Статья на тему: «Через социальное проектирование- развитие гражданских инициатив и военно-патриотическое воспитание школьников»
статья по обж

Сокращение учебных программ по «Основам военной службы», сокращение сроков военной службы, реформирование армии и флота предъявляют к будущим Защитникам Отечества новые требования, соответствовать которым они смогут,  занимаясь в объединениях дополнительного образования. Тем самым, смогут подготовить себя к системе социальных, безопасных отношений в обществе. Недостаточный, а порой даже отсутствующий уровень психологической, физической, строевой, стрелковой подготовленности призывника, затрудняет его службу в российской армии, что приводит к негативным последствиям - дезертирству, «дедовщине», уклонению от службы.

 Решить актуальную проблему заблаговременной подготовки допризывной молодежи к армии через реализацию ряда проектов военно-патриотической направленности, призвано  военно-патриотические объединения (далее ВПО)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc97.5 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему: «Через социальное проектирование- развитие гражданских инициатив и военно-патриотическое воспитание   школьников»

                                           Подготовила Беленок О.Г.

 

Сокращение учебных программ по «Основам военной службы», сокращение сроков военной службы, реформирование армии и флота предъявляют к будущим Защитникам Отечества новые требования, соответствовать которым они смогут,  занимаясь в объединениях дополнительного образования. Тем самым, смогут подготовить себя к системе социальных, безопасных отношений в обществе. Недостаточный, а порой даже отсутствующий уровень психологической, физической, строевой, стрелковой подготовленности призывника, затрудняет его службу в российской армии, что приводит к негативным последствиям - дезертирству, «дедовщине», уклонению от службы.

 Решить актуальную проблему заблаговременной подготовки допризывной молодежи к армии через реализацию ряда проектов военно-патриотической направленности, призвано  военно-патриотические объединения (далее ВПО)

 Была спланирована деятельность подростков через систему творческих дел, конкурсов, соревнований, обучения навыкам и приемам безопасной жизнедеятельности, встреч с людьми разных профессий по реализации целей проектов. Кроме того, авторы предоставили возможность свободного выбора того или иного вида деятельности каждому участнику, что способствовало переходу подростка из объекта воздействия педагога в субъект собственной деятельности, помогло самовыражению личности, дало возможность для осуществления самоподготовки и самореализации.

Важным моментом  включения в систему подготовки допризывной молодежи к службе в армии явилась помощь социальных партнёров, родителей, привлечение ветеранов, младших школьников. Между всеми  участниками системы военно-патриотического воспитания  установлены отношения сотрудничества и диалога.

Система не может быть завершенной без анализа совместной деятельности, поэтому реализация проектов заканчивается представлением  аналитических материалов, выпуском рекомендаций, сборников. Система хороша в развитии, поэтому нами определены и перспективы на будущее.

Продолжением проектов станет проведение профилактических мероприятий «День защитников Отечества» и «День безопасности в городе «Безопасный город».

Цель проектов:

  •  Формирование у учащихся социального и ответственного отношения к вопросам личной и коллективной безопасности.
  •  Повышение уровня правовой, физической, прикладной, морально-психологической, огневой подготовки допризывной молодежи.
  •  Формирование у подростков навыков и привычек   здорового образа жизни.

Задачи проектов:

  • Повысить эффективность занятий по обучению детей навыкам военной подготовки;
  • отработать и закрепить  навыки огневой, строевой и физической подготовки;
  • познакомить подростков с работой  специализированной техники, оборудования;
  • организовать методическую помощь педагогам общеобразовательных учреждений,   руководителям отрядов ВПО, родителям и общественным организациям по вопросам подготовки юношей к службе в армии.

 Проект «Ралли выживания»   был задуман и реализован как подготовительный этап в подготовке допризывной молодежи к службе в армии.

Он предусматривал  отработку навыков физической, прикладной, морально-психологической, огневой подготовки допризывной молодежи, которая позволила бы подготовить их к службе в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, а так же в войсках, формированиях,  в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, в том числе, правоохранительных органах и органах безопасности.

         Были созданы миниполигоны по отработке перечисленных навыков; организована выставка военной, пожарной, спасательной техники, оборудования, спецодежды; организованы показательные выступления Южно-Сибирского спасательного отряда, ГУ «1 ОФПС по Республике Хакасия»  и воинской части; проведены соревнования по прикладным видам спорта, смотр строевой подготовки и конкурс флагоносцев.

Наибольший интерес вызвала выставка техники, оборудования и показательные выступления спасательного отряда. Впервые подростки увидели  наяву, как действует отряд, спасая имущество, технику и людей, как работает военная, спасательная, пожарная техника.  Подростки тушили пожар, пользуясь огнетушителем, использовали медицинское оборудование для оказания помощи условно пострадавшему.

 Проект «Тропа испытания»  был реализован с целью выявления уровня ответственности молодежи по вопросам личной и коллективной безопасности, знания  правовых основ службы в армии, истории создания Вооруженных Сил РФ, выдающихся людей, умения оказать помощь в чрезвычайных ситуациях. В ходе реализации проекта подростки встретились с представителями военкомата, которые осветили правовые вопросы призыва и службы в армии. Знание правовых норм было продемонстрировано в профилактическом мероприятии «Школа выживания», которое прошло в Центре детского творчества в виде конкурсных программ.

Сотрудники Министерства по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, Хакасского регионального отделения Всероссийского добровольного пожарного общества, пожарной охраны осветили вопросы безопасности жизнедеятельности, обучили навыкам оказания доврачебной помощи.

 Проект «Я - призывник» позволил выявить, насколько допризывная молодежь овладела теми  приемами и навыками, знаниями, которые были предложены в вышеперечисленных проектах. Он предусматривает закрепление полученных навыков в ходе проведения соревнований по различным направлениям безопасности жизнедеятельности: военной, пожарной безопасности, безопасности на дорогах города. Для этого был  организован   и уже проведен   единый день безопасности в городе «Когда молчат сирены».  В рамках проекта был проведён День безопасности, состоялся конкурс строевой подготовки, прошли соревнования на пожарно-прикладной полосе, по фигурному вождению велосипеда, сборке-разборке автомата, стрельбе из пневматической винтовки, метанию гранаты, работе в противогазе.

Успешной  реализации проектов способствовали следующие факторы:

 1. В реализации проектов приняли участие социальные партнёры: сотрудники военкомата, Министерства по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, Хакасского регионального отделения Всероссийского добровольного пожарного общества,  Государственного учреждения «1отдел федеральной пожарной службы по Республике Хакасия»,  Южно-Сибирский поисково-спасательный отряд, руководители профильных отрядов: военно - патриотические объединения, дружины юных пожарных, отряды «Спасателей», с которыми были проведены предварительные совещания  по реализации проектов. Из их числа выбирались судьи и члены жюри, их присутствие придало значимость проводимым мероприятиям, обеспечило методическую и профессиональную поддержку в формирования приемов и навыков подготовки к военной службе и обеспечении безопасности жизнедеятельности. Сотрудники участвовали в обучении подростков навыкам выживания в экстремальных ситуациях, навыкам прохождения военной службы, навыкам оказания первой доврачебной помощи. Партнёры  предоставили грамоты, дипломы, поощрительные призы для награждения   победителей, что явилось стимулом к дальнейшей деятельности.

2. Использование специализированной военной, спасательной, пожарной  техники, оборудования, спецодежды наглядно приблизило участников к реальной обстановке.

3. Важным моментом оказалось привлечение городских средств массовой информации к освещению проектной деятельности. Участники увидели себя на экранах телевизоров, прочли статьи в газетах, что, несомненно, повысило их самооценку и смотивировало на дальнейшее участие в проектах.

4. Мероприятия по проектам проводились вне помещения (на  стадионе Центра детского творчества, уличных площадках, прилегающих к Центру детского творчества, в тире ближайшей школы), что создавало удобство для таких масштабных действий.

5. К участию в реализации проекта привлекались ветераны Великой Отечественной войны, младшие школьники, которые помогли оформить выставку рисунков, пожарной техники и оборудования, это обеспечило преемственность поколений.

Все проекты были предназначены не только для детей, но и  для педагогов основ безопасности жизнедеятельности, руководителей профильных отрядов. В ходе реализации проектов для них были проведены семинары, выпущены сборники, разработаны методические рекомендации по  безопасности жизнедеятельности  и работе с допризывной молодежью.

В результате в проектах приняли участие 23 военно-патриотических объединения школ города, 19 дружин юных пожарных, 23 отряда юных инспекторов дорожного движения,  8 отрядов юных помощников милиции, 1отряд спасателей    общей  численностью 3560 старших школьников и 1500 ребят среднего и старшего возраста. Проекты получили массу положительных отзывов, как со стороны участников, так и со стороны социума. Проходящие мимо горожане  подолгу задерживались у соревнующихся команд. Много посетителей было и на выставке техники, оборудования. Получились большие городские мероприятия с участием школьников, горожан, партнёров, средств массовой информации.

Итогом реализации проектов стала диагностика контрольно-измерительных и  нравственно-духовных параметров допризывной молодёжи:

  • выполнены нормативы общефизической и специальной физической подготовки;
  • выполнены  нормативы разборки и сборки оружия и стрельбы из оружия;
  • приобретены навыки выживания в сложных жизненных ситуациях;
  • приобретен  опыт  физической и прикладной подготовки  допризывной молодежи к службе в армии.

  Нравственно-духовные параметры реализации проектов выражены:

  • в популяризации деятельности общественных организаций и объединений по физической и прикладной подготовке допризывной молодежи к службе в армии и государственных структурах, связанных с охраной и соблюдением правопорядка;
  • в активизации деятельности общественных объединений и организаций;
  • в повышении  престижа  службы в Вооруженных Силах РФ;
  • в приобретении навыков и привычек здорового образа жизни.

Участникам проекта предложено было ответить на несколько вопросов анкеты. На вопрос «Нужна ли нашей стране армия?» 93%  подростков отвечают утвердительно до реализации проектов и 97% после реализации.  

Диаграмма №1. «Нужна ли нашей стране армия?»

 Изменилось отношение подростков к службе в армии. Если в 2009 году  хотели служить в армии 63 % подростков, то в 2010 году 72% респондентов не отказывались от службы в армии.  

Диаграмма №2. «Хотел бы ты служить в армии?»

Изменилось так же отношение допризывной молодежи  к тем, кто служит в армии. Если в 2009 году преобладали ответы неуважительного содержания («глупые», «не поступившие в ВУЗы», «неудачники» и т.д.), то в 2010г не было ни одного неуважительного отзыва о военнослужащих.  Увеличился процент ответов: «Настоящие мужчины, патриоты» (42% респондентов), что, несомненно, говорит о росте престижа военной профессии.

 Диаграмма №3. «Кто служит в армии?» 

           

Свидетельством повышения престижа службы в армии является участие допризывной молодежи города в мероприятиях военно-патриотической направленности. Так за 2009-2010 учебный год допризывная молодежь участвовала в 24 городских массовых мероприятиях, которые охватили более 5  тысяч подростков.  Сборная команда города три года подряд становится призером Спартакиады допризывного возраста Сибирского Федерального округа и России. Командир штаба ВПО «Родина» Молчанов Роман награжден дипломом Министерства образования и науки Российской Федерации и стал обладателем  «Премии по  поддержке талантливой молодежи, установленной Указом Президента РФ», от 6 апреля 2006г №325 «О мерах государственной поддержки талантливой молодежи». Команда ВПО «Родина»  стала Победителем «Всероссийского Слёта поисковых отрядов, военно-патриотических клубов и кадетских корпусов» 2011года, проходящего во Всероссийском Детском Центре «Океан».  

В перспективе разрабатывается ещё один проект «Живёт такой парень», который будет включать чествование наиболее  отличившихся участников проектов и торжественные проводы юношей в армию.

Основываясь на данных, полученных в ходе анкетирования, можно сделать вывод о том, что:

1.  Тема «патриотизма» набирает популярность среди подростков нашего города;

2. Увеличивается количество подростков, вовлеченных в мероприятия патриотической направленности;

3.  Повышается престиж службы в армии в социуме города Абакана и Республики Хакасия;

4. Оценка обучающимися   значения военно-патриотического воспитания для успешной подготовки к службе в армии динамична.  Больше половины опрошенных  подростков считают его высокой и очень высокой.

Таким образом,  проектная деятельность  является одной из составляющих в системе развития гражданских инициатив и военно-патриотического воспитания  ВПО «Родина» г. Абакана, способствует  подготовке допризывной молодежи к службе в армии и воспитанию гражданина - патриота.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме: "Игра как метод развития коммуникативной компетенции младших школьников" (доклад на МО воспитателей).

Доклад о том, как с помощью игры происходит совершенствование коммуникативных навыков....

Развитие гражданских инициатив и военно-патриотическое воспитание школьников через социальное проектирование

Только участвуя в жизни общества можно стать успешным человеком, реализовать себя, добиться признания. Участвуя в реализации социальных проектов ученики получают социальное признание, повышают самооце...

Развитие ключевых компетенций у учащихся через социальное проектирование

Современное образование имеет своей целью  формирование ключевых компетенций личности. Особое место при этом отводится  гражданской компетентности, подразумевающей социализацию школьников, и...

Профориентационная работа школьного библиотекаря через социальное проектирование.

Номинация «Пропаганда профессии педагога». Социальный проект «Учитель вечен на земле.»С самого раннего детства девчонки и мальчишки мечтают и размышляют, кем же они будут, когд...

статья на тему "Работа классного руководителя по гражданско-патриотическому воспитанию школьников".

Аннотация: статья посвящена роли классного руководителя в организации гражданско-патриотического воспитания учащихся.  В наше непростое время необходимо развивать и повышать нравственные и патрио...

Духовно-нравственное развитие и воспитание современного школьника через социальное проектирование на уроках истории и обществознания.

Социальное проектирование -один из важнейших видов деятельности ,которая активно используется в учебной и внеурочной деятельности.Это дает возможность учащимся  связать и соотнести общие пр...