Технология проведения воспитательных тематических месячников.
методическая разработка (7 класс) по теме

Чабан Любовь Александровна

Тематические месячники в интернате, детском доме предоставляют возможность воспитателям  использовать различные формы работы. Работая в микрогруппах над разными этапами месячника, воспитанники учатся вместе с педагогами принимать решения в общих делах, давать оценку своей работе, анализировать, сравнивать. Получают возможность реализовывать свои творческие способности. Отмечается  позитивная динамика в сплочении старших и младших воспитанников, взрослого и детского коллективов.  Каждый из воспитанников пробует свои силы в разных направлениях и формах деятельности. Крепнут связи межличностного общения. Возростает  потребность: в выполнении общественной роли, в получении признания и оценки своим действиям. Такая форма организации и досуговой деятельности коллектива, как тематический месячник, имеет большие возможности для развития и удовлетворения этих потребностей.   Все члены микоргрупп получают поручения  и вносят свой посильный вклад в реализацию общего замысла.                                                                                   

Скачать:


Предварительный просмотр:

                Технология проведения воспитательных тематических месячников.

Формирование личности ребенка, развитие его умений и навыков, обеспечивающих вхождение ребенка в социум и занятие в нем определенной позиции – одна из важнейших задач детского дома, интерната. Как ребятам проявить свое “Я”, если у воспитанников не хватает опыта, знаний, навыков? Исчезает состояние душевного равновесия, рождается ощущение озлобленности, агрессивности или, наоборот, апатии и пассивности, неверия в себя и свои силы.  Вместе с тем, особенности нашего детского коллектива не позволяют всем желающим стать активными участниками мероприятий (например, выступать в качестве артиста), и им приходится выполнять роль пассивного зрителя. Возможность раскрыть спрятанные потенциальные способности детей путем развития коллективных отношений, в процессе совместной, активной, конкретной деятельности позволит приблизиться к решению задачи социализации детей-сирот. Кроме этого, общее дело на радость и пользу другим людям, создаст и укрепит единый коллектив педагогов и воспитанников, в котором есть возможность каждому раскрыть и показать лучшее в себе.                                                                                  Но как это реализовать?                                                                           Реализовать можно с помощью  проведения воспитательных тематических месячников.                                                                                        Цель использования тематического месячника: содействие развитию личности ребенка, укреплению механизма сотрудничества взрослого и детского коллективов через коллективное творческое дело.                                                                                                                     Возможный спектр задач, которые можно решить в рамках данной формы:

Развивать позитивную, деятельную активность воспитанников, чувство коллективного и индивидуального авторства.

Формировать коммуникативные навыки воспитанников.

Способствовать раскрытию интересов и возможностей каждого воспитанника, предоставить им возможность самореализации.

Для выполнения поставленных задач необходимо опираться на следующие принципы:  

        I. Принцип мотивации: 

Тематический месячник должен быть построен в такой форме, чтобы дети сами захотели в нем участвовать.

Не навязывать готовые формы и правила месячника,  а планировать, заинтересовывать ребят и педагогов.

II. Принцип динамичности восприятия: 

Включать ребят в дискуссии, обсуждения, беседы, которые побуждают к освоению новых знаний, умений, навыков.

           III. Принцип индивидуальности: 

Он предполагает, чтобы через участие в месячнике у воспитанников появилось осознание своей индивидуальности.
Стараться педагогам поддержать любую положительную эмоциональную реакцию воспитанников  и признавать право ребенка на данную реакцию. Задача воспитателей косвенно, ненавязчиво скорректировать негативные эмоциональные реакции.

При создании воспитательных тематических месячников используются методы, направленных на создание атмосферы сотрудничества и сотворчества:

метода свободного выбора;

метода коллективного анализа и оценки;

метода самоанализа и самооценки;

метода импровизации.

Предполагаемый результат: 

позитивная активность детей, причем не зрительская, а деятельностная, сопровождается в той или иной мере чувством коллективного авторства Месячник  – это общая работа, в организации которой участвует каждый член коллектива. Оно коллективное, так как планируется, готовится, свершается и обсуждается совместно с педагогами и воспитанниками.                                                                                                               Оно – творческое, потому что, планируя и осуществляя задуманное, воспитанники вместе с взрослыми ведут поиск лучших путей, способов решения практических задач, создают свой вариант сценария и т.д.                                                                                                                  Но это происходит не автоматически, а благодаря специально организованной заботе педагогов о создании и развитии воспитательных коллективных отношений.                                                                                        Для проведения тематического месячника мы выбрали тему – «Протест против курения»                           

 I ЭТАП.  Информационный  «Мир без никотина» (знакомство педагогов и воспитанников с данной тематикой месячника)

 II ЭТАП. Творческий (создание условий для творческого самовыражения) - конкурс рисунков, плакатов, листовок  «Нет – КУРЕНИЮ!»

          Цель: пропаганда здорового образа жизни воспитанников через детское творчество.                                                                                                  Задачи: предоставить возможность воспитанникам реализовать свой творческий потенциал в рамках социально значимой темы через конкурс-выставку рисунков; способствовать выбору детьми и подростками здорового образа жизни.

     III ЭТАП.  Воспитательное мероприятие «Курить – здоровью вредить»:

Вводная беседа.

Просмотр слайдов о профилактике курения.

Инсценировки о вреде курения: «Муха-цокотуха», «Продавец табака».

Конкуры на развитие познавательных функций воспитанников: «Составь пословицу из предложенных слов», «Раскрась курильщика», игра-загадка «Это я, это я, это все мои друзья», игра «Кричалка».

Музыкальный номер «Частушки»

Подведение итогов занятия.

Голосование ребятами: «за» или «против» курения – форма самоанализа.

IV ЭТАП.   Акция «Каждой группе памятка в подарок  - «Сигаретка – ВРАГ!» (развитие потребности противостоять вредным привычкам)

V ЭТАП. Заключительный этап – акция «Меняем сигаретки на конфетки» (развитие навыков самооценки и самоконтроля, развитие эмоциональной отзывчивости)

Идеи реализации месячника корректировались по  ходу проведения. Использовались различные формы работы с детьми. Большое значение уделялось  взаимодействию педагогов и воспитанников. Происходило совместное проживание месячника, при котором для детского коллектива важно проявление поддержки воспитателей, сопереживание и личный пример.

Коллективное подведение итогов провели награждением грамотами на общем сборе.

Учитывалось:

Качество выполнения задания.

Активность членов группы.

Удовлетворенность участников.

Анализировалось:

Что было хорошо?

Что не получилось? Почему?

На что обратить внимание в дальнейшем?

Перспективы на будущее.

По результатам месячника выпустили мультимедийную презентацию.

VI ЭТАП.   Последствие

Задачи:

Внесение корректив в дальнейшие планы работы над проблемой курения воспитанников.

Закрепление положительного опыта, индивидуальная коррекционная работа с воспитанниками по профилактике курения.

VII ЭТАП.  Социальный проект  -  пропаганда здорового образа жизни с населением поселка.

 ВЫВОД.                                                                                                                      Работая в микрогруппах над разными этапами месячника, ребята научились вместе принимать решения в общих делах, давать оценку своей работе, анализировать, сравнивать. Получили возможность реализовывать свои творческие способности. Наметилась позитивная динамика в сплочении старших и младших воспитанников, взрослого и детского коллективов.          Каждый из воспитанников попробовал свои силы в разных направлениях и формах деятельности. Окрепли связи межличностного общения.                                                             Возросла потребность: в выполнении общественной роли, в получении признания и оценки своим действиям.                                                                                                                    Такая форма организации и досуговой деятельности коллектива, как тематический месячник, имеет большие возможности для развития и удовлетворения этих потребностей.   Все члены групп получают поручения  и вносят свой посильный вклад в реализацию общего замысла.                                                                                    

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология проведения воспитательного мероприятия: виртуальная экскурсия – «Кронштадт - живой памятник истории» III учебного курса (7 класс)

ВведениеКронштадт – это город Воинской Славы, живой памятник истории. Историческая часть Кронштадта и Кронштадтская крепость входят в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В городе, который является райо...

Педагогический совет на тему: «Содержание и формы проведения родительских собраний. Технологии проведения родительских собраний»

         Родительское собрание - это важный педагогический инструмент в руках учителя, это огромная ответственность: в этот день придётся рассказать каждой семье об их ...

Доклад на тему: " Содержание и формы проведения родительских собраний. Технология проведения родительских собраний"

Доклад на тему: "Содержание и формы проведения родительских собраний. Технология проведения родительских собраний"....

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по проведению воспитательного мероприятия, посвященного Всемирному дню здоровья, в рамках реализации ДООП (раздел воспитательные мероприятия)

Методические рекомендации содержат цель, основные задачи, материально-техническое обеспечение и примерный ход занятия. Реализуется в рамках ДООП для обучающихся младшего школьного возраста....

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по проведению воспитательного мероприятия, посвященного Всемирному дню здоровья, в рамках реализации ДООП (раздел воспитательные мероприятия)

Методические рекомендации по проведению воспитательного мероприятия, посвященного Всемирному дню здоровья, в рамках реализации ДООП (раздел воспитательные мероприятия)...