Программа "Одарённые дети"
статья на тему
Проблема работы с одарёнными детьми чрезвычайно актуальна для современного общества. Работа с одарёнными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_odaryonnye_deti.doc | 61.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа "Одарённые дети"
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В рамках реализации Приоритетного национального проекта «Образование» впервые использован новый подход к модернизации образования, основанный на принципе стимулирования роста качества образования и обновления содержания образования.
К школе предъявляются сегодня высокие требования. Что значит «хорошая школа»?
- Это школа, где хорошо учат по всем предметам и по окончании дети легко поступают в ВУЗы.
- В этой школе должны преподавать высококвалифицированные и интеллигентные педагоги.
- В школе должны быть свои традиции.
- Школа должна давать современное образование.
- В хорошей школе уважают личность ребёнка, с ним занимаются не только на уроках, но и в системе дополнительного образования.
Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с одарёнными детьми.
Познавательные возможности учащихся включают в себя такие понятия как способности, талант, одарённость, гениальность.
Способностями называют индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определённой деятельностью.
Талантом называют выдающиеся способности, высокую степень одарённости в какой-либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определённой сфере.
Гениальность — высокая степень развития таланта, связана она с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества.
Условия нашей современности, которые мы должны воспринимать как данность, вовсе не способствуют развитию выше перечисленных талантов. И всё же учитель должен верить, что каждый его подопечный одарён, но по-своему. И способности, и талант — это понятие индивидуальное. Кому-то дан дар слова, кто-то явно имеет художественные способности, кто-то музыкален. Есть дети, способные к анализу, а есть — имеющие склонность к обобщению, есть прирождённые исследователи, которым часто интересен сам процесс исследования даже больше, чем его объект. Само желание заниматься исследовательской деятельностью свидетельствует об одарённости. Конечная задача учителя не в том, чтобы выявить, кто одарён больше, кто меньше, а в том, чтобы предоставить возможность для развития разных по одарённости детей. Творческое отношение к изучаемому предмету стимулирует проявление одарённости.
Ребята радуются тому, что имеют успех, и эти положительные эмоции подталкивают их к развитию своих, пусть и очень небольших, способностей. Это очень важно для становления человеческой личности, ведь в процессе обучения ребята должны научиться вырабатывать потребность развивать свои природные данные, ценить самое маленькое зёрнышко таланта.
Естественно предположить, что выдающиеся люди получаются из «выдающихся» детей, которых следовало бы считать одарёнными. Но ни для кого не секрет, что большая часть людей, достигших определённых высот, обучалась в детстве не в «специальных», «элитных» учебных заведениях, а в самых обыкновенных, массовых школах. Так, может быть, и среди обычных детей есть «одарённые», только мы пока этого не замечаем. Талант — это дар божий, который надо постараться сохранить и приумножить. И в каждом человеке есть своя «изюминка» своё неповторимое «Я».
Поэтому рассуждая о системе работы с одарёнными детьми, хотелось бы подчеркнуть мысль о работе со всеми детьми, то есть о максимальном развитии умений, навыков, познавательных способностей.
Актуальность разработки программы
Проблема работы с одарёнными детьми чрезвычайно актуальна для современного российского общества.
Современная школа в условиях быстро меняющегося мира должна наряду с созданием целостной системы универсальных знаний и компетентностей учащихся формировать опыт самостоятельной интеллектуальной и творческой деятельности, личной свободы и ответственности ученика.
Исходя из этого, актуальной задачей развития современного образовательного учреждения является создание условий для развития инновационного образовательного пространства, способного обеспечить высокий уровень детского саморазвития, самореализации и самоактуализации в будущей самостоятельной профессиональной деятельности.
С целью создания и совершенствования пространства для инновационного развития школы была поставлена задача разработки программы работы с учащимися, имеющими высокий интеллектуальный, творческий и учебно-познавательный потенциал.
Концепция программы
Выявление одарённых детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одарёнными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.
ОД:
- имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;
- имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;
- испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.
Условно можно выделить следующие категории ОД:
- Дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями.
- Дети с признаками умственной одарённости в определённой области наук и конкретными способностями.
- Дети с высокими творческими (художественными) способностями.
- Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями.
- Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада.
Принципы педагогической деятельности в работе с одарёнными детьми:
- принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
- принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
- принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
- принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
- принцип свободы выбора учащимися дополнительных услуг, помощи, наставничества.
Цель программы: обеспечить возможности самореализации личности в различных видах деятельности.
Задачи:
- Создание системы внеурочной работы, дополнительного образования учащихся.
- Развитие массовых, групповых и индивидуальных форм внеурочной деятельности.
- Организация системы исследовательской работы учащихся.
Ожидаемые результаты
- Формирование системы работы с одарёнными учащимися.
- Творческая самореализация выпускника школы.
- Обеспечение преемственности в работе начальной, средней и старшей школы.
- Повышение квалификации педагогов в связи с переходом школы к профильному обучению.
Учитель непременно должен быть:
- талантливым;
- способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;
- профессионально грамотным;
- интеллигентным, нравственным и эрудированным;
- владеть передовыми педагогическими технологиями;
- психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса.
СТРУКТУРА РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ
Работа с одарёнными детьми осуществляется в трёх направлениях:
- Выявление одарённых детей, детей с признаками одарённости, просто способных детей, в отношении которых есть надежда на качественный скачок в развитии их способностей.
- Знакомство учителей с научными данными о психологических особенностях и методических приёмах, эффективных при работе с одарёнными детьми.
- Работа с одарёнными детьми на уроках и во внеурочное время через:
- наставничество учителей-предметников;
- кружки, секции, клубы по интересам;
- работу психолога с учащимися.
В свою очередь, реализация этих направлений работы предполагает:
- Разработку содержания методов обучения с ориентацией на приобретение школьником достаточного опыта творческой деятельности, включающей элементы:
- понимание, как способность постигать скрытый механизм явлений и их причинно-следственную связь, как предвидение хода развития этих явлений;
- способность выявления постановки проблемы при осмыслении и анализе фактов;
- продуктивный перенос полученных знаний для решения исследовательских (требующих объяснений явлений) и конструкторских (требующих ответа на вопрос: как это сделать) задач;
- решение исследовательских и конструкторских задач на основе образной, знаковой, смысловой аналогий;
- трансформация образов, символических выражений и идей, их интерпретация.
- Использование технического моделирования и опытничества как базы для творческого применения научных знаний и развития творческой активности школьников.
- Ориентация в обучении на конечный результат, задаваемый не только уровнем сложности текстовых заданий, но и объёмом содержания предмета, продолжительностью опыта творческой деятельности.
- Переориентация с рутинного труда школьников, связанного с запоминанием и простым воспроизведением задания или текста, решением шаблонных задач на учебную деятельность с элементами творчества и выбора, требующей самостоятельности решений.
Формы работы с ОД:
- групповые занятия с ОД;
- предметные кружки;
- кружки по интересам;
- конкурсы;
- курсы по выбору;
- участие в олимпиадах;
- работа по индивидуальным планам;
- исследовательская деятельность и участие в НПК.
Наиболее перспективной и эффективной является работа с ОД на основе смешанного обучения при условии осуществления дифференцированного и индивидуализированного обучения.
Методическое обеспечение системы работы с одарёнными детьми
Направление деятельности | Содержание |
Информационное обеспечение | 1. Нормативно-правовое обеспечение:
2. Программное обеспечение (типовые авторские программы элективов) 3. наличие комплекта информационно-методических материалов (рекомендации, публикации, списки литературы по направлениям). 4. Издание материалов, оформление сайта, иллюстрированных отчётов. |
Организационно-методическое обеспечение | 1. Создание целевого методического объединения по проблеме работы с ОД. |
Основные формы внеурочной образовательной деятельности
Форма | Задачи |
Факультатив |
|
Ученическая конференция |
|
Предметная неделя |
|
Научно-практическая конференция |
|
Кружки |
|
Организация исследовательской работы
5-7 классы | Творческий этап:
| Урок внеклассная работа предметная неделя школьная олимпиада ученическая конференция кружки |
8-9 классы | Развивающий этап:
| Формы: урок внеклассная работа предметная неделя олимпиады НПК индивидуальная работа по разработке проектов и выполнению рефератов |
10-11 классы | Исследовательский этап:
| Формы: урок внеклассная работа предметная неделя олимпиады элективные курсы НПК индивидуальная работа по разработке проектов и выполнению рефератов, исследовательских работ |
Содержание работы
№ | Содержание работы | Срок | План | Факт |
1 | Создание банка данных одарённых детей | сентябрь |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование образовательной среды для развития одаренных детей, в рамках ГБОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Салтыковского детского дома.
Доклад для областного семинара...
Совместный урок английского языка"Дети России, дети Китая - дети общей планеты Земля!" (из опыта работы)
В рамках установления и дальнейшего поддержания дружественных отношений между детьми и педагогами г.Белогорска(Амурской области) и г.Хэйхэ (КНР) был мной организован и...
ЭССЕ «Учить детей – что может быть прекрасней?». ЭССЕ «Учить детей – что может быть прекрасней?». Эссе "Учить детей, что может быть прекрасней?"
Эссе "Учить детей, что может быть прекрасней?"...
Антитерроризм детям (беседы для детей) Что такое терроризм? Правила поведения при террористическом акте Антитерроризм детям (беседы для детей) Что такое терроризм? Правила поведения при террористическом акте
Общие правилаК террористическому акту невозможно подготовиться заранее, поэтому следует всегда быть настороже. Главное правило: избегайте без необходимости посещения регионов, городов, мест и ме...
Методические рекомендации по оформлению дополнительных мер социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Методические рекомендации по оформлению дополнительных мер социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения...
ПРОГРАММА Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий» «Преодоление социальной исключенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителе
Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот идетей, оставшихся без попечения родителей,в СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий»«Преодоление социальной исключенности детей-сирот и...
Программа постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Мое успешное будущее»
Программа постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Мое успешное будущее»...
Комментарии
Отзыв о программе
Хорошая программа, спасибо!