Различные виды контроля знаний при дифференцированном подходе в обучении
методическая разработка по теме
Различные виды контроля знаний при дифференцированном подходе в обучении на уроках информатики (данный материал может быть применим и к другим предметным областям). 2003 год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vidy_kontrolya__referat_kurilov_i.a..rar | 288.18 КБ |
razlichnye_vidy_kontrolya_znaniy_pri_differencirovannom_podhode_v_obuchenii.ppt | 331.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предисловие: почему была выбрана данная тема? Во-первых, помощ ь и обмен опытом между учителями РМО информатики Нерчинского района; Во-вторых, СОШ №9 г. Нерчинска , связи с вступлением в эксперимент по модернизации содержания образования в 2002 – 2003 учебном году выбрала методическую тему «Дифференцированный подход в обучении и воспитании как средство самореализации учащихся». В-третьих, в рамках эксперимента по ЕГЭ , итоговая аттестация реализована одним видом контроля знаний выпускников – тестированием. Поэтому с одной стороны цель ю является повыш ение уров ня подготовки к любому тестированию. С другой повысить разнообразие контроля в процессе обучения и повысить мотивацию к творчеству.
Характеристики контроля К онтроль знаний нужно балансировать и он должен обладать следующими характеристиками : разнообразием видов контроля ; сбалансированный по времени (недостаточно долгий, но и не достаточно короткий по продолжительности контроль); систематический (например, по каждой теме или разделу и т. д.), адекватный (вовремя, в зависимости от полученных знаний), интересный (то есть с присутствием элементов новизны, неожиданной положительной ситуации, исследовательской работы и др.)
Психолого-педагогическое обоснование выбора темы При соблюдении данной системы контроля наблюдается: дисциплинированность в плане подготовки домашнего задания ; повышение успеваемости ; стремление получения оценки (к контролю знаний) ; интерес к предмету ; аккуратность работы (например, письменные оформления в работах) ; пунктуальность ученика ; меньшая утомляемость (например, непродолжительность контроля, разнообразие видов контроля, достаточно интересный контроль приводит к снижению напряжения) ;
более хорошее восприятие темы (например, знания, полученные в результате систематического контроля, делают основную базу полученных знаний выше, что позволяет дальнейшие темы осваивать лучше) ; развитие мышления (например, элементы игровых уроков, уроков-соревнований, практической работы с элементами исследования) ; развитие воображения (например, видение результата при решении задачи, особенно на сообразительность) ; развитие речи (на устном виде контроля) ; развитие памяти (почти равнозначно при любом виде контроля) ; развитие внимания (особенно во время вспомогательного контроля, занимательных заданий, конспектирование, составление планов) ; осуществление самоконтроля – как одна из основных целей системы контроля .
Методическая и психолого-педагогическая задача системы контроля Ф ормирование личности способной ориентироваться в современном информационном обществе является важнейшей задачей. Поэтому в условиях модернизации образования , цель которой качественное изменение в системе её преподавания , роль учителя информатики имеет огромное значение . разнообразить виды контроля, но и применять многообразие форм занятий, приемов и методов на них в учебном процессе, а сопровождающие в помощь ученикам различные практические руководства, «методички» и другие материалами делают процесс обучения в целом эффективным , творческим и интересным ; выработка вышеперечисленных качеств учащихся в системе разнообразного и дифференцированного контроля
I. Виды контроля знаний учащихся на уроках, применяемых на различных этапах усвоения материала по числу учащихся : индивидуальный фронтальный групповой по форме выполняемого контроля : устный письменный компьютерный комбинированный однозначный контроль (тесты, зачеты и т. д.) контроль при выполнении других работ (практические работы, творческие работы и т. д.) Что относится к контролю знаний учащихся? Это то, что можно проверить учителю. Все виды контроля знаний классифицируют :
теоретический опрос решение задач (без помощи компьютера или с помощью компьютера, например, по программированию или с помощью специального программного обеспечения) тесты практические и лабораторные работы выполнение творческой работы (работа с рефератом, презентацией, домашний сайт и т. д.) вспомогательный опрос проверка на компьютере составление задач * зачет или отчёт Особенность индивидуального контроля – это дифференцированный подход к каждому учащемуся. По числу учащихся: 1. Индивидуальный контроль , его главная особенность
Он позволяет, главным образом учащихся логически, грамотно строить ответ. Развивает речь. Недостатком индивидуального теоретического опроса является то, что во время урока нельзя опросить всех учеников . Теоретический опрос Пример: Учитель: Что называется алгоритмом? Что такое программа? Ученик: Алгоритм — понятное и точное предписание исполнителю выполнить конечную последовательность команд, приводящую от исходных данных к искомому результату . Программа — это алгоритм, записанный на языке исполнителя (например, для человека слово на русском языке). Учитель: Какие бывают алгоритмы? Приведите пример. Ученик: Алгоритмы бывают разные. Самый простой линейный алгоритм. Линейный (последовательный) алгоритм – описание действий, которые выполняются однократно в заданном порядке. Бывают также ветвляющий, циклический, вспомогательный алгоритм (например, алгоритм решения задачи, рецепт приготовления блюда или лекарства и т. д.). Учитель: Перечислите основные этапы работы решения задачи? Какие этапы осуществляются непосредственно на компьютере? (см. реферат: Урок №1)
Решение задач Ребенок в этом виде деятельности может применять все свои знания, умения, навыки, у него в данном виде деятельности в полной мере развивается мышление, воображение, внимание. Здесь можно выделить: решение письменных задач (например, по основам логики или системам счисления см. приложения: тесты и задания) решение устных задач (например, простых задач с небольшими вычислениями на сообразительность: вычислить объем информации небольшой части текста, раскодировать слово и т. д.) решение задач с использованием компьютера по программированию решение задач с использованием компьютера с помощью готового программного обеспечения , (т. е. по информационным технологиям: редактирование текста в Word , расчет по формуле или построение графика функции в Excel).
Пример решения задач Пример (см. «методичку» стр.39 в приложениях к реферату ): на практическом занятии по решению задач на тему «Линейные алгоритмы» задачу №1 предоставляем решать основной группе ребят, а задачу №2 решают сильные ребята, так как там есть элемент усложненного этапа: математической формализации (нужно вывести формулу). Задачи: 1) Составить блок-схему и программу нахождения длины окружности, площадь круга и объёма шара одного и того же заданного радиуса. 2) Составить блок-схему и программу нахождения корней системы уравнений по заданным коэффициентам и правым частям. a 1 x+b 1 y=c 1 a 2 x+b 2 y=c 2 При решении задач лучше подойти дифференцировано. Например, более сильные ребята по предмету могут дома решать и олимпиадные задания. Соответственно оценивать их надо по-другому.
Тесты Тесты представляют собой достаточно быструю проверку учеников. Они имеют много преимуществ , таких как вариативность и дифференцированность . Тест в первую очередь развивает быструю реакцию восприятия вопроса, развивает быстрое логическое мышление, память и внимание. ( Здесь можно отметить, что это большое поле деятельности для всех учителей с целью не только проверки знаний учащихся, но и попробовать создать свои КИМы и подготовить в какой-то степени учеников к ЕГЭ) (см. приложения реферата : тесты и задания в реферате ).
Практические и лабораторные работы (на компьютере) Практические и лабораторные работы играют огромную роль в формировании прочной базы знаний и выработке практических навыков . Только после данных работ и успешного их выполнения ученик становится психологически уверенным в приобретенных им знаниях, у него появляется устойчивый интерес . П рактические работы представляют четкий алгоритм выполнения работы (см. приложения: практические руководства для учеников), а лабораторные работы имеют еще элемент исследовательской работы , по которому ученики должны сделать вывод (см. урок №2). Практическую работу индивидуально выполняют обычно учащиеся, которые нагоняют пройденный материал, хотя есть учащиеся, которые таким образом, работают дополнительно или на консультациях в виде повторения и закрепления материала.
Пример из практической работы Создание БД новая БД (переключатель) Ок ввести название БД (например, свою фамилию ) создать Создание объекта таблицы: выбрать объект таблицы (обычно установлен по умолчанию) выбрать удобнее всего создание таблицы с помощью мастера , хотя могут быть перечислены там не все поля, которые нужны при создании вашей БД (поэтому в оставшееся время рассмотрите 2 оставшихся варианта: создание таблицы в режиме конструктора, создание таблицы путем ввода данных ) выбрать список, например деловых таблиц (переключатель) выбрать образец таблицы, например студенты выбрать, например образцы полей: фамилия, адрес, телефон, специализация (выбор производится значком > ) далее ввести имя таблицы далее чаще используют ввести данные непосредственно в таблицу (переключатель) готово ввести данные (несколько записей, причем поля некоторых записей должны совпадать), после закрыть (таблица создана ! ) . (См. Приложения реферата: практические руководства).
Пример из лабораторной работы Звуковая информация. Задание 2: Сколько времени записи вмещается на дискету (настройки взять по умолчанию). Ответ: Например, ученик записывает 1 минуту записи – она занимает пусть 1Мб памяти, затем определяет, сколько места памяти занимает 1 секунда звуковой информации: 1Мб/60сек.=16,66Кб. И наконец, зная размер дискеты (пусть 1,4Мб), подсчитать результат: 1Мб/16,66Кб=84 секунды. Комментарии: Задание позволяет исследовать , какое максимальное время записи можно хранить на дискете в виде звукового файла. В данном задании присутствует элемент творчества в получении результата (использовать дискету или нет, файл записать подбором или же произвести подсчет после первой записи). (См. реферат Урок №2).
Творческая работа Направлена на приобретение умений по самообучению . В ходе творческой работы, которая в основном выполняется самостоятельно, более всего формируется у учащихся, наряду с другими качествами, интерес к учебной деятельности и высшая форма контроля – самоконтроль (причем осмысленный). Можно выделить различную творческую работу на разных этапах усвоения материала, которая может быть представлена в виде, например, доклада, реферата, презентации и другого проекта : в виде небольших докладов (сообщений) , нужные в ходе объяснения новой темы (например, сообщение об ученом) по новой теме (с обсуждением на семинаре или конференции), если тема недостаточно сложная ( например, «строение процессора», « DVD -формат» и т. д.) на закрепление пройденной темы или на дополнительный материал . ( Н апример, исследовательская работа на лабораторных работах (см. урок №2 в реферате ) является хорошим закреплением материала ; «Что такое системный администратор» или «Работа в локальной сети с использованием разных программ-оболочек» - работы на дополнительный материал , расширяющий кругозор по теме «Операционные системы» и «Компьютерные сети» ) .
Вспомогательный контроль представляет собой в основном короткие вопросы по старой теме, в ходе объяснения новой темы. (Вопросы должны быть не только короткими, но и четкими, важными в новой теме). Этот вид контроля позволяет вырабатывать навыки у учеников, развивает внимательность, вопросы данного контроля направлены на закрепл ение и повтор ение материал а , а также бывают вопросы на сообразительность. Э то своеобразный вид разведки по проверки памяти (см. ниже примеры уроков: урок №1).
Пример из презентации: виды вспомогательного контроля Первый вопрос вспомогательного вопроса на повторение, второй на сообразительность. Что такое компьютер? (перед показом слайда) (Ответ) Как вы думаете, какой вид имеют машинные команды? (Ответ: двоичный)
Зачеты представляют собой обобщающий контроль, поэтому могут включать всё многообразие видов контроля. Проводится в конце большого раздела, в конце четверти или полугодия. Зачеты приучают к дисциплине , обучают системе постоянного выполнения домашнего задания, развивают учащихся и готовят к дальнейшим зачетам, в том числе психологически (чем больше зачетов и экзаменов сдает человек, тем он более подготовлен к ним). Зачеты – самый важный вид контроля для тренировки памяти ученика. Зачеты формируют (дают установку) на осуществление самоконтроля . Как правило, результатом становится повышение успеваемости . Здесь важно стимулировать учащихся, например, заранее объявить, что можно получить автоматический зачет при определенных условиях.
Виды зачетов Зачеты бывают: устные (по билетам, выборочные по любым вопросам темы ) письменные (по билетам, контрольные с различной комбинацией, рефераты и другие зачетные работы) компьютерные зачеты, в том числе тесты комбинированные зачеты Примечание: Надо выделить устный зачет, хотя он по времени достаточно ёмкий, особенно для учителя, но иногда его проводить надо, поскольку он развивает речь ребенка , а дети сейчас не так часто устно отвечают на уроках, особенно в естественно-математических классах. Устный индивидуальный контроль очень важен в старших классах.
Проверка на компьютере представляет собой быструю проверку знаний по компьютерным тестам, вопросам и т.д. Может, например, просто иметь функции теоретического опроса текущей темы, а может иметь зачетные функции . В отличие от других видов контроля этот контроль является более универсальным и его можно осуществить достаточно быстро, комбинировать, а также учитель имеет возможность без особого труда хранить данные контролирующих. Составление задач достаточно редкий вид контроля, как, например и составление планов и вопросников к тексту (см. ниже). Данный контроль применяется в основном для разнообразия работы с сильными учениками , для расширения их логического мышления, развития их интереса .
2. Фронтальный контроль , его главная особенность Этот вид контроля позволяет занять сразу весь класс (группу) . Учитель определяет общую картину успеваемости класса. За достаточно короткое время (не более урока) проверить всех учащихся. Этот вид контроля знаний может быть: теоретический опрос решение задач диктанты тесты практические и лабораторные работы проверка на компьютере конспектирование (с проверкой) составление планов и вопросников к тексту беседы, семинары, конференции по каким-нибудь вопросам з ачет
Диктанты представляют собой предварительный, первоначальный контроль по самым фундаментальным понятиям . Вопросы, например, могут читаться учителем, они достаточно краткие и ответы на них тоже из-за того, что много времени они не должны занимать диктанты являются проверкой «реакции мышления». Такой вид контроля позволяет проверить всех, быстро и без особого уто м ления со стороны учеников. Пример: 1. Что такое бит? 2. Что такое байт? и т. д. или 1. Что такое поле в таблице? 2. Что такое запись? и т. д.
Беседы, семинары, конференции представляет собой форму организации контроля, при которой все учащиеся активно участвуют в обсуждении данной темы. При этом ученики узнают новый материал самостоятельно , но в сотрудничестве с учителем. У них формируется разговорная речь, закрепляется материал , появляется устойчивый интерес к теме, развивается мышление. Всё это быстрее приводит к самоконтролю учащегося , как одной из основных целей образования. Данный вид организации контроля лучше проводить по интересным, проблемным вопросам, в ходе изучении темы, в закреплении темы и даже в начале ее. Данную форму занятия, особенно конференцию , лучше всего, проводить, как синтез индивидуальных творческих работ . Пример: семинар по «Основам логики», конференция «История информатики», «Презентация – лучший рисунок …», …
Конспектирование (с проверкой) представляет собой самостоятельную работу ученика по выбору главного смысла из данного текста. Конспектирование с последующей проверкой имеет большой смысл, оно приучает учащихся самостоятельно работать, развивает мышление и внимание. Конспектирование не должно производиться по самым главным фундаментальным темам раздела, а так же, если материал достаточно сложный. представляет собой такую же самостоятельную работу, как и конспектирование только в более кратком виде. По плану или вопроснику можно определить насколько глубоко ученик понимает смысл данной темы. Составлять планы и вопросники лучше всего не по основным темам раздела. Составление планов и вопросников к тексту
3. Групповой контроль Этот вид контроля позволяет работать дифференцировано с каждой группой учащихся и применяется чаще на более поздних этапах усвоения материала. При групповом контроле группы можно делить по месту расположения и по уровню знаний . Групповой контроль можно организовать в виде: решений задач заданий с вопросами (в том числе с занимательными) или задачами практические и лабораторные работы творческой групповой работы
Особенности группового контроля Этот вид контроля нужно использовать для различного рода соревнований на уроках (делить на группы лучше по месту расположения), а для дифференцированной работы делить учеников нужно по уровню знаний. Соревнование высоко увеличивает интерес к теме у учеников и стимулирует их дальнейшую познавательную деятельность. Эта форма контроля, приобщает к сотрудничеству , коллективизму (повышается сплоченность коллектива), коммуникабельности , умению работать в группе , развивается интерес учеников к теме.
П о форме его выполнения : 1. Устный контроль Этот вид контроля, прежде всего, предполагает развитие речи, правильно логически излагать материал, четко формулировать понятия . Можно сказать, учит учеников разговаривать. Единственным его недостатком и преимуществом , пожалуй, является в основном индивидуальный характер контроля. Устный контроль бывает: изложения теоретического материала решение устных (качественных) задач задания с вопросами (в том числе с занимательными) или задачами тесты (в большей степени игровые) вспомогательный контроль беседы, семинары , конференции зачеты ( * подробно об этих видах см. выше)
2. Письменный контроль Этот вид контроля в первую очередь направлен на решение важной учителем задачи, как проверку всех учащихся одновременно . Некоторые его виды предполагают большую самостоятельную работу. Письменный контроль занимает большую часть в работе учителя. Он бывает: изложение теоретического материала решение задач задания с вопросами (в том числе с занимательными) или задачами диктанты тесты практические и лабораторные работы проверка творческой работы (реферат, доклад) конспектирование (с проверкой) составление планов и вопросников к тексту (с проверкой) составление задач з ачеты ( * подробно об этих видах см. выше)
3. Компьютерный контроль Этот контроль предполагает в основном индивидуальную работу за компьютером. Наглядность многих программ носит не только контролирующую, но и обучающую функцию, и развивающую. К омпьютер , как универсальный исполнитель, является хорошим средством самообучения, саморазвития и самоконтроля учащихся. Можно выделить контроль с помощью компьютера: решение задач на компьютере (по программированию, с использованием различного ПО и т. д.) обучению на компьютере, например в виде тестов с анализом ошибок (несмотря на популярность этого вида, данный вид можно отнести к зачету на компьютере, чаще носящий фронтальный характер, чем является привлекательным с точки зрения экономии времени) практические и лабораторные работы на компьютере творческая работа, подготовленная на компьютере (защита своей презентации, сайта и т. д.) зачеты на компьютере, например в виде тестов или задач
4. Комбинированный контроль Этот контроль предлагает различные комбинации всех (или почти всех) видов контроля. Основное значение комбинированного контроля в том, что ученик не так устает и ему интереснее выполнять разнообразную работу, как при выполнении одной формы контроля . Поэтому учителю важно комбинировать и рационально составлять различного вида проверочные работы. Пример: 1 задание контрольной теоретический вопрос на повторение, 2 задание задача на программирование.
5. Самоконтроль Этот высокоорганизованная форма контроля, содержит любую форму или любые комбинации форм контроля и выполняется самими учащимися. Самоконтроль – это то, к чему мы стремимся при работе с детьми. Итак, главная задача учителя состоит в том, чтобы рационально, вовремя комбинировать все виды контроля в течение учебного года в составлении контрольных, проверочных, самостоятельных работ и других форм проверки. Дифференцированный подход в индивидуальном плане позволяет добиваться с учениками лучшего результата. Главной целью должно являться выполнение самоконтроля всеми учащимися, причем главным мотивом самоконтроля является устойчивый интерес учеников. Примечание: Самоконтроль бывает аффективный (базируется на эмоциональных процессах и побуждениях: чувствах, желаниях) и когнитивный (основа собственные представления и мысли).
Виды контроля знаний
Этапы усвоения материала и контроль, применяемый на них Весь учебный процесс можно поделить на следующие этапы: освоения материала освоенного материала применение освоенного материала (выработка умений) быстрое (автоматическое) применение освоенного материала (выработка навыков) использование знаний и навыков в творческой работе Первые как минимум три этапа является обязательными в курсе освоения материала для учеников или зачетными. ( Рассмотрим данные этапы с точки зрения применяемого на них контроля. )
1. Этап освоения материала Этот этап является самым первым в изучении темы. Идет процесс «поглощения» информации учеником. На этом этапе основную роль играет учитель . Здесь ученики наиболее пассивны в отличие от других этапов, а учитель наиболее активен. При освоении материала лучше всего применять так называемые начальные виды контроля как теоретический опрос, вспомогательный контроль, диктанты, простые тесты, конспектирование (с проверкой), компьютерные тесты небольшой сложности и т. д.
2. Этап освоенного материала Этот этап в отличие от первого определяется изученными фундаментальными понятиями темы, а весь объем материала темы по крайне мере почти весь пройден. Идет изучение теоретического применения понятий, явлений, процессов и т.д. Начинается теоретическое закрепление материала. На данном этапе лучше использовать такие виды контроля как теоретический опрос, вспомогательный контроль, диктанты, тесты, конспектирование (с проверкой), составление планов и вопросников к тексту (с проверкой), рефераты, доклады, проводить беседы по вопросам, семинары, некоторые практические и лабораторные работы.
3. Этап применение освоенного материала (выработка умений) Это третий обязательный этап. На данном этапе теоретический материал пройден и идет в основном практическая работа учеников, их умение применять теоретический материала на практике. Контроль, который применяется здесь – это решение задач, лабораторные работы (с контрольными вопросниками), рефераты, доклады, семинары, конференции, решение задач на ЭВМ, но иногда для повторения можно использовать и другие виды применяемые ранее. В конце этапа зачет.
4. Этап быстрого (автоматического) применения материала (выработка навыков) Этот этап надо считать обязательным, если речь заходит об основной, значимой теме раздела. Для этого этапа характерно закрепление и повторение как теоретического, так и практического опыта учащихся в данном материале , учащиеся приобретают навык . Здесь надо применять такие виды контроля, как решение задач, практические и лабораторные работы, рефераты, доклады, семинары, конференции, решение задач на ЭВМ, зачеты.
5. Этап использование знаний, умений, навыков в творческой работе Контроль здесь не является обязательным, он скорее здесь как средство координации ученика. Этот этап наиболее важный в формировании устойчивого интереса у учащихся и самоконтроля. Поэтому использовать на этом этапе надо как, например, проблемные конференции, составление задач, моделирование интересных задач на компьютере самими учащимися, различные презентации и другая творческая работа ( творческая работа ученика уже автоматически предполагает самоконтроль в большинстве случаев ) . Итак, применяемый вовремя контроль, определенный его вид на определенном этапе ведет к повышению успеваемости и позволяет воспитывать в учениках определенную систему саморазвития, то есть в первую очередь самоконтроль и самообучение.
Этапы усвоения материала и контроль, применяемый на них Этапы усвоения Виды контроля Обязательный уровень Освоение материала Теоретический опрос, вспомогательный контроль, диктанты, простые тесты, конспектирование (с проверкой), составление планов и вопросников к тексту (с проверкой), компьютерные тесты небольшой сложности Освоенного материала Рефераты, доклады, беседы по вопросам, семинары, некоторые практические и лабораторные работы и др.* Применение освоенного материала (выработка умений) Решение задач, практические и лабораторные работы, рефераты, доклады, семинары, конференции, решение задач на компьютере, зачеты Быстрое применение материала (выработка навыков) Использование знаний, умений, навыков в творческой работе Проблемные конференции, составление задач, моделирование интересных задач на компьютере самими учащимися, различные презентации и т. д.
Спасибо за внимание! Учитель информатики Курилов И. А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуально - дифференцированный подход к обучению на основе СНИТ как средство повышения эффективности усвоения знаний учащихся по химии.
В статье рассматривается вопрос применения СНИТ в обучении учащихся на уроках химии. Автор подробно описывает свой опыт использования компьютера на разных этапах урока с учётом индивидуально - д...
Дифференцированный подход к обучению младших школьников в коррекционной школе 8 вида.
основные педагогические технологии, применяемые учителем при работе с учащимися начальных классов коррекционной школы....
Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении учащихся начальных классов коррекционной школы VIII вида
Проблема повышения уровня обучаемости и обученности, уровня мотивационной деятельности учащихся на уроках имеет особую актуальность на современном этапе обучения и воспитания детей с проблемами в разв...
обобщение опыта по теме: "Дифференцированный подход в обучении учащихся математике как средство повышения качества знаний "
Ни один ребенок не приходит в школу неудачником. Он приходит в школу преисполненный желания учиться. Без ощущения успеха у ребенка пропадает интерес к школе и учебным занятиям.Поэтому необходимо...
«Дифференцированный подход в обучении математики и контроль знаний учащихся.»
Дифференцированный подход в обучении математики и контроль знаний...
«Дифференцированный подход в обучении информатики и ИКТ» «Создание тестов и других материалов для контроля знаний при помощи компьютерной программы»
В последние годы большое внимание уделяется применению компьютеров в процессе обучения, как в средней, так и в высшей школе. Это средство обучения раскрывает резервы учебного процесса и личности учащи...
Дифференцированный подход при обучении математике как средство повышения качества знаний учащихся
Необходимость внедрения дифференцированного подхода в обучении математике подтверждается практикой: повышается уровень знаний, повышается мотивация, создается ситуация успеха, дети учатся самоор...