Развитие навыков самоконтроля при изучении математики
статья по теме
Новые технологии дают возможность развивать навыки самоконтроля, целенаправленно строить процесс самообучения. Ученик при этом сам начинает организовывать процесс своего обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_na_konferenciyu.doc | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
УДК 14.00.00
Светлана Николаевна Герасимова,
Муниципальное нетиповое общеобразовательное учреждение
«Лицей № 22 города Белово»,
Кемеровская область, Россия
Развитие навыков самоконтроля при изучении математики
Новые технологии дают возможность развить навыки самоконтроля, целенаправленно строить процесс самообучения. Ученик при этом начинает сам организовывать процесс своего обучения.
Специфика развития на современном этапе производства и других сфер деятельности человека требует от их участников умения быстро переквалифицироваться. Это обстоятельство, накладывая существенный отпечаток на систему подготовки выпускников школ к участию в сфере материального и интеллектуального труда, требует поставить в центр внимания учебно-воспитательного процесса формирование способностей школьников и, в первую очередь, - способностей к самостоятельному решению задач, анализу явлений.
Правильно поставленный контроль учебной деятельности учащихся позволяет учителю оценивать получаемые ими знания, умения и навыки, вовремя оказать необходимую помощь и добиваться поставленных целей обучения.
При работе с классом учитель зачастую просто не в состоянии оперативно воспринимать и обрабатывать обратную информацию о деятельности всех учащихся, довести до каждого из них соответствующие корректирующие указания, оказать нужную помощь. Выход здесь только один – прививать учащимся знания и навыки взаимного контроля и самоконтроля. Это важно для того, чтобы учитель мог снять с себя часть тяжести каждодневного, ежечасного контроля над учебной деятельностью каждого ученика. Ведь при этом ученики фактически участвуют в управлении своей собственной учебной деятельностью. Это порождает у них удовлетворенность своими занятиями, своей работой, позволяет им поверить в себя, в свои познавательные способности, открывает простор для творческой инициативы и самостоятельности.
Организуя учебный процесс, учитель заботится не только о раскрытии содержательности математических вопросов, не только о реализации дидактических принципов и методико-математических рекомендаций. Не меньшее значение имеют вопросы организации взаимного контроля. Речь идет о построении учебного диалога учителя и учащихся, как их совместного учебно-познавательного исследования, в котором коллективная учебная деятельность всего класса систематически сочетается с активной самостоятельной работы каждого ученика [1].
Постоянное и настойчивое приглашение к обмену мнениями, к самостоятельным выводам, к критике ошибочных утверждений и умозаключений, к защите полученных результатов – все это создает особо благоприятные условия для формирования умений и навыков взаимного контроля и самоконтроля учащихся.
Указанная психологическая установка может быть реализована на каждом этапе процесса обучения, не только при изучении нового материала, но и при проверке домашнего задания, при проведении устного опроса. Например, проверяя домашнее задание, учитель и класс не просто констатируют, каков правильный ответ, а обсуждают различные способы решения данной задачи и их математическую основу, устанавливают наиболее рациональные из них, анализируют ошибки и рекомендуют способы их предотвращения. При такой организации урока учитель выступает не в роли «оракула, изрекающего догматические истины, а в роли умелого дирижера, который не позволяет «фальшивить» ни одному из своих подопечных и в то же время старается раскрыть максимум творческих возможностей каждого из них» [3].
В учебных пособиях обычным приемом организации самоконтроля является указание ответа. Некоторым учащимся, в случае трудоемких заданий, вполне достаточно свериться с окончательным результатом. Другим – требуется дать промежуточное «подкрепление» (т.е. промежуточный ответ). Это помогает им самостоятельно выполнять учебные задания даже в тот момент, когда у них еще не выработаны прочные навыки. Сильные ученики в опоре на промежуточные ответы не нуждаются, а более слабым ученикам помогает использовать каждую минуту урока.
Промежуточный ответ можно уподобить дорожному указателю: он немедленно символизирует, свободен путь (разрешения дальнейшего решения) или закрыт (необходимо самостоятельно искать и исправлять ошибки).
Среди учебных заданий, стимулирующих взаимный контроль и самоконтроль в работе учащихся, определенное место занимают задания с, так называемым, программированным контролем. Такие задания позволяют увеличить интенсивность самостоятельной учебной работы учащихся, удобны для организации фронтальной работы и коллективного обсуждения полученных индивидуальных результатов.
Более высоким уровнем воспроизводящей деятельности и переходом ее в творческую деятельность характеризуются задания вариативного характера. При выполнении их ученику необходимо из всего арсенала математических знаний отобрать нужные для решения данной задачи, воспользоваться интуицией, найти выход их нестандартной ситуации. Такого рода заданиям относятся, так называемые, задачи на сообразительность, задачи с «изюминкой», многие задачи на доказательства, а также задачи, в которых необходимо создание новых алгоритмов для их решения. К вариативным заданиям относятся и задания на составления различных задач. Чтобы развить мышление учащихся, формировать навыки самоконтроля, необходимо на всех этапах обучения использовать различные виды заданий. Для этой цели можно использовать для учащихся 5-7 классов «Математический паноптикум». Задания отличаются разнообразием форм подачи условия: схемы и таблицы, удивительные магические квадраты, блок-схемы, различные орнаменты и геометрические фигуры. Тренировочные упражнения нескольких ступеней и открытые задания домашних контрольных работ разного уровня дают возможность ребенку продвигаться по учебному материалу в удобном для него темпе и выбирать стратегию обучения в соответствии со своими индивидуальными склонностями.
Творческие работы ребят обеспечивают психологически комфортный режим умственной деятельности учащихся, дают ему возможность самовыражения, раскрытия его творческих способностей. Упражнения типа «Проверь себя», графические работы, лабиринты, лото способствуют развитию внимания, образного и логического мышления, формируют такие базовые интеллектуальные качества, как критичность, любознательность, самоконтроль.
Список литературы
- Епишева, О.Б. Учить школьников учится [Текст] / О.Б. Епишева. – М.: Просвещение, 1997. – 156 с.
- Крамор, В.С. О совершенствовании методов обучения математике [Текст] / В.С.Крамор. - М.: Просвещение, 1990. – 249 с.
- Холодная, М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования [Текст] / М. А. Холодная. – Томск: Изд-во Том. ун-та. Москва: Изд-во «Барс», 1997. – 392 с.
UDC 14.00.00
S.N. Gerasimova
Lyceum № 22, Belovo, Kemerovskaya Reqion, Russia
Development of practice and skills of selftesting in studying of Mathematics
New technologies give the opportunity to develop practice and skills of selftesting and form the process of selfeducation purposefully. In these conditions a pupil begins to organize the process of his education himself.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое сообщение "Организация самостоятельных занятий учащихся. Развитие навыков самоконтроля"
Материал предназначен для преподавателей ДШИ и ДМШ....
Использование интерактивной доски для развития навыка самоконтроля обучающихся при работе над страноведческим материалом
Данный материал раскрывает потенциал интерактивной доски для работы над страноведческим материалом. Один тест, вернее его облегчённый вариант, наглядно демонстрирует возможности использования интеракт...
Методическая разработка "О развитии навыка самоконтроля и самооценки в процессе обучения"
Методическая разработка «О развитии навыка самоконтроля и самооценки в процессе обучения игре на аккордеоне (баяне)»....
Внешняя рецензия на методическую разработку "О развитии навыков самоконтроля и самооценки в процессе обучения на баяне (аккордеоне)"
Рецензия профессора кафедры "Инструментальное исполнительство" Смоленского государственного института искусств Павлова В.Д. на методическую разработку....
Развитие навыков самоконтроля у обучающихся с ОВЗ на уроках технологии (поварское дело).
Представляю вам мой опыт по развитию навыков самоконтроля у обучающихся с ОВЗ, на примере уроков технология (поварское дело). Данные в работе подкреплены исследовательскими моментами. Также предлагаю ...
упражнения для развития навыка самоконтроля
в материале представлены практические упражнения для развития навыка самоконтроля, рекомендованные для родителей...
Упражнения для развития навыков самоконтроля и ответственности для обучающихся 7-11 классов
при выполнениии упражнений обучающиеся развивают навыки самоконтроля и ответственности, снимают психоэмоциональное напряжение...
Комментарии
Статья была опубликована в