ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
статья по математике (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Скрипникова ТВ

В статье представлены примеры наиболее эффективных видов проектно-исследовательской деятельности учащихся при изучении математики на уроках и во внеурочной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx22.31 КБ

Предварительный просмотр:

Скрипникова Татьяна Викторовна,

учитель математики,

ГБОУ СОШ № 606

Пушкинского района

 Санкт-Петербурга

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Стремительные изменения, происходящие в обществе, существенным образом повлияли на роль и приоритеты среднего образования. У выпускника школы должны быть сформированы:

- готовность активно и целенаправленно познавать мир;

- способность осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационную деятельность;

- умение творчески мыслить,

- проявлять инициативу;

- находить нестандартные решения,

- способность к самореализации, самосовершенствованию и т.д.

Современная школа должна воспитать личность, которая будет готова к жизни в  высокотехнологичном и конкурентном мире. Поэтому одним из ведущих направлений реализации ФГОС является развитие проектно-исследовательской деятельности учащихся, которое необходимо осуществлять на всех школьных учебных дисциплинах.

Проектно-исследовательская деятельность учащихся – это особый вид деятельности, обеспечивающий всегда позитивный результат, активную мыслительную деятельность, самостоятельное приобретение знаний, умение работать с источниками информации, поиск рациональных способов решения задач, сотрудничество, поэтапное формирование навыков исследовательской деятельности. Учителю важно постоянно поддерживать интерес учащихся к открытиям, помнить, что необходимым условием для развития проектно- исследовательской деятельности является систематическое усложнение учебных задач, решение которых ведет к достижению не только предметных, но и личностных результатов.

Проектно-исследовательская деятельность – это деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая:

  1.  выделение целей и задач,
  2.  выделение принципов отбора методик,
  3.  планирование хода исследования,
  4.  определение ожидаемых результатов,
  5.  оценка реализуемости исследования,
  6.  определение необходимых ресурсов.

Проектная деятельность учащихся дает наилучшие результаты в старших классах. Но подготовка к серьезной проектной деятельности начинается уже в 5 классе с выполнения информационных и творческих проектов.

Подготовительный этап (5-7 классы): учащиеся начинают работать с научно-популярными изданиями, учебной литературой, решают конкретные проблемы, проводят небольшие исследования, результаты которых оформляются в основном в виде рефератов.

Развивающий этап (8-9 классы): у учащихся развивается способность занимать исследовательскую позицию, самостоятельно ставить и достигать цели; активизируется становление сферы исследовательских интересов, их работы уже отличаются большей самостоятельностью и носят личностно-ориентированный характер. Исследовательская работа имеет долгосрочный характер и завершается представлением и защитой докладов и рефератов на научно-практической конференции.

 Этап  исследовательской деятельности (10- 11 классы): Непосредственно проектно-исследовательская деятельность, т.е. самостоятельное практическое владение технологией исследования,  развитие исследовательской компетентности и предпрофессиональных навыков как основы профильного обучения. 

Формы организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся на уроках 

Некоторые формы занятий: 

  • урок – исследование, 
  • урок – экспертиза, 
  • урок - творческий отчёт, 
  • урок - рассказ об учёных, 
  • урок – лаборатория,
  • урок - защита исследовательских проектов, 
  • урок - «Патент на открытие», 
  • урок - открытых мыслей и др. 

Наиболее эффективными считаю:

  • исследование на уроке (уроки–исследования, мини–исследования, решение исследовательских задач),
  • исследование в домашнем задании,
  • проект по теме,
  • проект долгосрочный (индивидуальный или групповой),
  • исследовательские работы, представляемые на научно-практических конференциях.

 Пример 1. Урок «Длина окружности» является наглядным примером урока-исследования. Учащиеся самостоятельно вырезают из картона окружности произвольного радиуса. Также на уроке используются предметы круглой формы. С помощью нити дети измеряют по контуру длину окружности и находят отношение длины окружности к радиусу. Результаты заносят в таблицу и делают вывод: полученные отношения являются постоянным числом. После вычислений ученики обозначают все величины буквами и получают формулу длины окружности.

Пример 2. На уроке-исследовании по теме «Площадь треугольника» ученики, достраивая треугольники до прямоугольников и используя известную формулу площади прямоугольника, получают формулы для нахождения площади прямоугольного и произвольного треугольника.

Пример 3. На уроке по теме «Среднее арифметическое» интересными были задания, имеющие практическую направленность. Для учеников была создана проблемная ситуация на примере вычисления среднего балла на спортивных соревнованиях, в которых каждый ученик класса неоднократно участвовал. Ребята самостоятельно сделали выводы о среднем значении и сформулировали правило вычисления среднего арифметического. Также на уроке было предложено задание на нахождение среднего роста учеников класса по рядам, а затем нахождение среднего роста учеников всего класса.

Учебный эксперимент (планирование и проведение эксперимента, обработка и анализ его результатов) 

Домашнее задание исследовательского характера: 

  • проведение наблюдений, 
  • постановка опыта, 
  • проблемный анализ текста, 
  • подготовка вопросов к дискуссии, анкеты, 
  • творческие работы и др.

Формы организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся на внеурочных занятиях

  • Кружковая деятельность
  • Факультативные занятия
  • Образовательные экспедиции
  • Исследовательская практика
  • Ученическое научно-исследовательское общество
  • Участие обучающихся в олимпиадах, конкурсах, конференциях, в том числе дистанционных, предметных неделях, интеллектуальных марафонах и др.

   

Заключение 

     Внедрение в практику проектно-исследовательской деятельности является важным и значимым. Проектно-исследовательская деятельность наряду с оптимизацией учебного процесса предполагает развитие самостоятельного мышления, умения добывать информацию, прогнозировать, принимать нестандартные решения, позволяет органично интегрировать знания из разных областей и применять их на практике, генерируя при этом новые идеи. Применение проектной технологии дает возможность быстро адаптироваться в новой ситуации, самостоятельно и ответственно принимать решения, работать в коллективе. Эффективное образование невозможно без такой активной самостоятельной деятельности школьника.

Таким образом, использование проектно-исследовательской деятельности даёт возможность формирования ключевых компетентностей необходимых современному школьнику.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочная деятельность в 1 классе в рамках реализации ФГОС НОО

Внеурочная работа понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая с классом, группой обучающихся во внеурочное время для удовлетворения потребностей школьников в содержательном ...

«Применение ресурсов медиатеки для самостоятельной работы учащихся при изучении биологии в рамках реализации ФГОС второго поколения»

Современная образовательная система претерпела колоссальные изменения. И в первую очередь изменилась сама цель образования: от классического понимания «научить, чтобы знать» мы плавно переходим к поня...

Организация внеурочной деятельности на немецком языке в рамках реализации ФГОС.

Образовательная среда, с одной стороны, создает новые знания, придавая информации личностные смыслы. Но с другой стороны, полученные знания позволяют расширить среду их применения, порождая при этом н...

Организация внеурочной деятельности по русскому языку в рамках реализации ФГОС

Выступление на педагогическом семинаре "ФГОС: внеурочная деятельность – важнейший компонент современного образовательного процесса в школе"...

Технология исследовательской деятельности в преподавании физики в рамках реализации ФГОС"

Презентация содержит материал для формирования исследовательской компетенции учащихся средствами предмета ФИЗИКА в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования....

Проектная деятельность на уроках математики в рамках реализации ФГОС.

В публикации представлен материал о проектной деятельности на уроках математики и наглядной геометрии....

Сообщение "Проектно-исследовательская деятельность на уроках математики в рамках реализации ФГОС ООО"

Сообщение "Проектно-исследовательская деятельность на уроках математики в рамках реализации ФГОС ООО"...