Духовно-нравственное воспитание на занятиях объединений
материал по теме

Материал педагогического совета по теме "Духовно-нравственное воспитание на занятиях объединений ДХТД". Используются рекомендации "Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогический совет

«Концепция духовно-нравственного образования в системе  дополнительного образования и её развитие на занятиях объединений»

 «Из всех наук, которые должен  знать человек,                                                                     главнейшая есть наука о том,                                                                                                                    как жить, делая как можно меньше зла                                                                                                       и как можно больше добра»                                                                                                                    Л.Н. Толстой

Хорошими люди становятся больше от упражнения,                                                                          чем от природы.                                                                                                                             Демокрит (древнегреческий философ)

Учитель, образ его мыслей –                                                                                                                     вот что самое главное во всяком обучении и воспитании                                                                                А. Дистервег (нем. педагог,1790-1866)

Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. На встрече с молодежью Святейший Патриарх Кирилл отметил: «…существует удивительный факт: люди, живущие в разных культурных средах и даже в разные эпохи, имеют одно и то же понимание добра и зла – фундаментальное понимание, не в деталях, а по сути, – которое опознается голосом человеческой совести». «Бог, создав человека, вложил в его природу некоторые качества и свойства, определяющие эту объективную систему ценностей».

Современный период в российской истории и образовании назван в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования временем смены ценностных ориентиров, во время которого нарушается духовное единство общества, размываются жизненные ориентиры молодежи, происходит девальвация ценностей старшего поколения, а также деформация  традиционных для страны моральных норм и нравственных установок.

По данным статистики: до 2,5 млн. человек РФ употребляют наркотики, ежегодно эта цифра увеличивается на 80 тыс. человек (или на 220 за день). 80 человек – столько наркоманов умирает каждый день в России. Таким образом, за год страна теряет около 30 тысяч человек. Средний возраст умерших – 28 лет.

Статистические данные показывают, что в России рождается 17% детей с психическими отклонениями, 15млн. наркоманов, 35 млн. алкоголиков. На одного человека России приходится более 25 л алкоголя в год, тогда как при 8 л алкоголя в год начинается вырождение нации. Могут быть признаны здоровыми лишь 15-19% детей и подростков, не менее 75% детей и подростков нуждаются, в той или иной степени, в психиатрической помощи и лечении. По данным экспертов ЮНЕСКО и Всемирной организации здравоохранения, при коэффициенте жизнеспособности по шестибалльной шкале в России он составляет всего 1,4 балла.

Пьянство, курение, детская проституция и беспризорность, негативный информационный поток, криминализация сознания, разрушение семьи – это кризис человеческой личности, это кризис нравственного чувства, это кризис потери ценностей.

Базой для укрепления единства и суверенитета страны, основой нашей повседневной жизни, фундаментом для экономических и политических отношений служит  духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности.

Ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны отводится  образованию.

Цель:  

скорректировать подходы и технологии духовно – нравственного и патриотического воспитания учащихся в системе работы МОУ ДОД «Куровского ДХТД»    

Задачи:

 познакомиться с основными положениями Концепции

проанализировать, насколько эффективно работают уже используемые нами воспитательные технологии

попытаться найти новые приёмы, формы и методы работы по данному направлению воспитательной деятельности.                                                      

Понятийный аппарат

           Слово «духовность» употребляются в обиходе наших выражений очень широко. И только в силу незнания его значения люди иногда относят его лишь к одной человеческой деятельности - религиозной. Религиозность - это лишь определенное убеждение. А вот исполнение высокодуховных истин: умение быть добрым, милосердным, нравственно уравновешенным, культурным, умение прощать и др.- это и есть духовность. Это качество всей человеческой деятельности, все то, что может нас возвысить над нашими вчерашними достижениями.

Духовность - это «устремление человека к тем или иным высшим ценностям и смыслу, идеалу, стремление человека переделать себя, приблизить свою жизнь к этому идеалу и внутренне освободиться от обыденности» (В. И. Даль).

Духовность проявляется в стремлении человека строить свои отношения с окружающим миром на основе добра, истины, красоты, строить свою жизнь на основе гармонии с окружающим миром. Одним из сильнейших источников духовности является совесть, а проявлением духовности - любовь.

Нравственность - это компонент культуры, содержанием которого выступают этические ценности, составляющие основу сознания. Нравственность- это способность человека действовать, думать и чувствовать в соответствии со своим духовным началом, это способы и приемы передачи вовне своего внутреннего духовного мира.

Таким образом, духовно- нравственное воспитание- это создание условий для воспитания человека, который старается жить в согласии со своей совестью.

«Безнравственный человек – значит бессовестный» (К.Д.Ушинский).

Духовность и нравственность - понятия, существующие в неразрывном единстве. При их отсутствии начинается распад личности и культуры.

        В педагогической энциклопедии нравственное воспитание определяют так: нравственное воспитание – это  целенаправленное формирование морального сознания, развитие нравственных чувств и выработка навыков и привычек нравственного поведения. И главная цель нравственного воспитания - это воспитание нравственного человека, способного к принятию ответственных  решений и к проявлению нравственного поведения в любых жизненных ситуациях.

«Воспитание ориентировано на достижение определенного идеала, т. е. образа человека, имеющего приоритетное значение для общества в конкретно-исторических социокультурных условиях.».

В средневековой Руси воспитательный идеал был укоренен в религии и представлен для православных христиан прежде всего в образе Иисуса Христа. Православная вера была одним из важных факторов, обеспечивающих духовное единство народа. Для сохранения целостности страны, территория которой постоянно расширялась, нужна была общая система нравственных ориентиров, ценностей и смыслов жизни, таких, как честь, верность, соборность, самоотверженность, служение, любовь.

В  XVIII в. Россия стала империей, сила которой заключалась в централизации и концентрации государственной власти в руках правящего монарха - императора. Государство возвышалось  над церковью, был сформулирован новый воспитательный идеал — «человек государственный, слуга царю и Отечеству».

Образовательная система стала  ориентироваться на задачи подготовки профессиональных кадров для государственных нужд. Главным в воспитании стало  формирование человека-патриота, отличающегося высокой нравственностью, любовью к науке, трудолюбием, служением России. Для императорской России был характерен идеал полезного государству и Отечеству гражданина.

В советский период государство обрело всю полноту власти над гражданином и его частной жизнью. Устраняя влияние церкви на общественную и личную жизнь, подавляя религиозное сознание, советское государство само стало претендовать на роль новой вселенской церкви. Спектр жизненных смыслов был сжат до веры в коммунизм и служения коммунистической партии.

Вместе с тем советская  эпоха в отечественной истории сформировала высокий педагогический идеал – воспитание всесторонне развитой личности, дала примеры массового патриотизма, героического служения, вплоть до самопожертвования, во имя будущего своей страны и своего народа, пренебрежения материальным во имя идеального.

В 90-е гг. ХХ в. в России  был сформирован идеал свободной в своем самоопределении и развитии личности, «освобожденной» от ценностей, национальных традиций, обязательств перед обществом.

Современный национальный воспитательный идеал определяется:  

в соответствии с национальным приоритетом;

исходя из необходимости сохранения преемственности по отношению к  национальным воспитательным идеалам прошлых исторических эпох;

согласно Конституции Российской Федерации;

 согласно Закону Российской Федерации «Об образовании» в части общих требований к содержанию  образования (ст. 14) и задачам основных образовательных программ (ст. 9, п. 6).

Современный национальный воспитательный идеал - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания

Воспитание обучающихся должно обеспечить:

в сфере личностного развития

В сфере общественных отношений

В сфере государственных отношений

готовность и способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке,  пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению;

готовность и способность к реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, социальной и профессиональной мобильности на основе моральных норм, непрерывного образования и универсальной духовно-нравственной установки  «становиться лучше»;

укрепление нравственности, основанной на свободе, воле и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести;

формирование морали как осознанной личностью необходимости определенного поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;

развитие совести как нравственного самосознания личности,  способности формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную самооценку своим и чужим поступкам;

принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций;

готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки;

способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата;

трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей;

осознание ценности других людей, ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью и духовной безопасности личности, умение им противодействовать;

свободолюбие как способность к сознательному личностному, профессиональному, гражданскому и иному самоопределению и развитию в сочетании с моральной ответственностью личности перед семьей, обществом, Россией, будущими поколениями;

укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество перед прошлыми, настоящими и будущими поколениями.

осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных нравственных ценностей;

готовность граждан солидарно противостоять внешним и внутренним вызовам;

развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности;

заботу о благосостоянии многонационального  народа Российской Федерации, поддержание межэтнического мира и согласия;

осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации, Отечеству;

понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека;

бережное отношение к жизни человека, забота о продолжении рода;

законопослушность и сознательно поддерживаемый гражданами правопорядок;

духовную, культурную и социальную преемственность  поколений.

должно содействовать:

укреплению и совершенствованию демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления;

повышению доверия к государственным институтам со стороны граждан и общественных организаций;

повышению эффективности усилий государства, направленных на  модернизацию страны;

укреплению национальной безопасности.

Нравственное воспитание - неоспоримая и важнейшая опора всякого общества. Недостатки и упущения в нравственном воспитании наносят обществу непоправимый урон. Интеллектуальное развитие молодежи не представляет сегодня такой проблемы, как ее нравственное становление.

Актуальность проблемы нравственного воспитания связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:

• Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и духовными чертами личности.

• Во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.

• В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку.

В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют ребенка о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

Нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный процесс, соответствующий нормам общечеловеческой морали.

Система нравственного воспитания включает в себя:

•  понимание и  учёт в работе всех источников нравственного опыта воспитанников. Такими источниками являются: деятельность (учебная, общественно полезная), отношения между детьми в коллективе, отношения воспитанников с педагогами и родителями, эстетика быта, мир природы, искусства.

•  правильное соотношение форм деятельности и просвещения на разных возрастных этапах.

•  включение нравственных критериев в оценку всех без исключения видов деятельности и проявлений личности детей. Все дело в том, что воспитание - это всего лишь побочный эффект взаимодействия, глубинного общения людей, только это дает эффект воспитания, все остальное - самоадаптация ребенка и его самоопределение. Не педагог, не родители воспитывают ребенка, а ребенок адаптируется к поведению родителей и также адаптируется к жизненным ситуациям, из которых складывается его жизненный путь.

Основные принципы организации духовно-нравственного

 развития и воспитания

Организация социально открытого пространства духовно-нравственного развития и воспитания  личности гражданина России, нравственного уклада жизни обучающихся осуществляется на основе:

нравственного примера педагога;*

социально-педагогического партнерства;

индивидуально-личностного развития;

интегративности программ духовно-нравственного воспитания;

социальной востребованности воспитания.

*Выделяется группа качеств личности педагога, влияющих  на нравственное воспитание:

Социальные и общие личностные (идейность, гражданственность, нравственность, педагогическая направленность и эстетическая культура)

Профессионально-педагогические

Индивидуальные особенности познавательных процессов и их педагогическая направленность (педагогическая наблюдательность, мышление, память и т.д.)

Эмоциональная отзывчивость

Волевые качества

Особенности темперамента

Состояние здоровья

Творческое мышление

Диалоговое общение

«Преобразовательные» способности

Педагогическая рефлексия

Положительные этические качества (добродетели)

Высокие ценностные установки (патриотизм, гражданственность, любовь к детям)

В Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников приведена система базовых национальных ценностей. Критерием их систематизации, разделения по определенным группам были выбраны источники нравственности и человечности, т.е. области общественных отношений, деятельности, сознания.  

Традиционными источниками нравственности являются: Россия, многонациональный народ Российской Федерации, гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа, человечество.

Соответственно традиционным источникам нравственности определяются и базовые национальные ценности, каждая из которых раскрывается в системе нравственных ценностей (представлений):

 

1. Патриотизм –   Любовь к России. Любовь к своему народу. Любовь к своей "малой Родине". Служение Отечеству.

2. Социальная солидарность — Свобода личная и национальная. Доверие к людям. Справедливость. Милосердие. Доброта. Честь. Честность. Достоинство.

3. Гражданственность — Правовое государство. Гражданское общество. Долг перед Отечеством, старшими поколениями, семьей. Закон и правопорядок. Свобода совести и вероисповедания.

4. Семья — Любовь и верность. Здоровье. Достаток. Почитание родителей. Забота о старших и младших. Продолжение рода.

5. Труд и творчество — Творчество и созидание; Целеустремленность и настойчивость; Трудолюбие; Бережливость.

6. Наука — Познание. Истина. Научная картина мира. Экологическое сознание.

7. Искусство и литература включает ценности: Красота. Гармония. Духовный мир человека. Нравственный выбор. Смысл жизни. Эстетическое развитие.

8. Природа — Жизнь. Родная земля. Заповедная природа. Планета Земля.

9. Человечество — Мир во всем мире; Многообразие культур и народов; Прогресс человечества; Международное сотрудничество.

Педагогический смысл работы по нравственному становлению личности школьника состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор. Успешность данного вида деятельности в формировании нравственных качеств школьника зависит от грамотности педагога, разнообразии применяемых им методов и эмоциональном отклике детей.

Нравственность формируется через  мероприятия, в повседневных отношениях и сложностях жизни, в которых ребенку приходится разбираться, делать выбор, принимать решения, совершать поступки. Очень многое зависит и от нравственного пространства, в котором формируется ребенок.        

                                                                                                                                                                                                 

Основные источники нравственного опыта

Это, прежде всего, учебная деятельность. Нравственное развитие воспитанников на занятиях осуществляется через содержание программного и дидактического материала, самой организацией занятия: устные журналы, беседы, лекции, уроки вежливости, уроки хороших манер, анкетирование, диспуты, конференции, праздники вежливости и т.д.

Другим важным источником нравственного опыта учащихся является разнообразная внеклассная работа. В ней создаются особенно благоприятные условия для включения учащихся в систему реальных нравственных отношений взаимопомощи, ответственности, принципиальной требовательности. Индивидуальные склонности, творческие способности в более полной мере развиваются именно в этой деятельности.

Известно, что такие нравственные черты личности, как мужество, ответственность, гражданская активность, единство слова и дела нельзя воспитать только в рамках учебного процесса. Для становления этих качеств необходимы жизненные ситуации, требующие непосредственного проявления ответственности, принципиальности и инициативы.                         

К важным источникам нравственного опыта школьников относится искусство.

Развитию нравственного сознания детей также способствует их знакомство с жизнью, деятельностью, нравственными позициями выдающихся людей.

В нравственном опыте ребенка немаловажную роль выполняет вещественно- предметное пространство, в котором он находится. Порядок и чистота, удобство и красота создают благоприятное психологическое состояние.

Для создания условий духовно-нравственного развития учащихся, их воспитания и полноценной социализации, необходимо:

1.     Осознанное стремление   каждого педагога к собственному  духовному росту и оказание помощи своим воспитанникам в духовном взрослении. Создание в коллективе атмосферы товарищества, доброжелательности, уважительного отношения к личности и индивидуальности каждого учащегося, признание за ним права на собственную точку зрения, развитие диалоговых форм общения.

2.     Систематическое изучение каждого учащегося. Разработка индивидуальных вариантов воспитания и развития школьника.

3.     Взаимодействие с религиозными и общественными организациями, гражданско-патриотическими, культурными, экологическими, детско-юношескими и молодежными движениями, организациями, разделяющими в своей деятельности базовые  национальные российские ценности и готовыми содействовать достижению национального педагогического идеала.

4.     Повышение педагогической культуры родителей через проведение родительских конференций, собраний-диспутов, встреч за круглым столом, семейные гостиные, вечер вопросов и ответов, тренинги для родителей.

Во 2-ой части нашего педсовета мы проанализируем статьи методических журналов по теме «Духовно-нравственное воспитание на занятиях УДОД» и обменяемся мнениями по их содержанию.

В процессе работы вам предстоит заполнить   информационную карточку:

Название журнала, номер, год, страница

_______________________________________________________________________________________________________Автор, название статьи

_______________________________________________________________________

Направление деятельности

Название мероприятий, форма

Возраст

Средства духовно-нравственного воспитания

Способы решения проблемы

Аннотация

( краткое содержание, интересные моменты, ключевые положения)




Ваша оценка полезности данного материала

(от 0 до 5)

+

материала

--

материала

Какие мероприятия по данному направлению возможны в вашем объединении?



Решение педсовета 

1.    Скорректировать воспитательную  работу ДХТД с учетом положений  Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, включив в планы воспитательной работы объединений мероприятия, способствующие духовно- нравственному воспитанию школьников

2.   Продолжить работу по разработке методических материалов по духовно-нравственному воспитанию

Разработать воспитательную систему ДТ в соответствии с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России

Собрать пакет материалов для психолого-педагогической  диагностики учащихся и анкетирования родительской общественности по данному вопросу

Литература.

Данилюк, А. Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России /А. Данилюк // Социальная педагогика.- 2010.- №2.-С.5-15

Иноземцева, О. И.Духовно – нравственное воспитание молодежи в условиях ДО /О.И. Иноземцева // Дополнительное образование и воспитание.- 2009.- №8.-С.9-13

Якунина, И. В. Духовно – нравственное воспитание подрастающего поколения/И. В. Якунина // Дополнительное образование и воспитание.- 20011.- №1.-С.19-21

Запесоцкий, А. С., Иванов В. Г. Дмитрий Лихачев о нравственности, свободе и патриотизме /А. С. Запесоцкий, В. Г. Иванов // Дополнительное образование и воспитание.- 2008.- №6.-С.3-18

Ищук, Г. Н. Воспитание в современной школе: включение детей в социокультурную деятельность/ Г. Н. Ищук // Внешкольник.-2008.- №1.-с.21-24

Формирование системы духовно-нравственного образования (обучения, развития, воспитания, просвещения) в образовательных учреждениях Старооскольского городского округа. В презентации представлены структурная и содержательная модели системы формирования духовно-нравственного образования городского округа. Элементы системы охватывают различные уровни образования от дошкольного до дополнительного.

Приложения

Этапы развития воспитательного идеала в России

Этап

Основа воспитательного идеала

Воспитательный идеал

Система нравственных ориентиров

Средневековая Русь

Религия: православие

Образ Иисуса Христа

Честь

Верность

Соборность

Самоотверженность

Служение

Любовь

XVIII век

Государство возвышалось над церковью

«Человек государственный, слуга царю и Отечеству»

Патриотизм

Высокая нравственность

Любовь к науке

Трудолюбие

Служение России

Советский период

Устранение влияния церкви, усиление власти государства


Всесторонне развитая личность

Вера в коммунизм

Служение коммунистической партии

Патриотизм

Героизм

Самопожертвование

Пренебрежение материальным во имя идеального

90-е годы

XX века

Демонтаж советской идеологии, копирование западных форм жизни

Свободная в своем самоопределении и развитии личность, «освобожденная» от ценностей, национальных традиций, обязательств перед обществом

Свобода

Личность

Гражданская активность





Лист рефлексии

Считаете ли вы тему педсовета актуальной?

Да                   нет                   другое _______________________________________________

Считаете ли Вы эффективным проведение педсовета в предложенной форме?

Да                  нет                  другое _______________________________________________  

Оцените виды деятельности  по 5-балльной системе и отметьте своё состояние, которое Вы испытывали в процессе работы педсовета (интерес, удовольствие, раздражение, скука, беспокойство, эмоциональный подъем, др.)

Виды деятельности

Баллы

Состояние

Введение в проблему

 (теоретическая часть)


Практикум по анализу статей из методических журналов

Обсуждение материалов статей



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Концепция духовно-нравственного образования в системе дополнительного образования и её развитие на занятиях объединений Педагогический совет

Слайд 2

Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра. Л.Н. Толстой Современный период в российской истории и образовании - время смены ценностных ориентиров нарушение духовное единство общества размывание жизненных ориентиров молодежи девальвация ценностей старшего поколения деформация традиционных для страны моральных норм и нравственных установок

Слайд 3

По данным статистики: До 2,5 млн. человек РФ употребляют наркотики. 80 человек –умирает каждый день в России. За год страна теряет около 30 тысяч человек. Средний возраст умерших – 28 лет. В России рождается 17% детей с психическими отклонениями, 15млн. наркоманов, 35 млн. алкоголиков. На одного человека России приходится более 25 л алкоголя в год Могут быть признаны здоровыми лишь 15-19% детей и подростков Не менее 75% детей и подростков нуждаются, в той или иной степени, в психиатрической помощи и лечении.

Слайд 4

Разрушение семьи Криминализация сознания Негативный информационный поток Детская беспризорность Детская проституция Курение Пьянство Кризис нравственного чувства

Слайд 5

Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности Фундамент для экономических и политических отношений Основа повседневной жизни Укрепление единства и суверенитета страны

Слайд 6

Ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества отводится образованию Цель: скорректировать подходы и технологии духовно – нравственного и патриотического воспитания учащихся в системе работы МОУ ДОД «Куровского ДХТД» Задачи: познакомиться с основными положениями Концепции проанализировать, насколько эффективно работают уже используемые нами воспитательные технологии попытаться найти новые приёмы, формы и методы работы по данному направлению воспитательной деятельности.

Слайд 7

Понятийный аппарат Духовность - это « устремление человека к тем или иным высшим ценностям и смыслу, идеалу, стремление человека переделать себя, приблизить свою жизнь к этому идеалу и внутренне освободиться от обыденности» (В. И. Даль) Нравственность - это способность человека действовать, думать и чувствовать в соответствии со своим духовным началом. Это способы и приемы передачи вовне своего внутреннего духовного мира Духовно- нравственное воспитание - это создание условий для воспитания человека, который старается жить в согласии со своей совестью

Слайд 8

Из педагогической энциклопедии Нравственное воспитание – это целенаправленное формирование морального сознания, развитие нравственных чувств и выработка навыков и привычек нравственного поведения. Главная цель нравственного воспитания - это воспитание нравственного человека, способного к принятию ответственных решений и к проявлению нравственного поведения в любых жизненных ситуациях.

Слайд 9

«Воспитание ориентировано на достижение определенного идеала, т. е. образа человека, имеющего приоритетное значение для общества в конкретно-исторических социокультурных условиях» Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России

Слайд 10

Современный национальный воспитательный идеал определяется: в соответствии с национальным приоритетом; исходя из необходимости сохранения преемственности по отношению к национальным воспитательным идеалам прошлых исторических эпох; согласно Конституции Российской Федерации; согласно Закону Российской Федерации «Об образовании» в части общих требований к содержанию образования (ст. 14) и задачам основных образовательных программ (ст. 9, п. 6).

Слайд 11

Современный национальный воспитательный идеал это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Слайд 12

Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания Сфера личностного развития Сфера общественных отношений Сфера государственных отношений

Слайд 13

Актуальность проблемы • Во-первых , наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и духовными чертами личности. • Во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности. • В-третьих , само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. • В-четвертых , вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют ребенка о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

Слайд 14

Система нравственного воспитания Понимание и учёт в работе всех источников нравственного опыта воспитанников Эстетика быта Деятельность Отношения в коллективе Отношения с педагогами и родителями Мир природы, искусства Включение нравственных критериев в оценку всех без исключения видов деятельности и проявлений личности детей Правильное соотношение форм деятельности и просвещения на разных возрастных этапах

Слайд 15

Основные принципы организации духовно-нравственного развития и воспитания Нравственный пример педагога Социально-педагогическое партнерство Индивидуально-личностное развитие Интегративность программ духовно-нравственного воспитания Социальная востребованность воспитания

Слайд 16

Группа качеств личности педагога, влияющих на нравственное воспитание: Социальные и общие личностные (идейность, гражданственность, нравственность, педагогическая направленность и эстетическая культура) Профессионально-педагогические Индивидуальные особенности познавательных процессов и их педагогическая направленность (педагогическая наблюдательность, мышление, память и т.д.) Эмоциональная отзывчивость Волевые качества Особенности темперамента Состояние здоровья Творческое мышление Диалоговое общение «Преобразовательные» способности Педагогическая рефлексия Положительные этические качества (добродетели) Высокие ценностные установки (патриотизм, гражданственность, любовь к детям)

Слайд 17

Традиционные источники нравственности Россия многонациональный народ Российской Федерации гражданское общество семья труд искусство наука религия природа человечество

Слайд 18

Базовые национальные ценности 1. Патриотизм – Любовь к России . Любовь к своему народу. Любовь к своей "малой Родине". Служение Отечеству. 2. Социальная солидарность — Свобода личная и национальная. Доверие к людям. Справедливость. Милосердие. Доброта. Честь. Честность. Достоинство. 3. Гражданственность — Правовое государство. Гражданское общество. Долг перед Отечеством, старшими поколениями, семьей. Закон и правопорядок. Свобода совести и вероисповедания. 4. Семья — Любовь и верность. Здоровье. Достаток. Почитание родителей. Забота о старших и младших. Продолжение рода. 5. Труд и творчество — Творчество и созидание; Целеустремленность и настойчивость; Трудолюбие; Бережливость. 6. Наука — Познание. Истина. Научная картина мира. Экологическое сознание. 7. Искусство и литература - Красота. Гармония. Духовный мир человека. Нравственный выбор. Смысл жизни. Эстетическое развитие. 8. Природа — Жизнь. Родная земля. Заповедная природа. Планета Земля. 9. Человечество — Мир во всем мире; Многообразие культур и народов; Прогресс человечества; Международное сотрудничество.

Слайд 19

Основные источники нравственного опыта Учебная деятельность Внеклассная работа Искусство Вещественно- предметное пространство

Слайд 20

Условия духовно-нравственного развития учащихся 1. Осознанное стремление каждого педагога к собственному духовному росту и оказание помощи своим воспитанникам в духовном взрослении. Создание в коллективе атмосферы товарищества, доброжелательности, уважительного отношения к личности и индивидуальности каждого учащегося, признание за ним права на собственную точку зрения, развитие диалоговых форм общения. 2. Систематическое изучение каждого учащегося. Разработка индивидуальных вариантов воспитания и развития школьника. 3. Взаимодействие с религиозными и общественными организациями, гражданско-патриотическими, культурными, экологическими, детско-юношескими и молодежными движениями, организациями, разделяющими в своей деятельности базовые национальные российские ценности и готовыми содействовать достижению национального педагогического идеала. 4. Повышение педагогической культуры родителей через проведение родительских конференций, собраний-диспутов, встреч за круглым столом, семейные гостиные, вечер вопросов и ответов, тренинги для родителей.

Слайд 21

Решение педсовета 1. Скорректировать воспитательную работу ДХТД с учетом положений Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, включив в планы воспитательной работы объединений мероприятия , способствующие духовно- нравственному воспитанию школьников 2. Продолжить работу по разработке методических материалов по духовно-нравственному воспитанию 3. Разработать воспитательную систему ДТ в соответствии с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России 4. Собрать пакет материалов для психолого-педагогической диагностики учащихся и анкетирования родительской общественности по данному вопросу .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья и краткие методические комментарии помогут педагогам образовательного учреждения в проектировании основной общеобразовательной программы (ООП) в условиях реализации ФГОС-2009 , Программы духовн...

Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся 11класса

Воспитательная программа "Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся11класса"...

Проект "Духовно-нравственные ценности воспитания в русской семье"

Актуальность. На современном этапе развития общества происходят значительные изменения в различных сферах жизнедеятельности человека, которые существенным образом затрагивают проблему семейных о...

базовые национальные ценности в духовно-нравственном развитиии воспитании школьников через уроки физики

Современное общество озадачено проблемой духовно-нравственного воспитания молодежи. В статье показаны формы духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся 7 - 11 классов через уроки физики....

Духовно-нравственное развитие, воспитание обучающихся на ступени общего образования

Сообщение к конференции "Актуальные вопросы повышения качества учебно-воспитательного процесса в условиях модернизации образования"...

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации «Об образовании», Федерального государственного образовательного ст...

Духовно-нравственное становление личности в творческих объединениях технического, художественно-эстетического и патриотического направлений

В современных условиях очевидна необходимость разработки и реализации новых походов к  определению приоритетов и основополагающих принципов гражданского, духовно-нравственного и патриотического в...