обучающий урок по теме "Поволжье" в 9 классе
методическая разработка (9 класс) на тему
урок "Поволжье" носит обучающий характер.район рассматриваютя по плану со всех точек зрения, начиная с истории формирования. Акцент делается на з=хозяйственном значении района как с/х района страны, рекреационнного и богатого осетровыми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
povolzhe.docx | 20.56 КБ |
povolzhe.docx | 20.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «ПОВОЛЖЬЕ».
Задачи: раскрыть особенности Поволжского экономического района. Выявить этапы хозяйственного освоения территории, особенности расселения населения, дать характеристику населения, природных ресурсов и условий регионов, определить значение и роль Волги в формировании регионов.
Категорийный аппарат усвоения: ЭГП,влияние природных условий и природных ресурсов на хозяйственное развитие региона, этапы освоения территории, особенности населения заселяющего Поволжье.
Методические цели в соответствии со стандартом.
Познавательная деятельность: умение самостоятельно организовывать свою познавательскую и творческую деятельность.
Информационно-коммуникативная деятельность: владение монологической и диалогической речью, умение вступать в речевое общение, анализ и решение простейших задач и последующим выводом, работа с атласом, картой, учебником, справочной литературой.
Рефлексивная деятельность: осознание ответственности за настоящее и будущее регионов России и собственного воспитания в многонациональной стране.
Методические цели по содержанию образования по предмету.
Освоение системы географических знаний о взаимосвязи природных ресурсов, условий, населения региона Поволжье и влияние данных компонентов на развитие хозяйств региона.
Овладение умениями сочетать региональный подход для описания и анализа природных и социально – экономических явлений и процессов на территории Поволжья, анализировать происходящие явления, делать выводы .
Развитие познавательных интересов , интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с географическими особенностями и проблемами Поволжья.
Воспитание любви к природе, бережного отношения к окружающей среде, уважения к национальным культурам и религиям разных народов, воспитание патриотизма.
Применение полученных знаний и практической деятельности и повседневной жизни.
Оборудование: физическая карта Поволжья, административно политическая карта России, гербы городов Поволжья, фотографии Волги, народностей, образы Европейского Севера, песня «Волга», атласы, тетради, учебники.
Ход урока
1. ОПРОС- рассказать об отраслях специализации Северо-запада,
- объяснить образы Северо-запада.
2. Изучение нового материала.
План изучения региона.
А)Состав региона
Б) ЭГП
В) Этапы заселения региона
Г)Природные ресурсы условия
Д) Население
Е) Хозяйство
Ж) Перспективы развития.
Сегодня мы рассмотрим первые 5 пунктов.Итак, по учебнику стр.242 назовите:
Состав региона : 1. Татарстан –Казань
2.Башкирия-Уфа
3.Ульяновская область
4. Волгоградская область
5.Астраханская область
6.Самарская область
7.Саратовская область
От Волго-Вятского района –Марий Эл-Йошкар-Ола и республика Чувашия.
Изучаем регион по гос. плановскому районированию, но без Пензенской области и без. респ. Калмыкия.
-Откуда произошло название « Поволжье»? ( От названия реки Волга)
Многие специалисты важное значение отводят реке в формировании региона. Можно сказать что Волга ( в древности Ра ,в средние века Итиль) не всегда была русской рекой)
Важнейшим для Руси в IX-XIII вв. был путь по Днепру «Из Варяг в греки» : он связывал Русь с Константинополем, а это имело торговое, религиозное, культурное, политическое значение. В 13в. В связи с татарским нашествием на Русь и захватом крестоносцами Константинополя в 1204г. Днепр стал утрачивать своё значение, а Волга напротив, оживилась, становясь «артерией земли русской». Начиная с 17 в. Волга и её притоки в связи с развитием торговли стали оживленными магистральными транспортными путями , и до сего времени она важная торговля коммуникация страны.
-Какую часть Волги занимает район? (только среднее и нижнее течение – это 1\2 длины Волги)
-Значит, название «Поволжье» условно? (Да)
- Оцените с помощью карты ЭГП региона:
1) Находится в среднем и нижнем течение Волги
2)Граничит с Уралом на востоке
С Северным Кавказом на юго-западе
С Волго-Вятским районом на западе
С ЦЭР на западе
С Европейским севером на севере
3)Выходит в Каспий на юге, Азовское и Балтийское моря по Волго-Донскому и Волго-Балтийскому каналам
4) Граничит с Казахстаном на юге
5) на пересечение транспортных путей с запада на восток и с востока на запад.
ВЫВОД: ЭГП Поволжья выгодно.
Переходим к пункту «Этапы заселения Поволжья»
История формирования современного Поволжья – это история завоеваний – богатая и разнообразная природа края издавна привлекала людей. Коренные жители- чуваши, марийцы, мордва. Позже сюда пришли булгары и половцы и образовали Булгарское царство, высокоразвитое, торговавшее с Персией и Средней Азией .На юге Волги образовалось Хазарское царство, по уровню развития ниже исчезло в II в. В начале 13 в.в Золотая Орда распалась на 3 ханства: Казанское, Астраханское и Ногайско.
В 16 в. Новое движение на восток при Иване Грозном, взятие Казани и Астрахани, в результате чего прекратили существование данные ханства.
(Запись в тетради: Булгарское царство, Хазарское, Казанское ,Астраханское, Ногайское).
Переходим к следующему пункту урока.
Природные ресурсы:
Газ- Астраханское месторождение
Нефть-истощена,добыча=11%
Соль- Эльтон, Баскунчак – «всероссийская солонка»
Уголь-Казань.
1.Водные
2.Гидро
3.Почвеные(чернозёмы)
4.Рыбные (осетры)
5.Агроклиматические
Сера-Самара, Татария, Самара соляные купола – текстильного происхождения указывают на возможность поиска здесь и
6.Рекреационные
7.Лесные – основа лесной промышленности
8.Земельные – 1 м в России на 1чел =1,5га
Итак, подведём итог: основой какой промышленности является месторождение
(газовой).
(нефтяной и химической)
(соляной – Эльтон и Баскунчак питаются сильными ключами, бьющими на дне и стекающими с окрестных соляных куполов).
- гидроресурсы- энергетика
-агроклиматические и водные – с\хозяйство,АПК
-рыбные- рыбной
-лесные – лесной
ПРИРОДНЫЕ УСЛОВИЯ ПОВОЛЖЬЯ
РЕЛЬЕФ
Равнинный. По правому берегу Волги- Приволжская возвышенность по левому – общий ,вдоль Каспия-Прикаспийская низменность.
Фундамент равнины здесь залегает на глубине 6000м. Толщи осадочных пород перекрыты наносами древней Волги и четвертичными отложениями моря. Моря отступилось 8-10 тыс. лет назад, оставив территорию Это самое низкое место России = -26 м.
В горах Жигули ( Жигулёвский кряж в известковых и и карстовые образования – тоннели, пещеры, воронки, провалы.
Волжский высокий косогор постоянно подмывает река, его постоянно разрушают оползни, поэтому работы по закреплению склонов дорогостоящие .
КЛИМАТ Континентальный на севере и резко-континентальный на юге.
Т.е. континентальность возрастает с северо-запада на юго-восток.
Зима холодная, ветряная. Снег =10 см от 2-4 месяцев, бураны, снегопады .
Весна короткая с некоторым количеством осадков , поэтому необходимы работы по снегозадержанию и накоплению талых вод.
Температура до 42`, суховей, губительные для посевов пыльные бури. = 70 -170мм\год.
Испаряемость = 1000 мм.
0,3 – скудное увлажнение, поэтому на севере засухи 1 раз в 4 года, на юге – каждый год. Этак климатическая неустойчивость привела к возникновению термина «голодающее Поволжье».
Страшный голод схватил Поволжье в 1921 г. В 1933-34 гг. из за гибели урожая. В те времена обычным явлением стали случаи людоедства.
ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ
Меняются с севера на юг.
Лес- основа животноводства
Казань- лесостепь
Самарская
Волгоград
Астрахань
Основой чего является набор природных зон? Основа сельского хозяйства? Как меняется специализация сельского хозяйства в Поволжье? ( С севера на юг, как и природные зоны).
Население
Численность – 17 млн. чел
Площадь -536,6 тыс. км2
С=13,4% Р=8,5 Е=? (-4,9%)
Найдите (30 ч\км2) - в Калмыкии 4,3 ч\км2
В 3 раза больше средней
У=73% (до революции У=-14%)
Аграрный район был
Почему возрастает численность населения?(Механический прирост)
Сальдо миграции – 6,2% - 989 тыс.человек
Города миллионера: Казань, Самара, Волгоград. ( Н.Новгород изучили ЦЭР)
Саратов- потенциальный миллионер.
Пёстрый национальный состав 1) марийцы и мордва жили до н.э. угро-финская группа
Татары (16%) и чуваши пришли в 3-4 вв.н.э. тюркская группа.
Русские – 70%,пришли в 13 в. Когда был основан Н.Новгород. доминируют.
Калмыки с 16-17 вв.
Немцы с 18 в - бывшие безземельные крестьяне на родине они компактно расселялись в Саратовском и Волгоградском незаконно выселены в Казахстан и Сибирь. В 1957 г. Автономия калмыков была восстановлена, что явилось одной из причин массовой эмиграции немцев в ФРГ в последние годы, с чем сказали «проблема рассосалась сама собой»
-Какие же народы имеют собственные автономные образования?
ЧУВАШИ- Респ. Чувашия
Татары- респ. Татарстан
Башкир – респ. Башкирия
Калмыки- респ. Калмыкия
Марийцы- респ. Марий Эл
Мордва – респ. Мордовия
Исключение – немцы!
Религии христианство, ислам – татары,
Буддизм – калмыки,
Мордва, чуваши – языческие культы, старообрядцы
Жизнь и обычаи старообрядцев, природа леса описаны в романах Мельникова-Печерского « В лесах» , «На горах» .В этих лесах находят удивительный памятник природы – глубокое прозрачное озеро Светлояр.
Вода его в чистом сосуде не портится несколько месяцев . Загадку озера изучают геологи, биологи, историки .
О нём записано много легенд, в которых рассказывается как от татарского войска мкрылся под водой Светлояра старинный и прекрасный град Китеж.
-О чём судим по наличию городов – миллионеров? ( О степени продвинутости региона).
Итак, все смешалось в Поволжском регионе ,после монголо-татарского нашествия трудно отделить татарскую культуру от русской и в принципе никто из нас не может поручится, что у нас нет татарских корней.
- На что влияет такая пестрота региона?( на межнациональные конфликты)
Вы не помните ,не в 1991-92 гг. Татарстан предпринимал попытки выхода из состава РФ
География поволжских городовопределена речной системой Волги. Как виноградные ягоды, они «прикреплены» к ее грозди. При этом
практически все крупные города, за исключением одного расположились на волжских берегах.
Ни один из них не сталцентром региона. Река никому не захотела уступить первенство, но и сама она скорее не центр, а стержень, вернее, шов, стягивающий два "лоскута" - правобережное Приволжье и левобережное Заволжье.
Итак, Волга!
Это не просто крупнейшая река Европы, 5-ая по длине в России и 6-ая на материк е Евразия. Волга - символ и любовь России, народ ласково называет её «Волго-матушка» . Свою любовь к Волге выразили в своих произведениях великие писатели и поэты.
Семь тысяч рек, ни в чем не равных,
И с гор стремящих бурный бег,
И меж полей в изгибах плавных,
Текущих в даль, – семь тысяч рек,
Она со всех концов собрала –
Больших и малых до одной,
Что от Валдая до Урала
Избороздили шар земной.
В нижнем течении Волга дробится на множество рукавов, самый длинный из них Ахтуба, который тянется на протяжении 450 км до устья. Волго-Ахтубинская пойма со множеством протоков – зелёный оазис среди полупустыни. А в приморской полосе дельты расположен Астраханский заповедник: здесь папоротниковые заросли – остаткиили реликт прошлых геологических эпох и водяной орех «чилим» с колючей кожурой, но вкусной сердцевиной и легендарный лотос.которому поклонялись египетские жрецы и фараоны. Главная прелесть цветка – в количестве его цветения. Распустившийся цветок живёт 3 дня,срок отпущен малый,но на смену увядшему цветку раскрывается следующий бутон
Предварительный просмотр:
Тема урока: «ПОВОЛЖЬЕ».
Задачи: раскрыть особенности Поволжского экономического района. Выявить этапы хозяйственного освоения территории, особенности расселения населения, дать характеристику населения, природных ресурсов и условий регионов, определить значение и роль Волги в формировании регионов.
Категорийный аппарат усвоения: ЭГП,влияние природных условий и природных ресурсов на хозяйственное развитие региона, этапы освоения территории, особенности населения заселяющего Поволжье.
Методические цели в соответствии со стандартом.
Познавательная деятельность: умение самостоятельно организовывать свою познавательскую и творческую деятельность.
Информационно-коммуникативная деятельность: владение монологической и диалогической речью, умение вступать в речевое общение, анализ и решение простейших задач и последующим выводом, работа с атласом, картой, учебником, справочной литературой.
Рефлексивная деятельность: осознание ответственности за настоящее и будущее регионов России и собственного воспитания в многонациональной стране.
Методические цели по содержанию образования по предмету.
Освоение системы географических знаний о взаимосвязи природных ресурсов, условий, населения региона Поволжье и влияние данных компонентов на развитие хозяйств региона.
Овладение умениями сочетать региональный подход для описания и анализа природных и социально – экономических явлений и процессов на территории Поволжья, анализировать происходящие явления, делать выводы .
Развитие познавательных интересов , интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с географическими особенностями и проблемами Поволжья.
Воспитание любви к природе, бережного отношения к окружающей среде, уважения к национальным культурам и религиям разных народов, воспитание патриотизма.
Применение полученных знаний и практической деятельности и повседневной жизни.
Оборудование: физическая карта Поволжья, административно политическая карта России, гербы городов Поволжья, фотографии Волги, народностей, образы Европейского Севера, песня «Волга», атласы, тетради, учебники.
Ход урока
1. ОПРОС- рассказать об отраслях специализации Северо-запада,
- объяснить образы Северо-запада.
2. Изучение нового материала.
План изучения региона.
А)Состав региона
Б) ЭГП
В) Этапы заселения региона
Г)Природные ресурсы условия
Д) Население
Е) Хозяйство
Ж) Перспективы развития.
Сегодня мы рассмотрим первые 5 пунктов.Итак, по учебнику стр.242 назовите:
Состав региона : 1. Татарстан –Казань
2.Башкирия-Уфа
3.Ульяновская область
4. Волгоградская область
5.Астраханская область
6.Самарская область
7.Саратовская область
От Волго-Вятского района –Марий Эл-Йошкар-Ола и республика Чувашия.
Изучаем регион по гос. плановскому районированию, но без Пензенской области и без. респ. Калмыкия.
-Откуда произошло название « Поволжье»? ( От названия реки Волга)
Многие специалисты важное значение отводят реке в формировании региона. Можно сказать что Волга ( в древности Ра ,в средние века Итиль) не всегда была русской рекой)
Важнейшим для Руси в IX-XIII вв. был путь по Днепру «Из Варяг в греки» : он связывал Русь с Константинополем, а это имело торговое, религиозное, культурное, политическое значение. В 13в. В связи с татарским нашествием на Русь и захватом крестоносцами Константинополя в 1204г. Днепр стал утрачивать своё значение, а Волга напротив, оживилась, становясь «артерией земли русской». Начиная с 17 в. Волга и её притоки в связи с развитием торговли стали оживленными магистральными транспортными путями , и до сего времени она важная торговля коммуникация страны.
-Какую часть Волги занимает район? (только среднее и нижнее течение – это 1\2 длины Волги)
-Значит, название «Поволжье» условно? (Да)
- Оцените с помощью карты ЭГП региона:
1) Находится в среднем и нижнем течение Волги
2)Граничит с Уралом на востоке
С Северным Кавказом на юго-западе
С Волго-Вятским районом на западе
С ЦЭР на западе
С Европейским севером на севере
3)Выходит в Каспий на юге, Азовское и Балтийское моря по Волго-Донскому и Волго-Балтийскому каналам
4) Граничит с Казахстаном на юге
5) на пересечение транспортных путей с запада на восток и с востока на запад.
ВЫВОД: ЭГП Поволжья выгодно.
Переходим к пункту «Этапы заселения Поволжья»
История формирования современного Поволжья – это история завоеваний – богатая и разнообразная природа края издавна привлекала людей. Коренные жители- чуваши, марийцы, мордва. Позже сюда пришли булгары и половцы и образовали Булгарское царство, высокоразвитое, торговавшее с Персией и Средней Азией .На юге Волги образовалось Хазарское царство, по уровню развития ниже исчезло в II в. В начале 13 в.в Золотая Орда распалась на 3 ханства: Казанское, Астраханское и Ногайско.
В 16 в. Новое движение на восток при Иване Грозном, взятие Казани и Астрахани, в результате чего прекратили существование данные ханства.
(Запись в тетради: Булгарское царство, Хазарское, Казанское ,Астраханское, Ногайское).
Переходим к следующему пункту урока.
Природные ресурсы:
Газ- Астраханское месторождение
Нефть-истощена,добыча=11%
Соль- Эльтон, Баскунчак – «всероссийская солонка»
Уголь-Казань.
1.Водные
2.Гидро
3.Почвеные(чернозёмы)
4.Рыбные (осетры)
5.Агроклиматические
Сера-Самара, Татария, Самара соляные купола – текстильного происхождения указывают на возможность поиска здесь и
6.Рекреационные
7.Лесные – основа лесной промышленности
8.Земельные – 1 м в России на 1чел =1,5га
Итак, подведём итог: основой какой промышленности является месторождение
(газовой).
(нефтяной и химической)
(соляной – Эльтон и Баскунчак питаются сильными ключами, бьющими на дне и стекающими с окрестных соляных куполов).
- гидроресурсы- энергетика
-агроклиматические и водные – с\хозяйство,АПК
-рыбные- рыбной
-лесные – лесной
ПРИРОДНЫЕ УСЛОВИЯ ПОВОЛЖЬЯ
РЕЛЬЕФ
Равнинный. По правому берегу Волги- Приволжская возвышенность по левому – общий ,вдоль Каспия-Прикаспийская низменность.
Фундамент равнины здесь залегает на глубине 6000м. Толщи осадочных пород перекрыты наносами древней Волги и четвертичными отложениями моря. Моря отступилось 8-10 тыс. лет назад, оставив территорию Это самое низкое место России = -26 м.
В горах Жигули ( Жигулёвский кряж в известковых и и карстовые образования – тоннели, пещеры, воронки, провалы.
Волжский высокий косогор постоянно подмывает река, его постоянно разрушают оползни, поэтому работы по закреплению склонов дорогостоящие .
КЛИМАТ Континентальный на севере и резко-континентальный на юге.
Т.е. континентальность возрастает с северо-запада на юго-восток.
Зима холодная, ветряная. Снег =10 см от 2-4 месяцев, бураны, снегопады .
Весна короткая с некоторым количеством осадков , поэтому необходимы работы по снегозадержанию и накоплению талых вод.
Температура до 42`, суховей, губительные для посевов пыльные бури. = 70 -170мм\год.
Испаряемость = 1000 мм.
0,3 – скудное увлажнение, поэтому на севере засухи 1 раз в 4 года, на юге – каждый год. Этак климатическая неустойчивость привела к возникновению термина «голодающее Поволжье».
Страшный голод схватил Поволжье в 1921 г. В 1933-34 гг. из за гибели урожая. В те времена обычным явлением стали случаи людоедства.
ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ
Меняются с севера на юг.
Лес- основа животноводства
Казань- лесостепь
Самарская
Волгоград
Астрахань
Основой чего является набор природных зон? Основа сельского хозяйства? Как меняется специализация сельского хозяйства в Поволжье? ( С севера на юг, как и природные зоны).
Население
Численность – 17 млн. чел
Площадь -536,6 тыс. км2
С=13,4% Р=8,5 Е=? (-4,9%)
Найдите (30 ч\км2) - в Калмыкии 4,3 ч\км2
В 3 раза больше средней
У=73% (до революции У=-14%)
Аграрный район был
Почему возрастает численность населения?(Механический прирост)
Сальдо миграции – 6,2% - 989 тыс.человек
Города миллионера: Казань, Самара, Волгоград. ( Н.Новгород изучили ЦЭР)
Саратов- потенциальный миллионер.
Пёстрый национальный состав 1) марийцы и мордва жили до н.э. угро-финская группа
Татары (16%) и чуваши пришли в 3-4 вв.н.э. тюркская группа.
Русские – 70%,пришли в 13 в. Когда был основан Н.Новгород. доминируют.
Калмыки с 16-17 вв.
Немцы с 18 в - бывшие безземельные крестьяне на родине они компактно расселялись в Саратовском и Волгоградском незаконно выселены в Казахстан и Сибирь. В 1957 г. Автономия калмыков была восстановлена, что явилось одной из причин массовой эмиграции немцев в ФРГ в последние годы, с чем сказали «проблема рассосалась сама собой»
-Какие же народы имеют собственные автономные образования?
ЧУВАШИ- Респ. Чувашия
Татары- респ. Татарстан
Башкир – респ. Башкирия
Калмыки- респ. Калмыкия
Марийцы- респ. Марий Эл
Мордва – респ. Мордовия
Исключение – немцы!
Религии христианство, ислам – татары,
Буддизм – калмыки,
Мордва, чуваши – языческие культы, старообрядцы
Жизнь и обычаи старообрядцев, природа леса описаны в романах Мельникова-Печерского « В лесах» , «На горах» .В этих лесах находят удивительный памятник природы – глубокое прозрачное озеро Светлояр.
Вода его в чистом сосуде не портится несколько месяцев . Загадку озера изучают геологи, биологи, историки .
О нём записано много легенд, в которых рассказывается как от татарского войска мкрылся под водой Светлояра старинный и прекрасный град Китеж.
-О чём судим по наличию городов – миллионеров? ( О степени продвинутости региона).
Итак, все смешалось в Поволжском регионе ,после монголо-татарского нашествия трудно отделить татарскую культуру от русской и в принципе никто из нас не может поручится, что у нас нет татарских корней.
- На что влияет такая пестрота региона?( на межнациональные конфликты)
Вы не помните ,не в 1991-92 гг. Татарстан предпринимал попытки выхода из состава РФ
География поволжских городовопределена речной системой Волги. Как виноградные ягоды, они «прикреплены» к ее грозди. При этом
практически все крупные города, за исключением одного расположились на волжских берегах.
Ни один из них не сталцентром региона. Река никому не захотела уступить первенство, но и сама она скорее не центр, а стержень, вернее, шов, стягивающий два "лоскута" - правобережное Приволжье и левобережное Заволжье.
Итак, Волга!
Это не просто крупнейшая река Европы, 5-ая по длине в России и 6-ая на материк е Евразия. Волга - символ и любовь России, народ ласково называет её «Волго-матушка» . Свою любовь к Волге выразили в своих произведениях великие писатели и поэты.
Семь тысяч рек, ни в чем не равных,
И с гор стремящих бурный бег,
И меж полей в изгибах плавных,
Текущих в даль, – семь тысяч рек,
Она со всех концов собрала –
Больших и малых до одной,
Что от Валдая до Урала
Избороздили шар земной.
В нижнем течении Волга дробится на множество рукавов, самый длинный из них Ахтуба, который тянется на протяжении 450 км до устья. Волго-Ахтубинская пойма со множеством протоков – зелёный оазис среди полупустыни. А в приморской полосе дельты расположен Астраханский заповедник: здесь папоротниковые заросли – остаткиили реликт прошлых геологических эпох и водяной орех «чилим» с колючей кожурой, но вкусной сердцевиной и легендарный лотос.которому поклонялись египетские жрецы и фараоны. Главная прелесть цветка – в количестве его цветения. Распустившийся цветок живёт 3 дня,срок отпущен малый,но на смену увядшему цветку раскрывается следующий бутон
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Устное обучающее сжатое изложение" конспект урока в 9 классе
«Устное обучающее сжатое изложение"....
Обучающий урок по легко атлетике для учащихся 4 класса"Техника метания мяча" с использованием спортивного оборудования.
Применение нестандартного оборудования на уроках по легкой атлетике по теме "Метание мяча" в общеобразовательно школе....
Обучающий урок " I am making a robot" во 2 классе по УМК "Forward" English-2 Зернова Т.Г.,учитель английского языка ГБОУ СОШ № 146
Английский язык - не самый сложный иностранный язык. Главное - научиться правильно читать и говорить. Ты хочешь выучить английский? Стихотворения, в которых рифмуются английские и русские слова помогу...
Святыня живописи - икона.Урок по развитию речи в системе обучающего изложения в 9 классе
Урок по развитию речи в системе обучающего изложения в 9 классе «Святыня живописи – икона». Понятийно – направленный анализ текстаВ. Алексеевой из книги «Что такое искусство?» с сохранением авто...
Методическая разработка- Обучающий урок в 7 классе-"America".
Практические цели: активизироватьв речи учащихся лексические единицы по теме:учить учащихся высказывать собственное мнение;развивать навыки диалогической и монологической речи;развиватьнавыки чт...
Урок по Основам Православной Культуры - Рождество Христово (урок в 4 классе для обучающихся с ОВЗ)
Конспект занятия (презентацию могу выслать на Вашу почту)...
ПРИЛОЖЕНИЕ К ОПЫТУ. Мастер-класс на тему : «Формирование читательской грамотности обучающихся средних и старших классов посредством использования инновационных образовательных технологий на уроках предметной области «Филология».
Материал является приложением к собственному инновационному опыту и содержит инновационные технологии, помогающие формированию функциональной (читательской) грамотности у обучающих средних и ста...