Нестерова Е.С., учитель русского языка и литературы "ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ"
статья по литературе на тему
Нестерова Е.С.,
учитель русского языка и литературы
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
Согласно Федеральному Государственному образовательному стандарту основного общего образования, утвержденному приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 года, у выпускника должны быть сформированы личностные качества, которые определяют его как гражданина, любящего свой край и своё Отечество, уважающего свой народ, его культуру и духовные традиции. Важной составляющей личностных характеристик ученика является способность активно и заинтересованно познавать мир, осознавать ценность труда, науки и творчества, а также умеющего учиться, осознавать важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способного применять полученные знания на практике. Сформировать эти качества учащимся помогает исследовательская деятельность. Изучая материал, выдвигая гипотезы, пользуясь разными методами исследования, учащиеся приобретают бесценный опыт, который обязательно пригодится им в жизни.
Организация обучения по формированию исследовательской деятельности ведёт к развитию познавательных потребностей и способностей учащихся, приобретению специальных знаний, необходимых для проведения исследования.
Н. Б. Шумакова в работе с одарёнными детьми исходит из того, что метод исследования (или открытия) может быть положен в основу методики творческого обучения, и предполагает создание условий для возникновения вопроса или проблемы, порождающей исследовательскую активность. Особое значение она придаёт самому первому этапу исследовательской деятельности (возникновению вопроса и формулированию проблемы — это «самый тонкий и творческий компонент») и завершающему этапу — доказательству (или обоснованию) найденного решения, использованию разных источников информации для сбора фактов (книги, энциклопедии, словари, простейшие графики, диаграммы, схемы ж др.). Н. Б. Шумакова отмечает, что в результате организации исследовательской деятельности дети приобретают наряду с исследовательскими мыслительные умения, такие, как умение анализировать, классифицировать, сравнивать, выделять критерии и оценивать факты, события, явления и процессы с помощью разных критериев; проверять предположения; доказывать; устанавливать последовательность фактов, событий, явлений; выделять причинно-следственные связи; делать умозаключения; комбинировать; преобразовывать; прогнозировать; придумывать новое; вести диалог и решать проблемы в малых группах[1].
Главный принцип организации исследовательской деятельности заключается в том, что тема должна быть близка и интересна юным исследователям. Преподавателю русского языка и литературы доступны сразу несколько образовательных областей: помимо своих предметов, учитель-словесник может затронуть область истории, краеведения, культуры и искусства, психологии, социологии и т.д..
Исследовательская деятельность-процесс планомерный и долгий. Очень важно правильно организовать подготовку к исследованию: найти проблему, определить тему работы, обосновать свой выбор, сформулировать цель исследовательской работы, поэтапно расписать задачи и составить план реализации исследования.
Реализация каждого из компонентов в исследовании предполагает владение учащимися определёнными умениями.
Умение видеть проблему приравнивается к проблемной ситуации и понимается как возникновение трудностей в решении проблемы при отсутствии необходимых знаний и средств. Эта составляющая является наиболее сложной для любой исследовательской деятельности. Увидеть проблему часто труднее, чем её решить [2].
Важно, чтобы затронутая проблема была актуальна на данный момент. Имея опыт работы организации исследовательской деятельности, могу привести пример из собственной практики. Так, например, в 2016 году учащиеся заинтересовались проблемой духовности нашего общества. В результате родилась работа «Становление православной культуры в городе Магнитогорске». Обосновывая актуальность работы, учащиеся отметили: «В обществе появляется отчетливое понимание того, что единственный путь выхода из духовно-нравственного кризиса – это обращение к богатому духовно-нравственному потенциалу нашей страны, носителем которого и является православная культура» [3].
В 2017 году эти же учащиеся решили продолжить научную работу в направлении духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Вернуться к историческим корням решили через изучение такого значимого пласта в становлении культуры уральской земли, как казачество. Благодаря выбранному направлению вышли на личность магнитогорского писателя В.И.Машковцева, который возродил казачество в городе Магнитогорске и был удостоен 4 мая 1995 года Серебряного креста «За возрождение оренбургского казачества».
Прочитав сказы, стихи В. И. Машковцева, учащиеся были очарованы языком его произведений, необычной формой подачи и глубиной замысла. Решено было остановиться на творчестве писателя. Так был пройден подготовительный этап исследовательской работы.
На этапе планирования исследовательской деятельности учащиеся определились, где будут искать информацию, в какой форме и кто будет собирать, выбирать и анализировать информацию. Начали со знакомства с вдовой писателя Риммой Владимировной Машковцевой. Учащиеся прикоснулись к живой истории, они увидели рабочее место писателя, его личные вещи, награды, обстановку, в которой он жил и работал. Невозможно остаться равнодушным к личности автора после рассказа его жены, это человек-легенда, пример подрастающему поколению. Насколько он был требовательным к себе и своим коллегам и насколько он был любящим отцом и мужем.
Третий этап самый интересный - процесс исследования, эксперимента. Умение наблюдать помогло учащимся обнаружить, что книга «Сказки казачьего Яика», вышедшая спустя десять лет после смерти писателя в 2007 году, разлетелась в один день 1 сентября на параде первоклассников, а спустя месяц вышел дополнительный тираж 1000 экземпляров, но уже в твердом переплете и с названием «Сказы казачьего Яика». Известно, что сказ и сказка это разные жанры. Учащиеся решили устранить имеющееся противоречие путем сопоставления жанровых черт сказа и сказки, пришли к выводу, что данное произведение относится к жанру сказа.
Практическое применение данное исследование нашло на внеклассном мероприятии, которое подготовили учащиеся для начальной школы. По результатам урока исследователи убедились, что сказы Машковцева вызывают живой интерес у ребят как начального, так и среднего звена. Приглашенные учащиеся с интересом смотрели инсценировки, отвечали на вопросы викторины, участвовали в обсуждении сказов, давали оценку образам героев.
В конце урока были даны вопросы: чему учат сказы и для чего нужно изучать сказы В. Машковцева? Ребята однозначно ответили, что сказы учат добру, справедливости, уважительному отношению к старшим. Необходимость изучения сказов они увидели в обретении нравственных устоев, в возвращении к историческим корням.
Самый важный и сложный этап представление результатов исследования. Оформление результатов деятельности как конечного продукта, формулирование нового знания включают: умение структурировать материал; обсуждение, объяснение, доказательство, защиту результатов, подготовку, планирование сообщения о проведении исследования, его результатах и защите (подготовка включает не только составление текста, но и презентацию материалов, иллюстрирующих, объясняющих, демонстрирующих как сам процесс исследования и его средства, так и результаты); оценку полученных результатов и их применение к новым ситуациям [2].
Невозможно предугадать результат, который будет на защите работы: все зависит от того, как учащиеся смогут представить свое исследование. Некоторые дети не в состоянии преодолеть природную стеснительность, поэтому интересная работа остается не замеченной членами жюри. Задача научного руководителя правильно настроить своих детей, отработать все возможные ситуации, которые могут возникнуть в процессе представления результатов исследования. Сложно с чем-либо сравнить радость победы и горечь разочарования. Но, каким бы ни был результат, можно быть уверенным в том, что эта работа сыграла роль в деле становления личности учащегося, а также принесла ему бесценный опыт самопознания и самопреодоления.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Шумакова Н.Б., Авдеева Н.И., Климанова Е.В. и др. /Под ред. Шумаковой Н.Б. Развитие исследовательских умений младших школьников.-М: Просвещение, 2011.
2. Асмолова А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. Пособие для учителя./А.Г. Асмолов. -М.:Просвещение, 2010.
3. Козуб М., Тарасова У., Возрождение души: становление православной культуры в Магнитогорске. Исследовательская работа.-Магнитогрск,2016
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nesterovaas_issledovatelskaya_deyatelnost_.pdf | 326.61 КБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Инновационные подходы в преподавании русского языка и литературы как способ повышения качества образования»
Современная школа направлена на подготовку не только грамотных учеников, но и способных самостоятельно мыслить.Использование современных инновационных технологий (дебаты, «мозговой штурм», техно...
Семинар учителей русского языка и литературы "Исследовательские работы учащихся на уроке"
В папку вложены выступление и презентация на семинаре учителей русского языка о научно-исследовательской деятельности учащихся на уроке, правила работы, примеры...
Семинар РМО для учителей немецкого языка."Деятельностный подход на занятиях - необходимое условие повышения качества образования"
В основе ФГОС – федеральных образовательных стандартов основного общего образования – лежит системно-деятельностный подход. Основной педагогической задачей является создание и организация услови...
Внеурочная деятельность как способ повышения качества образования
На базе школы - интернат №13 проводился эксперимент. Экспериментальная группа дополнительно занималась в секции - аэробики. При разработке программы секции учитывались тема занятий на уроках физическо...
Обобщение опыта на тему "Применение ИКТ на уроках русского языка и литературы как один из способов повышения качества знаний."
В данном сообщении приведён опыт применения ИКТ на уроках русского языка и литературы за несколько лет работы в среднем и старшем звене....
Представление Нагорнюк Александры Алексеевны учителя русского языка и литературы муниципального общеобразовательного учреждения гимназии № 43 муниципального образования городской округ Люберцы Московской области
ПредставлениеНагорнюк Александры Алексеевныучителя русского языка и литературымуниципального общеобразовательного учреждения гимназии № 43муниципального образования городской округ Люберцы Московской ...