ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
материал на тему
Выступление
Скачать:
Предварительный просмотр:
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА МЕТОДИЧЕСКОЙ КОМИССИИ
ПО ТЕМЕ: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
В ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ»
Осуществление национального проекта поставило перед нами три цели: эффективность, доступность и качество образования. Эти цели касаются и воспитательной работы. Более того, в настоящее время воспитание принимается во внимание как важнейшая стратегическая задача в системе образования России. И школа призвана работать над формированием воспитательной системы, включающей целостный учебно-воспитательный процесс, интересующий воспитание и обучение.
Министерство образования и науки РФ ставит приоритетной роль воспитания, цель которого: воспитание ученика, востребованного современным обществом.
Для выполнения этой цели необходимо решить такую проблему, как повышение эффективности воспитательного процесса в условиях гуманизации образования и воспитания в социально-ориентированной школе. Гуманизация отношений предполагает переход от подчинения к сотрудничеству в отношениях с коллегами, учащимися и их родителями;
создание самоуправления с целью достижения единства прав и обязанностей учащихся.
Одним из средств повышения эффективности воспитательного процесса является применение современных педагогических технологий.
Многие ученые, педагоги занимались толкованием этого понятия: «технология», «педагогическая технология». Это и В.М.Шепель, Б.Т.Лихачев, В.П.Беспалько, И.П.Волков, Ю.К.Бабанский, Н.Р.Талызина, В.Ф.Шаталов, С.Н.Лысенкова. И все они брали за основу происхождение слова «технология» от греческого techne –искусство, мастерство, умения и «логия» - наука. В толковом словаре технология- это совокупность приемов, применяемых в каком- либо деле, мастерстве, искусстве.
В последнее десятилетие, когда проводится колоссальная научно-исследовательская работа, направленная на решение задач, поставленных перед системой образования, описывается много различных педагогических технологий:
-технология разноуровневого обучения;
-технология модульного обучения;
-технология проектного обучения;
-личностно-ориентированная технология;
-технология здоровьесберегающая;
-технология учебной деловой игры;
-технология проблемного обучения;
-технология развития критического мышления через чтение и письмо;
-технология проведения учебных дискуссий;
-технология дифференцированного обучения;
-технология развивающего обучения;
-информационно-коммуникационная технология;
-педагогическая технология В.М.Монахова.
Все эти технологии применяются для организации не только учебной, но и воспитательной работы в школе, в классе.
Технология здоровьесберегающая.
Цель технологии: сохранение физического и психического здоровья ребенка и обучение навыкам сохранения его.
Проблема здоровья – это главная проблема человеческой жизни, поэтому главное место в плане воспитательной работы любой образовательной организации занимает программа «Здоровье».
Выполнению этой программы способствуют мероприятия по воспитанию санитарно-гигиенических норм: уроки физкультуры, спортивные соревнования, секции, Дни здоровья, походы и экскурсии, изучение на классных часах и уроках ОБЖ правил дорожного движения, акции, направленные на пропоганду ЗОЖ и разнообразные КТД.
Применению здоровьесберегающей технологии способствуют самые разнообразные формы воспитательной работы, приемы и методы.
Широко применяется в воспитательной работе технология проектного обучения, при которой учащиеся самостоятельно и охотно приобретают знания из различных источников, учатся ими пользоваться, приобретают коммуникативные умения, развивают исследовательские умения и системное мышление. Ведущая форма технологии проектного обучения – игра, во время которой дети делятся на группы, создают и защищают свой проект.
Дебаты – одна из основных форм технологии проведения дискуссий.
Цель технологии: развитие критического мышления, формирование коммуникативной и дискуссионной культуры. Приемлемые формы: «мозговой штурм», «аквариум», «междусобойчик».
Работа системы дополнительного образования предполагает применение технологии личностно-ориентированного подхода в воспитании, которая создает наиболее благоприятные условия для развития личности ученика как индивидуальности.
В работе кружков, секций, клубов применяется технология дифференцированного обучения. Цель технологии - учет индивидуальных особенностей учащихся в такой форме, когда они группируются на основании каких-либо особенностей для отдельного
обучения. Например, танцующие дети посещают танцевальный кружок, поющие вокальный, хоровой.
Современной технологией считается педагогическая технология В.М.Монахова.
Цель – естественный характер обучения, образовательная организация для подростка – комфортное место общественной жизни, развития и реализации творческих способностей.
Проведение коллективных творческих дел предполагает применение данной технологии.
Особого внимания заслуживает информационно-коммуникационная технология (ИКТ).
Цель технологии: формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей учащихся, подготовка личности «информированного общества», формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения.
ИКТ называют интерактивными, так как они обладают способностью «откликаться» на действия ученика и учителя, «вступать» с ними в диалог. Их можно использовать на всех этапах процесса обучения, поддерживать у ученика состояние психологического комфорта при общении с компьютером. Их возможно использовать при дистанционном обучении.
Формы ИКТ - компьютерное тестирование, интерактивные практикумы и лабораторные работы, мультимедийные презентации – широко применяются на уроках и классных часах, на родительских собраниях и вечерах. Ни один семинар, ни один педсовет уже не проводится без применения ИКТ.
В настоящее время большую популярность приобретает образовательная технология «Портфолио», которую можно рассматривать как одну из форм личностно-ориентированного КТД и как часть программы профильного обучения, хотя возможности его намного шире. Интересным представляется использование технологии «Портфолио» в рамках воспитательной системы класса. В этом случае портфолио позволяет судить не только об учебных, но и об творческих и коммуникативных достижениях ученика. Причем в этом случае акцент перемещается с оценки на самооценку. Этим объясняется актуальность данной работы в группе.
Использование портфолио позволяет проследить индивидуальный прогресс ученика, помогает ему осознать свои сильные и слабые стороны. Портфолио повышает социальную активность школьников, уровень осознания ими своих целей и возможностей. Идею этого КТД можно представить в формуле: «Возьми воспитание в свои руки». Ребенок должен максимально подробно и всесторонне представить свои достижения в портфолио, чтобы анализ позволил ему определять цели и поставить адекватные задачи по своему развитию. Это становится возможным благодаря тому, что в качестве источника анализа рассматривается не только успехи в учебе, но и трудовой опыт, внеурочная деятельность, то есть собственно жизнь.
Основная нагрузка по обеспечению внедрения новых воспитательных технологий ложится на плечи педагогического коллектива.
Результат может быть достигнут, когда педагоги и воспитанники работают совместно, рука об руку, увлечены одной идеей, целью, делом, поэтому мы свою работу выстраиваем на принципах педагогики сотрудничества. Наш коллектив – это все мы и педагоги и учащиеся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование современных педагогических технологий в воспитательной деятельности (из опыта работы старшей вожатой)
Использование современных педагогических техгнологий в воспитательной деятельности (из опыта работы старшей вожатой)...
Конспект педагогического совета. Тема: «Организация работы педагогического коллектива по повышению качества образования на основе использования современных педагогических технологий»
Цель: Применение информационных компьютерных технологий на уроках.Задачи: - развитие интереса учащихся к учебной деятельности...
Использование современных педагогических технологий, повышающих эффективность учебно-воспитательного процесса в обучении учащихся с ОВЗ
Доклад на педсовете школы:Использование современных педагогических технологий, повышающих эффективность учебно-воспитательного процесса в обучении учащихся с ОВЗ ...
Методическая разработка "Использование современных педагогических и информационно-коммуникативных технологий в работе педагога"
Данная методическа разработка показывает какие методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии я использую в своей работе, чтобы оптимально достичь поставленн...
Использование современных педагогических технологий: метод учебного проекта в работе с детьми с ОВЗ
Использование современных педагогических технологий в работе с детьми с ОВЗ...
Использование современных педагогических технологий на уроке (из опыта работы учителя по физической культуре).
В данном материале представлены способы и методы использования современных технологий в образовательном процессе....