Эстетические занятия в системе развития и коррекции эмоциональной сферы социально-дезадаптированных детей
учебно-методический материал по теме
Учебно - методический материал.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ГСУ АО «СРЦ для несовершеннолетних. Харабалинский район.
Астраханская область»
Эстетические занятия в системе развития и коррекции эмоциональной сферы социально - дезадаптированных детей.
Выполнила: воспитатель
Попова Татьяна Николаевна
2011 год
Коррекция эмоциональной сферы и познавательное развитие детей является актуальной проблемой. Поскольку эти составляющие влияют и на формирование личности ребёнка, и на процесс обучения; на взаимоотношения с окружающими людьми.
Плодотворно решать коррекционные задачи возможно в ходе изобразительной деятельности. Чтобы обеспечить эмоциональную включённость детей в процесс обучения, стараюсь строить свои занятия в форме диалогового общения, давая детям возможность, в полной мере проявить имеющиеся знания и выразить свои мысли и чувства в рисунке. Эмоциональное развитие является первоосновой всего психического здоровья.
Структура каждого занятия гибкая и зависит от желаний и готовности детей. Обязательно использование музыки, наглядного материала, игр. В игровой деятельности детей объективно сочетаются два важных фактора: с одной стороны- дети включаются в практическую деятельность, развиваются физически, с другой – получают моральное и эстетическое удовлетворения от этой деятельности.
Дидактические игры обогащают детей новыми знаниями, заставляющими напрягать ум, развивают интеллектуальные эмоции. Удивление при встрече с новым, неизвестным, любопытство, любознательность, уверенность в своих суждениях, радость от найденного решения – все эти эмоции являются необходимой частью мыслительной деятельности.
Структура каждого занятия включает следующие элементы:
- Создание эмоционального настроя;
- Релаксационные упражнения;
- Упражнения, игры на развитие познавательных процессов;
- Подвижная игра;
- Прощальное «прикосновение» друг другу.
Главная цель изобразительной деятельности – формирование у ребёнка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением проблемных ситуаций. Дети из неблагополучных семей имеют ряд специфических особенностей. Для таких детей характерно: повышенная конфликтность, тревожность, большое количество страхов, агрессивность. Анализ рисунков помогает понять страхи, желания, конфликты, стремление ребёнка, позволяют диагностировать психическое состояние, успешно корректировать его.
Использование рисуночных методов (Рисунки на тему «Свободный ребёнок», «Дорога в школу», «Какой я сейчас», «Каким я был маленьким») создаёт положительный эмоциональный фон, способствует снятию напряжения и установлению более тесного контакта. Беседа с каждым ребёнком после завершения работы позволяет корректировать эмоциональную сферу, корректировать недостатки, имеющихся навыков и умений.
Создание правильных установок, чёткой организации деятельности требуют дети с проявлениями дезадаптации. Из расстройств поведения чаще встречаются психическая заторможенность и психическая расторможенность.
Заторможенность проявляется в снижении активности, медлительности, робости, несамостоятельности. Отмечается трудность переключения с одной формы деятельности на другую. Но если увлечь таких детей и работа будет для них интересна, то они преображаются, становятся оживленными. Их просто не узнать. Выразительное лицо, подвижная мимика, озорные глаза. У детей с психическим расторможенностью не хватает усидчивости, терпения, они не могут долго заниматься одним делом. У них наблюдается частые колебания настроения, ссоры с другими детьми. Занятия по изобразительной деятельности позволяют корректировать недостатки психического развития. У детей развивается способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера. Занятия способствуют концентрации и коррекции внимания, так же развивается художественный вкус, умения анализировать. Все эти качества дают возможность самовыразиться в рисунках, в которых дети «выплёскивают»то, что хотят и как хотят.
Источниками стресса служат негативные мысли и чувства. Основная защита от них только в положительных эмоциях, которые могут возникнуть на празднике. Цели праздника:
- Создать зону психологического комфорта;
- Развить творческие способности;
- Удовлетворить физические, интеллектуальные потребности.
Система праздников создаёт духовную общность детей и взрослых, ту почву, на которой развиваются человеческие чувства: любовь, доброта, взаимопомощь. При подготовке и проведении праздников происходит преображение робких детей в эмоциональных, инициативных. Они непроизвольно вовлекаются в процесс игры, что соответствует природе детей, где ребёнок органично познаёт новые образы, приобретает умения, навыки, развивает фантазию. Подготовка к празднику требует активной мысли, направленной на восприятие содержания праздника. Дети эмоционально воспринимают содержание, сочувствуют героям, отсюда и появляется стремление активно реализовать себя.
Особую ценность представляют коллективные виды работ. Усилия, направленные на решение творческой задачи, раскрывают индивидуальность детей, корректируют межличностные отношения. Распределяя работу и обязанности между членами коллектива, дети оказывают помощь друг другу, чувствуют ответственность за порученное дело. Важно при этом добиваться хорошей доверительной атмосферы в общении с детьми. Я прилагаю усилия к тому, чтобы знания и навыки способствовали развитию уверенности, самоутверждению, чтобы не потерялась индивидуальность ребёнка, для этого нагрузку и задания дифференцирую с учётом способностей и личностных пристрастий. Чем раньше ввести ребёнка в мир искусства, живописи, поэзии, музыки, тем раньше найдётся отклик в чувствительной душе ребёнка. Развивать умение увидеть то, что не увидели другие, понять то, что не поняли другие. Откуда такое умение? Где его источник? Он - в способности человека удивляться. Эстетические переживания прививают вкус к прекрасному.
- Музыкальные занятия (разучивание песен, речёвок, приветствий, частушек), игра «Угадай мелодию»;
- Занятия по изобразительному искусству (рисование, лепка, работа с природными материалами);
- Спортивные занятия (физкультминутки, подвижные игры, эстафеты, соревнования);
- Выходы на природу, экскурсии, походы.
Самый короткий путь эмоционального раскрепощения, снятия зажатости – это путь через фантазирование, сочинительство. Всё это может дать театрализованная деятельность. Мы используем возможность кукольного театра. Прежде всего кукла помогает установить контакт с ребёнком, особенно если он закрепощён, эмоционально зажат, маленькая кукла вызывает меньше страха и с ней ребёнок быстрее идёт на контакт, нежели со взрослым.
Ребёнок с удовольствием берёт в руки кукольного героя и от его лица рассказывает о собственных мыслях. Таким образом, с помощью куклы он может выразить и отрегулировать собственные переживания.
Опосредуя куклами, взаимодействие с другими людьми, робкие дети начинают постигать процесс общения со сверстниками. Исполняя роли персонажей с разными характерами, дети примеривают на себе разные модели социального поведения. Играя роль волка или медведя, ребёнок может выразить агрессию, играя роль зайчика – осторожность, играя роль петушка – решимость и храбрость. Это важно для того, чтобы, став взрослым, ребёнок мог вести себя по-разному и в зависимости от ситуации проявлять и терпеливость, и настойчивость, и доброту.
Работа с куклой способствует психокоррекции детей. Нужно сделать так, чтобы каждый ребёнок после цикла занятий по театральному искусству смог сам, от своего имени выступить перед залом, громко произнести тест и услышать в свой адрес аплодисменты. Ведь сколько встречается детей, которые панически робеют, теряются, когда нужно выйти к доске и публично, перед всем классом ответить урок. Так, что со временем по мере развития артистических возможностей ребёнка, кукла на сцене должна уступить ему место.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы по коррекции эмоционально-волевой и поведенческой сферы обучающихся с ОВЗ
Развитие эмоций детей с ОВЗ в значительной мере определяется правильной организацией всей их жизни и наличием специального педагогического воздействия, осуществляемого педагогами....
Самообразование по теме "Арт-терапия на занятиях по изобразительной деятельности как метод коррекции эмоциональной сферы ребёнка"
Самообразование по теме "Арт-терапия на занятиях по изобразительной деятельности как метод коррекции эмоциональной сферы ребёнка"...
Обобщение опыта «Арт- терапия на занятиях по изобразительной деятельности как метод коррекции эмоциональной сферы ребенка»
Обобщение опыта по теме "Арт-терапия на занятиях по изобразительной деятельности как метод коррекции эмоциональной сферы ребенка" для детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Включает...
Развитие и коррекция эмоционально - волевой сферы у обучающихся с РДА (методические рекомендации)
Данные методические рекомендации адресованы педагогам-психологам, практическим психологам, работающим с детьми с синдромом РДА. Целью данных методических рекомендаций является оказание методической п...
Рабочая программа курса коррекционно-развивающих занятий «Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы» для учащихся 6-10 классов
Цель: Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы и адаптивных форм поведенияЗадачи программы:- Формирование способности распознавать и дифференциацировать эмоциональные состояния;- Развитие произ...
Развитие и коррекция эмоциональной сферы с использованием рисуночных методик
В современном мире существует множество разнообразных техник для развития познавательных процессов, моторных функций и качеств ребенка.Одной из задач школьного психолога является обеспечение обра...
Статья "Метод сказкотерапии в диагностике и коррекции эмоциональной сферы умственно отсталых детей"
Статья "Метод сказкотерапии в диагностике и коррекции эмоциональной сферы умственно отсталых детей" Сказки любят все: и дети, и взрослые. И в настоящее время, в связи с нара...