Роль методической службы и методиста
методическая разработка на тему

Бублик Елена Николаевна

Анализ историко-педагогической литературы позволяет сделать вывод, что система методической работы имеет глубокие корни. Она всегда ставила и решала вопросы, исходя из потребностей системы образования и, прежде всего, учителей. Современная практика показывает, что вопросы, решаемые в рамках методической работы, сегодня оказываются практически теми же самыми, только чуть иначе поставленными: проблема совершенствования профессионального уровня учителя была и остается важной социально-педагогической проблемой конца XIX - начала XXI века; основная цель работы методического кабинета - оказание практической помощи учителям в профессиональной деятельности; основной задачей методической работы и прошлых лет, и сегодня остается проведение в жизнь новых программ, связанных с реформированием общего образования. На основании этого мы можем утверждать, что содержание методической работы и ее организационные формы не остаются стабильными, а постоянно видоизменяются от складывающейся ситуации в системе образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конкурс «Педагогических достижений»                                                                 Бублик Елена Николаевна

 «Человек может научиться всему.

Было бы желание».

Методической службе отводится значительная роль в осмыслении инновационных идей, в сохранении и упрочении педагогических традиций, в стимулировании активного новаторского поиска и совершенствования педагогического мастерства. Процесс, связанный с педагогической деятельностью сегодня, в условиях модернизации образования, достаточно многогранен: это и эксперимент по ЕГЭ, и введение профильного обучения, и эксперимент по совершенствованию структуры и содержания общего среднего образования. Одним из ключевых аспектов можно назвать и процесс психологизации профессиональной деятельности педагога, а в результате этого можно говорить о взаимодействии психологической и методической службы.

Испытывая затруднения в своей работе, практики пытаются преодолеть их самостоятельно или обращаются к трудам ученых. Однако на деле многие научные разработки оказываются малодоступными для практиков. Язык монографий по педагогике, а тем более по психологии труден для восприятия и понимания. В результате складывается ситуация, при которой богатство отечественной педагогической и смежных с ней наук оказывается невостребованным практиками. С другой стороны, у практиков продолжают накапливаться проблемы. Их «критическая» масса увеличивается, а это ведет к застою.

Одной из причин, породивших такое ненормальное положение, является фактическое отсутствие между практикой и наукой «пространства», обусловливающего их взаимодействие. Это «пространство» должны занимать люди, обладающие способностями и знаниями, которые позволяют им профессионально работать и в «пространстве» практики, и в «пространстве» науки. Это своеобразные «переводчики» науки на язык практики.

Миссия методиста как раз и состоит в соединении двух «пространств» – науки и практики.

Анализ историко-педагогической литературы позволяет сделать вывод, что система методической работы имеет глубокие корни. Она всегда ставила и решала вопросы, исходя из потребностей системы образования и, прежде всего, учителей. Современная практика показывает, что вопросы, решаемые в рамках методической работы, сегодня оказываются практически теми же самыми, только чуть иначе поставленными: проблема совершенствования профессионального уровня учителя была и остается важной социально-педагогической проблемой конца XIX - начала XXI века; основная цель работы методического кабинета - оказание практической помощи учителям в профессиональной деятельности; основной задачей методической работы и прошлых лет, и сегодня остается проведение в жизнь новых программ, связанных с реформированием общего образования. На основании этого мы можем утверждать, что содержание методической работы и ее организационные формы не остаются стабильными, а постоянно видоизменяются от складывающейся ситуации в системе образования.

Уникальная система методической работы с педагогическими кадрами начала складываться в России более 170 лет тому назад. Сегодня она включает школьные методические кабинеты, районные (городские) методические центры (кабинеты), институты повышения квалификации.

Изучение истории зарождения, становления и развития организационных форм методической работы с педагогическими кадрами и ее содержания убеждает, что они явились отражением реальной потребности в совершенствовании профессионального мастерства учителя.

В соответствии с реформой образования (1984 г.) изменения в развитии общего образования в Российской Федерации потребовали и реформирования структуры и содержания работы методической службы всех уровней. Задача районных (городских) методических кабинетов в организационном плане состояла в том, чтобы направить усилия методических объединений на определение содержания работы в зависимости от актуальности проблем, вытекающих из новых направлений науки и техники, содержания новых школьных программ и курсов; на изучение потребностей учителей, воспитателей, классных руководителей. В связи с этим Министерство Просвещения СССР 30 мая 1985 года № 99 утвердило "Типовое положение о методическом кабинете районного, городского, окружного отдела (управления) народного образования".

В 80-е годы происходят изменения в структуре и функциях районных (городских) методических кабинетов: на базе традиционных методических кабинетов создаются научно-методические, информационно-методические (диагностические) кабинеты (центры). Методические центры (кабинеты) ведут систематическую работу с учителями, воспитателями. К методической работе привлекаются опытные учителя, научные работники, в результате чего наблюдается усиление научной обоснованности методического труда. Методологическим основанием методической службы становится системный подход, теория непрерывного образования, ориентация на личность (педагога и школьника), гуманистический подход к построению содержания и организации образовательного процесса.

Человек становится профессионалом не сразу. На пути к профессионализму он проходит несколько этапов. В профессиональной жизни возможны повторы и возвращения (откаты) на предыдущие уровни, а также зигзаги и кризисы.

Существуют такие уровни профессионализма:

1. Допрофессионализм. Человек осуществляет некоторые виды работ, не обладая качествами профессионала. Не овладев нормами и правилами профессии, он действует как новичок, дилетант, не достигает в труде высоких и творческих результатов. Этот этап проходит каждый человек. К сожалению, отдельные работники задерживаются на уровне допрофессионализма надолго.

2. Профессионализм. Этот уровень охватывает большую часть жизни людей, относящихся к активной части населения. Человек последовательно усваивает нормы и правила профессии и выполняет сначала работу по образцу, по инструкции. Затем приобретает специальность, квалификацию и осуществляет квалифицированный труд. Такой человек сознательно выбирает цели, превращая работу в свободный самостоятельный творческий труд. Усвоив нормы профессии, добивается в ней достаточно высоких результатов, начинает самоутверждаться, осознавать себя профессионалом, развивает в себе профессионализм.

3. Суперпрофессионализм (высший профессионализм). Этот уровень характеризует профессиональную деятельность в ее расцвете, в самых высоких достижениях и успехах. Человек превращается в творца, новатора, в профессионала высокой квалификации, суперпрофессионала. Главной особенностью этого уровня является «выход человека за пределы профессии», то есть творческое ее обогащение своим личным вкладом. Именно этот уровень профессионализма работника наиболее существенно влияет на прогресс общества в целом.

4. Непрофессионализм (псевдопрофессионализм). На уровне псевдопрофессионализма человек обычно достаточно активно трудится. Но при этом мы видим определенную деформацию в становлении его как профессионала. Либо человек выполняет неэффективную, не соответствующую нормам деятельность, т.е. допускает брак в работе, либо внешне кипучая трудовая деятельность маскирует отсутствие профессионализма. Бывает, что человек заклинивается на работе, неправомерно сводя все свое личностное пространство к профессиональному и тем искажая свое профессиональное и личное развитие. Случается, что работник исходит из неверных ущербных духовно-нравственных ориентиров, преследуя, например, цели личного преуспевания в ущерб другим людям. Все это характеризует отсутствие профессионализма.

5. Послепрофессионализм. Через этот этап проходят все люди, дожившие до пенсионного возраста, и каждый переживает его с разной степенью достоинства. На этом уровне человек может оказаться просто «профессионалом в прошлом», а может остаться желанным консультантом, советчиком, наставником, экспертом, щедро и в то же время ненавязчиво делящимся своим профессиональным опытом достижений, ошибок и неудач. Этот уровень может человеку дать возможность обрести новые грани профессионализма, помощь и духовное обогащение других людей.

Таков общий, в целом характерный для большинства людей путь и ступени профессионализма.

Близко к профессионализму понятие «компетентность». Под этим понимается индивидуальное соответствие требованиям профессии. Иногда компетентность определяют как обладание знаниями, позволяющими судить о чем-либо, высказывать веское авторитетное мнение. Сегодня под компетентностью подразумевают профессиональную зрелость человека, который обладает способностью и умением выполнять определенные трудовые функции. Судить об уровне компетентности предлагается по характеру результата труда.

Эффективность обучения зачастую определяется качеством подготовки методистов. Они должны не только сами отлично разбираться в содержании изучаемых вопросов, но и уметь таким образом преподнести учебный материал, чтобы обучаемые также смогли им как следует овладеть.

Методист должен иметь сформированные навыки публичного выступления и чтения лекций перед аудиторией и опираться на использование передовых форм, способов и приемов проведения практических занятий, таких как:

ролевые игры;

показы и демонстрации;

контрольные опросы и игры, стимулирующие процесс обучения;

диспуты, беседы;

свободные обсуждения и творческие дискуссии.

Методист должен уметь  поддержать контакт с аудиторией. Он должен  знать о том:

как оборудовать помещение таким образом, чтобы активность аудитории была наибольшей;

как узнать, что аудитория теряет интерес к мероприятию, и что надлежит предпринять, чтобы исправить положение;

как вовлечь застенчивых и молчаливых обучаемых в творческие и активные виды деятельности;

как оценить эффективность выступления и определить потребность в дополнительном освещении некоторых вопросов.

Я работала методистом по информатизации РМК Невского района с 2001 года по 2003 год, а затем, после реорганизации РМК в НМЦ работала руководителем структурного подразделения Районного центра информатизации НМЦ Невского района.

В соответствии с Положением методист выполняет следующие обязанности:

Организует свою деятельность в соответствии с планом работы.

Устанавливает и поддерживает деловые контакты с подразделениями региональных ОУО, кафедрами и учебно-методическими кабинетами институтов повышения квалификации, методическими службами, базовыми и опорными школами, библиотеками, средствами массовой информации по вопросам  обеспечения дополнительного профессионального образования педагогов средствами современных информационных технологий.

Организует курсы очного повышения квалификации специалистов образования, направленных на формирование ИКТ компетенции работников образования.

Осуществляет планирование, набор и комплектование учебных групп.

Организует изучение уровня ИКТ компетенции работников образования.

Контролирует посещаемость слушателями проводимых занятий, выполнение ими учебных, учебно-тематических планов и программ, расписания, заботится о создании условий для личностно-ориентированного характера обучения.

Обеспечивает проведение выездных занятий на базе образовательных учреждений.

Участвует в анализе результатов обучения, использования средств обучения, дидактических и методических пособий, раздаточного материала.

Адаптирует и корректирует учебно-методические материалы к региональным условиям.  

Изучает квалификационные потребности педагогов региона.

Организует работу по наполнению депозитария региональными ресурсами образовательного назначения.

Собирает, изучает и обобщает материалы об опыте работы педагогов по использованию ИКТ в обучении на модульной основе  для включения их в депозитарий.

Организует научно-методическую экспертизу образовательных ресурсов.

Принимает участие в мероприятиях (конференциях, семинарах-совещаниях, симпозиумах, в том числе международного уровня), проводимых ОУО, институтами повышения квалификации, региональными центрами дистанционного обучения по вопросам внедрения ИКТ в учебно-воспитательную деятельность педагогов, размещает информацию на сайте.

Организует и проводит «Школы педагогического мастерства», «Мастер-классы» (в том числе и виртуальные) по использованию ИКТ в работе с детьми.

 Организует работу сетевых объединений методистов-предметников в районе по проблемам эффективного внедрения ИКТ в профессиональную деятельность педагогов.

 Оказывает методическую и консультативную помощь специалистам образования района (по потребности) в сфере ИКТ.

Организует оперативно удовлетворение потребностей педагогов образовательного, информационного, аналитического, научного, методического и  технологического характера.

Следит за соблюдением требуемых санитарно-гигиенических и психолого-педагогических условий при проведении учебных занятий

Методист несет ответственность за:

своевременное и качественное выполнение порученной работы;

оперативное выполнение запроса на оказание тематических консультаций

подготовку аналитических и статистических справок

Имеет право:

читать лекции, проводить другие виды занятий;

принимать участие в научных исследованиях НМЦ района, вести самостоятельную разработку научно-методической темы, опытно-экспериментальную работу, разрабатывать программно-методические комплексы по проблемам внедрения информационных технологий и интернет-ресурсов образовательного назначения;

повышать квалификацию, в том числе в форме получения высших уровней научной квалификации в аспирантуре и докторантуре.

 Должен знать:

Закон Российской Федерации «Об образовании»;

директивные и нормативные документы по образованию;

Федеральную целевую программу «Развитие единой информационной образовательной среды»;

Соглашение о сотрудничестве в развитии системы повышения квалификации работников образования в области информационно-коммуникационных технологий на территории своего района;

правила, порядок разработки и оформления учебно-методической документации;

достижения отечественной и зарубежной педагогической науки в сфере ИКТ;

теоретические и практические разработки проблем повышения квалификации дистанционно;

новые педагогические и информационные теории и технологии обучения;

методику сбора и обработки информации;

методы анализа и обобщения педагогической деятельности;

технологию модульного отражения педагогической информации.

Должен уметь:

владеть базовой ИКТ компетенцией работника образования;

пополнять депозитарий ресурсами образовательного назначения и информацией о педагогическом опыте в виде информационных модулей;

представлять информацию в устной, письменной и наглядной форме на бумажных и магнитных носителях;

использовать информационные технологии и ресурсы Интернет в профессиональной деятельности и курсовой подготовке;

создавать условия для личностно-ориентированного повышения квалификации педагогов.

ПОЖЕЛАЕМ ЖЕ УСПЕХОВ МЕТОДИСТАМ В ИХ НЕЛЕГКОМ ТРУДЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль методической службы в инновационной деятельности школы

Выступление на научно-практической конференции работников образования Мытищинского муниципального района....

Роль методической службы образовательного учреждения в создании комплекса условий для развития профессиональной компетентности педагогических работников

Миссия методической работы образовательного учреждения в межаттестационный период деятельности педагога - это:Создание условий для смены типа образовательной деятельности, предполагающей переход от «з...

Роль методической службы образовательного учреждения в создании комплекса условий для развития профессиональной компетентности педагогических работников

Миссия методической работы образовательного учреждения в межаттестационный период деятельности педагога - это:Создание условий для смены типа образовательной деятельности, предполагающей переход от «з...

Роль методической службы в условиях реализации ФГОС

Представлен опыт работы методической службы школы...

РОЛЬ МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ШКОЛЫ В РАЗВИТИИ ПРОФЕСИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГОВ

В данной презентации представлены формы и приемы организации методической службы школы для повышения профессионального уровня учителя....

Роль методической службы в повышении качества подготовки выпускника

Данный материал представляет собой доклад на методической конференции о методах и путях повышения качества подготовки выпускника...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Роль методической службы в системе внутреннего мониторинга качества образования»

Данная методическая разработка методиста ГБОУ ДОД ДДТ «Олимп» Дубининой Т.Н. «Роль методической службы в системе внутреннего мониторинга качества образования» адресована педагогическим работникам мето...