ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
статья по математике (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
В статье представлены примеры наиболее эффективных видов проектно-исследовательской деятельности учащихся при изучении математики на уроках и во внеурочной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 22.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Скрипникова Татьяна Викторовна,
учитель математики,
ГБОУ СОШ № 606
Пушкинского района
Санкт-Петербурга
ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Стремительные изменения, происходящие в обществе, существенным образом повлияли на роль и приоритеты среднего образования. У выпускника школы должны быть сформированы:
- готовность активно и целенаправленно познавать мир;
- способность осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационную деятельность;
- умение творчески мыслить,
- проявлять инициативу;
- находить нестандартные решения,
- способность к самореализации, самосовершенствованию и т.д.
Современная школа должна воспитать личность, которая будет готова к жизни в высокотехнологичном и конкурентном мире. Поэтому одним из ведущих направлений реализации ФГОС является развитие проектно-исследовательской деятельности учащихся, которое необходимо осуществлять на всех школьных учебных дисциплинах.
Проектно-исследовательская деятельность учащихся – это особый вид деятельности, обеспечивающий всегда позитивный результат, активную мыслительную деятельность, самостоятельное приобретение знаний, умение работать с источниками информации, поиск рациональных способов решения задач, сотрудничество, поэтапное формирование навыков исследовательской деятельности. Учителю важно постоянно поддерживать интерес учащихся к открытиям, помнить, что необходимым условием для развития проектно- исследовательской деятельности является систематическое усложнение учебных задач, решение которых ведет к достижению не только предметных, но и личностных результатов.
Проектно-исследовательская деятельность – это деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая:
- выделение целей и задач,
- выделение принципов отбора методик,
- планирование хода исследования,
- определение ожидаемых результатов,
- оценка реализуемости исследования,
- определение необходимых ресурсов.
Проектная деятельность учащихся дает наилучшие результаты в старших классах. Но подготовка к серьезной проектной деятельности начинается уже в 5 классе с выполнения информационных и творческих проектов.
Подготовительный этап (5-7 классы): учащиеся начинают работать с научно-популярными изданиями, учебной литературой, решают конкретные проблемы, проводят небольшие исследования, результаты которых оформляются в основном в виде рефератов.
Развивающий этап (8-9 классы): у учащихся развивается способность занимать исследовательскую позицию, самостоятельно ставить и достигать цели; активизируется становление сферы исследовательских интересов, их работы уже отличаются большей самостоятельностью и носят личностно-ориентированный характер. Исследовательская работа имеет долгосрочный характер и завершается представлением и защитой докладов и рефератов на научно-практической конференции.
Этап исследовательской деятельности (10- 11 классы): Непосредственно проектно-исследовательская деятельность, т.е. самостоятельное практическое владение технологией исследования, развитие исследовательской компетентности и предпрофессиональных навыков как основы профильного обучения.
Формы организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся на уроках
Некоторые формы занятий:
- урок – исследование,
- урок – экспертиза,
- урок - творческий отчёт,
- урок - рассказ об учёных,
- урок – лаборатория,
- урок - защита исследовательских проектов,
- урок - «Патент на открытие»,
- урок - открытых мыслей и др.
Наиболее эффективными считаю:
- исследование на уроке (уроки–исследования, мини–исследования, решение исследовательских задач),
- исследование в домашнем задании,
- проект по теме,
- проект долгосрочный (индивидуальный или групповой),
- исследовательские работы, представляемые на научно-практических конференциях.
Пример 1. Урок «Длина окружности» является наглядным примером урока-исследования. Учащиеся самостоятельно вырезают из картона окружности произвольного радиуса. Также на уроке используются предметы круглой формы. С помощью нити дети измеряют по контуру длину окружности и находят отношение длины окружности к радиусу. Результаты заносят в таблицу и делают вывод: полученные отношения являются постоянным числом. После вычислений ученики обозначают все величины буквами и получают формулу длины окружности.
Пример 2. На уроке-исследовании по теме «Площадь треугольника» ученики, достраивая треугольники до прямоугольников и используя известную формулу площади прямоугольника, получают формулы для нахождения площади прямоугольного и произвольного треугольника.
Пример 3. На уроке по теме «Среднее арифметическое» интересными были задания, имеющие практическую направленность. Для учеников была создана проблемная ситуация на примере вычисления среднего балла на спортивных соревнованиях, в которых каждый ученик класса неоднократно участвовал. Ребята самостоятельно сделали выводы о среднем значении и сформулировали правило вычисления среднего арифметического. Также на уроке было предложено задание на нахождение среднего роста учеников класса по рядам, а затем нахождение среднего роста учеников всего класса.
Учебный эксперимент (планирование и проведение эксперимента, обработка и анализ его результатов)
Домашнее задание исследовательского характера:
- проведение наблюдений,
- постановка опыта,
- проблемный анализ текста,
- подготовка вопросов к дискуссии, анкеты,
- творческие работы и др.
Формы организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся на внеурочных занятиях
- Кружковая деятельность
- Факультативные занятия
- Образовательные экспедиции
- Исследовательская практика
- Ученическое научно-исследовательское общество
- Участие обучающихся в олимпиадах, конкурсах, конференциях, в том числе дистанционных, предметных неделях, интеллектуальных марафонах и др.
Заключение
Внедрение в практику проектно-исследовательской деятельности является важным и значимым. Проектно-исследовательская деятельность наряду с оптимизацией учебного процесса предполагает развитие самостоятельного мышления, умения добывать информацию, прогнозировать, принимать нестандартные решения, позволяет органично интегрировать знания из разных областей и применять их на практике, генерируя при этом новые идеи. Применение проектной технологии дает возможность быстро адаптироваться в новой ситуации, самостоятельно и ответственно принимать решения, работать в коллективе. Эффективное образование невозможно без такой активной самостоятельной деятельности школьника.
Таким образом, использование проектно-исследовательской деятельности даёт возможность формирования ключевых компетентностей необходимых современному школьнику.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеурочная деятельность в 1 классе в рамках реализации ФГОС НОО
Внеурочная работа понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая с классом, группой обучающихся во внеурочное время для удовлетворения потребностей школьников в содержательном ...
«Применение ресурсов медиатеки для самостоятельной работы учащихся при изучении биологии в рамках реализации ФГОС второго поколения»
Современная образовательная система претерпела колоссальные изменения. И в первую очередь изменилась сама цель образования: от классического понимания «научить, чтобы знать» мы плавно переходим к поня...
Организация внеурочной деятельности на немецком языке в рамках реализации ФГОС.
Образовательная среда, с одной стороны, создает новые знания, придавая информации личностные смыслы. Но с другой стороны, полученные знания позволяют расширить среду их применения, порождая при этом н...
Организация внеурочной деятельности по русскому языку в рамках реализации ФГОС
Выступление на педагогическом семинаре "ФГОС: внеурочная деятельность – важнейший компонент современного образовательного процесса в школе"...
Технология исследовательской деятельности в преподавании физики в рамках реализации ФГОС"
Презентация содержит материал для формирования исследовательской компетенции учащихся средствами предмета ФИЗИКА в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования....
Проектная деятельность на уроках математики в рамках реализации ФГОС.
В публикации представлен материал о проектной деятельности на уроках математики и наглядной геометрии....
Сообщение "Проектно-исследовательская деятельность на уроках математики в рамках реализации ФГОС ООО"
Сообщение "Проектно-исследовательская деятельность на уроках математики в рамках реализации ФГОС ООО"...