«Особенности организации учебного процесса в классах для детей с умеренной, тяжёлой умственной отсталостью»
методическая разработка по теме

Юсупова Руминя Загитовна

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми- инвалидами образования является  одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения  их полноценного  участия в жизни общества, эффективной  самореализации  в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_yusupova.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

«Особенности организации учебного процесса в классах для детей с умеренной, тяжёлой умственной отсталостью»

                            Р.З.Юсупова, заместитель директора по УВР

ОГКОУ СКОШ №23VIII вида

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми- инвалидами образования является  одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения  их полноценного  участия в жизни общества, эффективной  самореализации  в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

     В Ульяновской области  образование лиц с ограниченными возможностями здоровья  реализуется в соответствии с Законодательством РФ, с основополагающими  международными документами, предусматривающими  принцип равных  прав  на образование  данной категории детей. С целью урегулирования отношений, связанных с обеспечением равных с остальными гражданами возможностей в получении бесплатного общего образования гражданами с ограниченными возможностями здоровья, а также по определению условий и порядка реализации конституционного права на образование указанных лиц в Ульяновской области разработаны документы концептуального характера:

-разработана и утверждена областная целевая программа «Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья , проживающих на территории Ульяновской области на 2010-2012годы;

-действует ведомственная целевая программа  «Развитие учреждений коррекционного образования»;

-разработана и утверждена  целевая программа «Развитие и модернизация  образования в Ульяновской области » на2011-2015годы»

     В условиях демократизации общества и современной жизни России положительно изменилось отношение общества к проблеме помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Однако особую тревогу вызывают дети с множественными нарушениями развития, которые, как правило, в силу имеющихся  тяжёлых нарушений интеллекта не всегда включены в  систему  психолого- педагогической поддержки. Дети этой группы особенно нуждаются  в интенсивной психолого- медико – педагогической и социальной помощи, направленной на коррекцию и компенсацию нарушенных функций, социальную адаптацию их в обществе. Одной из задач коррекции психофизических отклонений у детей с тяжёлыми нарушениями интеллекта является создание адаптивной образовательной среды. По этим понятием понимается система условий, обеспечивающая социально адаптивное поведение учащихся, усвоение элементарного образовательного пространства, сохранение и укрепление здоровья, взаимодействие с окружающими людьми.

        Оказание своевременной психолого- педагогической помощи детям с ограниченными возможностями является наиболее важным направлением современной  социальной психологии и коррекционной педагогики. Адаптивная  образовательная среда в последние годы всё чаще становится предметом специальных исследований в педагогике. Адаптивная среда- это  среда благополучия, позволяющая обеспечить полноценную интеграцию и  личную самореализацию.

        При создании адаптивной среды мы определили направления  развития младших и старших классов в нашем учреждении. Основная задача в младших классах- создать условия, пример для подражания, способ действия, которые помогут ребёнку с ограниченными возможностями здоровья, начинающему  свой образовательный путь, поверить, что учёба в школе может и должна быть для него успешной. Задача в старших классах- создать условия, которые позволяют сохранить общую эмоционально- положительную ориентацию, помогают преодолеть жизненные трудности, поверить в себя, в свои силы в дальнейшей успешной адаптации в социум. Определив критерии адаптивной среды  для нашего учреждения, изучив опыт других коррекционных учреждений и , обобщив полученную информацию, мы смогли определить перспективы создания и развития адаптивной среды в нашем учреждении. Мы изменили содержание  образования, подходы к развитию и обучению, определили концептуальные основы деятельности:

-опора на психологические основы, по Л.С.Выготскому  («зона ближайшего развития»);

-индивидуальный стиль деятельности (создание класса- группы);

-соблюдение принципа эмоциогенной среды, индивидуальной комфортности и эмоциональности благополучия.

    При проектировании архитектурного компонента были организованы несколько зон: учебная; комфортного пребывания; уголки для развития творческого воображения; тактильного восприятия; эмоционального развития. Созданы условия для безопасного передвижения детей  по школе. В кабинетах специалистов  максимально используется всё пространство: оборудованные мягкие стенки, где располагается дидактический материал.

     При проектировании психолого- дидактического компонента  для усиления педагогического сопровождения были внесены изменения в содержание и тематику отдельных разделов действующей программы обучения и воспитания детей с глубокой умственной отсталостью: введены предметы «Азбука здоровья», «Культура поведения».

Педагогическое сопровождение предусматривало применение метода пиктографического кода как альтернативного средства коммуникации. Использование компьютера расширило возможности приобретение детьми необходимой социальной информации.

    В учреждении педагогами широко применяются  социально - психологические методы, которые включают в себя методы психодиагностики и психокоррекции.

   Методы психодиагностики направлены на получение информации о проблеме ребёнка с множественными нарушениями развития. Для диагностики ситуации развития умственно отсталого ребёнка могут быть использованы такие методы работы, как наблюдение, беседа, метод экспертных оценок, биографический метод, тестирование, анкетирование. Достаточную информацию для принятия решения, разработки коррекционных программ помощи дают шкальные, карточные, проективные, ассоциативные, экспрессивные методики.

    Методы психокоррекции направлены на коррекцию, т.е. исправления дефекта ребёнка. Наиболее распространенными из них являются игротерапия и арттерапия.

    Игротерапия - метод коррекционного воздействия на детей с использованием игры. Психокоррекционный эффект игровых занятий у детей достигается благодаря установлению положительного эмоционального контакта между детьми и взрослыми. Игра снимает напряженность, расширяет способности детей к общению, увеличивает диапазон доступных ребёнку действий с предметами.

     К основным видам арттерапии относятся: рисуночная терапия, музыкотерапия, библиотерапия, танцевальная терапия, сочинение историй, сказкотерапия, куклотерапия.

      Рисование - творческий акт, позволяющий ребёнку ощутить и понять самого себя, выразить свободно мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, свободно выражать мечты и надежды.

Музыкотерапия представляет собой метод, использующий музыку в качестве средств коррекции (прослушивание музыкальных произведений, индивидуальное и групповое музицирование). Музыкотерапия активно используется в коррекции эмоциональных отклонений, страхов, речевых расстройств, психосоматических заболеваний, при коммуникативных затруднениях.

          Куклотерапия как метод основан на процессах идентификации ребёнка с любимым героем мультфильма, сказки и с любимой игрушкой. Куклотерапия широко используется для улучшения социальной адаптации, при коррекционной работе с заиканием, а также с детьми, имеющими психологическую травму.

    Обучающая среда– это специально организованное обучение. Столики в классе расположены полукругом, что даёт возможность хорошо видеть учителя и синхронно проговаривать с ним. Столики лёгкие переносные. В любое время можно освободить пространство. Мягкое ковровое покрытие используется для двигательной релаксации. Всё, что окружает ребёнка, во многом определяет его настроение, формирует то или иное отношение к предметам, действиям и даже к самому себе. Известно, что дети, знакомятся с окружающим миром с помощью зрения, слуха и двигательного анализатора, активизируются и другие системы. Значит всё, что его окружает, развивает органы чувств и обеспечивает ребёнку психологический комфорт.

      Использование системы 4-х углов даёт хорошие результаты. В каждом углу класса стоит невысокий столик с дидактическим материалом, который соотносится с назначением данного угла.

В классе есть:

1.“Уголок математики” – это счеты, палочки, шнурки, пуговицы, прищепки.

2.“Уголок чтения и письма” – это книги, нужные буквы, сюжетные картинки, предметы для развития мелкой моторики рук.

3.“Уголок ППД и ХБТ” – это пластилин, альбомы, мозаика, конструктор и пр.

4. “Уголок развития речи” – это карточки со словами, предметные картинки, наглядные материалы, календарь природы.

Ребята очень любят подходить в уголок по развитию речи. Каждый день на нём выкладывается календарь погоды. Мы уточняем сегодняшний день недели, месяц, дату. Определяем, какой день был вчера, какой будет завтра.

Ученики могут подходить в любой уголок и именно с этой позиции начинается учебный день. Учитель же направляет их к тому уголку, который соответствует первому уроку по расписанию. Делается это как бы между делом: “А что у нас на этом столе. Что-то появилось у нас на тарелке. Пойдёмте, подбежим (подползём, подскачем) и посмотрим!” Такой вариант организации среды и обучения наиболее оптимален для работы с детьми  с тяжёлой умственной отсталостью.

Центральная часть класса, застеленная ковром, остаётся свободной для игр и учителю нет необходимости ждать перемен, можно устроить дополнительный отдых, ориентируясь на состояние, возможности детей и тем самым действительно реализовать принципы индивидуального подхода и дифференцированного обучения.

Кроме этого, подобное оформление класса развивает мотивацию у детей к учению, формирует реальное представление о той действительности, которую они осваивают, и тем самым создаётся база навыков учебного поведения.

      Таким образом,  в учреждении активно развиваются старые методы и формы работы, и большое внимание уделяется разработке инновационных методов и форм. Применение конкретных методов и форм имеет большое значение в процессе коррекционной работы с умственно отсталыми детьми. В большинстве случаев успех социальной работы напрямую связан с правильно применяемым методом или формой работы.

ЛИТЕРАТУРА

Борщанская, А. К. “К созданию специальной коррекционно-развивающей среды в школе VIII вида”. Дефектология №2, 2002г.

Власова Т. А., Певзнер М. С. “О детях с отклонениями в развитии”, М., Просвещение, 1973г.

Дементьева Е.Г. Модель работы с семьей умственно-отсталого дошкольника. “Практическая психология и логопедия”, № 3, 2006г.

Изучение, обучение и воспитание детей с глубокими нарушениями интеллекта”.

Сборник научных трудов Лурье Н. Б. “Воспитание глубоко умственно отсталого ребенка в семье.”, М., 1972г.

Малер А. Р. “Ребенок с ограниченными возможностями”.

Картушина М. Ю. “Логопедические занятия в детском саду” – методическое пособие. МТЦ “Сфера”, М., 2003г.

Аналитический научно-методический центр “Развитие и коррекция”. “Коррекционно-развивающая система развития и обучения детей-инвалидов в условиях специальных учреждений” (методическое пособие для учителя). М., 2001г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности организации учебной деятельности в классах для детей с ЗПР

Данный материал в виде презентации, в которой даются особенности детей с ЗПР, рассматриваются принципы, на основе которых построено содержание учебного материала в системе коррекционно-развивающего об...

Программа танцевального кружка для детей с умеренной степенью умственной отсталости

Программа танцевального кружка для детей с умеренной степенью умственной отсталости...

Урок – основная форма организации учебного процесса по природоведению в условиях ФГОС ОО с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Урок является основной формой организации учебного по природоведению в условиях ФГОС ОО с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), так как при этой форме задействованы все обучающиеся к...

Игры по развитию внимания и памяти для детей с умеренной степенью умственной отсталости

Расстройства памяти и внимания у детей с отклоняющимся развитием встречаются с большой частотой и носят стойкий характер. Такие расстройства оказывают существенное влияние на развитие системных функци...

Технологическая карта урока в 4 классе для детей с умеренной степенью умственной отсталости ОО "Математические представления"

Данный материал будет полезен специалистам, работающим в коррекционных классах с обучающимися с УО (ИН). Технологическая карта урока составлена по теме "Число и цифра 6"....