«Дифференцированный подход в обучении математики и контроль знаний учащихся.»
методическая разработка по алгебре
Дифференцированный подход в обучении математики и контроль знаний
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
differentsirovannyy_podhod_v_obuche-nii_matematiki_i_kontrol_znaniy_ucha-shchihsya.doc | 61.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование универсальных учебных действий через технологию дифференцированного обучения
Внедрение современных образовательных технологий становится необходимым условием реализации ФГОС нового поколения. Формировать у учащихся основные УУД позволяет технология дифференцированного обучения, которая является базовой технологией ФГОС.
Дифференциация в переводе с латинского означает разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени. Дифференциация - это форма организации учебной деятельности школьников, при которой учитываются их склонности, интересы, проявившиеся способности.
Дифференциация обучения предполагает различные формы работы: фронтальную, групповую, индивидуальную.
Дифференцированный подход – это основа индивидуально ориентированной системы обучения, позволяющей учитывать индивидуальные особенности ребенка, создавать условия для преодоления и развития его потенциальных возможностей.
В настоящее время обозначилось несколько направлений дифференциации обучения:
- по образовательным целям;
- по уровням выполнения заданий;
- по времени обучения, времени выполнения заданий;
- по содержанию обучения;
- по последовательности учебного материала;
- по структуре учебного материала;
- по подходам к обучению;
- по видам учебной деятельности;
- по способам применения заданий;
- по оценке деятельности.
Таким образом, технология дифференцированного обучения - это такое построение системы обучения, при котором учащиеся на основании каких-либо особенностей объединяются в малые группы внутри класса - внутренняя дифференциация, либо в целые классы, даже школы - внешняя дифференциация. Этот подход гарантирует усвоение базовых знаний всеми учащимися и одновременно предоставление возможностей для каждого ученика реализовать свои склонности и способности.
Основная задача дифференцированного обучения - вовлечь в работу каждого ученика, помочь «слабому», развивать способности «сильных».
Дифференцированная работа требует предварительного деления учащихся на группы по уровню обученности.
1 группа – сильные учащиеся с высоким уровнем усвоения, с высокими познавательными способностями, умеют работать самостоятельно, они получают задания повышенной трудности.
2 группа – учащиеся со средним уровнем способностей. Для них необходимо создавать условия для продвижения в развитии и постепенного перехода в 1 группу. Работая с этой группой, следует уделять внимание развитию их способностей, воспитанию самостоятельности, уверенности в своих силах.
3 группа – учащиеся с пониженной успеваемостью, в результате низких способностей. Этой группе приходится уделять особое внимание, поддерживать, помогать усваивать материал, работать некоторое время только с ними на уроке, пока 1 и 2 группа работают самостоятельно.
Примерную схему урока в технологии дифференцированного обучения можно представить следующим образом.
Этапы урока | Класс группа | Содержание работы | Время |
1 | Весь класс | Совместная постановка цели, задач урока. | 2 мин. |
2 | Весь класс | Лингвистическая разминка (синонимы, антонимы и т.д.; игры, другая словарная работа). | 3 мин. |
3 | 1,2,3 группы | Дифференцированное повторение необходимого материала. (Проверка домашнего задания, опорное повторение для нового материала: правило с примерами, объяснением). | 7 мин. |
4 | Весь класс | Совместное объяснение нового материала с опорой на повторение. | 7 мин |
5 | Весь класс;1,2,3 группы | Образец ответа, рассуждение по схеме-опоре, графическое обозначение, тренировочные примеры или дифференцированное закрепление (повторное объяснение для 3 группы в случае необходимости). | 5 мин. |
6 | 1,2,3 группы | Закрепительные упражнения (индивидуальная работа учителя с 3 группой). Проверка работы каждой группы с участием остальных. | 8 мин. |
7 | Весь класс | Общая проверка результатов усвоения материала: самостоятельная работа, диктант, работа с перфокартой и т. д. | 8 мин. |
8 | Весь класс | Организация проверки задания (само/взаимопроверка и т.д.) | 2 мин. |
9 | 1,2,3 группы | Дифференцированное домашнее задание. | 3 мин. |
Таким образом, технология дифференцированного обучения представляет совокупность организационных решений, средств и методов дифференцированного обучения, охватывающую определенную часть учебного процесса.
Ценность применения дифференцированных заданий заключается в том, что:
- овладение уровневым подходом дает возможность учителю осуществлять диагностику и следить за динамикой интеллектуального развития учащихся;
-учет индивидуальных особенностей учеников позволяет педагогу составлять задания таким образом, чтобы способствовать реализации возможностей каждого ребенка в рамках личностно – ориентированного обучения;
-дифференцированные задания должны использоваться систематически, так как только в этом случае их внедрение будет давать хорошие результаты.
В сфере развития регулятивных универсальных учебных действий в технологии дифференцированного образования приоритетное внимание уделяется формированию действий целеполагания, включая способность ставить новые учебные цели и задачи на своем уровне, планировать их реализацию, осуществлять выбор эффективных путей и средств достижения целей, контролировать и оценивать свои действия как по результату, так и по способу действия.
В сфере развития коммуникативных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется формированию умений работать в группе и приобретению опыта такой работы, практическому освоению морально – этических и психологических принципов общения и сотрудничества. В результате формируются коммуникативные УУД, которые обеспечивают социальную компетентность, учет позиций других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.
В сфере развития личностных универсальных учебных действий технология дифференцированного обучения развивает индивидуальные способности каждого ученика, учит самостоятельно достигать конкретные цели в учебно - познавательной деятельности, самому определять уровень усвоения знаний, осуществлять самоуправление учебной деятельностью на уроках. В результате даже слабоуспевающие и безразличные к учебе ученики проявляют заинтересованность в собственные достижения, добиваться успеха, позволяет обеспечивать качественное усвоение материала, побуждает к самостоятельному творческому добыванию знаний.
В сфере развития познавательных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется поиску и выделению необходимой информации; умению структурировать знания, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; контролировать и оценивать процесс своей деятельности на своем уровне.
Дифференцированный подход к учащимся на уроках – это необходимое условие дальнейшего успешного обучения.
Технология дифференцированного обучения – это совокупность методов и форм обучения, конкретные операции по достижению необходимого учебного результата отдельными группами класса.
Благодаря дифференцированному обучению успешно формируются универсальные учебные действия каждого ученика с учетом его возможностей и способностей. Дифференцированное обучение способствует формированию адекватной самооценки учеников, побуждает их к учебной деятельности, помогает выстроить для каждого ученика класса индивидуальную траекторию учебного развития, поверить в свои силы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дифференцированный подход в обучении математике. Выступление.
Выступление на методическом обЪединение....
«ОДНОЧЛЕНЫ И МНОГОЧЛЕНЫ» Дифференцированный подход в обучении математики
Тип урока:урок применения и совершенствования знаний Развить умений и навыков работы с одночленами и многочленами; выявить закономерности и обобщение учебного материала;воспитать познавател...
дифференцированный подход в обучении математике
статья-отчёт о проделанной работе...
Дифференцированный подход в обучении математики
В последние годы значительно усилился интерес преподавателей математики к проблеме дифференцированного подхода на различных ступенях математического образования. Этот интерес во многом объясняется стр...
Отчёт учителя математики и информатики по теме: "Дифференцированный подход в обучении математике"
Отчёт учителя математики и информатики по теме: "Дифференцированный подход в обучении математике"[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6562397","attributes":{"alt":"","class":"media-image...
Дифференцированный подход в обучении математики – путь к активной познавательной деятельности учащихся
. Изучение математики в качестве обязательного компонента общего среднего образования обуславливает необходимость осуществления дифференцированного подхода к учащим...
Дифференцированный подход при обучении математике как средство повышения качества знаний учащихся
Необходимость внедрения дифференцированного подхода в обучении математике подтверждается практикой: повышается уровень знаний, повышается мотивация, создается ситуация успеха, дети учатся самоор...