Роль предпрофильного и профильного обучения в социологизации обучающихся
статья по теме

Гуреева Надежда Алексеевна

Выступление на РМО учителей русского языка и литературы

Скачать:


Предварительный просмотр:

    Главными целями профильного обучения является  социологизация выпускников, развитие навыков, которые помогут адаптироваться в самостоятельной жизни, оказание помощи в выборе будущей профессии.

     В Масловопристанской средней общеобразовательной школе предпрофильная подготовка и профильное обучение организованы с 2005 года. Это требование жизни. К 9 классу мы сталкиваемся с тем, что проблема самоопределения уже становится актуальной для большинства школьников. Они задумываются о возможном профессиональном выборе. Проводимые анкетирования показывают, что выпускники основной школы уже имеют свои приоритеты в изучении учебных дисциплин в старших классах, многие мечтают о той или иной профессии или уже точно знают, кем хотят стать и что для этого нужно. Администрацией школы в феврале 2010 года было проведено анкетирование будущих выпускников основной школы. Результаты показали, что из 56 обучающихся 9-ых классов планируют продолжить образование в школе 39 . Из них 45,5% выбрали технико-технологический профиль, 27,3% - социально-гуманитарный, а 22% предпочли обучение в общеобразовательном 10-ом классе. Наша задача, как педагогов, помочь и первым, и вторым, и третьим реализовать способности.

   Предпрофильная подготовка – это первый этап   на пути социологизации будущих выпускников . Начинается она в 8 классе. Для самоопределения обучающихся в отношении профилирующего направления собственной  деятельности на старшей ступени обучения были введены следующие элективные курсы:

8-е классы –Я выбираю профессию.

9-е классы –Сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста: теория и практика

- Решение тестовых задач

-Информационные технологии в профессиональной деятельности

-Основы плодоовощеводства

-Введение в избирательное право

-Способы решения задач по механике

     В 2010-2011 учебном году в нашей школе было увеличено количество элективных курсов.

Элективный курс «Я выбираю профессию» изучался дистанционно учащимися  Крапивенской , Кошлаковской, Никольской и Чураевской основных школ. Выбор данного элективного курса обусловлен отсутствием в основных школах специалиста психолога, а дистанционное изучение курса сняло проблему подвоза обучающихся в ресурсный центр. Данный элективный курс изучался 1 раз в неделю. Целью его являлось знакомство обучающихся 8-х классов с разнообразием и спецификой профессий, профориентация обучающихся и помощь в их самоопределении в отношении выбранного профиля обучения. Курс позволяет детям изучить свои возможности , соотнести и с требованиями профессий, сделать обоснованный выбор профиля в старшей школе, подготовиться к будущей трудовой деятельности и в дальнейшем успешно выстроить профессиональную карьеру, адаптируясь к социальным условиям и требованиям рынка труда. Особенно эффективен курс для учащихся, которые ещё не определились с выбором- куда идти: учиться дальше в общеобразовательной школе или приобретать профессию; если профессию, то какую. Для данной категории детей проводится индивидуальная диагностика школьным психологом, которая ведёт элективный курс. Организуются экскурсии на производство, поездки на ярмарку вакансий, где учащиеся видят, какие профессии востребованы, каких качеств требуют , как оплачиваются ( что небезынтересно особенно в юном возрасте). Всё это помогает учащимся преодолеть психологический барьер перед выходом из школы по окончании 9 класса, реально оценить свои возможности.

Элективный курс «Сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста: теория и практика» способствовал формированию навыков лингвистического анализа текста, умения выражать свои мысли, что очень важно при написании сочинения-рассуждения по определённой лингвистической теме. Практическая направленность курса проявлялась  в том, что теоретический материал постигался учащимися через опыт анализа текса, при этом большое внимание уделялось развитию устной и письменной речи учащихся. Элективный курс способствовал успешной сдаче экзамена по русскому языку  Знания, полученные на занятиях, развивали творческие способности обучающихся , что позволило в течение учебного года занимать призовые места в творческих конкурсах  муниципального и регионального уровня.

Элективный курс «Информационные технологии в профессиональной деятельности» решал задачу ознакомления обучающихся с информационными технологиями в сфере коммерческой деятельности. Учащиеся приобрели навыки работы в локальной сети, работы с техническим редактором, базой данных и навыками создания публикаций для печати, рекламных проектов, работы в сети Интернет . Результатом явились Почётные грамоты, которыми отмечены проекты  и выступления наших учащихся в конкурсах, которые предполагают наличие знаний и навыков в области информационных технологий. Ученики легко делают презентации по различным темам, занимаются исследовательской  и проектной деятельностью.

Элективный курс «Основы плодоовощеводства» ориентировал на выбор профессий сельскохозяйственной направленности и знакомил обучающихся с особенностями обработки почвы и выращивания полевых культур, что прививало интерес к земле и ведению собственного хозяйства.

Элективный курс «Способы решения задач по механике» способствовал развитию логического мышления и подготовил к успешной сдаче ГИА.

Целью элективного курса «Введение в избирательное право» было формирование у девятиклассников представления о выборах государственной власти и органов местного самоуправления. Практические занятия помогли усвоить сложные понятия и термины в области избирательного законодательства, сформировали  навыки активного участия в общественной жизни школы.

Ученица предпрофильного класса  Грекова Любовь  участвовала в районной краеведческой олимпиаде  в номинации «Литературное краеведение»  и заняла 4 место . Достойно выступила в областном конкурсе исследовательских работ о родном крае «Моя малая родина-  Маслова  Пристань».

Участвовала в межшкольной научно-практической конференции с исследовательской работой  по русскому языку «Использование сложных синтаксических конструкций с бессоюзием в художественной литературе» и заняла 1 место.

Учащиеся предпрофильного класса показали хорошие знания  

пробная зкзаменационная работа по русскому языку 9 класс

26 февраля 2009г.

Успеваемость

100%

Качество

66%

«5» - 1 чел.

«4»- 8 чел.

«3» - 5 чел.

«2» - -------

9А экзамен в новой форме Успев.-  100%                    кач.-65%

На «5»-3чел(15%

На «4» -

13 чел. (65%)

На «3»-

4 чел.(20%)

На «2»-

       В целях преемственности в 10-х и 11-ых классах начинается профильное обучение. Оно представлено следующими профилями: филологическим, социально-гуманитарным и технико-технологическим. Профильными предметами стали соответственно русский язык , английский язык, обществознание, информатика и ИКТ, профессиональная подготовка по профессии «Водитель категории «В».

В профильных классах были введены следующие элективные курсы:

-Замечательные неравенства, их обоснование и применение

-Методы решения физических задач

- Интенсивное повторение орфографии и пунктуации. Подготовка к ЕГЭ по русскому зыку

-Морфология и физиология животных.

Все они носят практическую направленность , дают возможность учащимся реализовать личные познавательные интересы в выбранной ими области , создают условия для качественной подготовки к итоговой аттестации.

Элективные курсы преподавались  по программам, утверждённым Министерством образования и науки .

Основным направлением обучения русскому языку в 10-11 классах являлось формирование практической грамотности, подготовка к итоговой аттестации за курс среднего (полного) общего образования в форме ЕГЭ. На изучение предмета отводилось 3 часа в неделю (102 часа в год) и осуществлялось на основе программы по русскому языку для старших классов (авторы программы –А.Д.Дейкина, Т.М.Пахнова.-М.: Вербум, 2007). Было организовано системное повторение и обобщение материала по всем разделам русского языка, совершенствовались орфографические и пунктуационные навыки в условиях написания изложения и сочинения –рассуждения, выполнялись задания творческого характера. Преимуществом элективного курса являлась возможность отработать навыки составления текстов разных жанров. Были проанализированы признаки художественного текста и его эстетические возможности, оформлены образцы написания деловых бумаг, заполнения стандартных бланков, составлялись тематические тесты и целые КИМы. Анализ текстов с точки зрения употребления в них выразительно-изобразительных средств языка дал возможность работать с одарёнными детьми, подготовить к выступления на олимпиадах, победителями которых из года в год становятся наши ученики. В районном  конкурсе «Моё здоровье» в  номинации «Лучший плакат» заняли  1 место Севидов А., Науменко Д.   В районном конкурсе по донорству (Сценарий агитбригады) Самыловская Светлана , 10а (1место в  2010г). В районном конкурсе «Молодёжь и выборы» (Комиксы для детей среднего возраста :Попович Анастасия и Виктория) – 3 место.

Успеваемость выпускников профильного класса по русскому языку составила 100%, а качество знаний – 82 %

Кроме того, заинтересованность предметами гуманитарного цикла, обучение в  классе социально-гуманитарного профиля позволило нашим выпускникам выбрать профессию. Двое из них пожелали стать учителями русского языка и литературы , столько же – учителями истории и обществознания, одна ученица поступила на факультет иностранных языков по специальности учитель английского языка. Это результат глубокого ( в рамках общеобразовательного учреждения) изучения предмета. А глубине изучения способствуют элективные курсы при реализации предпрофильного и профильного обучения.

МОУ «Масловопристанская средняя общеобразовательная школа

Шебекинского района Белгородской области»

Преемственность предпрофильной подготовки и профильного обучения как фактор формирования профессионального самоопределения учащихся

выступление

                     Подготовила:

                                                               Учитель русского языка и литературы

                                              Гуреева Надежда Алексеевна

Маслова Пристань

2011 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическое сопровождение детей в предпрофильном и профильном обучении

Проблемы воспитания, обучения, социализации детей с отклонениями в развитии являются в настоящее время одним из приоритетных направлений деятельности не только Министерства образования РФ, но и ...

Рабочая программа по курсу "Право" для предпрофильного и профильного обучения

В рабочей программе дана концепция правового воспитания и образования, даны рекомендации для углубленного изучения права....

Развитие творческого и интеллектуального потенциала учащихся на основе использования ИКТ-технологий в условиях перехода на предпрофильное и профильное обучение.

Развитие творческого и интеллектуального потенциала учащихся на основе использования ИКТ-технологий в условиях перехода на предпрофильное и профильное обучение....

Проект «Эколого-химическая лаборатория как средство организации предпрофильного и профильного обучения в школе»

Для вовлечения учащихся в конкретную, практическую деятельность необходима система работы, которая позволит школьникам стать активными участниками экологического движения. Для удовлетворения потребнос...

Творческая работа Тема: «Психологическое сопровождение предпрофильного и профильного обучения в условиях сельской школы»

Организация психологического сопровождения профориентационной работы и предпрофильной подготовки учащихся в условиях сельской школы...

Конференция "Проблемы предпрофильного и профильного обучения". " Дневник профессионального самоопределения как траектория дальнейшего образования"

Дневник профессионального самоопределенияДневник содержит задания, содействующие профессиональному самоопределению старшеклассников путем повышения информированности обучающихся о высших учебных завед...