проектно-исследовательская работа на уроках химии и биологии
статья по биологии по теме
проектно-исследовательская работа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektno-issledovatelskaya_rabota_na_urokah_himii_i_biologii_.docx | 27.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Е.А. Тюленева
ОКООУСТ «Клюквинская школа-интернат»
Учитель биологии и химии
Проектно-исследовательская работа на уроках химии и биологии .
Как много нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух,
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг…
Пушкин А.С.
Постепенно уходит в прошлое эпоха людей-исполнителей, которые, не раздумывая, выполняли указания начальства. Социальные проблемы, проблемы производства, науки, быта людей заставляют сегодня человека думать, искать, оценивать различные варианты действий.
Современное образование ориентировано на развитие личности. Сегодня нужен выпускник - самостоятельно мыслящий, умеющий видеть и творчески решать возникающие проблемы.
Новый государственный образовательный стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника:
-креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность науки, труда и творчества для человека и общества, мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни;
-владеющий основами научных методов познания окружающего мира, мотивированный на творчество и готовый к учебному сотрудничеству, способный осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационную деятельность;
-осознающий себя личностью, социально активный, выполняющий свои обязанности перед семьей, обществом, государством, человечеством;
-уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать;
подготовленный к осознанному выбору профессии, понимающий значение профессиональной деятельности для человека и общества, его устойчивого развития.
Современное общество, вузы в том числе, требуют умения самостоятельно ставить цели, получать информацию, критически анализировать ее, создавать собственные продукты деятельности. У многих старшеклассников сегодня отсутствуют навыки коллективной деятельности, нацеленной на достижение высоких результатов; нет навыков целеполагания, группового взаимодействия, самооценки, рефлексии.
Эффективным средством для обеспечения личностного роста школьников является включение их в проектную деятельность.
Проектная деятельность позволяет вооружить ребёнка необходимыми знаниями, умениями, навыками для освоения стремительно нарастающего потока информации, ориентации в нём и систематизации материала.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Учебный проект или исследование с точки зрения обучающегося - это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, позволяющая проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат.
Я использую метод проектов в своей педагогической деятельности более шести лет.
Моей основной целью при организации проектной работы является формирование у школьников компетенций, определяющих становление личности, отвечающей запросам современного общества.
При этом я ставлю следующие задачи:
образовательные: вовлечь учащихся в активную исследовательскую деятельность. В процессе создания проекта сформировать определенные знания, умения по профильному предмету;
развивающие: развивать информационные, коммуникативные, организаторские, лидерские навыки;
воспитательные: способствовать социализации личности по составляющим: адекватность самооценки, оценивание и анализ деятельности, понимание своей роли в коллективной деятельности.
Руководителю проекта необходимо осуществлять следующие направления совместной работы с детьми:
Осознание и оценивание учащимися тех навыков, качеств исследовательской деятельности, которыми они обладают, и того потенциала, который им необходимо проявить, раскрыть. В зависимости от этого определяется характер деятельности учащихся.
Построение маршрута реализации проекта: определение проблемы, цели, шагов по ее достижению, распределение обязанностей участников проекта.
Направление, поддержка при поисковой деятельности.
Совместный анализ и рефлексия действий.
Выстраивание взаимодействия с другими людьми и организациями для решения поставленных задач.
Оценить степень реализации поставленных целей и задач можно, прослеживая развитие учащихся в течение длительного отрезка времени (несколько лет). Поэтому я стараюсь вовлекать ребят в проектную работу, начиная с 5 класса, и продолжать ее на протяжении всего времени их обучения.
В ходе работы над проектами у ребят формируются необходимые для учебы и личностного развития компетенции: учебно-познавательная, ценностно-смысловая, информационная, коммуникативная, социально-трудовая, компетенция личностного самосовершенствования.
Тематика практических работ исследовательского характера:
(8кл):
1.Определение загрязненности поваренной соли .
2. Определение процентного выхода кислорода в реакциях разложения .
3. Получение водорода и исследования его свойств.
Домашний эксперимент можно посвятить изучению скорости горения свечи,
4.«Изменение окраски индикаторов в кислой и щелочной среде».
Домашний опыт: наблюдение за изменением окраски вишнёвого варенья в растворе лимонной кислоты и питьевой соды.
9кл. Темы:
1.«Кристаллогидраты».
Домашний опыт: выращивание кристаллов меди. Насыпьте на дно стакана немного медного купороса и засыпьте его мелкой поваренной солью. Прикройте соль кружком, вырезанным из фильтровальной бумаги так, чтобы кружок касался стенок стакана. Сверху положите зачищенный наждачной бумагой кусочек железа (лучше всего кружок). Налейте в стакан насыщенный раствор поваренной соли, чтобы он закрыл железный кружок. Через несколько дней вы обнаружите в сосуде красивые красные кристаллы меди.
2. Определение химической активности кислот.
3.Исследование реакционной способности металлов.
Домашний эксперимент можно провести по теме: « Определение временной жесткости воды».
Учитель, имея «в руках» интересный фактический пример, может сконструировать из него творческую задачу необходимой сложности в соответствии с целями и задачами урока. Источник для конструирования задач по химии - книга Людмилы Аликберовой «Занимательные задания по химии».
Вот несколько интересных вопросов, которые можно задать учащимся и на основе которых затем сконструировать творческие задачи исследовательского типа:
1)На дверях некоторых химических лабораторий есть надпись: «Водой не гасить!» Чем можно гасить пожар в таких лабораториях?
2)Почему уже со второй- третьей дозы героина возникает зависимость человека от этого вещества?
3)Исходный факт: в Индии на площади стоит колонна, которая изготовлена около 1500 лет назад из железа. Уже много лет она не подвержена коррозии, несмотря на влажный и тёплый климат.
Составим текст исследовательской задачи:
Как известно, климат в Индии тёплый и влажный. На площади во дворе мечети в Дели находится знаменитая железная колонна - одно из чудес света. Почему же железная колонна в Индии стоит уже почти 16 веков не разрушаясь?
Как сумели древние мастера создать химически чистое железо, которое трудно получить даже в современных электролитических печах?
Выявим противоречие между знанием того, что железо способно разрушаться (ржаветь) и незнанием способов защиты от коррозии.
Выдвижение гипотез:
Если в состав железа колонны ввести антикоррозионное вещество, то колонна не будет ржаветь;
Если колонна абсолютно гладкая, то влага не оседает на ней и не образуется гальванической пары, способствующей разрушению;
Если в составе сплава колонны есть вещества, которые, реагируя с железом, водой и кислородом, создали защитный слой.
Осуществим поиск Ресурсов с помощью дополнительной литературы и ресурсов Интернет.
Результат: колонна содержит неожиданно много фосфора, который, реагируя с железом, водой и кислородом, создал своего рода защитный антикоррозийный поверхностный слой.
На обобщающих уроках (например, «Вода, её состав, значение») используем ролевые игры с участием журналистов, представителей исследовательских групп- историков, экологов, физиков, химиков. Ребята с удовольствием принимают такую форму занятия. Нахождение первопричины представляется им исследованием, поиском принципиально новых, объективных знаний, смежных областей наук.
Эффективны также исследования-соревнования. Например, соревнование на лучшую шпаргалку.
Основным критерием выбора тематики проектов служит практическая значимость исследования для окружающих. В результате работы над проектами рождались различные продукты, которые далее использовались при ведении уроков химии, биологии, организации внеклассных мероприятий и так далее.
Как должен выглядеть современный проект исследования?
1.Тема исследования – это свёрнутое (сокращённое) описание изучаемого свойства объекта или явления. Например: «Зависимость заболеваемости органов дыхания от концентрации вредных веществ в воздухе».
2.Актуальность – важный элемент любого исследования, показывающий важность, значимость (социальную и/или личную). Для обоснования значимости исследования используются ссылки на работы или высказывания известных в обществе людей – учёных, политических деятелей, педагогов и др.
Цель исследования – это свёрнутое (сокращённое, сжатое) описание предполагаемого (планируемого) результата изучения объекта (явления). Например: «Выявить зависимость уровня заболеваемости дыхательных путей от количества вредных веществ, содержащихся в воздухе и предложить систему мер, направленных на снижение уровня заболеваемости».
Задачи исследования – это краткое описание действий, которые необходимо выполнить для достижения, намеченного в цели результата.
Например: «1. Выявить вредные вещества, содержащие в выхлопных газах автомобилей. 2. Рассчитать концентрацию вредных веществ во вдыхаемом воздухе, опираясь на количество вредных веществ, выбрасываемых одним, «усреднённым» автомобилем, и среднюю интенсивность движения. 3. Установить влияние на органы дыхания человека вредных веществ, содержащихся в выхлопных газах автомобилей. 4. Выявить связь заболеваемости органов дыхания от количества, содержащихся в воздухе вредных веществ».
Цели и задачи должны быть сформулированы чётко, лаконично, конкретно и понятно. Число задач не превышает пять.
Гипотеза – предположение о причинно-следственной связи между изучаемым в исследовании свойств и определёнными факторами среды.
Например: «Если концентрация вредных веществ, источником которых являются выхлопные газы, в атмосферном воздухе увеличится, то количество и степень тяжести заболеваний органов дыхания возрастёт».
Выводы в сжатом виде описывают основные результаты исследования. Примеры практического выхода проектной деятельности учащихся.
№ | Тема проекта | Продукт |
1 | «Оценка жизненного состояния леса по сосне». | Презентация. |
2 | «Оценка экологического состояния леса по асимметрии листьев». | Презентация. |
3 | « Мир лекарственных растений моего посёлка». | Мини-справочник лекарственных растений. |
4 | Экологически чистый огород | Презентация.. Календарь жизни насекомых фруктового сада . Буклет «Правила ухода за садом». |
5 | Учет численности дождевых червей на участке. | Памятка, содержащая информацию о пользе дождевых червей . |
6 | Исследование содержание витамина «С» в различных фруктах. | Презентация. |
Эффективность метода проектов в становлении личности, в профессиональном определении несомненна. Для многих ребят первые шаги в научной деятельности определили и дальнейший жизненный путь.
Если мозг не засевать зерном,
то он зарастет чертополохом.
Д.Ж. Герберт поэт XVII века
).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектно-исследовательская деятельность учащихся на уроках химии и во внеурочное время
Материал подготовлен в рамках конференции "Актуальные проблемы химического образования в Пензенской области", прошедшей 7 декабря 2011 г....
Самостоятельные работы на уроках химии и биологии как средство развития познавательной деятельности обучающихся
В процессе обучения учащимся необходимо овладевать знаниями и приобретать умения самостоятельного учебного труда . В программах по химии и биологии пред...
Интегрированная проектно-исследовательская деятельность учащихся на уроках химии
В презентации представлены цели и задачи интегрированного исследовательского проекта "Всё о пище с точки зрения химика, физика, биолога", его основные этапы и инструкция к выполнению. (Если скачать ма...
Отчёт о работе над собственным методическим исследованием «Проектно – исследовательская деятельность учащихся на уроках химии и во внеурочной деятельности»
Работа опубликована в школьном методическом сборнике за 2012-13 учебный год...
Презентация "Реализация и оценка проектно-исследовательской деятельности учащихся на уроках химии"
Примеры выполнения элементов проектной деятельности на уроках химии....
Проектно-исследовательская деятельность учащихся на уроках химии и во внеурочное время
В современных условиях развития новых технологий необходимым и востребованным качеством личности является творчество, познавательная активность. Более 50% учащихся обладает низкой степенью выраженност...
Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся на уроках химии в 8-9 классах в условиях реализации обновленных ФГОС
Сегодня, когда ключевым элементом модернизации российской школы является федеральный государственный образовательный стандарт, возникает необходимость сделать акцент на организации проектной и исследо...