Технология проведения воспитательных тематических месячников.
методическая разработка (7 класс) по теме
Тематические месячники в интернате, детском доме предоставляют возможность воспитателям использовать различные формы работы. Работая в микрогруппах над разными этапами месячника, воспитанники учатся вместе с педагогами принимать решения в общих делах, давать оценку своей работе, анализировать, сравнивать. Получают возможность реализовывать свои творческие способности. Отмечается позитивная динамика в сплочении старших и младших воспитанников, взрослого и детского коллективов. Каждый из воспитанников пробует свои силы в разных направлениях и формах деятельности. Крепнут связи межличностного общения. Возростает потребность: в выполнении общественной роли, в получении признания и оценки своим действиям. Такая форма организации и досуговой деятельности коллектива, как тематический месячник, имеет большие возможности для развития и удовлетворения этих потребностей. Все члены микоргрупп получают поручения и вносят свой посильный вклад в реализацию общего замысла.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Использование тематических месячников в работе интернатов и детских домов | 25.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология проведения воспитательных тематических месячников.
Формирование личности ребенка, развитие его умений и навыков, обеспечивающих вхождение ребенка в социум и занятие в нем определенной позиции – одна из важнейших задач детского дома, интерната. Как ребятам проявить свое “Я”, если у воспитанников не хватает опыта, знаний, навыков? Исчезает состояние душевного равновесия, рождается ощущение озлобленности, агрессивности или, наоборот, апатии и пассивности, неверия в себя и свои силы. Вместе с тем, особенности нашего детского коллектива не позволяют всем желающим стать активными участниками мероприятий (например, выступать в качестве артиста), и им приходится выполнять роль пассивного зрителя. Возможность раскрыть спрятанные потенциальные способности детей путем развития коллективных отношений, в процессе совместной, активной, конкретной деятельности позволит приблизиться к решению задачи социализации детей-сирот. Кроме этого, общее дело на радость и пользу другим людям, создаст и укрепит единый коллектив педагогов и воспитанников, в котором есть возможность каждому раскрыть и показать лучшее в себе. Но как это реализовать? Реализовать можно с помощью проведения воспитательных тематических месячников. Цель использования тематического месячника: содействие развитию личности ребенка, укреплению механизма сотрудничества взрослого и детского коллективов через коллективное творческое дело. Возможный спектр задач, которые можно решить в рамках данной формы:
Развивать позитивную, деятельную активность воспитанников, чувство коллективного и индивидуального авторства.
Формировать коммуникативные навыки воспитанников.
Способствовать раскрытию интересов и возможностей каждого воспитанника, предоставить им возможность самореализации.
Для выполнения поставленных задач необходимо опираться на следующие принципы:
I. Принцип мотивации:
Тематический месячник должен быть построен в такой форме, чтобы дети сами захотели в нем участвовать.
Не навязывать готовые формы и правила месячника, а планировать, заинтересовывать ребят и педагогов.
II. Принцип динамичности восприятия:
Включать ребят в дискуссии, обсуждения, беседы, которые побуждают к освоению новых знаний, умений, навыков.
III. Принцип индивидуальности:
Он предполагает, чтобы через участие в месячнике у воспитанников появилось осознание своей индивидуальности.
Стараться педагогам поддержать любую положительную эмоциональную реакцию воспитанников и признавать право ребенка на данную реакцию. Задача воспитателей косвенно, ненавязчиво скорректировать негативные эмоциональные реакции.
При создании воспитательных тематических месячников используются методы, направленных на создание атмосферы сотрудничества и сотворчества:
метода свободного выбора;
метода коллективного анализа и оценки;
метода самоанализа и самооценки;
метода импровизации.
Предполагаемый результат:
позитивная активность детей, причем не зрительская, а деятельностная, сопровождается в той или иной мере чувством коллективного авторства Месячник – это общая работа, в организации которой участвует каждый член коллектива. Оно коллективное, так как планируется, готовится, свершается и обсуждается совместно с педагогами и воспитанниками. Оно – творческое, потому что, планируя и осуществляя задуманное, воспитанники вместе с взрослыми ведут поиск лучших путей, способов решения практических задач, создают свой вариант сценария и т.д. Но это происходит не автоматически, а благодаря специально организованной заботе педагогов о создании и развитии воспитательных коллективных отношений. Для проведения тематического месячника мы выбрали тему – «Протест против курения»
I ЭТАП. Информационный «Мир без никотина» (знакомство педагогов и воспитанников с данной тематикой месячника)
II ЭТАП. Творческий (создание условий для творческого самовыражения) - конкурс рисунков, плакатов, листовок «Нет – КУРЕНИЮ!»
Цель: пропаганда здорового образа жизни воспитанников через детское творчество. Задачи: предоставить возможность воспитанникам реализовать свой творческий потенциал в рамках социально значимой темы через конкурс-выставку рисунков; способствовать выбору детьми и подростками здорового образа жизни.
III ЭТАП. Воспитательное мероприятие «Курить – здоровью вредить»:
Вводная беседа.
Просмотр слайдов о профилактике курения.
Инсценировки о вреде курения: «Муха-цокотуха», «Продавец табака».
Конкуры на развитие познавательных функций воспитанников: «Составь пословицу из предложенных слов», «Раскрась курильщика», игра-загадка «Это я, это я, это все мои друзья», игра «Кричалка».
Музыкальный номер «Частушки»
Подведение итогов занятия.
Голосование ребятами: «за» или «против» курения – форма самоанализа.
IV ЭТАП. Акция «Каждой группе памятка в подарок - «Сигаретка – ВРАГ!» (развитие потребности противостоять вредным привычкам)
V ЭТАП. Заключительный этап – акция «Меняем сигаретки на конфетки» (развитие навыков самооценки и самоконтроля, развитие эмоциональной отзывчивости)
Идеи реализации месячника корректировались по ходу проведения. Использовались различные формы работы с детьми. Большое значение уделялось взаимодействию педагогов и воспитанников. Происходило совместное проживание месячника, при котором для детского коллектива важно проявление поддержки воспитателей, сопереживание и личный пример.
Коллективное подведение итогов провели награждением грамотами на общем сборе.
Учитывалось:
Качество выполнения задания.
Активность членов группы.
Удовлетворенность участников.
Анализировалось:
Что было хорошо?
Что не получилось? Почему?
На что обратить внимание в дальнейшем?
Перспективы на будущее.
По результатам месячника выпустили мультимедийную презентацию.
VI ЭТАП. Последствие
Задачи:
Внесение корректив в дальнейшие планы работы над проблемой курения воспитанников.
Закрепление положительного опыта, индивидуальная коррекционная работа с воспитанниками по профилактике курения.
VII ЭТАП. Социальный проект - пропаганда здорового образа жизни с населением поселка.
ВЫВОД. Работая в микрогруппах над разными этапами месячника, ребята научились вместе принимать решения в общих делах, давать оценку своей работе, анализировать, сравнивать. Получили возможность реализовывать свои творческие способности. Наметилась позитивная динамика в сплочении старших и младших воспитанников, взрослого и детского коллективов. Каждый из воспитанников попробовал свои силы в разных направлениях и формах деятельности. Окрепли связи межличностного общения. Возросла потребность: в выполнении общественной роли, в получении признания и оценки своим действиям. Такая форма организации и досуговой деятельности коллектива, как тематический месячник, имеет большие возможности для развития и удовлетворения этих потребностей. Все члены групп получают поручения и вносят свой посильный вклад в реализацию общего замысла.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология проведения воспитательного мероприятия: виртуальная экскурсия – «Кронштадт - живой памятник истории» III учебного курса (7 класс)
ВведениеКронштадт – это город Воинской Славы, живой памятник истории. Историческая часть Кронштадта и Кронштадтская крепость входят в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В городе, который является райо...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Выступление...
Педагогический совет на тему: «Содержание и формы проведения родительских собраний. Технологии проведения родительских собраний»
Родительское собрание - это важный педагогический инструмент в руках учителя, это огромная ответственность: в этот день придётся рассказать каждой семье об их ...
Доклад на тему: " Содержание и формы проведения родительских собраний. Технология проведения родительских собраний"
Доклад на тему: "Содержание и формы проведения родительских собраний. Технология проведения родительских собраний"....
Календарно-тематический план проведения воспитательных мероприятий на 2020-2021 уч. год
№ п/пСодержание и формы работыЦельСрокиОтветственный...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по проведению воспитательного мероприятия, посвященного Всемирному дню здоровья, в рамках реализации ДООП (раздел воспитательные мероприятия)
Методические рекомендации содержат цель, основные задачи, материально-техническое обеспечение и примерный ход занятия. Реализуется в рамках ДООП для обучающихся младшего школьного возраста....
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по проведению воспитательного мероприятия, посвященного Всемирному дню здоровья, в рамках реализации ДООП (раздел воспитательные мероприятия)
Методические рекомендации по проведению воспитательного мероприятия, посвященного Всемирному дню здоровья, в рамках реализации ДООП (раздел воспитательные мероприятия)...