Способы повышение качества образования на уроках русского языка и литературы.
учебно-методический материал по литературе
Сегодня основная цель обучения - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В основе современного образования лежит активность и учителя, и, что не менее важно, ученика. Именно этой цели - воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования. Ведь как говорил Бернард Шоу: «Единственный путь, ведущий к знанию, – деятельность».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Способы повышение качества образования на уроках русского языка и литературы. | 28.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление учителя русского языка и литературы Шишкиной Л.А. на педагогическом совете
Тема: «Способы повышение качества образования
на уроках русского языка и литературы».
Сегодня основная цель обучения - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В основе современного образования лежит активность и учителя, и, что не менее важно, ученика. Именно этой цели - воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования. Ведь как говорил Бернард Шоу: «Единственный путь, ведущий к знанию, – деятельность».
«Все дети от природы имеют предрасположение, стремление к знанию, всех их можно учить», - настаивал Я.А.Коменский в ряде разделов своей «Великой дидактики». Решающее значение в предупреждении неуспеваемости Коменский придавал правильной постановке процесса обучения и воспитания. Проблема неуспеваемости детей и способы ее предупреждения издавна волнует педагогов. НЕУСПЕВАЕМОСТЬ - отставание в учении, при котором школьник не овладевает на удовлетворительном уровне за отведенное время знаниями, предусмотренными учебной программой. Неуспеваемость школьников закономерно связана с их индивидуальными особенностями и с теми условиями, в которых протекает их развитие. Можно выделить две группы основных причин существующих пробелов в знаниях учащихся:
1) внутренние, субъективные, исходящие в основном от самого ученика;
2) внешние, объективные, в основном не зависящие от ученика.
Одна из наиболее распространённых внутренних причин неуспеваемости - недостаточное развитие у школьников мышления и других познавательных процессов, неготовность этих детей к напряжённому интеллектуальному труду в процессе обучения (отставание в умственном развитии от своих сверстников). Эти дети возбудимы, легкоранимы. Быстро утомляются. Поэтому необходимо создавать в классе такой микроклимат, чтобы и они, и их товарищи не чувствовали большой разницы в своем умственном развитии, исключить всякое унижение и презрение к ним. Другая субъективная причина, из-за которой не успевают некоторые наши ученики, - низкий уровень навыков учебного труда школьников (невнимательность на уроках, непонимание до конца излагаемого материала). Непонимание происходит в основном вследствие пробелов в знаниях. В этом случае можно предложить следующее:
Парные диалоги (проверяют теоретические знания) в начале урока,
Коллективный урок в сменяющихся парах: цель - обойти как можно больше своих товарищей, а те в свою очередь дома готовят вопросы.
Работа в группах. При отработке практических навыков по какой-либо теме создаются смешанные группы. Работа ведется методом обсуждения.
Другая распространенная причина неуспеваемости - нежелание ученика учиться из-за отсутствия достаточно сильных положительных стимулов к самому процессу учения. Например, ученик не умеет, не может заставить себя заниматься. Иногда, нежелание учиться порождается объективной трудностью предмета для ученика. В этом случае всеми доступными средствами следует стимулировать его, показать ему радостную сторону познания и преодоления трудностей, внутреннюю красоту предмета, развивать интерес к предмету. Нотации, наказания, жалобы родителям зачастую лишь осложняют создавшееся положение. Самая серьёзная и трудная задача учителя – научить детей думать, размышлять обо всём, что происходит вокруг и уметь говорить об этом, делиться своими мыслями. Именно эту задачу призваны выполнить такие учебные предметы, как русский язык и литература. Эти школьные предметы должны научить ребят умению мыслить творчески.
На помощь приходит проблемно-поисковый подход в обучении — это создание особого пространства учебной деятельности, в котором ученик совершает субъективное открытие закона, явления, закономерности; осваивает способ познания и механизм обретения новых знаний о действительности. Учителю важно создать благоприятный психологический климат. Место шутке и место занимательности должно быть на уроке по возможности как можно чаще.
Жизнь сегодняшних учеников не мыслима без компьютера. Поэтому информационно-коммуникационные технологии – это не дань моде, а необходимое условие повышения качества учебно-воспитательного процесса. Применение компьютерных программных средств на уроках позволяет решать самые разные задачи: заметно повысить наглядность обучения, облегчить контроль знаний учащихся, повысить интерес к предмету, познавательную активность школьников. Так же на уроках литературы я практикую просмотр фрагментов художественных фильмов, поставленных на основе изучаемых произведений. На мой взгляд, это побуждает учеников со слабой мотивацией к учению приступить к прочтению произведения. На уроках литературы, говоря о том или ином писателе, мне важно, чтобы учащиеся увидели в нем человека, а не бездушный портрет. Например, при изучении биографии Н. В. Гоголя в 7 классе, ребята самостоятельно находили интересные факты из биографии писателя. Эта работа позволила создать ситуацию успеха для слабоуспевающих обучающихся.
Слабоуспевающему ученику можно предложить выполнение карточки такого уровня, с которым он наверняка справится. Получение положительной оценки пробуждает у ребенка стремление к дальнейшей работе.
Главное, чтобы детям на уроке некогда было скучать, чтобы им хотелось работать, учиться, а ведь для этого важны и ситуация успеха, которую, как правило, создают нестандартные уроки или элементы уроков, и самостоятельность, к которой ребята приучаются на таких уроках, и творческое отношение к родному языку, которое воспитывается только на творческих уроках.
Я использую различные типы домашних заданий:
- творческая работа;
- подготовка иллюстраций к литературным произведениям;
- рисование обложек к литературным произведениям;
- художественное чтение;
-наблюдение за природой;
-подготовка словарных диктантов;
- составление вопросника к зачету по теме;
-составление конспекта, опорных таблиц, цитатных планов;
-письмо по памяти.
-инсценировка художественного произведения;
Такие домашние задания помогают избегать однообразия, рутины в обучении. Ребёнок может почувствовать себя и в роли автора, и в роли иллюстратора, и в роли учителя. Необычные задания активизируют мышление, заставляют ребёнка обобщать, систематизировать материал по теме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интерактивные методы и приемы как средство повышения качества образования на уроках русского языка и литературы.
Об использовании интерактивных методов обучения на уроках русского языка и литературы....
Повышение качества образования на уроках русского языка и литературы
Выступление на педагогическом семинаре "Повышение качества образования"...
Выступление на педагогическом совете по теме: "Способы повышения качества образования на уроках русского языка и литературы"
Сегодня мы говорим о росте неуспеваемости школьников. В своем выступлении я говорю о тех методах, которые использую на своих уроках....
Повышение качества образования на уроках русского языка и литературы
В последнее время широко обсуждаются вопросы качества образования. Качество образования - важнейший показатель успеха школы и педагогов, работающих в ней. Качество образования - задача и напрвление де...
«Способы повышение качества образования на уроках русского языка и литературы».
Сегодня основная цель обучения - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В о...
Инновационные технологии как средство повышения качества образования на уроках русского языка и литературы
Статья, освещающая современные инновационные педагогические технологии...
«Пути повышения качества образования на уроках русского языка и литературы»
Ни для кого не секрет, что одна из главных серьезных проблем сегодняшней школы – резкое падение интереса учащихся к русскому языку и литературе, что ведет к снижению грамотности, неум...