Эмоциональная сфера и источники ее развития
методическая разработка по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
emocii.doc | 66 КБ |
Предварительный просмотр:
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА И ИСТОЧНИКИ ЕЁ РАЗВИТИЯ
Эмоции – это нечто, что переживается как чувство, которое мотивирует, организует и направляет восприятие, мышление и действия.
К базовым, т.е. основным потребностям относятся те мотивы, нужды, которые обеспечивают выживание и физическое благополучие индивида: искать пищу, воду, убежище и т.д. Когда же пищи мало, то возникает голод, который и побуждает эмоции, т.к. нехватка каких-то ресурсов, угрожающих выживанию человека, как правило, порождает ряд эмоций. Очень показательны в этом плане аутичные дети, которым нарушение их внутреннего порядка, расписания кажется посягательством на их жизнь, что вызывает у них букет различных эмоций.
Итак, одной из причин возникновения эмоций была борьба за выживание. Другой причиной возникновения эмоций, по мнению исследователей, была потребность в средствах коммуникации. Ни для кого не секрет, что за долго до того, как ребёнок начинает понимать, обращённую к нему речь и произносить отдельные слова, он уже может (в норме) сообщать окружающим о своём внутреннем состоянии с помощью некоторого набора сигналов: внешние сигналы боли, радости, интереса.
Мотивация обычно имеет два компонента: стимуляцию и сенсорный процесс, или двигательный акт, т.е. мотивация предполагает активизацию одного или нескольких чувств - зрения, слуха, осязания, вкуса. Или некое событие, которое вызывает сенсорную обратную связь. Другими словами, идёт постоянный контакт с окружающим миром через систему сигналов, вызывающих первоначально какое-то ощущение у ребёнка, проявляющееся в эмоциональном реагировании.
Подобная система социальной коммуникации, базирующая на эмоциональной экспрессии, очень важна, т.к. именно от этого опыта зависит успешность взаимодействия ребёнка с окружающими его людьми, например, в школе с одноклассниками, друзьями, учителями, взрослыми и т.д., а значит, и успешность его социального развития, социализация.
Эмоциональность влияет не только на формирование личностных черт и социальное развитие ребёнка – она сказывается даже на его интеллектуальном развитии. Теперь понятными становятся многие наслоения в психическом развитии ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. Очень многие из таких детей, если не сказать - все, имели дефицит эмоционального общения в раннем возрасте, обусловленный каким-то дефектом. Дети не могли получить необходимый опыт социального общения, у них не сформирована система эмоционального реагирования или крайне ограничен диапазон эмоций. Следовательно, отсутствие эмоций, которые побуждают ребёнка к конкретной активности, организуют его мышление и деятельность, не способствовало формированию его сенсорной и когнитивной сфер.
Есть разные взгляды на эмоции. Одни учёные считают, что эмоции никак не связаны с поведением; другие – это эмоции составляют первичную мотивационную систему человека.
Во главу планирования уроков, занятий положена система управления и формирования базовых эмоций личности. К базовым эмоциям, составляющим основу эмоциональной сферы, относятся эмоции радости, удивления, печали, гнева, отвращения, презрения, страха, вины.
Именно эмоции, их взаимодействие с познавательными процессами сознания организуют восприятие мышления и деятельность человека. Ведь эмоции существуют независимо от мышления; познания. Ребёнок, реагируя эмоцией (например, гневом), может не осознавать её и не обозначать как таковую. Ребёнок просто кричит, дёргается, потому, что его не взяли на руки, не обратили внимания, но он совсем не осознаёт, что он гневается.
Эмоции – это способ организации ощущений, имеющих мотивационное значение для индивида. Для нас важен тот факт, что опираясь именно на эмоциональную сферу ребёнка, можно решить целый ряд проблем его развития в процессе формирования личностной сферы. Работая над формированием эмоций учитель, воспитатель обеспечит его успешного развитие резервных потенциальных возможностей ребёнка и тем самым создаст основу для его успешного обучения в школе.
Классные руководители, воспитатели, учителя могут возразить: мол, мы и так воспитываем доброту, честность, аккуратность, любовь и пр. Да! Бесспорно, это делается, но эти качества не относятся к базовым эмоциям. Кроме того, работа по развитию эмоциональной системы ребёнка не носит последовательной и поэтапной направленности, пронизывающей любое занятие воспитателя, урок учителя или режимные моменты.
Что мы под этим подразумеваем? Во-первых, предлагается взять за основу работу по воспитанию базовых эмоций, как составного компонента личности ребёнка. Это значит, что любое занятие, урок, классный час должны включать по формированию какой-то эмоции, её уточнению, адекватному воспроизведению и т.п.
Например, урок биологии в 8 классе по теме: «Рыбы».
ЦЕЛЬ:
- Воспитание интереса к предмету на основе самостоятельного изучения особенностей внешнего строения и образа жизни «морского дьявола» или «Прожорливого ротана», затем выступить с сообщением перед классом.
ИЛИ:
- Воспитание эмоции удивления на основе сделанного сообщения об этих животных.
ИЛИ:
- Отработка модели регулируемого поведения в гневе на основе заслушивания рассказа о блокадном Ленинграде, когда по карточкам выдавали 100 грамм чёрного хлеба и показ его в натуральном виде на уроке истории в 9 классе.
ИЛИ:
- Знакомство с эмоцией страха и вариантами поведения на материале сказки «Маша и медведь» в начальном классе.
В приведённых выше целевых установках акцент на уроке делается не на усвоение программного материала, что имеет место на любом уроке, а на развитие эмоционально-волевой сферы школьника как основы компенсации его дефекта.
ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ВОСПИТАННИКА ДЛЯ СОЗДАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В КЛАССЕ.
Диагностика – это специфический вид педагогической деятельности. С её помощью можно определить актуальный уровень развития ребёнка, его потенциальные возможности, те изменения, которые в нём происходят, выстроить перспективы «зоны ближайшего развития», в случае необходимости провести коррекцию его сознания и поведения, предотвратить возможные трудности, составить точное представление о детских проблемах и невысказанных вопросах.
Овладение технологией педагогической диагностики позволяет грамотно реализовать принцип возрастного и индивидуального подхода к детям.
Методика диагностики разнообразна по своей целевой установке и форме.
Например, это:
● – тесты на речевое поведение;
● – моделирование специальных педагогических ситуаций;
● – прямые вопросы и анкеты;
● - незаконченные предложения и рисунки.
Методики органично связаны с жизнедеятельностью детей, носят практический характер, доступны и привлекательны по форме и содержанию, включают элементы игры и творчества.
При проведении методики надо наряду с высказываниями и поступками ребёнка фиксировать его переживания, мимику, отношение затруднения, обращая особое внимание на аргументацию выбора, т.е. на вопрос «ПОЧЕМУ». Почему принял именно это решение, таким образом, высказал своё мнение, предложил этот выход из ситуации, совершил такой поступок?
Наша цель – помочь развитию ребёнка, ни в коем случае не вешать «ярлыки», не «выносить приговоры». Во время проведения методик – создавать доброжелательную обстановку и тактичное поведение ребят.
1. АНКЕТА «МОИ ЖЕЛАНИЯ»
Из списка разных желаний школьнику предлагается выбрать свои желания:
- стать известным в школе;
- иметь много друзей;
- приносить радость близким людям;
- заниматься любимым делом;
- иметь любимую игрушку;
- научиться играть на музыкальном инструменте, работать с компьютером.
- каждый день есть мороженое и т. д.
Список желаний ребята могут продолжить сами.
2. Анкета «Кем быть?»
Цель: выявить интерес детей к профессиям, мотивы их выбора.
Детям предлагается:
а) нарисовать, кем бы ребёнок хотел стать в будущем;
(Под рисунком сделать надпись, которая позволит лучше понять содержание рисунка.)
б) написать мини-рассказ (сказку) «Кем хочу стать и почему?»;
в) сделать рисунок «Моя мама» (мой папа) на работе.
Обработка полученных материалов может включать:
- классификацию профессий и мотивов их выбора;
- сравнение рисунков и ответов;
- влияние на выбор профессии примера родителей;
г) дописать предложение: «Я хотел бы стать …, потому, что …;
д) игровая методика: «Угадай-ка».
Детям предлагается обыграть, «защитить» нравящуюся им профессию, показать её при помощи пантомимы, загадать о ней загадки или прочитать стихи.
Заметим! При анализе работ следует обратить внимание на то, насколько точно детям удаётся показать профессию, умеют ли они в ней выделить суть, какие средства, приёмы используют для её «защиты»!
«МОЁ ЛЮБИМОЕ ДЕЛО»
ЦЕЛЬ: выявить наиболее популярные занятия детей. Ребят просят ответить (устно, письменно) с помощью рисунка на вопросы:
─ Что ты любишь делать больше всего?
Твои любимые занятия. Чем ты любишь заниматься?
«ХОЧУ - НЕ ХОЧУ»
ЦЕЛЬ: выявить те примеры, которым хотят подражать дети. Дети отвечают на вопросы.
1. Каким ты хочешь стать?
очень-очень хочу … (во-первых).
─ очень хочу … (во-вторых).
─ хочу … (в-третьих).
2. Какие качества тебе нравятся больше всего?
─ у ребят;
─ у взрослых;
─ у самого себя.
3. Какие качества тебе нравятся?
у ребят;
у взрослых;
у самого себя.
«МОИ ОТНОШЕНИЯ»
ЦЕЛЬ: изучить отношения ребят в коллективе.
Ребятам предлагаются листки с текстом следующего содержания: отметь, пожалуйста, условными обозначениями, как ты относишься к:
☻ - ребятам своего класса;
☻ - соседу по парте;
☻ - девочкам;
☻ - взрослым, которые с вами работают;
☻ - мальчикам;
☻ - другим ребятам.
Условные обозначения:
Ровные
Уважительные
Конфликтные
Презрительные
Переменчивые
Затрудняюсь
Восторженные
АНКЕТА «ВЗАИМООТНОШЕНИЯ В КЛАССЕ»
ЦЕЛЬ: Изучение взаимоотношений в классе.
Предлагается следующая анкета:
1. Удовлетворён ли ты отношениями с ребятами в классе? Подчеркни нужное:
● – да;
● – скорее да, чем нет;
● – трудно ответить;
● – скорее нет, чем да;
● – нет.
2. Каковы отношения между ребятами? Подчеркни нужное:
● – дружные;
● – приятельские;
● – равнодушные;
● – холодные;
● – враждебные.
3. Каким ты считаешь свой класс?
● – сплочённым и дружным;
● – дружным, но не всегда;
● – скорее разобщённым, чем дружным;
● – каждый сам по себе.
4. Оказывает ли влияние на твоё поведение мнение ребят класса?
Вопросы 2 и 3 позволяют выявить оценку стиля взаимоотношений в коллективе; вопрос 1 – полефортность или дискомфортность; вопрос 4 – степень влияния коллектива на поведение подростка.
Методика для подростков. Личностная позиция.
Анкета «Оцени себя»
Цель: выявление навыков самооценки, соответствие уровня самооценки оценке со стороны товарищей и взрослых.
Подросткам предлагается ответить на следующие вопросы:
1. Что тебе нравится в людях?
2. Какие положительные качества ты отмечаешь у себя сам?
3. Какие недостатки ты находишь у себя сам?
4. Какие недостатки находят у тебя товарищи? Что советуют исправить?
5. На какие недостатки указывают взрослые?
6. В чём тебе нужна помощь друзей (учителя, воспитателя, взрослых)?
Заметим, что итог данной анкеты (самооценка верна, занижена, завышена) и поиск путей к самосовершенствованию лучше обсуждать с подростком с глазу на глаз.
«ПОЧЕМУ Я УЧАСТВУЮ В ДЕЛАХ СВОЕГО КОЛЛЕКТИВА?»
ЦЕЛЬ: Выяснить степень адекватности самооценки себя как личности и самоприятия.
Слова, обозначающие качества личности, записывают в столбик посередине страницы:
агрессивность
аккуратность
беспечность
бескорыстие
гордость
доброжелательность
жестокость
заботливость
застенчивость
изнеженность
искренность
мнительность
настойчивость
навязчивость
небрежность
обаяние
отзывчивость
осторожность
подвижность
принципиальность
равнодушие
расчётливость
сдержанность
скупость
терпеливость
трусость
услужливость
уступчивость
честность
холодность
эмоциональность
язвительность
Детям предлагается внимательно читать слова и от них ставить знак (+) рядом с тем качеством, которое ребёнок характеризует положительно (черты своего идеала), справа знак ( - ), если эти качества его идеал обладать не должен (черты антиидеала). Затем они обводят кружком значок у тех черт, которые, по их мнению, есть у них.
Заметим! Данную методику можно проводить в группе, классе и индивидуально.
«ЧУДО - ДЕРЕВО»
ЦЕЛЬ: Выявить отношения ребёнка к делам в классе, его интересов и ожиданий от своей жизнедеятельности.
Ребёнку предлагается оценить дела в классе, школе, в которых он участвовал. Каждый (или группа) получает изображение дерева (яблони, ели) и разного цвета кружочки (яблоки, шары…) по две штуки – красного, жёлтого, зелёного и белого цветов:
☻ 1). На кружочках красного цвета ребёнок должен написать (нарисовать), какие дела ему понравились больше всего (устно объяснить почему);
☻ 2). На кружочках зелёного цвета – те, о которых не хотелось бы вспоминать. Почему?
☻ 3). На кружочках жёлтого цвета – дела, в которых что-то не понравилось, объясняя, что именно.
☻ 4). На белых кружочках – записать предложения на будущее.
Затем все кружочки прикрепляются к кроне дерева, и у его подножия каждый подписывает свою фамилию.
Можно использовать одно большое дерево.
При обработке результатов обратить внимание на направленность проведённых и предлагаемых дел, плюсы и минусы в их организации, мотивы положительного отношения к ним (содержание, деловые взаимоотношения, организация, позиция детей, взрослых).
Итак, эмоции отражают смысл явлений и ситуаций и проявляются в форме непосредственных переживаний – удовольствия, радости, гнева, страха и др. От эмоций во многом зависит наше отношение к другим людям, а также оценка собственных действий, степень активности мышления, особенности моторики, движений.
Эмоции в одних случаях могут побуждать человека к действиям, в других – мешают достижению целей. Формирование эмоций – одно из важнейших условий становления личности человека. Развитию эмоциональной сферы способствует семья, которая воздействует на него, и особенно – школьное обучение.
Таким образом, развитие эмоциональной сферы умственно отсталых школьников в значительной мере определяется внешними условиями, важнейшими из которых являются специальное обучение и правильная организация всей его жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект коррекционно-развивающего занятия по формированию и развитию эмоциональной сферы младших школьников
Конспект коррекционно-развивающего занятия по формированию и развитию эмоциональной сферы младших школьников.Тема: «Знакомство с эмоцией страха». Задачи:1. Познакоми...
Развитие эмоциональной сферы подростков в учебной и неучебной деятельности.
Подростковый период – это сенситивный период для развития эмоциональной сферы личности. На первый план здесь выходят эмоции и чувства подростка. О подростковом возрасте говорят как о периоде повышенно...
Коррекционно – развивающая работа психолога с подростками по развитию эмоциональной сферы в условиях учебной и внеклассной деятельности .
В данной работе предложен цикл занятий по развитию эмоциональной сферы подростков в условиях учебной и внеклассной работы....
Использование ИКТ на уроках географии как средство развития эмоциональной сферы личности школьника
В статье раскрывается влияние ИКТ на развитие эмоциональной сферы личности школьника на уроках географии....
Эстетические занятия в системе развития и коррекции эмоциональной сферы социально-дезадаптированных детей
Учебно - методический материал....
Развитие эмоциональной сферы ребенка младшего школьного возраста на занятиях музыкально-эстетического направления как один из факторов повышения мотивации к обучению в контексте ФГОС.
Влияние эмоциональных состояний на интеллектуальную деятельность очень велико, особенно у младших школьников. От того, как ребёнок воспринимает различные жизненные ситуации, как он переживает св...