Применение инновационных технологий в развитии патриотического воспитания школьников
план-конспект по теме
Данный материал поможет педагогу в организации работы по патриотическому воспитанию учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Применение инновационных технологий в развитии патриотического воспитания школьников.docx | 25.08 КБ |
патриотическое воспитание.pptx | 1.44 МБ |
Предварительный просмотр:
Слайд 1
Российская земля - край щедрой природы, незыблемых традиций и богатой событиями истории. Все дальше вглубь истории уходят героические и трагические события Великой Отечественной войны, но живут в нашей памяти имена тех, кто ценой своей жизни отстоял честь, свободу и независимость нашей Родины.
Отечество требует от своих сынов и дочерей, чтобы каждый из них почувствовал великую ответственность за судьбу государства и ясно понял, что благополучие нации зависит от нас самих, от нашей самоотверженности, организованности, готовности к труду, высокой работоспособности. Время бессильно ослабить память человечества о неизменной стойкости и мужестве нашего народа, о славе тех, кто насмерть стоял у истоков этого ратного и трудового подвига.
Следовательно, значение воспитания патриотизма и гражданственности граждан страны возрастает многократно. Дальнейший процесс позитивных преобразований всех сфер жизнедеятельности общества требует обновления духовных начал, глубокого познания наших исторических ценностей, героического прошлого Отечества, высокой самодисциплины, воли и гражданского мужества народа.
Воспитание гражданственности и патриотизма - это целенаправленная и систематическая деятельность школ, училищ, техникумов и вузов по формированию у молодежи высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Оно направленно на развитие личности, обладающей качествами гражданина- патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Юноше, обдумывающему житье, важно постоянно думать о том, что наряду со множеством профессий, предоставленных ему обществом для выбора, есть такая, которой он должен овладеть обязательно - профессия защитника Отечества. Воспитание - работа творческая. Она не знает универсальных средств на все случаи жизни, требует постоянного поиска, умения поспевать за жизнью.
Внутренний мир молодых людей психологически необычайно сложен и в такой же мере подвижен, изменчив. Здесь требуется активная помощь со стороны опытных наставников. Добиться, чтобы такая помощь пришла своевременно, а главное была с интересом и благодарностью воспринята, бывает довольно трудным и довольно тонким делом. Системообразующим направлением в области воспитания патриотизма и гражданственности можно считать воспитание на боевых и трудовых традициях российского народа и его вооруженных сил, а также самой истории становления армии России; проведение уроков и классных занятий в музеях, экскурсии к памятникам истории и культуры; дать детям представление о фольклоре как об источнике народной мудрости Героическая история нашей Родины, летопись подвигов народа всегда были ярким светом, озаряющим мир современности и дорогу в будущее.
Школа всегда развивала в детях всех народов России чувство свободы, единства, равенства и братства. Сущность понятия «патриотизм» включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа. Патриотизм неразрывно сочетается с интернационализмом, чувством общечеловеческой солидарности с народами всех стран. Особое место в интернациональном воспитании молодежи занимает формирование чувств единства, дружбы, равенства и братства, объединяющих народы России, культуры межнационального общения; нетерпимости к проявлениям национальной ограниченности и шовинистического чванства. В этом процессе велика роль подлинного народной многонациональной культуры, верной правде жизни.
Как и нравственность в целом, патриотизм и гражданственность носят
деятельный характер. Поэтому и их воспитание осуществляется в процессе организации разнообразной познавательной и практической деятельности школьников.
Процесс выработки нравственных представлений по вопросам патриотизма и гражданственности осуществляется с учетом возрастных особенностей учащихся.
В младших классах у ребят формируются самые общие представления о Родине как о стране, где они родились и растут. Представления же учащихся средних и старших классов о патриотизме и гражданственности становятся гораздо шире и глубже. Вполне естественно, что чем богаче представление школьников о патриотизме и гражданственности, тем успешнее формируются их оценочные суждения (взгляды) и развивается их моральное сознание по этим вопросам.
В воспитании патриотизма и гражданственности большое значение имеет осознание учащимися сущности и важнейших сторон проявления этих качеств и их глубокое эмоциональное переживание. Именно на этой основе у школьников крепнет чувство любви к Родине, вырабатываются взгляды, убеждения и установки поведения. Основным средством в решении этой задачи является содержание обучения, а так различных форм внеклассной и внеурочной работы.
Усилия учителей, классных руководителей, педагогов - организаторов должны быть направлены прежде всего на обогащение учащихся знаниями, относящимися к осмыслению различных сторон патриотизма и гражданственности.
Каждый из учебных предметов обладает в этом отношении своими специфическими средствами и возможностями. Но нельзя забывать и о роли внеклассной и внеурочной работе в этом аспекте.
Для этого используются экскурсии на природу, конкурсы рисунков и проектов на тему «Мой край», различные викторины и лектории. Это позволяет школьникам не только получить новые знания о истории родного края, но и на основе своего жизненного опыта и эмоциональных переживаний делиться ими с другими. Существенной стороной развития патриотического и гражданского сознания учащихся является усвоение ими фактического материала о героической борьбе нашего народа против иноземных захватчиков, о его безграничной вере в силу и могущество Родины. Здесь помимо уроков русского и родного языка, а так же уроков истории, проводятся различные утренники, литературные вечера посвященные Дню Победы,23 февраля. Нельзя забывать так же о интеллектуальных и развивающих играх, конкурсах песен и стихов, выступлениях перед ветеранами и участниками войн, тесном общении с ними.
Слайд 2
Первоочередными задачами школы является:
1. Необходимо резко различать национальное и националистическое воспитание.
2. Воспитание патриотизма должно строиться на конкретной исторической почве, необходимо активно использовать краеведческий материал, традиции и культурные ценности.
3. Особое внимание стоит уделить политической грамотности учащихся, очень важно научить их свободно разбираться в огромном потоке существующих ныне партий и течений.
4. Необходима целенаправленная работа по гражданскому образованию в рамках патриотического воспитания, так как низкая политическая культура, незнание основных положений Конституции РФ, подмена понятий "Отечество" и "Государство", не могут способствовать формированию отечественной личности, подлинного патриота страны.
5. Эстетическое воспитание, а в частности формирование «чувства прекрасного», должно быть неразрывно связано с гражданскими и патриотическими основами воспитания.
Все выше изложенное приводит, нацеливает на непосредственное взаимодействие всех субъектов учебно –воспитательного процесса, а именно: школы, семьи и общества.
Патриотическое воспитание школьников в нашей школе — это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Жизнь общества сегодня ставит серьезнейшие задачи в области воспитания и обучения нового поколения. Государству нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и, в случае необходимости, встать на его защиту. В работе нашей школы одной из главных задач является воспитание подрастающего поколения. Важнейшая составляющая процесса воспитания – формирование и развитие патриотических чувств. Без наличия этого компонента нельзя говорить о воспитании по-настоящему гармоничной личности.
В нашей школе сложилась определенная система работы по данному направлению. Используются такие формы и методы работы:
Слайд 3,4
- традиционный месячник военно – патриотического воспитания
(конкурсы сочинений, рисунков «Страна, в которой мне хотелось бы жить», «Наша Армия родная», конкурсы стихотворений; тематические вечера-встречи с ветеранами войны и труда, конкурсы «Солдатушки – ребятушки», спортивные состязания «Вперед, мальчишки», акция «Посылка солдату» и «Письмо солдату»)
- организация сотрудничества с городским военкоматом (проводятся беседы с учащимися);
Слайд 5
- встречи с участниками боевых действий в Афганистане и Чечне;
Стали традиционными мероприятия посвященные Дню конституции, Дню России, Дню согласия и примирения:
- тематические классные часы (« Конституция ООН о правах ребенка и 200 лет института омбудсмена», «Александр Невский – личность нации»
Слайд 6
- устные журналы «Конституция – основной закон нашей страны» для учащихся 5-11 кл. и «Что такое конституция» для учащихся начальных классов.
Слайд 7
- шефская помощь ветеранам ВОВ, труженикам тыла, инвалидам и пожилым людям;
- игра – путешествие «В страну вежливости и доброты» и звездный час «Мой край родной»
Все мероприятия направлены на развитие у учащихся патриотических чувств и сознания, способствуют воспитанию личности гражданина-патриота Родины, готового встать на защиту государственных интересов страны. Особенно важной является тема Великой Отечественной войны. Она постоянно находится в центре внимания на классных часах, беседах классных руководителей со своими воспитанниками.
В школе проводятся мероприятия, посвященные Дню победы в ВОВ:
- Торжественные линейки, посвящённые Великой Победе.
Слайд 8
- Встречи учащихся с ветеранами Великой Отечественной войны ( 5-6 кл)
Слайд 9
- Устные журналы «И помнит мир спасенный», посвященные Великой Победе
- Тематические классные часы «Никто не забыт, ничто не забыто».
Слайд 10
- Конкурс плакатов «Этих дней не смолкнет слава…» (5 – 11 классы).
- Конкурс рисунков «Война глазами детей» (1-4 классы).
- Конкурс чтецов «Строка, оборванная пулей…» (1-4 классы).
- Брейн – ринг «Жизнь замечательных людей», посвященный героям ВОВ (10 – 11 классы).
Традиционной стала школьная военно-спортивная игра «Патриот» для учащихся 10-11 классов. На протяжении нескольких лет в школе работает клуб «Сыны Отечества», который осуществляет военно-патриотическое воспитание старшеклассников. Там занимаются 15 учащихся из 9-11 классов.
Данная система военно-патриотического воспитания, созданная в нашей школе, реально помогает управлять процессом подготовки обучающихся к защите Родины, придает всей проводимой работе системность, последовательность и целенаправленность, обеспечивает преемственность в организации и развитии военно-патриотической деятельности школьников. Понимая всю сложность вопроса патриотического воспитания, я считаю, что школа должна принять на себя основную нагрузку по патриотическому воспитанию подрастающего поколения, ведь именно здесь наше будущее, будущее нашей Родины. Воспитание гражданина – патриота стратегическая цель школы, была, есть и будет.
Слайд 11
Патриотическое сознание наших граждан остается важнейшей ценностью, одной из основ духовно – нравственного единства общества. Воспитать человека любящим свою землю, свой народ, быть готовым к защите своей Родины – очень непростая задача. Но она, безусловно, осуществима, если мы, педагоги, будем выполнять ее с любовью и добротой, не забывая мудрых слов: “Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить знаниями, а факел, который нужно зажечь!”
Слайд 12
От того, как будет поставлена работа по патриотическому воспитанию во всех школах нашей страны, и зависит во многом выполнение этой сложной проблемы современной жизни.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Первоочередными задачами школы является: 1. Необходимо резко различать национальное и националистическое воспитание. 2. Воспитание патриотизма должно строиться на конкретной исторической почве, необходимо активно использовать краеведческий материал, традиции и культурные ценности. 3. Особое внимание стоит уделить политической грамотности учащихся, очень важно научить их свободно разбираться в огромном потоке существующих ныне партий и течений. 4. Необходима целенаправленная работа по гражданскому образованию в рамках патриотического воспитания, так как низкая политическая культура, незнание основных положений Конституции РФ, подмена понятий "Отечество" и "Государство", не могут способствовать формированию отечественной личности, подлинного патриота страны. 5. Эстетическое воспитание, а в частности формирование «чувства прекрасного», должно быть неразрывно связано с гражданскими и патриотическими основами воспитания.
Патриотическое сознание наших граждан остается важнейшей ценностью, одной из основ духовно – нравственного единства общества. Воспитать человека любящим свою землю, свой народ, быть готовым к защите своей Родины – очень непростая задача. Но она, безусловно, осуществима, если мы, педагоги, будем выполнять ее с любовью и добротой, не забывая мудрых слов: “Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить знаниями, а факел, который нужно зажечь!”
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Патриотическое воспитание школьников на современном этапе развития общества"
В статье освещен вопрос патриотического воспитания современных школьников...
Развитие гражданских инициатив и военно-патриотическое воспитание школьников через социальное проектирование
Только участвуя в жизни общества можно стать успешным человеком, реализовать себя, добиться признания. Участвуя в реализации социальных проектов ученики получают социальное признание, повышают самооце...
ДОКЛАД; Патриотическое воспитание школьниковкак средство развития нравственных качеств личности
Историческое значение каждого русского человека измеряется его заслугами перед Родиной, а его человеческое достоинство- силой его патриотизма. (Н.Г. Чернышевский)...
«Патриотическое воспитание школьников на уроках технологии по средствам изготовления государственной символики и макетов знаменитой отечественной военной техники»
«Патриотическое воспитание школьников на уроках технологии по средствам изготовления государственной символики и макетов знаменитой отечественной военной техники»...
Патриотическое воспитание школьников на уроках ОБЖ с применением информационных технологий
Моя статья поможет учителям усовершенствовать технологию патриотического воспитания школьников....
Деятельностный подход в реализации технологии «Музейная педагогика» как метод патриотического воспитания школьников
Выступление на республиканской НПК «Культурно-историческое наследие региона в контексте патриотического и духовно-нравственного воспитания молодежи»....
Народное декоративно-прикладное искусство, как средство развития творческих способностей и патриотического воспитания школьников
С раннего детства мы знакомимся с миром народного декоративно-прикладного искусства. Это мир окружает нас всегда и везде. Очень часто мы не обращаем внимание на него. Но он незаметно приучает нас к кр...
Комментарии
Данный материал поможет