Проект «Эколого-химическая лаборатория как средство организации предпрофильного и профильного обучения в школе»
проект по химии на тему
Для вовлечения учащихся в конкретную, практическую деятельность необходима система работы, которая позволит школьникам стать активными участниками экологического движения. Для удовлетворения потребностей в экологическом и химическом предпрофильном образовании направлен предлагаемый проект. Он включает в деятельность все ступени школьного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_mironova.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Эколого-химическая лаборатория как средство организации
предпрофильного обучения в школе»
Миронова Ирина Юрьевна
учитель химии
МБОУ «СОШ №2 имени А.И. Исаевой»
г. Нефтеюганск
Современная жизнь ставит перед человеком множество нестандартных проблем. Умение решать их творчески, с оптимальным эффектом определяет его благополучие. Для развития креативности необходимо пространство творческой свободы, внимательное, доверительное отношение к учениками и возможность создать индивидуальный творческий продукт в ходе собственного труда, который основан на сочетании творчества с исследовательскими навыками.
Организуя работу в данном направлении, мы используем ресурсы нашего образовательного учреждения, а именно, на базе школы открыт ресурсный центр по работе с детьми высоких интеллектуальных и исследовательских возможностей по естественным наукам. При этом учитываются условия:
- материально-технические: образовательная организация оснащена двумя лабораториями со специальным оборудованием;
- интеллектуальные: 2 учителя химии и биологии высшей категории, организующие исследовательскую деятельность в течение 8-9 лет.
Основы личности закладываются в детстве, поэтому школа является базой, обеспечивающей формирование мышления, в том числе и экологического. Субъективность - вот то главное, что должно развивать образование в человеке, чтобы он эффективно мог социализироваться, строить карьеру, анализировать события. Вовлечение в исследование повышает способность анализировать ситуацию, выявлять проблемные точки, ставить адекватные задачи, прогнозировать возможные последствия своих действий.
Для вовлечения учащихся в конкретную, практическую деятельность необходима система работы, которая позволит школьникам стать активными участниками экологического движения. Для удовлетворения потребностей в экологическом и химическом предпрофильном образовании направлен предлагаемый проект.
Гипотеза: создание эколого-химической лаборатории обеспечит формирование у учащихся экологического мировоззрения, необходимого для осознанного выбора профессии в области экологии, химии и биологии.
Цели:
- создать эколого-химическую лабораторию для развития навыков исследовательской деятельности, обеспечивающих практический подход к изучению родного края и направленных на формирование экологического мировоззрения у обучающихся от начальной до средней школы.
- развитие прикладных навыков у детей для повышения мотивации и осознанного выбора профессии в области экологии, химии и биологии.
Задачи
- Создать оптимальные образовательные условия для развития исследовательской позиции личности.
- Обеспечить развитие системности и многоуровневости исследовательской деятельности в лаборатории.
- Сформировать методическую базу для исследовательской работы, решающую вопросы обеспечения информацией всех участников проекта.
- Повысить уровень образованности в области экологии школьников, специалистов, общественности, формирование экологической культуры населения.
- Обеспечить развитие интеллектуальных способностей к экологической оценке конкретной ситуации, формирование умений и навыков, необходимых для овладения профессиями эколого-химической направленности.
Ожидаемые результаты:
Системный, скоординированный подход позволит:
- комплексно решать проблемы подготовки учащихся к выбору будущей профессии через практическую исследовательскую деятельность;
- создать творческую, развивающую среду для учащихся разных возрастов;
- создать необходимые условия для формирования у всех участников проекта экологического мировоззрения, выпускников с неординарным, творческим мышлением, широким кругозором, умеющих ставить и решать неординарные задачи;
- увеличить долю учащихся, выбравших направление профессионального обучения по экологии, химии и биологии.
Реализация проекта рассчитана на все ступени школьного образования
Принципы, которые положены в основу работы:
- принцип краеведения;
- принцип «позитивного центризма»;
- принцип природосообразности;
- принцип научности и доступности понятий;
- принцип «спирали»;
- принцип междисциплинарности и интеграции содержания.
Начальная школа, 1-4 классы
Естественно – научная лаборатория начальной школы изучает: весовые измерения; воздух и атмосферное давление; звук и тон; от зародыша до взрослого растения (организма); плавание и погружение; наблюдение за погодой; постоянные магниты; равновесие и устойчивость (мосты).
Приобщение детей к основам научно – исследовательской деятельности с помощью естественно – научных лабораторий позволяет наиболее полно выявить, а затем и развивать интеллектуальные и творческие способности детей. Дети проявляют интерес к профессиям данной сферы и развивают его своей деятельностью в рамках проекта. Кабинет для работы учащихся начальной школы оснащен интерактивной доской и персональными нетбуками. На компьютерах установлены специальные обучающие программы для рисования, создания анимации.
Основная школа, 5-8 классы
При переходе на ступень основной школы необходимо соблюдать преемственность в исследовательской деятельности учащихся. Дети становятся старше, меняются их предпочтения и приоритеты. Экологические факторы и их исследование выходят на новый уровень. Работу учащихся на ступени основной школы мы предлагаем осуществлять под названием:
Экологическая интерактивная карта микрорайона школы.
Цель: развитие и расширение исследовательских компетенций учащихся основной школы через экологическую социально-значимую деятельность.
Задачи:
1. Используя данные, получаемые исследователями начальной школы (ежегодно), составить интерактивную карту микрорайона школы по следующим параметрам: шум; электромагнитные поля; гамма-фон; уровень искусственного освещения;
2. Провести исследования экологических факторов, влияющих на здоровье человека: уровень загрязнения почвы, воздуха, воды, природных осадков и внести данные на интерактивную карту микрорайона школы;
3. Провести эргономические исследования рабочих мест в школе, оснащенных ПЭВМ, мониторинг информационной безопасности учащихся школы.
4. Предоставить актуальные данные о состоянии безопасности городской среды в районе школы для широкого круга пользователей через СМИ и интернет-ресурсы : школьная газета, школьное и городское телевидение, сайт школы, городской портал.
Механизм реализации.
Внеурочная деятельность по экологии и химии в 5-8 классах строится через курсы по выбору, спецкурсы: «Я-эколог», «Химия для всех», «Экология северного города» и т.д. Программы курсов разработаны с учетом регионального компонента. Календарно-тематическое планирование курсов регламентирует сначала теоретическое изучение вопроса, затем практическую часть в виде исследований на основе стандартных методик и оборудования.
Класс-комплект «ЭХБ» (экология, химия, биология) предназначен для выполнения лабораторных работ, которые преимущественно состоят из операций, уже освоенных учащимися в предшествующей познавательной деятельности. Самостоятельное проведение учащимися экологических исследований основных сред - воздуха, воды и почвы, а также продуктов питания – проводятся с использованием современных научных представлений об этих средах. Класс-комплект «ЭХБ» может использоваться как для общеобразовательного, так и для естественнонаучного (углубленного) профилей обучения. Для проведения некоторых опытов предусмотрено использование штатного оборудования, которым оснащены школьные кабинеты химии, биологии, естествознания.
Планируемые результаты:
- Учащийся основной школы знает и применяет на практике основы экологической культуры, умеет применять теоретические знания экологии и химии по сохранению природного окружения и своего здоровья, исследовать экологические факторы и делать логические умозаключения, выполнять творческие задания, проводить мониторинговые исследования, ставить опыты.
- Создана экологическая интерактивная карта микрорайона школы, результаты транслируются в прессе.
Старшая школа, 9-11 классы.
Для учащихся 9-11 классов в рамках предпрофильного и профильного образования предлагается научно-исследовательская деятельность в рамках школьного научного общества «Архимед» в секции естественные науки. Это уже более серьезная научная работа с учетом выбранной профессии или будущей сферы деятельности.
Школьная эколого-химическая экспертная лаборатория.
Цель: развитие и расширение исследовательских компетенций учащихся по химии и экологии через практическую экспертную деятельность.
Задачи:
1. На основе выявленных экологических проблем в городе и микрорайоне проводить мониторинговые исследования питьевой и технической воды, строений (жилых квартир, школьных кабинетов).
2. Проводить исследования продуктов питания, овощей и фруктов, выращенных в нашей местности и на других территориях.
Механизм реализации.
Внеурочная деятельность по экологии и химии в 9-11 классах строится через элективные курсы, спецкурсы, социальные практики.
Планируемые результаты:
1. Высокий уровень мотивации старшеклассников к экспериментальной науке и исследовательской деятельности.
2. Осознанное отношение к своему здоровью через экологические и химические знания, полученные во внеурочной деятельности.
3. Самоопределение старшеклассников, осознанный выбор будущей профессии.
Жизнеспособность проекта (перспективы)
Данный проект может быть реализован в любой образовательной организации.
В перспективе расширение географии проекта, включение в совместную деятельность школ города, возможен сетевой вариант его развития.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основные вопросы и проблемы организации предпрофильной и профильной подготовки по информатике
Элективные курсы (курсы по выбору) играют важную роль в системе профильного обучения на старшей ступени школы.В соответствии с одобренной Минобразования «Концепцией профильного обучения на ста...
Программа мониторингового исследования качества предпрофильной подготовки и профильного обучения в школе
Отслеживание хода и промежуточных результатов управляемого процесса профилизации образования; определение уровня соответствия параметров функционирования и развития школы требованиям федерального и ре...
Организация предпрофильной подготовки и профильного обучения в школе
Данный материал содержит нормативные документы, структуру подготовки и результат предпрофильной подготовки и профильного обучения...
Из опыта организации профильного обучения в школе
В статье изложен опыт работы по организации профильного обучения в МБОУ СОШ №6 г.Пятигорска, предложены варианты учебных планов, дана подробная характеристика различных направлений предпрофильной подг...
Творческая работа Тема: «Психологическое сопровождение предпрофильного и профильного обучения в условиях сельской школы»
Организация психологического сопровождения профориентационной работы и предпрофильной подготовки учащихся в условиях сельской школы...
Организация предпрофильной подготовки и профильного обучения в школе (из опыта работы)
Современная ситуация в стране и в мире предъявляет новые требования к организации процесса обучения на старшей ступени образования. Актуальным становится раннее выявление образовательной области, успе...