Проектно-исследовательская деятельность при изучении химии и биологии
презентация к уроку по теме
Данный материал о проектно-исследовательской деятельности при изучении химии и биологии.
Одна из важнейших задач современного образования – обеспечить формирование у учащихся динамической и многоуровневой картины мира. Хорошо известно, что развитие человека происходит в процессе деятельности и отношений. Чтобы обеспечить развитие школьников, необходимо организовать их участие в разнообразных видах деятельности, в том числе проектной и исследовательской.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konferenciya1.doc | 50 КБ |
prezentaciya.ppt | 2.74 МБ |
Предварительный просмотр:
Проектно-исследовательская деятельность
при изучении химии
“Исследовать - значит видеть то,
что видели все, и думать так,
как не думал ни кто".
А. Сент - Дьердьи
Одна из важнейших задач современного образования – обеспечить формирование у учащихся динамической и многоуровневой картины мира. Хорошо известно, что развитие человека происходит в процессе деятельности и отношений. Чтобы обеспечить развитие школьников, необходимо организовать их участие в разнообразных видах деятельности, в том числе проектной и исследовательской.
«Если мозг не засевать зерном,
то он зарастет чертополохом.»
Д.Ж. Герберт.
Нет сомнений, что на сегодняшний день проектная и исследовательская деятельность занимает важное место в учебном процессе, так как способствует формированию свободной личности, способной самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, обдумывать и принимать решения, четко планировать действия и многое другое. Педагоги, шагая в ногу с современными реалиями, внедряют в свою практику методы проектов, занимаются исследованиями. Но, часто приходится сталкиваться с пресловутой нехваткой учебного времени: как в течение урока не только преподать материал по предмету, но и учесть желания школьников самостоятельно исследовать отдельные вопросы. Ведь нужно объяснить приемы этой непростой кропотливой деятельности, научить добывать информацию из разнообразных источников, сформировать определенные навыки, скорректировать работу, научить взаимодействию в группе, оформить и представить результаты. Не всегда у учителя есть возможность внеурочной работы. Очень часто все строится
на учительском энтузиазме и альтруизме.
Сформировать такие навыки невозможно в короткий срок, требуется последовательная, хорошо спланированная работа в данном направлении. Поэтому деятельность по формированию проектных умений и навыков я планировала осуществлять в несколько этапов.
1-ый этап – «Учиться знать».
Это этап овладения элементарными знаниями и умениями проектной деятельности. Обучающиеся 5-7 классов знакомятся с проектной деятельностью, учатся проектировать (выявлять проблему, ставить цель, работать с источниками, выполнять самонаблюдения, формулировать выводы). Результатом этой работы является участие обучающихся в выполнении мини-проектов по природоведению (5 кл.), биологии (6-7 кл.), химии (7кл)
2-ой этап – «Учиться делать».
На этом этапе обучающиеся 8-11 классов учатся использовать полученные навыки при выполнении проектов.
В своей работе я использую разные по своей содержательной специфике проекты: практико-ориентированные, исследовательские, информационные, творческие.
3-ий этап – «Учиться жить».
Этап, на котором формируется активная жизненная позиция.
Обучающиеся представляют свои проекты на уроках, выступают с результатами своих исследований на городских реферативных чтениях, участвуют в научно-практических конференциях на школьном, городском и региональном уровнях.
В нашем образовательном учреждении накоплен большой практический опыт, по организации исследовательской деятельности школьников при изучении биологии и химии.
Функции учителя при работе учащихся над исследованием:
1. Помогает ученикам в поисках нужной информации.
2. Координирует весь процесс.
3. Поощряет учеников.
4. Поддерживает непрерывную обратную связь.
Приступая к работе над проектом или исследованием, я вначале помогаю ученикам с определением проблемы, темы, цели проекта или исследования, состава группы. Вношу предложения о форме продукта проектной работы, о распределении ролей в группе, о поиске информации из доступных источников.
В дальнейшем, по мере овладения учениками приемами проектной деятельности, мое непосредственное участие в проекте сокращается, работа учеников носит все более самостоятельный характер. Однако с помощью системы вопросов и советов контролирую проектную и исследовательскую деятельность, задаю направление в работе.
Итогом проектной и исследовательской деятельности является защита тем проектных и исследовательских работ, участие в научно-практических конференциях на школьном, городском и региональном уровнях.
Ежегодно мои ученики являются участниками городских реферативных чтений, целью которой является развитие интеллектуального творчества учащихся, привлечение их к научно-исследовательской деятельности. Среди которых есть победители.
Так, в 2009-2011 учебном году обучающиеся 8-11 классов подготовили следующие проекты: «Влияние наркотиков на организм человека. Профилактика подростковой наркомании», «Исследование химического состава реки Уча на территории г.Ивантеевки», «Экологическое состояние города Ивантеевка».
Учебный проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи. Когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
Учебный проект с точки зрения учителя – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации, вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования.
Ценность исследовательской работы заключается в том, что ученик и учитель учатся в процессе совместной деятельности в самом широком смысле. Для каждого важно научиться строить свою работу, определить и повысить уровень своей самостоятельности.
Анализ результатов опроса по изучению уровня исследовательских умений и навыков учащихся 8-11-х классов позволяет сделать следующие выводы:
мои ученики обладают умениями находить и самостоятельно применять информацию из разных источников
выносить аргументированные суждения с привлечением методов системного анализа.
в ходе работы над учебным проектом у них вырабатывается собственное аргументированное мнение и умение применять полученные знания в конкретных ситуациях.
Выполнение учащимися учебного проекта способствует углубленному изучению предмета, развитию интереса к химии и биологии, выработке специальных умений и навыков.
Но наивысшей наградой для меня становится то, что, будучи студентами ВУЗов, мои ученики применяют полученные навыки исследовательской деятельности и продолжают научную деятельность в студенческих научных обществах. Я уверена, что эти ребята станут высокопрофессиональными специалистами.
Литература
1. Леонтович А.В.Об основных понятиях концепции развития исследовательской и проектной деятельности учащихся.
2. Шабалина С.С. Проведение творческих исследовательских
работ учащимися под руководством учителя // Исследовательская работа школьников. 2005. ? 3.
3. Собственный педагогический опыт.
ПРОЕКТНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ХИМИИ И БИОЛОГИИ.
Учитель химии и биологии
МОУ «СОШ №1» г. Ивантеевка
Амирджанян Светлана Суреновна
Ноябрь 2012г
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Исследовать - значит видеть то, что видели все, и думать так, как не думал ни кто». А. Сент – Дьердьи «Если мозг не засевать зерном, то он зарастет чертополохом». Д.Ж. Герберт.
Этапы по формированию проектных умений и навыков: 1-ый этап – «Учиться знать». Это этап овладения элементарными знаниями и умениями проектной деятельности. Обучающиеся 5-7 классов знакомятся с проектной деятельностью, учатся проектировать. 2-ой этап – «Учиться делать». На этом этапе обучающиеся 8-11 классов учатся использовать полученные навыки при выполнении проектов. 3-ий этап – «Учиться жить». Этап, на котором формируется активная жизненная позиция.
Функции учителя при работе учащихся над исследованием: 1. Помогает ученикам в поисках нужной информации. 2. Координирует весь процесс. 3. Поощряет учеников. 4. Поддерживает непрерывную обратную связь.
Проекты учащихся в 2009-2011 учебном году. 1. «Влияние наркотиков на организм человека. Профилактика подростковой наркомании» 2. «Исследование химического состава реки Уча на территории г.Ивантеевки» 3. «Экологическое состояние города Ивантеевка».
Выводы по анализу результатов опроса изучения уровня исследовательских умений и навыков учащихся 8-11-х классов: мои ученики обладают умениями находить и самостоятельно применять информацию из разных источников. выносить аргументированные суждения с привлечением методов системного анализа. в ходе работы над учебным проектом у них вырабатывается собственное аргументированное мнение и умение применять полученные знания в конкретных ситуациях.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
проектно-исследовательская работа на уроках химии и биологии
проектно-исследовательская работа...
Использование проектно-исследовательской деятельности в изучении истории родного края
В статье подводятся итоги создания исследовательских проектов по изучению истории Дивеевского района...
Образовательный проект "Организация проектно-исследовательской деятельности при изучении русского языка и литературы"
Проектно-исследовательская деятельность – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразован...
Использование проектно-исследовательской деятельности при изучении органической химии
Использование проектно-исследовательской деятельности при изучении органической химии...
«Проектно-исследовательская деятельность при изучении физики»
презентация, текст к презентации...
ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
В статье представлены примеры наиболее эффективных видов проектно-исследовательской деятельности учащихся при изучении математики на уроках и во внеурочной деятельности....