Статья "Современные педагогические технологии. Цифровая школа"
статья

Николаева (Кощеева) Ольга Алексеевна

Статья посвящена актуальным вопросам, связанным с процессом цифровизации образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_nikolaevoy_o.a.docx16.83 КБ

Предварительный просмотр:

Николаева Ольга Алексеевна

Статья «Современные педагогические технологии. Цифровая школа»

     Цифровая школа - это необходимость.

     Что делать школе в мире, где знания устаревают каждый день? Где то, чему учили детей вчера как непреложному факту, сегодня - устаревшая информация, не соответствующая действительности? Несомненно, фундаментальные знания - то, что должна закладывать школа. В современном мире технологий, в цифровом мире, каждый человек должен обладать умением ориентироваться в информационном пространстве. Кроме общеобразовательных дисциплин школа должна учить и социальной и финансовой грамотности, чтобы выпускник обладал всеми необходимыми для жизни в современном обществе знаниями. Современные школьники используют всевозможные девайсы чаще и лучше, чем выпускники вузов. Но это вовсе не означает, что владелец смартфона умеет жить «в цифре». Реальность такова, что для успешной профессиональной и общественной деятельности каждый из нас должен обладать цифровыми навыками вне зависимости от выбранной специальности. Остро актуальными остаются вопросы цифровой культуры и цифровой гигиены. Школа должна учить тому, как правильно общаться в сети, какой информации следует становиться публичной, почему нужно использовать разные пароли так же, как мы используем разные замки для двери дома и гаража. Школьник должен понимать, какова опасность аккумулирования всей информации о себе в одном гаджете, соцсети, как злоумышленники могут воспользоваться обычным геотегом... Эти базовые знания о цифровой безопасности и культуре необходимы для контроля распространения информации о себе и для создания собственного цифрового портрета.

     Цифровая школа - это открытая информационно-образовательная среда, где развивают такие навыки, как умение самостоятельно добывать информацию и критически её оценивать, искать способность к взаимодействию и коммуникации, творческий подход к делу... В современном мире большей ценностью являются уже не сами знания, а умение быстро найти нужную информацию, структурировать данные и правильно квалифицировать. Из этого можно сделать ошибочный вывод, будто теоремы и правила можно вычеркнуть из школьной программы. Но даже таблице Менделеева учат в школе не для того, чтобы помнить её всю оставшуюся жизнь, а чтобы развивать навыки запоминания структурированной информации, развивать способность к освоению большого объёма связного сложного материала. Именно подобные задания не позволят содержанию «цифрового образования» подстроиться под «клиповость» мышления современного школьника, а помогут преодолевать его. 

     Классические школьные предметы органично вписываются в цифровизацию образования. Школьные сочинения могут опираться на цифровые источники, на уроках русского языка можно обучать этикету электронной переписки. Из таких мелких элементов в результате и формируется грамотный пользователь.

     Профессор РГПУ И.Б. Романенко, выступившая на Петербургском международном образовательном форуме в 2018 году с докладом «Современное образовательное пространство и постматериальные ценности» характерной чертой обитателей «цифрового мира» назвала чувство ложной компетентности - когда молодые люди доступ к информации приравнивают к овладению компетенцией. Многие учащиеся на занятиях не учатся, считая, что, раз тема есть в интернете, он ею владеет. А потом, когда идёт контрольная работа с ограниченным временем, тот, кто освоил тему, задания выполняет сразу же, те же, кто начинает лихорадочно искать нужную информацию в интернете, при этом пытаясь логически совместить её с другой информацией, которую тоже надо найти, в результате дают пустые ответы...

     Сегодня мы только начинаем делать первые шаги на пути к цифровому образованию и, конечно, как в любом новом глобальном процессе, сталкиваемся со множеством сложностей. Во-первых, пока не так много качественного цифрового контента для цифрового образования. Как справедливо отметил Леонид Евгеньевич Перлов, в триаде «быстро», «хорошо» («качественно») и «дёшево» («бесплатно») одновременно можно выполнить только два пункта. Во-вторых, существующие интернет-платформы (в том числе и электронные образовательные платформы) нуждаются в существенной доработке, поскольку не выдерживают массового наплыва пользователей. В-третьих, пока слишком мала процентная доля педагогов, детей и их родителей - грамотных пользователей, на уровне «выше среднего» владеющих большинством существующих цифровых технологий. Многие не используют и 5% возможностей имеющихся у них гаджетов, а в некоторых семьях из всевозможных гаджетов в лучшем случае лишь телевизор и кнопочный сотовый телефон. В-четвёртых, необходимость и невозможность избежать угроз здоровью и развитию ребёнка, которые очевидны специалистам в образовании и медицине (проблемы со зрением, с речевым развитием, цифровое слабоумие, утрата навыков письма, снижение социальных навыков и т.д.). Но все эти сложности преодолимы, главное следовать рекомендации Гиппократа: «Всё хорошо, что в меру».       Несомненно, разумное использование качественных ЭОР и ЦОР в работе учителя обогатит учебный процесс, облегчит деятельность педагога и поможет нам подготовить выпускников к рабочим местам, которых ещё нет, к использованию информационных ресурсов, которых пока не существует, для решения проблем, о существовании которых мы ещё не знаем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные педагогические технологии обучения русскому языку в школе.Использование современных педагогических технологий на у

Использование современных педагогических технологий на уроках русского языка.Материал  составлен на основе лекций  Горбич Ольги  Ивановны,кандидата  педагогических наук, доцента...

Педагогические технологии - профильной школе

Идея нашего проекта – связать воедино компетентности, необходимые обучающимся для успешной адаптации и педагогические технологии, с помощью которых мы сможем добиться их развития....

Мои педагогические технологии. Из опыта применения современных педагогических технологий преподавателя МОУ ДОД "Ногинская детская художественная школа Пак Л.П.

Многие опытные  педагоги с большим стажем работы, имеющие собственные методические разработки с изумлением находят аналогичные методы, приемы и техники, когда знакомятся с публикациями своих колл...

самоподготовка для воспитанников коррекционной школы VIII вида 6 класса с использованием современных педагогических технологий (информационные технологии, технология проблемного обучения, технология сотрудничества, игровые технологии)

повысить интерес к выполнению домашнего заданияКоррекционно-образовательные задачи:- активизировать мыслительную, речевую деятельность учащихся      путём выполнения заданий т...

Технология смешанного обучения как средство развития иноязычной коммуникативной компетенции в условиях цифровой школы

Технология смешанного обучения как средство развития иноязычной коммуникативной компетенции в условиях цифровой школы...

Педсовет «Цифровые технологии в школе: внедрять, нельзя откладывать»

Педсовет «Цифровые технологии в школе: внедрять, нельзя откладывать»...