личности, как мужество, ответственность, гражданская активность, единство слова и дела нельзя воспитать только в рамках учебного процесса. Для становления этих качеств необходимы жизненные ситуации, требующие непосредственного проявления ответственности, принципиальности и инициативы.
К важным источникам нравственного опыта школьников относится искусство.
Развитию нравственного сознания детей также способствует их знакомство с жизнью, деятельностью, нравственными позициями выдающихся людей.
В нравственном опыте ребенка немаловажную роль выполняет вещественно- предметное пространство, в котором он находится. Порядок и чистота, удобство и красота создают благоприятное психологическое состояние.
Для создания условий духовно-нравственного развития учащихся, их воспитания и полноценной социализации, необходимо:
1. Осознанное стремление каждого педагога к собственному духовному росту и оказание помощи своим воспитанникам в духовном взрослении. Создание в коллективе атмосферы товарищества, доброжелательности, уважительного отношения к личности и индивидуальности каждого учащегося, признание за ним права на собственную точку зрения, развитие диалоговых форм общения.
2. Систематическое изучение каждого учащегося. Разработка индивидуальных вариантов воспитания и развития школьника.
3. Взаимодействие с религиозными и общественными организациями, гражданско-патриотическими, культурными, экологическими, детско-юношескими и молодежными движениями, организациями, разделяющими в своей деятельности базовые национальные российские ценности и готовыми содействовать достижению национального педагогического идеала.
4. Повышение педагогической культуры родителей через проведение родительских конференций, собраний-диспутов, встреч за круглым столом, семейные гостиные, вечер вопросов и ответов, тренинги для родителей.
Во 2-ой части нашего педсовета мы проанализируем статьи методических журналов по теме «Духовно-нравственное воспитание на занятиях УДОД» и обменяемся мнениями по их содержанию.
В процессе работы вам предстоит заполнить информационную карточку:
Название журнала, номер, год, страница
_______________________________________________________________________________________________________Автор, название статьи
_______________________________________________________________________
Направление деятельности
Название мероприятий, форма | Возраст | Средства духовно-нравственного воспитания | Способы решения проблемы | Аннотация ( краткое содержание, интересные моменты, ключевые положения) |
Ваша оценка полезности данного материала (от 0 до 5) | + материала | -- материала | Какие мероприятия по данному направлению возможны в вашем объединении? |
Решение педсовета
1. Скорректировать воспитательную работу ДХТД с учетом положений Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, включив в планы воспитательной работы объединений мероприятия, способствующие духовно- нравственному воспитанию школьников
2. Продолжить работу по разработке методических материалов по духовно-нравственному воспитанию
Разработать воспитательную систему ДТ в соответствии с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
Собрать пакет материалов для психолого-педагогической диагностики учащихся и анкетирования родительской общественности по данному вопросу
Литература.
Данилюк, А. Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России /А. Данилюк // Социальная педагогика.- 2010.- №2.-С.5-15
Иноземцева, О. И.Духовно – нравственное воспитание молодежи в условиях ДО /О.И. Иноземцева // Дополнительное образование и воспитание.- 2009.- №8.-С.9-13
Якунина, И. В. Духовно – нравственное воспитание подрастающего поколения/И. В. Якунина // Дополнительное образование и воспитание.- 20011.- №1.-С.19-21
Запесоцкий, А. С., Иванов В. Г. Дмитрий Лихачев о нравственности, свободе и патриотизме /А. С. Запесоцкий, В. Г. Иванов // Дополнительное образование и воспитание.- 2008.- №6.-С.3-18
Ищук, Г. Н. Воспитание в современной школе: включение детей в социокультурную деятельность/ Г. Н. Ищук // Внешкольник.-2008.- №1.-с.21-24
Формирование системы духовно-нравственного образования (обучения, развития, воспитания, просвещения) в образовательных учреждениях Старооскольского городского округа. В презентации представлены структурная и содержательная модели системы формирования духовно-нравственного образования городского округа. Элементы системы охватывают различные уровни образования от дошкольного до дополнительного.
Приложения
Этапы развития воспитательного идеала в России
Этап | Основа воспитательного идеала | Воспитательный идеал | Система нравственных ориентиров |
Средневековая Русь | Религия: православие | Образ Иисуса Христа | Честь Верность Соборность Самоотверженность Служение Любовь |
XVIII век | Государство возвышалось над церковью | «Человек государственный, слуга царю и Отечеству» | Патриотизм Высокая нравственность Любовь к науке Трудолюбие Служение России |
Советский период | Устранение влияния церкви, усиление власти государства | Всесторонне развитая личность | Вера в коммунизм Служение коммунистической партии Патриотизм Героизм Самопожертвование Пренебрежение материальным во имя идеального |
90-е годы XX века | Демонтаж советской идеологии, копирование западных форм жизни | Свободная в своем самоопределении и развитии личность, «освобожденная» от ценностей, национальных традиций, обязательств перед обществом | Свобода Личность Гражданская активность |
Лист рефлексии
Считаете ли вы тему педсовета актуальной?
Да нет другое _______________________________________________
Считаете ли Вы эффективным проведение педсовета в предложенной форме?
Да нет другое _______________________________________________
Оцените виды деятельности по 5-балльной системе и отметьте своё состояние, которое Вы испытывали в процессе работы педсовета (интерес, удовольствие, раздражение, скука, беспокойство, эмоциональный подъем, др.)
Виды деятельности | Баллы | Состояние |
Введение в проблему (теоретическая часть) |
Практикум по анализу статей из методических журналов |
Обсуждение материалов статей |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра. Л.Н. Толстой Современный период в российской истории и образовании - время смены ценностных ориентиров нарушение духовное единство общества размывание жизненных ориентиров молодежи девальвация ценностей старшего поколения деформация традиционных для страны моральных норм и нравственных установок
По данным статистики: До 2,5 млн. человек РФ употребляют наркотики. 80 человек –умирает каждый день в России. За год страна теряет около 30 тысяч человек. Средний возраст умерших – 28 лет. В России рождается 17% детей с психическими отклонениями, 15млн. наркоманов, 35 млн. алкоголиков. На одного человека России приходится более 25 л алкоголя в год Могут быть признаны здоровыми лишь 15-19% детей и подростков Не менее 75% детей и подростков нуждаются, в той или иной степени, в психиатрической помощи и лечении.
Разрушение семьи Криминализация сознания Негативный информационный поток Детская беспризорность Детская проституция Курение Пьянство Кризис нравственного чувства
Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности Фундамент для экономических и политических отношений Основа повседневной жизни Укрепление единства и суверенитета страны
Ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества отводится образованию Цель: скорректировать подходы и технологии духовно – нравственного и патриотического воспитания учащихся в системе работы МОУ ДОД «Куровского ДХТД» Задачи: познакомиться с основными положениями Концепции проанализировать, насколько эффективно работают уже используемые нами воспитательные технологии попытаться найти новые приёмы, формы и методы работы по данному направлению воспитательной деятельности.
Понятийный аппарат Духовность - это « устремление человека к тем или иным высшим ценностям и смыслу, идеалу, стремление человека переделать себя, приблизить свою жизнь к этому идеалу и внутренне освободиться от обыденности» (В. И. Даль) Нравственность - это способность человека действовать, думать и чувствовать в соответствии со своим духовным началом. Это способы и приемы передачи вовне своего внутреннего духовного мира Духовно- нравственное воспитание - это создание условий для воспитания человека, который старается жить в согласии со своей совестью
Из педагогической энциклопедии Нравственное воспитание – это целенаправленное формирование морального сознания, развитие нравственных чувств и выработка навыков и привычек нравственного поведения. Главная цель нравственного воспитания - это воспитание нравственного человека, способного к принятию ответственных решений и к проявлению нравственного поведения в любых жизненных ситуациях.
«Воспитание ориентировано на достижение определенного идеала, т. е. образа человека, имеющего приоритетное значение для общества в конкретно-исторических социокультурных условиях» Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
Современный национальный воспитательный идеал определяется: в соответствии с национальным приоритетом; исходя из необходимости сохранения преемственности по отношению к национальным воспитательным идеалам прошлых исторических эпох; согласно Конституции Российской Федерации; согласно Закону Российской Федерации «Об образовании» в части общих требований к содержанию образования (ст. 14) и задачам основных образовательных программ (ст. 9, п. 6).
Современный национальный воспитательный идеал это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания Сфера личностного развития Сфера общественных отношений Сфера государственных отношений
Актуальность проблемы • Во-первых , наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и духовными чертами личности. • Во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности. • В-третьих , само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. • В-четвертых , вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют ребенка о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.
Система нравственного воспитания Понимание и учёт в работе всех источников нравственного опыта воспитанников Эстетика быта Деятельность Отношения в коллективе Отношения с педагогами и родителями Мир природы, искусства Включение нравственных критериев в оценку всех без исключения видов деятельности и проявлений личности детей Правильное соотношение форм деятельности и просвещения на разных возрастных этапах
Основные принципы организации духовно-нравственного развития и воспитания Нравственный пример педагога Социально-педагогическое партнерство Индивидуально-личностное развитие Интегративность программ духовно-нравственного воспитания Социальная востребованность воспитания
Группа качеств личности педагога, влияющих на нравственное воспитание: Социальные и общие личностные (идейность, гражданственность, нравственность, педагогическая направленность и эстетическая культура) Профессионально-педагогические Индивидуальные особенности познавательных процессов и их педагогическая направленность (педагогическая наблюдательность, мышление, память и т.д.) Эмоциональная отзывчивость Волевые качества Особенности темперамента Состояние здоровья Творческое мышление Диалоговое общение «Преобразовательные» способности Педагогическая рефлексия Положительные этические качества (добродетели) Высокие ценностные установки (патриотизм, гражданственность, любовь к детям)
Традиционные источники нравственности Россия многонациональный народ Российской Федерации гражданское общество семья труд искусство наука религия природа человечество
Базовые национальные ценности 1. Патриотизм – Любовь к России . Любовь к своему народу. Любовь к своей "малой Родине". Служение Отечеству. 2. Социальная солидарность — Свобода личная и национальная. Доверие к людям. Справедливость. Милосердие. Доброта. Честь. Честность. Достоинство. 3. Гражданственность — Правовое государство. Гражданское общество. Долг перед Отечеством, старшими поколениями, семьей. Закон и правопорядок. Свобода совести и вероисповедания. 4. Семья — Любовь и верность. Здоровье. Достаток. Почитание родителей. Забота о старших и младших. Продолжение рода. 5. Труд и творчество — Творчество и созидание; Целеустремленность и настойчивость; Трудолюбие; Бережливость. 6. Наука — Познание. Истина. Научная картина мира. Экологическое сознание. 7. Искусство и литература - Красота. Гармония. Духовный мир человека. Нравственный выбор. Смысл жизни. Эстетическое развитие. 8. Природа — Жизнь. Родная земля. Заповедная природа. Планета Земля. 9. Человечество — Мир во всем мире; Многообразие культур и народов; Прогресс человечества; Международное сотрудничество.
Основные источники нравственного опыта Учебная деятельность Внеклассная работа Искусство Вещественно- предметное пространство
Условия духовно-нравственного развития учащихся 1. Осознанное стремление каждого педагога к собственному духовному росту и оказание помощи своим воспитанникам в духовном взрослении. Создание в коллективе атмосферы товарищества, доброжелательности, уважительного отношения к личности и индивидуальности каждого учащегося, признание за ним права на собственную точку зрения, развитие диалоговых форм общения. 2. Систематическое изучение каждого учащегося. Разработка индивидуальных вариантов воспитания и развития школьника. 3. Взаимодействие с религиозными и общественными организациями, гражданско-патриотическими, культурными, экологическими, детско-юношескими и молодежными движениями, организациями, разделяющими в своей деятельности базовые национальные российские ценности и готовыми содействовать достижению национального педагогического идеала. 4. Повышение педагогической культуры родителей через проведение родительских конференций, собраний-диспутов, встреч за круглым столом, семейные гостиные, вечер вопросов и ответов, тренинги для родителей.
Решение педсовета 1. Скорректировать воспитательную работу ДХТД с учетом положений Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, включив в планы воспитательной работы объединений мероприятия , способствующие духовно- нравственному воспитанию школьников 2. Продолжить работу по разработке методических материалов по духовно-нравственному воспитанию 3. Разработать воспитательную систему ДТ в соответствии с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России 4. Собрать пакет материалов для психолого-педагогической диагностики учащихся и анкетирования родительской общественности по данному вопросу .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Статья и краткие методические комментарии помогут педагогам образовательного учреждения в проектировании основной общеобразовательной программы (ООП) в условиях реализации ФГОС-2009 , Программы духовн...
Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся 11класса
Воспитательная программа "Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся11класса"...
Проект "Духовно-нравственные ценности воспитания в русской семье"
Актуальность. На современном этапе развития общества происходят значительные изменения в различных сферах жизнедеятельности человека, которые существенным образом затрагивают проблему семейных о...
базовые национальные ценности в духовно-нравственном развитиии воспитании школьников через уроки физики
Современное общество озадачено проблемой духовно-нравственного воспитания молодежи. В статье показаны формы духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся 7 - 11 классов через уроки физики....
Духовно-нравственное развитие, воспитание обучающихся на ступени общего образования
Сообщение к конференции "Актуальные вопросы повышения качества учебно-воспитательного процесса в условиях модернизации образования"...
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации «Об образовании», Федерального государственного образовательного ст...
Духовно-нравственное становление личности в творческих объединениях технического, художественно-эстетического и патриотического направлений
В современных условиях очевидна необходимость разработки и реализации новых походов к определению приоритетов и основополагающих принципов гражданского, духовно-нравственного и патриотического в...