Использование интерактивной доски для развития навыка самоконтроля обучающихся при работе над страноведческим материалом
презентация урока для интерактивной доски по немецкому языку (7 класс) на тему

Елисеева Наталья Юрьевна

Данный материал раскрывает потенциал интерактивной доски для работы над страноведческим материалом. Один тест, вернее его облегчённый вариант, наглядно демонстрирует возможности использования интерактивной доски на уроке иностранного языка. К сожалению, более объёмными презентациями по техническим причинам поделиться не получится.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №1» г. Воркуты

Использование интерактивной доски

для развития навыка самоконтроля обучающихся

при работе над страноведческим материалом

Автор учитель немецкого языка

Елисеева Наталья Юрьевна

2012 г.

Содержание

  1. Самоконтроль как элемент системы внутренней оценки качества образования     ..........3
  2. Роль страноведения в обучении иностранному языку                 ..........................................3
  3. Мультимедийный инструментарий для проведения страноведческих тестов   .................6
  4. Использованные ресурсы и полезные ссылки                ........................................................11
  5. Приложение
  1. Страноведческий тест «Für Deutschlandkenner» - 1
  2. Страноведческий тест «Für Deutschlandkenner» - 2

Десятилетиями развивались формы и методы контроля и оценки со стороны педагога, образовательного учреждения и т.д. На сегодняшний день система оценок качества образования подразумевает  систему внешних и внутренних оценок качества образования. Одним их элементов последней является самоконтроль. Обучающиеся нуждаются в воспитании критического отношения к результатам своей работы, требовательности к себе. Иногда проявляется страх перед трудностями, неумение преодолевать их самостоятельно. Выход здесь только один – прививать учащимся умения и навыки самоконтроля. Это важно с воспитательной, психолого-педагогической  точки зрения. Ведь при этом ученики фактически участвуют в управлении своей собственной учебной деятельностью. Это порождает у них удовлетворенность своими  занятиями, своей работой, позволяет им поверить в себя, в свои познавательные способности, открывает простор для творческой инициативы и самостоятельности.

Однако вопрос – как научить обучающихся самоконтролю и самооценке своей учебной деятельности остается совершенно открытым. Нет руководств для учителей, преподавателей. Нет соответствующего методического аппарата в учебниках и другой учебной литературе. Но в условиях непрерывного образования, «образования в течение всей жизни» самоконтроль и самооценка своей учебной деятельности становится для человека важнейшим качеством. Среди учебных заданий, стимулирующих самоконтроль в работе обучающихся, определенное место занимают задания по работе над страноведением.

В последнее время в связи с гуманитаризацией и демократизацией школьного образования большое внимание уделяется культуроведческому компоненту. Воспитание основывается на общечеловеческих ценностях, строится в соответствии с особенностями традиционной культуры нации. Иностранный язык не только знакомит с культурой стран изучаемого языка, но и путём сравнения оттеняет особенности национальной культуры, знакомит с общечеловеческими ценностями. Иными словами, содействует воспитанию школьников в контексте диалога культур.

Для того, чтобы на уроках иностранного языка учитель мог познакомить своих учеников с достижениями культуры стран изучаемого языка, необходимо практически на любом уроке иностранного языка вводить страноведческий компонент. Это содействует воспитанию учеников в контексте «диалога культур», знакомит с общечеловеческими ценностями, повышает их познавательную мотивацию и формирует их способность к общению на иностранном языке.

         

К страноведческой информации, содержащейся в учебнике, можно отнести названия немецких городов, рек, различные достопримечательности этой страны, сведения об известных людях: писателях, художниках и др., фотографии, которые отражают жизнь современной Германии.

Для того, чтобы извлечь из этих материалов максимальную пользу для обучающихся при знакомстве с культурой и цивилизацией Германии, недостаточно просто называть встречающиеся в учебнике социокультурные факты и явления, необходимо использовать определённые методы и приёмы работы для их объяснения и запоминания. Опыт показывает, что в результате такой деятельности повышается образовательный уровень обучающихся не только в области немецкой, но и русской культуры, сохраняется и растёт  мотивация к изучению немецкого языка. Одна из важнейших задач учителя – необходимость разработки технологий обучения социокультурному компоненту в содержании обучения иностранному языку.

Навыки самоконтроля можно развивать  на страноведческих тестах, основанных на широком кругозоре обучающихся. Их полезно применять как в средних, так и в старших классах. Эти задачи привлекают внимание всех обучающихся, даже тех, которые не имеют особых успехов в иностранном языке.

Такие задания позволяют увеличить интенсивность самостоятельной учебной работы обучающихся, удобны для организации фронтальной работы и коллективного обсуждения полученных индивидуальных результатов.  Последовательно работая над привитием умений, связанных с контролем и самоконтролем в деятельности обучающихся, можно добиться заметных результатов. При этом растет общая культура школьников, их работы и ответы становятся более грамотными.

Тестирование является одной из наиболее технологичных форм проведения автоматизированного контроля, а также самоконтроля с управляемыми параметрами качества. В этом смысле ни одна из известных форм контроля знаний обучающихся с тестированием сравниться не может.

Преимущество такой проверки в том, что одновременно занят и продуктивно работает весь класс и за несколько минут можно получить срез обученности всех обучающихся. При проверке определяются прежде всего пробелы в знаниях, что очень важно для продуктивного самообучения. Индивидуальная и дифференцированная работа с обучаемыми по предупреждению неуспеваемости также основывается на текущем тестировании. Естественно, не все необходимые характеристики усвоения можно получить средствами тестирования. Это значит, что тестирование должно обязательно сочетаться с другими (традиционными) формами и методами проверки. Правильно действуют те педагоги, которые, используя письменные тесты, дают возможность обучаемым устно обосновывать свои ответы. Но письменные тесты уходят в далёкое прошлое. Каждый учитель в школе знает, что одним из направлений модернизации образования в России является информатизация.

Задачи модернизации образования не могут быть решены без оптимального внедрения информационных технологий во все его сферы. Внедрение персонального компьютера, мультимедийных технологий и глобальной информационной компьютерной сети Интернет влияет на систему образования, вызывая значительные изменения в содержании и методах обучения, в том числе и  иностранным языкам. Перед современным учителем встает проблема поиска новых педагогических инструментов. В современных условиях, учитывая большую и серьезную заинтересованность обучающихся информационными технологиями, можно использовать эту возможность в качестве мощного инструмента развития мотивации на уроках немецкого языка и как следствие повышение качества обучения.

Так же использование ИКТ даёт возможность воздействовать на три канала восприятия человека: визуальный, аудиальный, кинестетический, а значит, способствует более эффективному усвоению учебного материала.

Об этом сейчас очень много говорят, но самое важное, что  для этого очень много делают. Долгое время существовали грифельные и стеклянные доски, на которых писали мелом. "Венцом творения" в эволюции школьной доски стали интерактивные доски, сочетающие в себе уникальные возможности вывода на них любой информации с компьютера, позволяющие учителю «разбудить» пассивных учеников, обогатить любой урок и сконцентрировать обучающихся на учебе. Правильная работа с интерактивной доской может помочь преподавателям проверить знания обучающихся. Правильные вопросы для прояснения некоторых идей развивают дискуссию, позволяет ученикам лучше понять материал. Управляя обсуждением, преподаватель может подтолкнуть обучающихся к работе в небольших группах. Интерактивная доска становится центром внимания для всего класса. А если все материалы подготовлены заранее и легкодоступны, она обеспечивает хороший темп урока.
Благодаря интерактивной доске повышается мотивация детей к обучению. Процесс погружения в языковую среду становится легче. Интерактивная доска позволяет учителю увеличить восприятие материала за счет увеличения количества иллюстративного материала на уроке, используя анимированных персонажей, картинки, музыкальные сюжеты.
Интерактивная доска является средством формирования ключевых и предметных компетенций обучающихся. Ключевые компетенции необходимы для успешной социализации человека в быстроменяющемся обществе. К ним относятся интеллектуальная, коммуникативная, информационная, организационная, социокультурная, компенсаторная.

Задания, созданные с помощью интерактивной доски, направлены на развитие интеллектуальных способностей обучающихся. Это могут быть игры по обобщению и закреплению материала, развивающие интеллектуальную компетенцию у учеников.
Использование возможностей интерактивной доски способствует динамичной организации работы на уроке, большей насыщенности языкового материала, действию принципа посильного выбора нагрузки, и, конечно же, повышению мотивации. А ведь мотивация – двигатель прогресса! Некоторые дети начинают проявлять инициативу,  творчество и индивидуальность в создании разного рода презентаций и индивидуальных заданий для воспроизведения их на интерактивной доске. В конце презентации можно предложить контрольные задания, которые могут быть выполнены как фронтально, так и самостоятельно. Работать с интерактивным оборудованием увлекательно и очень легко, а детям становится интереснее учиться. Интерактивные игры, кроссворды и другие увлекательные упражнения позволяют в полной мере реализовать личностно – ориентированный подход к изучению языка, максимально раскрыть творческий потенциал ребенка.   Ценным в таких этапах урока является предоставление возможности каждому ребёнку самому проверить свои умения и навыки.

Мультимедийный инструментарий позволяет вывести процесс обучения в школе на принципиально новый уровень. Задания, созданные с помощью интерактивной доски, предполагают усвоение определенного набора социокультурных знаний о стране изучаемого языка и умений использовать их в процессе иноязычного общения, расширяют общий, социальный и культурный кругозор школьников. Интерактивная доска способствует развитию способности ориентироваться в социокультурных аспектах жизнедеятельности людей в странах изучаемого языка, способствует овладению умений представлять родную культуру на иностранном языке; находить сходство и различие в традициях своей страны и страны изучаемого языка.

        На сегодняшний день использование интерактивных досок (ИД) на уроках остается одним из самых неизведанных вопросов для педагогов.  На практике учителя могут сэкономить свое время, создавая базы учебных материалов, используя материалы коллег на своих уроках, можно использовать  как  компьютерные  обучающие программы, ЦОРы с разрешенных ресурсов Интернета, так и создавать собственные  презентации в ПО для интерактивной доски и в программе Smart Notebook,  которая является наиболее популярным программным обеспечением для интерактивной доски являются программные оболочки «Notebook» они просты в применении, удобный интерфейс облегчает процесс создания интерактивных заданий. Данное программное обеспечение позволяет одновременно работать с текстом, графическим изображением, видео и аудиоматериалами, управляя процессом работы с помощью указки по сенсорной поверхности доски, четко структурировать занятия, даёт возможность сохранять уроки, дополнять их записями улучшает способ подачи материала.        

Возможность анимации, перемещение объектов, изменение и выделение наиболее значимых элементов при помощи цвета, шрифта позволяют задействовать визуальные, аудиальные, а также кинестетические каналы усвоения информации, что особенно актуально для обучающихся средних классов, для которых именно кинестетический способ восприятия информации является наиболее эффективным. Рассеянные ученики лучше воспринимают информацию, размещенную на большом экране, это активизирует их воображение, и усвоение материала не вызывает затруднений. Школьники работают сообща, придумывают и обсуждают новые идеи, комментируют изображение. Дети учатся успешно проявлять свою самостоятельность, сотрудничать с одноклассниками и учителем, развивают коммуникативные качества. Возможность сохранять уроки, дополнять их записями улучшает способ подачи материала.

Страницы можно просматривать в любом порядке, демонстрируя определенные темы и возвращаясь к изученному материалу, а рисунки и тексты перемещать с одной страницы на другую. Очень удобно размещать иллюстрированные задания на слайде при выполнении тестовых заданий и самостоятельных работ или в рамках обобщающего урока. Большой экран и наглядность позволяют разрешить вечную проблему раздаточного материала. Использование интерактивной доски позволяет включить всех обучающихся в процесс познания на максимальном для каждого обучающегося уровне успешности, стимулировать развитие мыслительной и творческой активности, интенсифицировать процесс обучения, способствовать увлечению предметом, созданию наилучших условий для усвоения страноведческого материала на уроках иностранного языка.
Работа на уроке становится живым действием, вызывающим у ученика неподдельную заинтересованность, а также способствует совершенствованию практических знаний, развитию социокультурной компетенции обучающихся, совершенствованию навыков общения на иностранном языке. Наряду со многими преимуществами, подготовка урока с использованием интерактивной доски является трудоемким процессом и требует больших затрат времени. Применение ее на уроке должно быть дозированным. Согласно нормативной документации требуется учитывать, что при компьютерном сопровождении уроков общее время работы ученика с компьютером не должно превышать 15-20 минут, то есть менее половины урока. есть возможность переносить изображение с доски на локальные компьютеры и обратно, что увеличивает эффективность работы.
Педагогические возможности электронной доски как средства обучения по ряду показателей намного превосходят возможности традиционных средств реализации учебного процесса, способствуют совершенствованию учебного процесса, активизируют и делают творческой самостоятельную и совместную работу обучающихся и учителя. Но прежде всего, следует понимать, что интерактивная доска сама ничему научить не может. Это всего лишь инструмент в руках педагога, такой же как доска, мел, таблица, и то, как этот инструмент «зазвучит», зависит от творчества педагога, его готовности сделать урок интересным, понятным и запоминающимся.

  Преимущества для педагогов

  1. Работа с доской в полной мере позволяет реализовать принцип наглядности.
  2. Возможность вынести ключи решений на доску. Их можно временно спрятать за каким-либо объектом на рабочем слайде или поместить на следующий слайд.
  3. Значительно экономит время при подготовке к урокам за счет встроенных функций ПО.
  4. Удобна при работе в большой аудитории.
  5. Вдохновляет преподавателей на поиск новых подходов к обучению, стимулирует профессиональный рост.
  6. Помогает использовать видеофрагменты и изображения страноведческого характера для приобщения обучающихся к культуре стран изучаемого языка.

Преимущества для обучающихся

  1. Делает занятия интересными и является мощным инструментом для развития  мотивации к обучению.
  2. Предоставляет больше возможностей для активного участия в учебном процессе.
  3. Облегчает понимание сложного материала в результате более ясного, эффективного и динамичного его представления.
  4. Способствует развитию творчества и самостоятельности обучающихся.

Несмотря на все сложности, которые учитель в состоянии решить, новые технологии открывают учителю более широкие возможности для творчества.

  Есть смысл подробнее рассказать об универсальной программе Smart Notebook, которая разработана для Smart Board, но которую можно использовать практически на любой ИД. Имея представление о функциях работы в этой программе, можно сориентироваться в работе на ИД любого производителя. Преимущества этой программы:

  1. Она очень удобна для предварительной подготовки материалов (информационного ряда), который будет использован учителем на  ИД.
  2. Она обладает богатыми техническими возможностями для такой подготовки.
  3. Она имеет дружественный, простой и удобный русскоязычный интерфейс.
  4. Она же является и сценой, на которой подготовленные материал будет транслироваться и «жить».
  5. Материалы, подготовленные в этой программе, можно использовать на любой ИД.
  6. В ее состав входит обширная коллекция готовых объектов (картинок, фонов, интерактивных элементов и т.д.), которая постоянно обновляется, ее можно пополнять и собственными коллекциями.
  7. Она никак не «привязана» к компьютеру, соединенному с ИД, ее можно установить на любом ПК, в том числе и домашнем.
  8. Программа и элементы ее сопровождения бесплатны и доступны на сайте производителя.
  9. Имеется уже достаточно большое количество материалов методического характера, посвященных использованию именно этой программы.

Если использовать привычную терминологию, Smart Notebook - это программа, позволяющая изготовлять своего рода «презентацию» к уроку, состоящую из отдельных страниц (обстановок, сцен, слайдов), сменяющих друг друга в произвольном порядке. Однако слайд обычной презентации – неизменен. Каждая же страница «презентации» Notebook – это отдельная сцена, на которой какие-то объекты и обстановки уже могут быть заранее подготовлены и размещены, а какие-то будут создаваться учителем и учениками непосредственно в процессе урока. Объекты будут перемещаться, появляться, создаваться, изменяться и удаляться не по заложенным заранее правилам, а в режиме «запланированной импровизации». На каждой такой сцене в процессе урока разыгрывается маленький спектакль, в котором учитель – главный режиссер.

Созданная в Notebook «презентация» сохраняется традиционным способом в файл с расширением .notebook. Однако существует возможность ее экспорта в файл обычной презентации в формате PowerPont, Web-страницы, документа PDF или просто графического изображения. Готовить материалы к уроку с использованием интерактивной доски можно на любом компьютере, где установлена программа Smart Notebook, затем созданный файл-презентацию нужно переместить на ПК, непосредственно соединенный с интерактивной доской (при помощи флэшки, локальной сети) и - проводить урок. Большим подспорьем выступают функции «Шторка», которая позволяет быстро и эффективно организовывать контроль, и «Прозрачность», благодаря которой можно высвечивать правильные варианты.

Итак, каждая страница Notebook в процессе урока интерактивна, с ней могут работать  учитель и ученики, изменяя ее содержание, внося любой текст, перемещая, удаляя и добавляя различные объекты с помощью набора предоставленных инструментов. И все это непосредственно у доски! Перед учителем, который хочет научиться  использование интерактивную доску «на все сто» стоят последовательно следующие задачи:

  1. Найти и установить на свой ПК программу Smart Notebook, выполнить обновление коллекций для учителя в ее составе;
  2. Научиться (технически!) работать в среде этой программы, сидя за компьютером;
  3. Освоить практические приемы работы с программой, находясь непосредственно у доски;
  4. Научиться технически изобретательно и методически грамотно применять полученные умения и навыки при подготовке и проведении урока или иного мероприятия.

Клонирование, группировка объектов, затенение экрана, лупа, подсветка экрана, запись страницы, видеосъемка, набор графических инструментов, экранная клавиатура распознавание рукописного текста – вот далеко не полный список функциональных возможностей ИД и программы Smart Notebook, которые позволяют учителю иностранного языка использовать Доску на всех этапах урока. Галерея встроенных интерактивных инструментов дает простор для создания различных тестов, кроссвордов, занимательных игр и т.д., благодаря которым каждый ученик оказывается вовлеченным в процесс и является действительно активным участником урока.

Конечно, нельзя сказать наверняка, что результаты обучающихся повысятся благодаря работе с интерактивной доской, важно понимать, что использование только интерактивной доски не решит всех проблем моментально. И преподаватели совсем не обязаны работать с ней постоянно, на каждом уроке. Иногда доска может пригодиться только в самом начале занятия или в конце работы над страноведением.  Интерактивные доски позволяют проводить проверку знаний обучающихся сразу во всем учебном классе, позволяет организовать грамотную обратную связь “ученик-учитель”.

         Интерактивную доску можно использовать не только на уроках, но и на факультативных занятиях, во время проведения внеклассных мероприятий, например страноведческих викторин. Исходя из актуальности этой проблемы при наличии интерактивных досок в школах, хочется  поделиться практическим материалом использования ИД на уроках немецкого языка. (Приложение)

В программе интерактивной доски SMART Notebook имеется коллекция LAT Lesson Aktivity Toolkit, дающая педагогу большие возможности по использованию интерактивных средств и мультимедиа. Технология редактирования некоторых элементов из раздела «Занятия», а именно: «Анаграмма», «Тест. Множественный выбор» (в этом случае учащийся выбирает из числа предъявленных ответ, который он считает правильным),  «Отображение временной шкалы», «Сортировка вихрей» (однако пришлось удалить данный вид теста по техническим причинам), «Сортировка по категориям», позволяет создать прекрасный страноведческий материал для тестирования. Страноведческие тесты «Für Deutschlandkenner» - 1 и 2» созданы по материалам викторина «Für Deutschlandkenner» (Т. Н. Асабина, ИЯШ №2, 2007).  Задания снабжены иллюстративными материалами, ключами, т.е. возможна самопроверка (созданы оптимальные условия для самоконтроля). Данный интеллектуальный инструментарий учителя можно использовать в качестве страноведческого тренажера.

 При подготовке материалов для тестового контроля необходимо придерживаться следующих основных правил:
1. Нельзя включать ответы, неправильность которых на момент тестирования не может быть обоснована учащимися.
2. Неправильные ответы должны конструироваться на основе типичных ошибок и должны быть правдоподобными.
3. Правильные ответы среди всех предлагаемых ответов должны размещаться в случайном порядке.
4. Вопросы не должны повторять формулировки учебника.
5. Ответы на одни вопросы не должны быть подсказками для ответов на другие.
6. Вопросы не должны содержать "ловушки".

Использованные ресурсы и полезные ссылки

Викторина «Für Deutschlandkenner», Т. Н. Асабина, ИЯШ №2, 2007.

Безродных Г. И. Формирование коммуникативных и языковых компетенций на уроках русского языка. – http://festival.1september.ru/articles/212498/ 

Пугачёв И. А.Межкультурная компетенция и межкультурный диалог. – www.forteacher.ru 

Тер-Минасова С. Г. Язык и межкультурная коммуникация. М., 2000.

Драговская Светлана Тимофеевна. Использование функциональных возможностей интерактивной доски на уроках иностранного языка http://festival.1september.ru/

Злобина Ираида Григорьевна. Использование интерактивной доски на уроках иностранного языка в средней школе. Самара 2010 http://festival.1september.ru/

Мастер-класс для начинающих (ведет А.Б.Розенфельд) http://it-n.ru/communities.aspx?cat_no=108426&tmpl=com 

Станьева Наталья Павловна. Использование Smart доски на уроках английского языка в начальной школе г.Новосибирск http://festival.1september.ru/

Тарасова  Вера Анатольевна «Интерактивная доска на уроке  –  плюс или минус?» г.  Барнаул http://festival.1september.ru/

Шпак Валентина Викторовна. Возможности использования интерактивной доски на уроках английского языка http://festival.1september.ru/

http://www.smartboard.ru/

http://smarttech.com/ 

http://pedsovet.su/

http://ped-portal.ru/

http://www.amphi.com/departments/technology/whiteboard/lessonplans.html

http://www.panterabbs.ru/

http://interaktiveboard.ru/publ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие навыков самоконтроля при изучении математики

Новые технологии дают возможность развивать навыки самоконтроля, целенаправленно строить процесс самообучения. Ученик при этом сам начинает организовывать процесс своего обучения....

РАБОТА СО СТРАНОВЕДЧЕСКИМ МАТЕРИАЛОМ КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТАна первую категориюТЕМА: РАБОТА СО СТРАНОВЕДЧЕСКИМ МАТЕРИАЛОМ КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА...

Методическая разработка "О развитии навыка самоконтроля и самооценки в процессе обучения"

Методическая разработка «О развитии навыка самоконтроля и самооценки в процессе  обучения игре на  аккордеоне (баяне)»....

Внешняя рецензия на методическую разработку "О развитии навыков самоконтроля и самооценки в процессе обучения на баяне (аккордеоне)"

Рецензия профессора кафедры "Инструментальное исполнительство"  Смоленского государственного института искусств Павлова В.Д. на методическую разработку....

Работа со страноведческим материалом как один из способов развития творческих способностей учащихся на уроках иностранного языка

Статья обобщения опытом по формированию творческой активности учащихся средствами иностранного языка с целью овладения коммуникативной компетенцией. Решение вопроса обучения практическому владению ино...